1. Если вскользь прочитали главу «Как провести эксперимент» - вернуться и ещё раз прочитать незамедлительно и внимательно.
Итак, нам надо научить детей действовать (это касается любой деятельности): для этого надо уметь наблюдать (сравнивать, сопоставлять, анализировать, чтобы составить представление о том мире, в котором действуешь). Далее – уметь увидеть проблему. (Оказывается, многие люди делать это не умеют; а если я, к примеру, проблему не увижу, значит, и не разрешу. И живёт себе человек, понимает, что живёт плохо, а почему плохо – не понимает). Когда проблема осознана, можно её решать и подбирать варианты для этого. Можно это, а можно и то… - что лучше? Если я сделаю это, то получится то-то, а если сделаю другое, то получится то-то. Мучается человек. Тогда надо попробовать и то, и то (попробовать, а не бросаться за деньгами в банк и очумело решать проблему, а потом горевать в «пролёте»). Попробовал – посмотрел, где результат лучше – успех развивать. А ещё б не мешало выяснить, за счёт чего этот успех приключился. Всё это укладывается в нашу схему: наблюдение – проблема – гипотеза - эксперимент – теория (я знаю, могу объяснить, за счёт чего я добиваюсь успеха).
Для чего нам это? Да мы не просто деток учим кувыркаться, а жизни их учим. Не ерундой какой мы тут занимаемся – жить учимся! Значимость свою чувствуете? То-то J. Тут важно, чтоб и до деток это доходило и до тех, кто на физкультуру свысока посматривает.
Ещё немаловажная штучка – уметь контролировать свои действия, потому как если они будут неправильны, то можно до цели и не добраться. Для этого нужно знать критерии контроля правильности выполнения действий или отдельных операций. В нашем случае действие – это кувырок, а исходное положение, отталкивание, переворот через голову, группировка и принятие положения после переворачивания – это операции. Если я буду знать, как правильно делать отдельные операции, то и всё действие я сделаю правильно. Если я знаю критерии, то мне гораздо легче осознать ошибку, и, значит, у меня есть возможность исправить её. Не зная критериев, я всё время буду делать одну и ту же ошибку. Видеть её – это великое дело. В начале обучения нужно делать упор именно на это; и лучшие ученики – это те, которые могут выявить у себя ошибку. Необходимо довести до учеников, что ошибка – нормальное дело (чтобы они не боялись их совершать и не пытались скрывать). То есть, если ученик объективно делает себе оценку – он молодец. Но на последующих этапах обучения акцент делается уже на другом – умении её исправить. Тут молодец тот, кто умеет исправлять ошибки. Работа с пульсом из этой же категории - посредством его уметь определять меру воздействия нагрузки: большой пульс – нагрузка большая (интенсивная), малый пульс – нагрузка малая. Да ведь?
2. Первый урок. Прописываем приблизительно, а вы ориентируйтесь по ситуации. Один из принципов развивающих технологий – принцип ситуативности. Если детки выйдут на какую-то проблему, поддерживайте и развивайте её, но далеко от намеченной дороги не уходите (это если они «не в ту степь» полезут).
Главная учебная задача (ГУЗ) у нас – как воздействуют физические упражнения на организм человека? А это и есть своего рода формулировка проблемы. (Учитель: вот занимаемся с вами, занимаемся, а зачем, какое влияние на нас оказывают упражнения?).
Решаем её и в подготовительной части, и в основной. Делаем это с помощью частных учебных задач (ЧУЗ): как влияет бег на организм человека? Как влияют кувырки на организм человека? А на сердце бег влияет? Как он влияет? То есть, тут уже более конкретная проблема: как влияет бег на сердце человека? Как проверить, что он влияет? А для этого надо подсчитать пульс в покое, потом после бега и сравнить полученные данные.
В подготовительной части сначала учимся определять пульс в покое, потом после разных упражнений (ходьба, быстрая ходьба, бег, быстрый бег). Если разброс пульса у ребят будет большой, то на последующих уроках можно дать задание бежать на определённом пульсе (напр., попадать в зону 150-160 уд/мин). У кого пульс после бега небольшой, значит им надо бежать быстрее, у кого большой, соответственно – бежать медленнее (учим контролировать интенсивность бега по пульсу). Для этого, естественно, они должны бежать в своём темпе, то есть вне строя.
Переходим к кувыркам. Дайте ученикам возможность покувыркаться.
А как кувырки влияют на организм человека? (проблема). А на что конкретно в человеческом организме они влияют? Если вариантов не будет, дать ещё покувыркаться с заданием: что вы чувствуете после выполнения? Голова кружится. У нас на уроке детьми сразу был выдвинут вариант про вестибулярный аппарат, у вас может быть по-другому. Но направляйте их мысли (вопросами, предположениями). Скажите, что есть в голове такая штучка, которая отвечает за равновесие. У кого эта штучка повреждена, тот или ходить не может, или ходит неуверенно– качается. Кувырки оказывают влияние на этот орган – голова-то кружится. А на точность действий могут оказывать влияние кувырки?
