Дидактических принципов Л.Н. Толстого
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дидактических принципов Л.Н. Толстого

Принципы Л.Н. Толстого:1. Принцип сознательности и активности обучения 2. Принцип связи обучения с жизнью 3. Принцип доступности обучения 4. Принцип прочности усвоения знаний 5- Принцип природосообразительности

 

2

Основных положения материализма Н.Г. Чернышевского

Чернышевский сформулировал три основных положения материализма:

 1) в мире не существует ничего сверхъестественного и сверхприродного;

 2) все человеческие "силы" и проявления (включая духовно-мыслительные процессы) являются свойствами и функциями материи;

 3) источником знания является опыт, эмпирическое знание, а не вера или чистый разум.

3.

Давыдов
«1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.
2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.
4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.
5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно.
6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно» (В.В. Давыдов, 1986, с. 130).

 

 

4.

Назовите 3 главных составных элемента познания М.В. Ломоносова.
1.Чувственное познание
2.Теоретическое обобщение
3.Опытная проверка результатов
Целью воспитания считал – формирование человека-патриота.

5.











10.

Надежда Константиновна Крупская
Только в коллективе дети смогут развиваться всесторонне и что общественное воспитание даст большое значение на укрепление семьи поможет поднять семейные отношения на более высокую ступень.
Крупская внесла вклад в определение отдельных задач по физической, нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, указала пути советского детского сада.
Большую часть уделяла эстетическому воспитанию детей.
Крупская рассматривала детский сад как основную часть к общей системе народного образования, указывая что между детским садом и школой должна быть установлена приемственость. И в старшей группе дет. сада необходимо готовить детей к школе.

Николай Иванович Добролюбов
Добролюбов против подавления личности по его мнению это убивает в детях человека. Добролюбов настаивал на том чтобы детей с ранних лет приучали к самостоятельно думать и отдавать себе отчёт в своих действиях, не потому что так велено, а из собственных убеждений в правоте своего действия. Для него так же было важно эстетическое воспитание.

Общее в их работах было то что они уделяли особое внимание эстетическому воспитанию

 






11.

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельности сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».

 

12.

Лай Вильгельм Август - рассматривал в своих трудах практическую и творческую деятельность учащихся и их поведения. Раскрывал 2 концепции: школа действия и школа труда.

В педагогической концепции Лая значительную роль сыграла экспериментальная педагогика. Он полагал, что именно эксперимент даст ему необходимые материалы для определения нового пути воспитания. Согласно его представлениям, в основе всех детских поступков лежат приобретенные или врожденные рефлексы, а потому их нужно тщательно изучать в лабораторных, а также в обычных условиях. В качестве главного условия успешного воспитания он выделял глубокое изучение детской физиологии и сенсорики.

«Школа действия» в работах В.А. Лая логично «перетекает» в «школу труда». Если под «школой труда» следует понимать организацию участия ребенка в производительном труде, то под «школой действия» – разнообразную, разностороннюю деятельность, куда входит и производительный труд.

 

13.

14.

 Педагогическая система Л.В. Замкова даёт учащимся:

* Развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений

* Радость от свободного умственного труда, творчества и общения

* Самостоятельность, уверенность, ответственность

* Стремление к сотрудничеству

Учителю:

* Изменение взгляда на образование и ученика

* Технологию развития личности учащегося

* Расширение возможностей для творчества

Родителям:

* Уверенность в успешном будущем своего ребёнка

Общее развитие Л.В. Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия его ума, воли, чувств. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного.

Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:

– цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;

– задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;

- особенность системы - процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным.

 

15.

16.

Периодизация психического (Л.С.Выготского):

 1) кризис новорождённости;
 2) младенческий возраст (2 мес. – 1 год);
 3) кризис одного года;
 4) раннее детство (1 – 3 года);
 5) кризис трёх лет;
 6) дошкольный возраст (3 – 7 лет);
 7) кризис семи лет;
 8) школьный возраст (8 – 12 лет);
 9) кризис тринадцати лет;
 10) пубертатный возраст (14 – 17 лет);
11) кризис семнадцати лет

 











17.

Сухомлинский отводит важную роль "родителям своих воспитанников", т.е. чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью. Отмечает, что ребенок - это прежде всего творческая личность, и поэтому необходимо в нем развить эти качества. Сухомлинский высоко ценил красоту природы, а так же прививал детям любовь к природе и музыке.

18

19.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития.

Основные положения системы Монтессори

Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.

Свобода действий и выбора ребенка.

Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста.

Решения ребенок принимает самостоятельно.

Занятия проводятся в специально подготовленной среде.

Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.

Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.

Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.

Недопустима критика, недопустимы запреты.

Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.

 

 

20.

