Общественное здоровье и здравоохранение, история и предмет изучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общественное здоровье и здравоохранение, история и предмет изучения.

Статистическая совокупность, ее групповые свойства, виды. Требования к выборочной совокупности.    

 

Объект статистического исследования – статистическая совокупность (явлений, предметов, лиц), о которых будут собираться сведения: население, студенты определенного института, госпитализированные больные в определенную больницу и т.п.

Статистической совокупностью называют специальным образом сформированную группу, состоящую из множества относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах пространства и времени, реально существующую и обладающую определенными групповыми свойствами.

Групповые свойства статистической совокупности:

¨ характер распределения изучаемого явления (альтернативный, симметричный, асимметричный);

¨ средний уровень (например, характеризует средняя арифметическая);

¨ разнообразие признака (характеризует сигма);

¨ репрезентативность признака (характеризует средняя ошибка);

¨ взаимосвязь между изучаемыми признаками (характеризует коэффициент корреляции).

Для характеристики объекта исследования необходимо определить объем исследования, т.е. число наблюдений, включенных в исследование. В зависимости от цели исследования число наблюдений в нем будет различным. Например, в клинико-статистических исследованиях объем обычно составляет 120-150 наблюдений, в санитарно-статистических – он исчисляется десятками тысяч. По величине совокупности единиц наблюдения последняя может быть двух видов: генеральная и выборочная. Соответственно этому имеется 2 метода исследования – сплошное и не сплошное исследование.

Сплошное исследование – это регистрация всех возможных единиц наблюдения. Для такого исследования характерно собирание массового, большого объема при относительно ограниченном числе учетных признаков.

Сплошное наблюдение – это регистрация всех явлений, составляющих генеральную совокупность. При сплошном исследовании изучаются все единицы объекта исследования. Например: производственные травмы, профессиональные отравления, численность больниц.

Генеральная совокупность – совокупность всех возможных единиц, которые могут быть к ней отнесены. По численности она может быть большой, приближенной к бесконечности (численность больных на всем земном шаре), либо быть ограниченной (численность работающих на Н-ском заводе в течение определенного года).

Формирование генеральной совокупности может осуществляться по комплексу признаков, то есть с применением метода направленного отбора (например, изучение заболеваемости ИБС у мужчин предпенсионного возраста, проживающих в г. Гродно, в течение трех лет). Один из видов направленного сплошного отбора – кагортный метод. Кагортой называется статистическая совокупность, состоящая из относительно однородных элементов, объединенных сроком наступления определенного события (признака) и прослеженного в один и тот же интервал времени. Например, изучение детности в первое пятилетие брака.

Возможен направленный сплошной отбор по нескольким признакам (с определением границ генеральной совокупности): изучение детности в первое пятилетие брака у молодых супругов (до 25 лет), проживающих на территории г. Гродно, вступивших в первый брак в течение 2004 года.

Не сплошное или выборочное исследование предполагает изучение части генеральной совокупности для характеристики ее, как целого. Отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность должен производиться определенным образом. Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная специальным выборочным методом. Поскольку на основании анализа выборочной совокупности необходимо получить полное представление о закономерностях всей генеральной совокупности, к выборке предъявляется два требования:

- достаточность (по численности, по объему);

- репрезентативность, то есть представительность выборки, которая должна обладать основными характеристиками генеральной совокупности, быть для нее типичной. Репрезентативность выборки зависит не только от ее численности, но и от способа формирования выборочной совокупности.

Например, доказано, что для изучения общей заболеваемости населения по его обращаемости за медицинской помощью достаточно изучить заболеваемость у 20-30 тысяч населения. Значит, если мы хотим изучить заболеваемость в г. N с числом жителей 240 тысяч, нет необходимости изучать ее сплошным методом у всего населения, достаточно взять восьмую-десятую часть этого населения. Однако будет неправильно, если мы для исследования возьмем, например всех детей и молодое население в количестве 30 тысяч. Необходимо так отобрать выборочную совокупность, чтобы распределение в ней населения по полу, возрасту, условиям жизни, социальному составу и т.д. было таким же, как во всем населении г. N, иными словами, выборка должна отражать все основные свойства генеральной совокупности.

