Текущий контроль знаний студентов осуществляется проводимыми по основным темам дисциплины следующими контрольными оценочными мероприятиями:
· анализ речевого поведения ученика и речевого поведения учителя (письменная самостоятельная работа)
· тест.
Тест проверяет теоретическую подготовку, письменная самостоятельная работа – практическую.
В тестовые задания включены вопросы не только рассматриваемые на занятиях, но и предложенные для самостоятельного изучения. Проверяется сформированность умения применять конкретные знания в практической деятельности (ПК-1).
Примеры оценочных материалов для проведения
текущей аттестации обучающихся по дисциплине
Пример тестовых заданий для оценки сформированности компетенции ПК-1-готовность реализовать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов
Тема 1-2.
Задание 1.
Установите соответствие.
А. Риторика − дитя демократии
1. М.Т. Цицерон Б. Риторика − наука и мастерство 2.Т.А.Ладыженская доказательной речи
В. Поэтами рождаются, ораторами становятся
Г. Риторика обучает хорошей, «искусной»,
эффективной речи
Задание 2.
Какое понятие не является составляющим риторики?
1) этос | 2) логос |
3) меморио | 4) пафос |
Задание 3.
Дополните предложение
Целью риторической деятельности является создание ______, призванного ________ на аудиторию.
Задание 4.Путь от мысли к слову не включает
1) изобретение содержания | 2) расположение изобретенного |
3) украшение изобретнного | 4) анализ изобретенного |
Задание 5.
Что не входит в риторический канон?
1) инвенция | 2) диспоцизия |
3) конституция | 4) элокуция |
Задание 6.
Дополните предложение.
Речь следует считать процессом общения, целенаправленного, сознательного воздействия на людей посредством слова.
Адресант → речь − ••• .
Задание 7.
В зависимости от цели выделяют следующие виды речи.
1) убеждающая речь | 2) научная речь |
3) содержательная речь | 4) деловая речь |
Темы 3-7
Задание 8.
Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:
________ − стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем противопоставления понятий, мыслей, образов.
1) Эллипсис | 2) Антитеза |
3) Градация | 4) Анафора |
Задание 9.
Дополните предложение.
Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом, расположение всех частей выступления называется _________
Задание 10.
В ораторской речи не желательно:
1) использование риторических восклицаний, риторических вопросов | 2) частое использование терминов |
3) использование поговорок, пословиц | 4) использование анологий |
Задание 11.
В начале публичной речи вы выбираете следующую этикетную формулу обращения:
1) Делать нечего, начнем, господа − товарищи! | 2) Уважаемые коллеги! Господа / Дорогие друзья |
3) Внимание, слушатели! | 4) Кто пришел − слушайте! |
Задание 12.
Укажите вид делового письма, в котором используются следующие языковые формулы: довожу до Вашего сведения…, извещаю Вас о том, что…, уведомляем Вас…
1) письмо-сообщение | 2) письмо-запрос |
3) письмо-просьба | 4) письмо-презентация |
Задание 13.
Дополните предложение.
________ − лингвистическое окружение данной языковой / речевой единицы.
Задание 14.
Синекдоха наблюдается в словосочетаниях:
1) пять голов скота | 2) чайник вскипел |
3) съезд постановил | 4) зал зааплодировал |
Задание 15.
Под коммуникативным равновесием в риторике понимают…
1) отведение собеседнику в процессе общения роли не ниже той, которая обусловлена его социальной ролью и представлением о его собственном достоинстве | 2) достижение говорящим поставленной цели |
3) знание законов общения | 4) трудности в общении, возникающие как у выступающего, так и у слушателей |
Задание 16.
Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.
А. Произошло это название от старорусского слова «здо», обозначавшего глину, из которой делали кирпич.
Б. Зодчими когда-то называли на Руси каменных дел мастеров, то есть строителей-каменщиков.
В. Слово «зодчий» сейчас известно далеко не каждому, для кого русский язык родной.
Г. Слово «здо» давно вышло из употребления, а «зодчий», хотя и считается устаревшим, осталось в употреблении: зодчими мы называем архитекторов прошлых веков.
1) Г, А, Б, В, параллельная | 2) Б, Г, В, А, последовательная |
3) В, Г, А, Б, параллельная | 4) В, Б, А, Г, последовательная |
Вариант индивидуальных письменной самостоятельной работы для оценки степени сформированности компетенций ПК-1
Письменная самостоятельная работа
( анализ речевого поведения ученика и речевого поведения учителя).
1. Какие коммуникативные качества (вербальные и невербальные) необходимы учителю в дискуссионной речи.
2.Проведите анализ речевого поведения ученика и речевого поведения учителя во время спора (письменно). Обратите внимание на особенности речи, на построение фраз, вопросов, на паузы между репликами, на ответы.
Фиксируйте материал в 2 колонки: поведение учителя во время спора - поведение ученика.
Задание 1.Прочитайте фрагмент романа В.П.Крапивина «Мальчик со шпагой», где новый директор школы беседует в присутствии педагогов с Сергеем Кохановским, который, зная, что малышу Стаське попадет от отца за слабую успеваемость, взял его дневник, выставленный учительницей Нелли Ивановной для обозрения на родительском собрании.
