Оценочные материалы для проведения текущего контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Текущий контроль знаний студентов осуществляется проводимыми по основным темам дисциплины следующими контрольными оценочными мероприятиями:

·  анализ речевого поведения ученика и речевого поведения учителя (письменная самостоятельная работа)

· тест.

Тест проверяет теоретическую подготовку, письменная самостоятельная работа – практическую.

В тестовые задания включены вопросы не только рассматриваемые на занятиях, но и предложенные для самостоятельного изучения. Проверяется сформированность умения применять конкретные знания в практической деятельности (ПК-1).

Примеры оценочных материалов для проведения

текущей аттестации обучающихся по дисциплине

Пример тестовых заданий для оценки сформированности компетенции ПК-1-готовность реализовать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

Тема 1-2.

Задание 1.

Установите соответствие.

                                                А. Риторика − дитя демократии

1. М.Т. Цицерон                    Б. Риторика − наука и мастерство                                                 2.Т.А.Ладыженская                  доказательной речи

                                                 В. Поэтами рождаются, ораторами становятся

                                                 Г. Риторика обучает хорошей, «искусной»,

                                                     эффективной речи

Задание 2.

Какое понятие не является составляющим риторики?

 

1) этос 2) логос
3) меморио 4) пафос

 

 

Задание 3.

Дополните предложение

 

Целью риторической деятельности является создание ______, призванного ________ на аудиторию.

Задание 4.Путь от мысли к слову не включает

 

1) изобретение содержания 2) расположение изобретенного
3) украшение изобретнного 4) анализ изобретенного

Задание 5.

Что не входит в риторический канон?

 

1) инвенция 2) диспоцизия
3) конституция 4) элокуция

Задание 6.

Дополните предложение.

Речь следует считать процессом общения, целенаправленного, сознательного воздействия на людей посредством слова.

Адресант → речь − ••• .

Задание 7.

В зависимости от цели выделяют следующие виды речи. 

 

1) убеждающая речь 2) научная речь
3) содержательная речь 4) деловая речь

Темы 3-7

Задание 8.

Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:

________ − стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем противопоставления понятий, мыслей, образов.

 

 1) Эллипсис 2) Антитеза
3) Градация 4) Анафора

Задание 9.

Дополните предложение.

Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом, расположение всех частей выступления называется _________

Задание 10.

В ораторской речи не желательно:

 

1) использование риторических восклицаний, риторических вопросов 2) частое использование терминов
3) использование поговорок, пословиц 4) использование анологий

Задание 11.

В начале публичной речи вы выбираете следующую этикетную формулу обращения:

 

1) Делать нечего, начнем, господа − товарищи! 2) Уважаемые коллеги! Господа / Дорогие друзья
3) Внимание, слушатели! 4) Кто пришел − слушайте!

Задание 12.

Укажите вид делового письма, в котором используются следующие языковые формулы: довожу до Вашего сведения…, извещаю Вас о том, что…, уведомляем Вас…

1) письмо-сообщение 2) письмо-запрос
3) письмо-просьба 4) письмо-презентация

Задание 13.

Дополните предложение.

________ − лингвистическое окружение данной языковой / речевой единицы.

Задание 14.

 

Синекдоха наблюдается в словосочетаниях:

 

1) пять голов скота 2) чайник вскипел
3) съезд постановил 4) зал зааплодировал

Задание 15.

Под коммуникативным равновесием в риторике понимают…

 

1) отведение собеседнику в процессе общения роли не ниже той, которая обусловлена его социальной ролью и представлением о его собственном достоинстве 2) достижение говорящим поставленной цели
3) знание законов общения 4) трудности в общении, возникающие как у выступающего, так и у слушателей

Задание 16.

Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.

А. Произошло это название от старорусского слова «здо», обозначавшего глину, из которой делали кирпич.

Б. Зодчими когда-то называли на Руси каменных дел мастеров, то есть строителей-каменщиков.

В. Слово «зодчий» сейчас известно далеко не каждому, для кого русский язык родной.

Г. Слово «здо» давно вышло из употребления, а «зодчий», хотя и считается устаревшим, осталось в употреблении: зодчими мы называем архитекторов прошлых веков.

 

1) Г, А, Б, В, параллельная 2) Б, Г, В, А, последовательная
3) В, Г, А, Б, параллельная 4) В, Б, А, Г, последовательная

Вариант индивидуальных письменной самостоятельной работы  для оценки степени сформированности компетенций ПК-1

Письменная самостоятельная работа

( анализ речевого поведения ученика и речевого поведения учителя).

1. Какие коммуникативные качества (вербальные и невербальные) необходимы учителю в дискуссионной речи.

2.Проведите анализ речевого поведения ученика и речевого поведения учителя во время спора (письменно). Обратите внимание на особенности речи, на построение фраз, вопросов, на паузы между репликами, на ответы.

Фиксируйте материал в 2 колонки: поведение учителя во время спора - поведение ученика.

Задание 1.Прочитайте фрагмент романа В.П.Крапивина «Мальчик со шпагой», где новый директор школы беседует в присутствии педагогов с Сергеем Кохановским, который, зная, что малышу Стаське попадет от отца за слабую успеваемость, взял его дневник, выставленный учительницей Нелли Ивановной для обозрения на родительском собрании.