Здесь ещё можно проблемы поформулировать: как влияют кувырки на смелость, гибкость, развитие мышц спины, координацию (кто-то из наших учеников её наверно и назвал «манипулятивный аппарат»). Может и ещё что придумают. Можно выбрать то, что захотят, мы вот выбрали вестибулярный аппарат и точность движений (тоже, кстати, к координационным качествам относится).
А как проверить: влияют ли? А, может, и не влияют? И тут мы уже дошли до гипотезы (предположение). Если… то… «Если тренироваться в кувырках, то работа вестибулярного аппарата будет улучшаться». «Если выполнять много упражнений на равновесие, то работа вестибулярного аппарата улучшится». «Если ничего не делать, то он всё равно улучшиться, мы ж растём, и этот аппарат у нас ещё не развился» (может же быть и такая гипотеза).
Ну что, надо остановиться на тренировке упражнениями (то есть кувырками, потому как изучать по программе мы их должны).
А можно натренировать эту штучку (вестибулярный аппарат), чтобы голова меньше после кувырков кружилась? А как мы узнаем, что эта штучка у нас стала работать лучше? - Голова меньше кружится. Но это субъективное ощущение (хотя оно может быть и верное). Но в науке факты нужны, а не субъективные ощущения. Значит, надо каким-то образом продиагностировать состояние (выявить исходное состояние, а потом сравнить с тем, что получилось после тренировок). Что для этого можно использовать? Ходьба по линии после кувырков. А для проверки точности мы использовали дартс. Если его нет, можно использовать броски в любую цель (обруч, мяч, круг на стене).
Далее идёт диагностика. У нас ушло на это ещё и часть второго урока.
3. Второй урок (и дальнейшие).
Продолжаем работать с пульсом в подготовительной части урока.
Работа с кувырком. Нам помимо всего нужно освоить и его технику.
А как вообще можно кувыркаться? Здесь можно выполнять все виды кувырков: через голову, плечо, в стороны, из разных и.п. (толкаясь одной, двумя и т.д.), и приходить в разные и.п. (в упор присев, ноги в стороны, ноги в угол и т.д.). Кувырки предлагаются учениками, чем больше, тем лучше. Кувырок, предложенный учеником, называется его именем («кувырок Саши», «кувырок Пети» и т.д.). Если фантазия у них иссякает, предлагайте сами.
Далее. Отмечаете, что для нашего эксперимента кувырки надо выполнять всеми одинаково. Иначе те ребята, которые, например, не делают группировку и поэтому не могут сразу встать и начать движение, окажутся в более выгодном положении (пока они встают, вестибулярный аппарат может прийти в норму). Также разница будет в том, что одни выполняют быстро, а другие медленно. Значит! Кувырки надо выполнять быстро и сразу после их окончания вставать на ноги. Делается это для того, чтобы научить учеников всё-таки делать группировку – это у них одна из распространённых ошибок.
Как выполнить кувырок быстро? Ещё одна проблема: что влияет на быстроту кувырка? Вот мы выполняли кувырок разными способами, в том числе в группировке и без неё. Как быстрее? Как узнать как быстрее? Гипотеза: надо выполнить кувырок с группировкой и без неё на время, и сравнить полученные результаты. Проводим эксперимент: какой вариант выполнения более быстрый? Каждый выполняет 2 раза по пять кувырков: один раз с группировкой, другой – без группировки. Время фиксируется и объявляется.
Как делать перекат – не выясняется, тут надо объявить, что в целях безопасности (чтоб себе шею не свернуть, а учителю на нары не сесть) при перекате первым касается матов затылок.
Начинается отработка касания опоры затылком (безопасность прежде всего). Подключайте всех к оцениванию. Полгруппы выполняет упражнение, полгруппы оценивает: большой палец вверх – правильно, вниз – неправильно.
Потом тоже самое, но каждый выполнивший упражнение оценивает сам себя: поднимает палец вверх (выполнил правильно) или вниз.
А далее решайте, как определить остальные контрольные точки. Они следующие: Подготовительная часть - руки на расстоянии голени от стоп, колени не касаются пола; отталкивание – ноги прямые; перекат - первым касаются опоры лопатки; группировка; упор присев (руки на опоре); встать. Всего – 6 баллов.
Возможна (даже необходима) работа в парах: один выполняет, другой оценивает.
Сколько на это уйдёт уроков? Всё будет зависеть как от вас, так и от учеников. Как увидите, что они могут оценивать сами себя, проводите зачётный урок. У нас на решение этой задачи ушло 6 уроков. Основной критерий оценки – её объективность. Оценивает ученик себя, например, на «3» и указывает на совершённые ошибки, и вы его оцениваете так же, ставьте «отлично», он того заслужил.