«- В сентябре был такой возмутительный факт! - гневно продолжала Нелли Ивановна. - Я отправила этого Грачева к вам, а он... - она ткнула острым ногтем в Сережу, - он со своими дружками силой отбил его у дежурной...
Сережа слегка разозлился и перестал бояться.
- Не силой, - возразил он. - Можно, Анатолий Афанасьевич, мне рассказать?
- Ну?
- Это дежурная сама силой тащила Грачева, а он так ревел, что все сбежались. Он от рева даже заикаться начал. Мы его потом к врачу отвели... Татьяна Михайловна, помните, я тогда еще опоздал?
- Да, действительно. - Татьяна Михайловна кивнула. - Я помню. Вообще-то Кохановский никогда не опаздывает.
«Один - ноль» - подумал Сережа. И стал ждать. В споре главное - не спешить. Пусть другой человек скажет все до конца. А потом надо отвечать - коротко и четко. Как защита клинком. Когда защита, а когда и контратака. А если возмущаться, перебивать, скажут, что грубишь, вот и все, и тогда, хоть лопни, не докажешь ничего.
Директор снял очки и так же, как карандашом, стал постукивать по столу.
- А скажите, Нелли Ивановна, - спросил он, - зачем вы этого... Грачева... направили ко мне с дежурной?
Глаза у Нелли Ивановны сделались круглыми и несчастными. Она поднесла к груди сжатые кулачки.
- Да потому, что сил моих нет! Я с ним воюю второй год. Это не ученик! Это... какое-то чудовище! Он делает все, что вздумается! А тут находятся дружки, которые его покрывают (...)
- Вернемся к нашему главному вопросу, предложил Анатолий Афанасьевич. - Ты, Кохановский, утверждаешь, что убрал дневники ради Грачева? Зачем? Спасал его, так сказать, от позора и бесчестья?
- От битья, - сказал Сережа и все внутри его натянулось. - Его отец излупил бы за эту выставку, как... ну, не знаю даже. Как зверь.
- Это неправда! - возмутилась Нелли Ивановна.
- Это правда! - со звоном сказал Сережа. - Если не верите, спросите Наташу Лесникову. Они с Грачевым в одной квартире живут. Его отец все время бьет!»
Задание 2. Согласны ли вы с речевыми портретами Нелли Ивановны? Аргументируйте свое мнение.
а) Учительница показана нервной, озлобленной женщиной. Она во время спора находится в возбужденном состоянии, ей не хватает слов, чтобы выразить свои мысли. Видно, что речь ею была заранее продумана, но четкие ответы Сережи и прямые вопросы директора заводят ее в тупик. Она не может аргументировано ответить на вопрос Анатолия Афанасьевича, поэтому и вырываются недопустимые слова "чудовище". Поднесенные к груди руки показывают, что она как бы защищает себя от "нападения" окружающих и ее первое желание – оправдаться.
б) Анализируя речь Нелли Ивановны, я составила следующий словесный портрет: уставшая женщина, работающая, возможно, не по призванию, а в результате ошибочного выбора профессии. Она честолюбива. Детей не любит. Ее не волнуют их проблемы (не знает, что Стаську бьют, а может, не хочет знать?), взаимоотношения, интересы. Самое главное для нее – добиться любыми путями высокой успеваемости в классе и утвердить тем самым свой авторитет среди коллег и начальства. Она даже готова унизить ребенка и выставить его дневник на всеобщее обозрение, не задумываясь о последствиях для ученика, о его будущем. Это, на мой взгляд, подтверждается ее фразой: "А тут находятся дружки, которые его покрывают!" Она не заинтересована в познании личности ребенка. Она делит детей на хороших, т.е. на тех, которые ей подчиняются, способствуют выполнению ее целей, и плохих, т.е. неподчиняющихся. Я думаю, что Нелли Ивановне следовало бы избрать профессию, не связанную с детьми.
Задание 3. Дайте анализ речевого поведения коммуникантов:
а) охарактеризуйте поведение Анатолия Афанасьевича. Какие приёмы воздействия использует директор?
б) составьте словесный портрет Нелли Ивановны на основе ее речевых самопроявлений в ситуациях спора;
в) каковы концепции спора, декларируемые Сережей?
6.2. Примерные вопросы для проведения промежуточной аттестации (зачет)
1.Риторика как особая дисциплина, ее предмет и задачи. Общая и частная риторика.
2. Виды речи, их характеристика.
3.Обоснуйте необходимость овладения техникой речи. Какие приемы используются в публичных выступлениях?
4 Основные этапы подготовки речи. Как зависит выбор речи от цели выступления?
5. Место интенции в подготовке речи?
6. Особенности социально-политических и академических жанров речи.
7.Характеристика "больших" жанров (слово, дебаты, дискуссия, выступление, рецензия, отзыв).
8.Роль "малых" жанров в речи.
9.Дискуссионная речь. Ее виды и особенности.
10.Типы текста, композиционные, стилистические, жанровые особенности.
11.Виды монолога.
12.Риторические тропы и фигуры речи. Их роль в публичном выступлении.
13.Специфика реализации разных образовательных программ по риторике ( основания для классификации).
14.Ошибки публичного выступления. Этика публичного выступления.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 654.