«- В сентябре был такой возмутительный факт! - гневно продолжала Нелли Ивановна. - Я отправила этого Грачева к вам, а он... - она ткнула острым ногтем в Сережу, - он со своими дружками силой отбил его у дежурной...

Сережа слегка разозлился и перестал бояться.

- Не силой, - возразил он. - Можно, Анатолий Афанасьевич, мне рассказать?

- Ну?

- Это дежурная сама силой тащила Грачева, а он так ревел, что все сбежались. Он от рева даже заикаться начал. Мы его потом к врачу отвели... Татьяна Михайловна, помните, я тогда еще опоздал?

- Да, действительно. - Татьяна Михайловна кивнула. - Я помню. Вообще-то Кохановский никогда не опаздывает.

«Один - ноль» - подумал Сережа. И стал ждать. В споре главное - не спешить. Пусть другой человек скажет все до конца. А потом надо отвечать - коротко и четко. Как защита клинком. Когда защита, а когда и контратака. А если возмущаться, перебивать, скажут, что грубишь, вот и все, и тогда, хоть лопни, не докажешь ничего.

Директор снял очки и так же, как карандашом, стал постукивать по столу.

- А скажите, Нелли Ивановна, - спросил он, - зачем вы этого... Грачева... направили ко мне с дежурной?

Глаза у Нелли Ивановны сделались круглыми и несчастными. Она поднесла к груди сжатые кулачки.

- Да потому, что сил моих нет! Я с ним воюю второй год. Это не ученик! Это... какое-то чудовище! Он делает все, что вздумается! А тут находятся дружки, которые его покрывают (...)

- Вернемся к нашему главному вопросу, предложил Анатолий Афанасьевич. - Ты, Кохановский, утверждаешь, что убрал дневники ради Грачева? Зачем? Спасал его, так сказать, от позора и бесчестья?

- От битья, - сказал Сережа и все внутри его натянулось. - Его отец излупил бы за эту выставку, как... ну, не знаю даже. Как зверь.

- Это неправда! - возмутилась Нелли Ивановна.

- Это правда! - со звоном сказал Сережа. - Если не верите, спросите Наташу Лесникову. Они с Грачевым в одной квартире живут. Его отец все время бьет!»

Задание 2. Согласны ли вы с речевыми портретами Нелли Ивановны? Аргументируйте свое мнение.

а) Учительница показана нервной, озлобленной женщиной. Она во время спора находится в возбужденном состоянии, ей не хватает слов, чтобы выразить свои мысли. Видно, что речь ею была заранее продумана, но четкие ответы Сережи и прямые вопросы директора заводят ее в тупик. Она не может аргументировано ответить на вопрос Анатолия Афанасьевича, поэтому и вырываются недопустимые слова "чудовище". Поднесенные к груди руки показывают, что она как бы защищает себя от "нападения" окружающих и ее первое желание – оправдаться.

б) Анализируя речь Нелли Ивановны, я составила следующий словесный портрет: уставшая женщина, работающая, возможно, не по призванию, а в результате ошибочного выбора профессии. Она честолюбива. Детей не любит. Ее не волнуют их проблемы (не знает, что Стаську бьют, а может, не хочет знать?), взаимоотношения, интересы. Самое главное для нее – добиться любыми путями высокой успеваемости в классе и утвердить тем самым свой авторитет среди коллег и начальства. Она даже готова унизить ребенка и выставить его дневник на всеобщее обозрение, не задумываясь о последствиях для ученика, о его будущем. Это, на мой взгляд, подтверждается ее фразой: "А тут находятся дружки, которые его покрывают!" Она не заинтересована в познании личности ребенка. Она делит детей на хороших, т.е. на тех, которые ей подчиняются, способствуют выполнению ее целей, и плохих, т.е. неподчиняющихся. Я думаю, что Нелли Ивановне следовало бы избрать профессию, не связанную с детьми.


Задание 3. Дайте анализ речевого поведения коммуникантов:

а) охарактеризуйте поведение Анатолия Афанасьевича. Какие приёмы воздействия использует директор?

б) составьте словесный портрет Нелли Ивановны на основе ее речевых самопроявлений в ситуациях спора;

в) каковы концепции спора, декларируемые Сережей?

 

 


6.2. Примерные вопросы  для проведения промежуточной аттестации (зачет)

1.Риторика как особая дисциплина, ее предмет и задачи. Общая и частная риторика.

2. Виды речи, их характеристика.

3.Обоснуйте необходимость овладения техникой речи. Какие  приемы используются в публичных выступлениях?

4 Основные этапы подготовки речи.  Как зависит выбор речи от цели выступления?

5. Место интенции в подготовке речи?

6. Особенности социально-политических и академических  жанров речи.

7.Характеристика "больших" жанров (слово, дебаты, дискуссия, выступление, рецензия, отзыв).

8.Роль "малых" жанров в речи.

9.Дискуссионная речь. Ее виды и особенности.

10.Типы текста, композиционные, стилистические, жанровые особенности.

11.Виды монолога.

12.Риторические тропы и фигуры речи. Их роль в публичном выступлении.

13.Специфика реализации разных образовательных программ по риторике ( основания для классификации).

 14.Ошибки публичного выступления. Этика публичного выступления.

 

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 569.