А на последнем занятии опять проведите диагностику вестибулярного аппарата и точности.
Подсчитываете средние величины по обоим тестам (ходьба по линии и количество выбитых очков). Сравниваете. Изменились? Не изменились? Как влияют кувырки на вестибулярный аппарат и точность бросков? Если изменений нет, или даже, может быть, они ухудшились – какие будут по этому поводу предложения (учеников). Может мало времени для того, чтобы произошли какие-то изменения и для тренировок надо более продолжительное время.
Главное для нас – не получить результат (изменились или нет показатели в тестах), а научить учеников способу решения проблемы (как влияют кувырки на вестибулярный аппарат и точность бросков).
4. Выйдите на контрольный класс, расскажите ученикам критерии оценки и пусть они выполнят кувырок с последующей самооценкой. Результаты фиксируйте.
5. Пропишите, что делали (порядок действий), что из этого получилось. Лучше делать это после каждого урока. Потому что бывает так, что намечаешь одно, а урок начинает идти по-другому и очень часто лучше, чем планировалось. И важно осознать, почему так пошло, чтобы внести изменения в работу. «Рефлексия» такая работа называется. Очень полезная штука.
6. Посчитайте t-критерий по результатам проведённого теста.
7. Сделайте выводы.
Диагностика:
1. Объективность самооценки. Оценивается соответствие самооценки ученика с оценкой учителя.
2. Уровень сформированности техники кувырка. Оценка делается учителем.
3. Уровень усвоения теоретических знаний.
Уровень освоения теоретических знаний выявляется с помощью тест-билета. Мы применяли следующий:
ТЕСТ-БИЛЕТ
1) Быстрота выполнения кувырка вперед зависит от:
А) группировки.
Б) силы отталкивания.
В) постановки ног в исходном положении.
Г) постановки рук в исходном положении.
2) Исходное положение в кувырке вперед:
А) стоя ноги врозь, руки вдоль туловища.
Б) полного приседа ноги врозь и широко.
В) руки на уровне носок.
Г) полный присед, руки на полу.
Д) руки на расстоянии голени от стоп, колени не касаются пола.
3) После отталкивания первыми касаются мата:
А) Лопатки.
Б). Лоб.
В) Затылок.
Г) Плечо.
Д) Ноги.
4) Ноги при выполнении переката:
А) согнуты в коленях.
Б) прямые вместе.
В) согнуты врозь.
Г) прямые врозь.
Д) скрещенное.
5) При группировке руки находятся:
А) на бёдрах.
Б) под надколенником (коленной чашечкой).
В) на голеностопе.
Г) на середине голени.
6) После кувырка надо занять положение:
А) упор присев руки на маты.
Б) упор присев, руки на маты на расстоянии голени от стопы.
В) стоя.
Г) сидя на мате, руки назад.
7) Голова в исходной позе занимает положение:
А) прямо.
Б) назад.
В) наклонена вниз.
Г) наклонена в сторону.
Нужно отметить, что вопросы требовали очень хорошего знания материала. Например, в первом вопросе все варианты ответа – правильные, но нужно было выбрать самый «сущностный» (от которого в самой большей степени зависит быстрота выполнения кувырка).
Эффективности такого способа освоении учебного материала была проверена учителем средней общеобразовательной школы № 3» г. Горнозаводска Ю.Б. Волковой.
Ученики экспериментальной группы, в отличие от контрольной, по окончании эксперимента смогли объективно оценить свою технику выполнения кувырка: средняя самооценка группы (4,0 балла) отличается от оценки учителя (4,5 балла) на статистически недостоверном уровне, т.е. в данном случае можно говорить, что самооценка учеников не отличается от оценки учителя.
Результаты освоения техники показали, что улучшение техники выполнения кувырка в экспериментальной группе произошло на достоверно значимом уровне, в то время как улучшение техники в контрольной группе носит случайный характер.
В конце эксперимента у учеников выявлялся уровень усвоения теоретических знаний. В среднем оценка в экспериментальной группе составила 0,82 балла (82 % усвоения знаний), в контрольной – 0,51 балла (соответственно 51 % усвоения знаний) (t = 4,43; p < 0,01).
В конце последнего урока были подведены итоги совместно проведённого эксперимента по выявлению влияния кувырков на точность движений. Ученики сравнили количество выбитых в дартс очков в начале эксперимента и после его окончания. У 19 человек результаты улучшились, у одного остался без изменений и у одного ученика результат ухудшился на одно очко (в среднем до эксперимента ученики выбивали 5,1 очка в дартс, а после эксперимента – 12,6).