Различают следующие несплошные исследования:

1. Монографическое исследование применяется для изучения какого-либо одного объекта, когда из множества объектов выбирается один и исследуется тщательно, глубоко, с максимальной полнотой, с целью показа передового опыта, выявления тенденций развития явления. Проводится оно и перед основным исследованием с целью разработки программ, изучения организационных вопросов. Часто такое исследование проводится в динамике. Например: а) образцовый санитарно-гигиенический режим школы; б) проведение эксперимента по раннему выявлению и ликвидации туберкулеза на примере одной области.

2. Метод основного массива (несовершенный сплошной) применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав данного объекта, избирается основная их часть, характеризующая всю статистическую совокупность. Например, при изучении оптимальных сроков искусственного прерывания беременности взято специализированное абортное отделение (хотя единичные случаи прерывания беременности проводятся и в других гинекологических отделениях).

       Недостатком указанных методов является отсутствие возможности широкого распространения результатов исследования.

3. К несплошным относятся исследования, проведенные на выборочных совокупностях различными методами. Выборочные исследования в медицине и здравоохранении получают все больше распространение, позволяют провести углубленный анализ с меньшей затратой сил, средств, времени. Выборочные исследования применяются при проведении пробных, поисковых работ. Результаты его могут быть распространены на всю генеральную совокупность.

Способы отбора выборочных совокупностей:

· Случайный отбор – это отбор, проводимый по жребию или таблицам случайных чисел. Проводится в относительно однородных генеральных совокупностях. Каждый элемент генеральной совокупности имеет равную возможность попасть в выборку. Случайной будет выборка больных, фамилии которых начинаются на определенную букву.

· Механический отбор – это отбор, когда из всей совокупности берется для изучения механически отобранная каждая пятая (20% выборка) или каждая десятая (10% выборка) единица наблюдения, т.е. через определенный интервал. Для этого необходимо определить, какую долю генеральной совокупности берем для исследования.

· Гнездовой (серийный) отбор – это отбор, когда из всей генеральной совокупности выбирают не отдельные единицы, а гнезда (серии). Например, при изучении заболеваемости сельского населения Гродненской области выбираем два типичных для области района по развитию промышленности и сельского хозяйства, с типичным возрастно-половым составом населения и типом расселения сельского населения. Результаты же распространены на все сельское население области.

· Типологический отбор – это отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однородных групп. Например, при изучении распространенности определенного заболевания все население группируется по определенному признаку, например, по возрасту, а затем из каждой группы проводится отбор необходимого числа наблюдений одним из перечисленных способов, например, механическим путем. Причем отбор может быть пропорциональным численности группы (пропорциональный типологический отбор) либо одинаковое число наблюдений в каждой группе, хотя их общая численность различна (непропорциональный типологический отбор).

· Направленный отбор – это специальный подбор единиц наблюдения из генеральной совокупности. С целью выявления определенных закономерностей отбираются только те единицы наблюдения, которые позволяют выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных.

Выборочная совокупность подбирается так, чтобы среднее значение признака в выборочной и генеральной совокупности совпадали.  Либо – формирование выборки проводится путем последовательного отбора единиц наблюдения с одинаковыми несколькими наиболее важными признаками. При таком подходе устраняется влияние «сильных» и хорошо изученных факторов, и внимание исследователя сосредотачивается на изучении влияния профессии на мертворождаемость берем женщин одной возрастной группы с одинаковым порядком номером родов, одинаковым их диспансерным наблюдением и т.д., но имеющих разные профессии (а следовательно и различные профессиональные вредности).

· Метод «контрольных» групп наиболее часто применяется в клинико-статистических исследованиях. Для изучения эффективности определенного метода лечения, диагностики и т.п. используют две группы наблюдения:опытную (которая подвергается воздействию определенного фактора) и контрольную, альтернативную (в которой такое воздействие отсутствует). Важнейшим принципом их формирования является их максимальное сходство (по целому ряду признаков) за исключением изучаемого фактора воздействия (например, метода лечения): попарно-сопряженный отбор, метод уравновешенных групп, подбор копии-пары (последний для редких явлений: изучение случаев материнской смертности, младенческой смертности), кагортный метод (см. выше).

· Комбинированная выборка используют несколько способов отбора выборочных совокупностей.

· Моментные наблюдения («срез») являются выборочными по времени. Такие исследования можно повторить через определенные промежутки времени, что позволяет учитывать динамику явлений.

