ГЛАВА 6 УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ НА РАЗЛИЧНЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УРОВНЯХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Площадь земельного фонда Российской Федерации как объекта управления на 1 января 2010 г. составляла 1709,8 млн. га, из которых земли лесного фонда занимали 62%, земли сельскохозяйственного назначения - 25,7%, земли запаса - 6,7%, земли особо охраняемых территорий - 1,9%, земли водного фонда - 1,6%, земли населенных пунктов - 1,1%, земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения - 1,0 %.

 

Таблица 6.1.1 - Распределение земельного фонда России по категориям земель

Категория земель млн. га %
1 2 3
Земли сельскохозяйственного назначения 440,1 25,7
Земли лесного фонда 1059,8 62,0
Земли водного фонда 27,8 1,6
Земли населенных пунктов 18,6 1,1
Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения 17,4 1,0
Земли природоохранного назначения (особо охраняемых территорий) 31,7 1,9
Земли запаса 114,4 6,7
Всего земель (без учета внутренних вод и территориального моря) 1709,8 100

 

На 1 января 2014г. по данным Минэкономразвития, площади категорий земель в границах территории страны изменились (рис.6.1.1).

 

 


Рисунок 6.1.1 – Распределение земли в России по категориям, % (на 1 января 2014 года)*

*данные Министерства экономического развития РФ

 

На 1 января 2010г. площадь земель сельскохозяйственного назначения, по данным Росреестра, составляла 25,7%., на 1.01.2014 г. 22,6% территории РФ.

Земли сельскохозяйственного назначения - это земли, предоставленные в пользование для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли данной категории располагаются за чертой населенных пунктов и выступают как основное средство производства продуктов питания, кормов, сырья, имеют отличительный правовой режим и подлежат особой охране.

Земли сельскохозяйственного на­значения, используются различными сельскохозяйственными пред­приятиями и организациями (товариществами, обществами, кооперати­вами, государственными и муниципальными предприятиями, научно-исследовательскими учреждениями). В данную категорию также входят зе­мельные участки, предоставленные гражданам для ведения кресть­янского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и вы­паса скота. Состоят из сельскохо­зяйственных и несельскохозяйственных угодий. Площадь сельскохозяйственных угодий - 192,0 млн. га.

Несельскохозяйственные угодья - это земли под зданиями, сооружениями, внутрихозяйственными дорогами, защитными древесно-кустарниковыми насаждениями, водоемами, земельными участками, предназна­ченными для обслуживания сельскохозяйственного производства и др. занимают 208 млн. га.

 

 

Рисунок 6.1.2 – Распределение земельного фонда РФ по формам собственности, % (на 1 января 2014 года)*

*данные Министерства экономического развития РФ

 


УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

В СУБЪЕКТАХ РФ

Под субъектом Российской Федерации (определенным Конституцией РФ, 1993г.) понимают государственное образование в составе федеративного государства.

В Российскую Федерацию входят 85 субъектов (22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа).

Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, района, города, других муниципальных образований.

Главная цель управления земельными ресурсами в субъектах РФ - создание и обеспечение функционирования эффективной системы регулирования земельных отношений и землепользования в регионе.

Достигают этой цели путем управления земельной собственностью, решая следующие задачи:

- обеспечение сохранности и рационального использования государственных земель;

- повышение доходности объектов земельной собственности;

- улучшение экономического и экологического состояния объектов недвижимости, повышение их рыночной стоимости;

- оптимизация производственных издержек на содержание объектов земельной собственности региона;

- обеспечение государственных интересов в комплексных программах управления земельными ресурсами страны, субъектов РФ и муниципальных образований;

- решение социальных вопросов, увязанных с использованием государственной и муниципальной земельной собственности;

- развитие инфраструктуры;

- совершенствование системы налогообложения земель, повышение налоговых поступлений в региональный бюджет;

- формирование эффективных земельных собственников, создание базисных условий для привлечения инвестиций, обеспечение инвесторам государственных гарантий в части сохранения прав собственности на земельные участки.

Предметом управления является формирование процессов использования земли в границах субъекта Российской Федерации, обеспечивающих многообразие потребностей жителей в земельных участках.

Объектом управления являются земельные ресурсы в пределах границ, субъекта РФ, за исключением земель, переданных в федеральную, муниципальную, частную и иную собственность.

Основными характерными признаками земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, являются:

- целевое назначение земель, определяемое федеральным и региональным законодательством;

- распоряжение землей органами государственной власти субъектов Федерации;

- субъекты земельных отношений (в лице органов госвласти) не осуществляют хозяйственной эксплуатации земель;

- земельные ресурсы закрепляют за унитарными государственными предприятиями;

- присвоение части земельной ренты осуществляется через аренд­ную плату и земельный налог;

- сохранение прав собственности, пользования и аренды, при включении земельных участков в региональный земельный фонд.

Субъектами общего государственного управления являются территориальные службы государственных органов общей и специальной компетенции в пределах территории субъекта РФ.

Субъектами ведомственного (отраслевого) управления землями являются территориальные органы министерств, федеральных служб и агентств Российской Федерации, которым предоставлены земли вне зависимости от их территориального размещения.

Кроме того, в сфере управления земельными ресурсами участвуют органы федерального казначейства, государственной налоговой службы и другие финансовые органы, осуществляющие регулирование бюджетно-финансового процесса.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Дата: 2019-02-02, просмотров: 288.