Дидактические принципы:

· объективности, научности;

· связи теории с практикой;

· последовательности, систематичности;

·  доступности при необходимой степени трудности;

·  наглядности, разнообразия методов;

·  активности обучаемых;

·  прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

 

Содержание этих принципов сводится к следующему:

 1. Принцип объективности, научности требует от преподавателя, чтобы предлагаемое содержание обучения было основано на положениях, соответствующих фактам, выражало бы состояние современных наук. Эти положения зафиксированы в стандартах, программах, учебниках. Приобщаясь к элементам научного поиска, исследовательским методам, обучаемые овладевают умением отличать истинные положения отложных. Конечно, этот принцип является важнейшим для светских учебных заведений, а в заведениях религиозных приоритет отдается принципу религиозной веры. Современные представления о реализации принципа научности не допускают противопоставления различных методов постижения действительности, включая религиозный. При этом учитывается, что данные науки, носят не абсолютный, а относительный, объектсубъектный характер, т.е. содержат в себе наряду с объективным содержанием также и элементы субъективной позиции ученого. В этой связи следует заметить, что и педагогическая наука не является исключением из этого общего правила. Ее истины также не могут претендовать на абсолютную объективность, она еще далеко не полностью раскрыла все тайны образовательной деятельности. Неслучайно некоторые считают, что эту деятельность, как и, например, музыкальное творчество, нельзя «проверить алгеброй», поскольку она основывается не столько на выводах разума, сколько на чувствах интуиции, и поэтому подчиняется скорее законам искусства, чем науки. Подобной позиции придерживался и К.Д. Ушинский. Признание равенства, паритета всех форм постижения мира — научного, художественного, религиозного — является важным моментом в современном понимании принципа научности, который выступает в качестве одного из проявлений общедемократических норм терпимости, толерантности, свободы выбора.

2. Принцип связи теории с практикой как раз и нацеливает на необходимость постоянного сомнения и проверки теоретических положений с помощью надежного критерия практики. Этот принцип требует, чтобы в учебном заведении не было ни одного занятия, жизненный смысл которого не был бы ясен для обучаемого. Проблема здесь, однако, заключается в том, что приговор практики по отношению к тем или иным истинам не всегда звучит четко и определенно. Пытаясь как-то решить эту проблему, некоторые вузы США определяют степень соответствия теоретической подготовки своих выпускников требованиям жизни, анализируя темпы роста их заработной платы после получения диплома о высшем образовании. Конечно, метод весьма простой, даже примитивный, но ему не откажешь в точности фиксации результатов обучения в аспекте реализации принципа связи теории с практикой. Во всяком случае, результаты подобных исследований оказывают большое влияние на место учебного заведения в общем рейтинге вузов США.

3. Принцип последовательности, систематичности требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности. Это означает, что изучаемый материал должен четко планироваться, делиться на законченные разделы, модули, шаги, в каждой учебной теме следует устанавливать идейные центры, главные понятия, подчиняя им все другие части лекции или урока. Важным инструментом обеспечения принципа последовательности являются структурнологические схемы, вскрывающие иерархию понятий, систему знаний. Хотя успех любого занятия определяется в первую очередь его строгой логикой, нельзя тем не менее забывать, что логика должна сочетаться с эмоциями, чувствами. Для этого используются яркие факты, образы, которые, однако, должны быть естественно вплетены в ткань изложения, углублять и закреплять учебный материал, а не отвлекать от усвоения его главного понятийного содержания. По мысли Коменского, процесс обучения должен вестись в строгой последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу к завтрашнему.

4. Принцип доступности предлагает обеспечивать соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых. Вместе с тем обучение не должно оказываться излишне легким, оно должно вестись на оптимальном уровне трудности с учетом интересов, жизненного опыта обучаемых. Следует помнить, что эффективный преподаватель учит своих воспитанников самим находить истину, приобщая их к процессу се поиска, а неэффективный просто провозглашает истину, часто оставляя ее недоступной для понимания слушателей. Формулируя принцип доступности, Я.А. Коменский советовал идти в обучении от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, оттого, что близко, к тому, что далеко. Наиболее трудными для усвоения являются, как правило, наиболее общие, универсальные понятия фундаментальных дисциплин. Поэтому преподаватели специальных, прикладных дисциплин должны вносить свой посильный вклад в усвоение универсальных понятий, иллюстрируя проявления всеобщего в особенном и единичном. Тем самым они будут способствовать и более углубленному пониманию материала специальных дисциплин. Процесс обучения нельзя искусственно ускорять. Следует помнить, что возможности обучаемых не беспредельны и что сокровищница знаний наполняется не в одночасье. Поспешать в этом деле нужно медленно.

5. Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике. Коменский называл его «золотым правилом» обучения. Как ясно из его названия, это правило требует прежде всего использовать для повышения эффективности обучения средства наглядности, опираться на органы зрения. Но было бы ошибочно считать, что требования этого правила исчерпываются этим. Его содержание трактуется гораздо шире. Оно предполагает привлечение всех имеющихся у человека органов чувств к восприятию учебного материала. Глубинный смысл «золотого правила» состоит в следующем: следует представлять обучаемым все, что видимо, — для восприятия зрением, слышимое — слухом, подлежащее вкусу — с помощью вкуса, доступное осязанию — путем осязания. При этом необходимо помнить, что самым информативным из всех пяти органов чувств является именно зрение, поставляя человеку до 80% всей информации. Это утверждает и известная китайская пословица, гласящая, что лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать. Тем не менее не следует абсолютизировать ни роль зрительного, ни роль чувственного восприятия в целом. Важно уяснить, что главной целью обучения является не усвоение тех или иных образов и впечатлений, а формирование понятий, категорий, их совокупностей, образующих научные теории. Именно они составляют «алмазную сеть» любой системы знаний, каждой науки, а даже самые яркие образы выступают лишь в качестве средства для достижения этой главной цели обучения. Понятия, категории, как и теории, недоступны нашим чувствам, они постигаются главным образом умозрительно, разумом, логикой, по отношению к которым чувства выступают лишь как предпосылки. Чувства, как говорил французский философ, основатель рационалистической теории познания Рене Декарт, лишь первыми приступают к работе познания, лучшим же из живописцев является разум.

6. Принцип активности обучаемых вытекает из двуединого характера структуры образовательной деятельности, которая включает в себя двух участников: преподавателя и учащегося. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования, в отличие от услуг в сфере, скажем, индустрии отдыха и развлечений, состоит в том, что она ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса. Процесс обучения не только не предполагает какого-либо расслабления потребителя этой услуги, как это имеет место, например, в индустрии развлечений, а, наоборот, требует от обучаемого весьма высокой активности, а иногда полной мобилизации всех его духовных сил. Именно эту особенность образовательного процесса отражает известный суворовский афоризм: «Трудно в учении — легко в бою». Конечно, степень активности двух основных участников учебного процесса неодинакова. Главная, руководящая роль здесь принадлежит учителю, одной из важных профессиональных задач которого является стимулирование познавательной деятельности учащихся. Поэтому именно преподаватель выступает в качестве субъекта обучения, а обучаемые — в роли его объекта. Это, однако, не означает, что в процессе обучения учащиеся остаются полностью пассивными. Активность обучаемых проявляется в усвоении содержания и целей обучения, планировании и организации своей работы, в проверке се результатов. Стимулирование этой активности преподаватель осуществляет путем формирования мотивов обучения, использования познавательных интересов, профессиональных склонностей, применение таких методов обучения, как деловые игры, дискуссии, элементы соревнования и т.п. В реализации этого принципа обучение наиболее тесно смыкается с воспитанием таких качеств, как трудолюбие, ответственность и др. Педагогической традиции известны системы обучения, полностью исключавшие какую-либо активность учащихся, требовавшие их беспрекословного подчинения, как это имело место в спартанской системе воспитания или в педагогике средневекового ордена иезуитов. Известна и другая крайность, когда учебный процесс пытались регулировать сами учащиеся, отстраняя от этого дела преподавателей, как это имело место, например, в Китае в годы так называемой «культурной революции». Обе эти крайние позиции в решении проблемы активности обучаемых со временем обнаружили свою полную несостоятельность.

7. Принцип прочности усвоения знаний требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения. Этот результат достигается только при условии, если обучаемый проявляет познавательную активность, если организуется систематическое повторение материала, а также обеспечивается систематический контроль результатов обучения, их измерение. Из сказанного с достаточной очевидностью вытекает, что принципы обучения тесно связаны между собой, образуют целостную систему, взаимодействуют друг с другом. Так, научность обучения неотделима от его доступности, прочность усвоения знаний может быть достигнута только на основе активности обучаемых и т.д. Общий смысл всех дидактических принципов состоит в том, чтобы дать преподавателю, а также любому, кто по характеру своей деятельности так или иначе участвует в обучении — консультанту, тренеру, менеджеру, — надежные ориентиры для качественной организации учебного процесса.

 

 

21.

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

4. «Все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».

5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от более легкого – к более трудному», «от известного – к неизвестному», «от более близкого к более отдаленному» и т.д.

 

22.

23.


К.Д.Ушинский ,как крупнейший представитель педагогики 19 века ,внёс особый вклад в развитие отечественной педагогики ,заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему .
Создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир" .
В 1867 г Ушинский написал главное свое произведение "Человек как предмет воспитания", явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку.

 




24.

25.

Что дает педагогическая система Л.В. Занкова учителю?
Учителю:

1)Изменение взгляда на образование и ученика;

2)Технологию развития личности учащегося;

3)Расширение возможностей для творчества

 
.

 

 



дидактических принципов Л.Н. Толстого

Принципы Л.Н. Толстого:1. Принцип сознательности и активности обучения 2. Принцип связи обучения с жизнью 3. Принцип доступности обучения 4. Принцип прочности усвоения знаний 5- Принцип природосообразительности

 

2

Дата: 2019-02-02, просмотров: 237.