Виды санитарно-статистического исследования:

1) текущее (постоянное);

2) единовременное (одномоментное).

Текущее наблюдение – это наблюдение, когда регистрация каждого случая проводится постоянно, по мере его возникновения за определенный период времени. Например, каждый случай рождения ребенка в течение года, каждое обращение в лечебно-профилактическое учреждение за год.

Единовременное наблюдение – такое, когда изучаемые явления фиксируются на какой-то определенный момент времени (дату, день недели, час и даже минуты). Классическим параметром такого исследования является перепись населения. Другие примеры: состав коечного фонда стационаров (на начало года), изучение физического развития у детей определенного возраста и пола (по данным за определенный год).

Программа санитарно-статистического исследования включает:

5) выбор единицы наблюдения или основного признака, подлежащего изучению;

6) определение дополнительных признаков, подлежащих изучению;

7) обеспечение статистическим бланком;

8) определение группировки и составление макетов таблиц.

Все признаки, характеризующие статистическую совокупность, делятся на объединяющие и разъединяющие. Объединяющие признаки или признаки сходства служат основанием для объединения в совокупность. Разъединяющие признаки или признаки различия служат предметом анализа совокупности.

Каждый первичный элемент объекта исследования, составляющий статистическую совокупность и наделенный признаками сходства, называется единицей наблюдения, единицей статистической совокупности (счетной единицей). Например: Статистической совокупностью может быть группа лиц, родившихся в данном году в данном населенном пункте. Объединяющие признаки: единый возраст (все входящие в группу – новорожденные), единое время (все родились в данном году), единая территория (все родились в данном населенном пункте). Разъединяющие признаки: пол ребенка, его доношенность, состояние здоровья, возраст матери и др. Каждая единица наблюдения характеризуется рядом присущих ей признаков (свойств). Признаки, по которым различают элементы статистической совокупности, подлежащие учету в данном исследовании, называются учетными признаками.

Учетные признаки могут быть:

1. а) факторными, причинными;

б) результативными, зависящими от факторных.

       Факторы – это те свойства, влияние, воздействие или разнообразие которых так или иначе отражается на разнообразии результативного признака. В зависимости от цели исследования один и тот же признак может быть и факторным, и результативным. Например: При изучении эффективности метода лечения длительность госпитального лечения является результативным признаком (то есть зависящим от применяемого метода лечения). При изучении необходимого числа коек для лечения больных, длительность госпитального лечения является факторным признаком: чем больше длительность лечения, тем больше требуется коек.

2. а) количественные – выраженные числом (возраст, рост, вес и т.п.);

б) атрибутивные – выражены словом (пол, место жительства, диагноз и т.п.)

       Статистические бланки могут быть двух видов:

1. Стандартные, то есть формы официальных медицинских документов, утвержденные Министерством здравоохранения. Например, статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов, форма № 025-2у, врачебное свидетельство о смерти, форма № 106-у и др.

2. Специальные, то есть составленные самим исследователем. Например: анкета изучения распространенности никотинизма среди студентов-медиков ГГМУ; выкопировочный бланк для изучения эффективности хирургического лечения рака молочной железы.

Формализация статистических документов (выкопировочных карт, карт выборки, опросного листа, анкеты, статистического бланка) – необходимое условие разработки материала на компьютерной технике, использования перфокарт с краевой перфорацией для ручной разработки материала (типа К-3, К-4, К-5). Формализованная статистическая карта включает систему «вопрос-ответ-шифр (код)», рациональное, компактивное расположение признаков. Она позволяет осуществить одновременно регистрацию, группировку, кодирование уже на стадии получения первичной информации. Пример: статистическая карта выбывшего из стационара, форма № 066-у; врачебное свидетельство о смерти, форма № 106-у и др.

Группировка – это распределение собранного материала по характеру или величине признака на качественно однородные группы.

Виды группировок:

1. Типологическая – группировка атрибутивных (качественных) признаков, выраженных словесно, описательно. Пример: группировка студентов по факультетам: лечебно-профилактический, педиатрический, медико-психологический.

2. Вариационная – это группировка признака, имеющего числовое выражение. Пример: группировка обследованных по возрасту 20-24 года; 25-29 лет; 30-34 года и т.д.