По предложению учителя ученики совместно определили последовательность тех действий, которые они совершили за шесть проведённых уроков (осознали проблему, выдвинули гипотезу, придумали, как её проверить и, наконец-то точно пришли к выводу, что кувырки влияют на вестибулярный аппарат, следствием чего стало улучшение результатов в дартс).
3.5. Формирование умений самостоятельного применения упражнений в разминке
Мы глубоко убеждены в том, что разминка должна быть самостоятельной. Обоснуем это убеждение с фактами в руках. Наш анализ величины внутренней нагрузки [28] на занятиях показал, что развивающий эффект она носила только у 40 % занимающихся. (Внутренняя нагрузка – это реакция организма на внешнюю нагрузку: объём и интенсивность упражнений). Для остальных занимающихся (60 %) она была чрезмерной или недостаточной. Причём, различия в реагировании на внешнюю нагрузку, начинаются уже в самом начале занятий: после пятиминутного бега в среднем темпе (с точки зрения преподавателя) разница в ЧСС за одну минуту у юношей составила 72 удара, у девочек – 114 (!). То есть, для одних учащихся темп на самом деле оказался средним, но для других - или медленным, или высоким (в каждой группе у нас оказывались учащиеся, ЧСС которых после пятиминутного бега в подготовительной части урока достигала 190-220 уд/мин.). Выход мы видим только в том, чтобы научить учеников контролировать свой темп с помощью частоты сердечных сокращений (ЧСС). Как узнать, какое увеличение пульса можно считать нормальным? Какого-то определённого значения нет – правильно говорить о целевой зоне частоты сердцебиений. Принято считать, что целевая зона находится в пределах от 50 % до 85 % максимальной частоты, на которую способно сердце.
При вхождении в целевую зону начинает выступать пот и учащается дыхание. Есть несколько способов её определения.
I.
1. Определяется максимальный пульс:
220 (мужчины) минус возраст.
226 (женщины) минус возраст.
2. Определив максимальный пульс, можно рассчитать границы целевой зоны (50 % - 85 %).
Недостаток данного способа в том, что в нём учитывается только возраст.
II. Метод Карвонена (Karvonen) учитывает пульс в спокойном состоянии и потому более точный по сравнению с предыдущим.
1. Определяется пульс в покое.
2. Определяется максимальный пульс:
220 (м) минус возраст.
226 (ж) минус возраст.
3. Отнять значение пульса в покое от максимального.
4. Умножить полученное на 0,5 и прибавить пульс в покое.
5. Полученное в третьем действии умножить на 0,85 и прибавить пульс в покое.
Ежегодно в России в среднем на уроках физкультуры умирает 3 человека. Научите учеников контролировать нагрузку на занятиях! И, может быть, нам удастся избежать этого ужаса.
Если мы переходим от спортивного подхода к уроку к физкультурному, то нужно пересмотреть и отношение к нормативам, и не требовать от учеников невозможного (недавно был свидетелем того, что ученицу со стадиона увезли на «скорой помощи» - сдавала норматив на 1000 м.: школа престижная и ученики готовы умереть за оценку). Научить контролировать нагрузку на уроке (темп бега) можно за три урока. А отметку выставлять в том случае, если ученик заканчивает дистанцию на пульсе в целевой зоне ЧСС. Как проверять, когда в забеге участвует до десятка и более человек? Доверять ученикам. Мы, например, играем в игру «честные люди». Метод работает: психологи утверждают, что полное доверие оправдывается в 99 % случаев.
Можно (и нужно, если мы работаем с позиций компетентностного подхода) переходить и на самостоятельное выполнение общеразвивающих упражнений. Напоминаем, что результатом обучения в школе является автор своего физического состояния (субъект деятельности). Задачей учителя в этой ситуации является постепенное от класса к классу передача его ответственности за учеников на них самих. В начале обучения ответственность полностью лежит на нём, это касается и подготовительной части урока. Учитель перестраивает учеников для разминки, предлагает упражнения, показывает их, указывает, на какие группы мышц направлено то или иное упражнение (идёт общее ознакомление с мышцами: мышцы спины, передней части туловища, боковые туловища, задней поверхности бедра и т.д.), какие ощущения должны возникать при правильном их выполнении (похрустывание в суставах, болевые ощущения при растяжении мышц). Постепенно ученикам в общем строю предлагается придумать и выполнить упражнение для воздействия на какую-либо группу мышц. Учитель подаёт команды («исходное положение принять!») и ведёт подсчёт. Количество таких упражнений от урока к уроку увеличивается и этот этап приобщения к самостоятельной разминке заканчивается тем, что учитель называет только группы мышц, которые надо размять, а ученики подбирают и выполняют упражнения сами. Если в таком формате ученики справляются с требованиями, предъявляемыми к разминке, то можно переходить полностью к самостоятельной разминке. Наш опыт показывает, что это можно осуществить к концу первого класса.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 311.