Группировка должна выделить существенные свойства изучаемого явления, вскрыть его особенности, его типичность. Основные правила группировки:

1. Группировка не должна быть механической, необходимо выяснить логические связи, соответствующие цели исследования. Пример: При изучении заболеваемости корью нецелесообразно возраст взрослого населения группировать по 5-летним интервалам, так как известно, что корь – инфекция детского возраста, хотя случаи заболевания корью бывают и у взрослых. Наоборот, при изучении ишемической болезни сердца молодой возраст можно объединить в одну группу, а после 35-40 лет возраст группируют ао 5 или 10-летним интервалом.

2. Каждая группа должна иметь четкие границы. Например: при выявлении 10-летних возрастных интервалов нельзя их указать так: 20-30 лет, 30-40 лет, 40-50 лет, и т.д., так как при этом нет ясности, в какую группу относится возраст 30 лет, 40 лет. Правильно группы строить так: 20-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет и т.д.

 

25. Статистические таблицы, их виды и требования, предъявляемые к ним.

Таблица  - это сводка материала. Макет таблицы - это таблица без внесенных цифровых данных. Составление таблиц – творческий процесс, требующий выделения причинно-следственных связей, основанный на глубоком знании изучаемого вопроса, умении логически мыслить и понимания законов статистики. Любая таблица по содержанию должна представлять мысль, отраженную в названии таблицы и выраженную в цифрах. Цифровые данные вносятся в таблицы на третьем этапе статистического исследования.

Требования, предъявляемые к статистическим таблицам:

1. Таблица должна иметь четкое и краткое название, определяющее ее содержание.

2. В таблице различают статистическое подлежащее и сказуемое.

Статистическое подлежащее  - основной учетный признак, подлежащий изучению. Статистическое сказуемое – признак, характеризующий подлежащее. Сказуемое дополняет подлежащее, позволяет дать более глубокую и полную характеристику изучаемой совокупности. Подлежащее обычно пишется по вертикали, а цифровые данные заполняются по горизонтали. Сказуемое, как правило, пишется по горизонтали в верхней строке таблицы, цифровые данные заполняются в вертикальных столбцах.

3. Таблица должна иметь, где это возможно, итог (как по горизонтали, так и по вертикали), т.е. по строкам и столбцам.

4. Таблица не должна быть громоздкой, то есть содержать не более трех учетных признаков. Необходимо учитывать, что каждый признак делится еще на группы, число которых зависит от цели исследования и может исчисляться даже десятками. Например, при разработке причин младенческой смертности Всемирная Организация Здравоохранения предлагает такие группировки по возрасту: до 24 часов; 1, 2, 3, 4, 5, 6 дней; 7-13 дней; 14-20 дней; 21-27 дней; 28 дней до 2-х месяцев; 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 месяцев, т.е. всего 21 группу.

5. В заполненной таблице не должно быть пустых мест. Если данный вопрос не изучался и данные нельзя проставить, пишется «нет сведений» или «неизвестно». Если же при изучении явления в данную группу не попала ни одна единица наблюдения, то ставится «0» или «-» (прочерк).

       Виды статистических таблиц:

1) простые;

2) сложные (групповые и комбинационные);

Простой называется таблица, имеющая одно статистическое подлежащее, позволяющая получить сводку и анализ материала только по одному признаку.

Сложной называется таблица, имеющая одно статистическое подлежащее и несколько статистических сказуемых, позволяющая получить сводку и анализ материала по нескольким признакам, характеризующих основной.

Групповой называется таблица, имеющая одно подлежащее и несколько, не связанных между собой статистических сказуемых. Групповая таблица позволяет получить сводку и анализировать материал по двум и более признакам. В групповой таблице основной признак сочетается поочередно со всеми остальными, то есть подлежащее каждый раз сочетается только с одним сказуемым.

Комбинационная таблица  - это сводка материала по трем и более взаимосвязанным признакам. Она позволяет наиболее глубоко анализировать материал. Комбинационная таблица может содержать одно или несколько взаимосвязанных подлежащих, каждое из которых еще взаимосвязано со сказуемым (одним или нескольким), причем сказуемые между собой также взаимосвязаны. При этом рекомендуется сочетание 2-3 сказуемых, чтобы комбинационные таблицы были не громоздкими.

Примеры макетов таблиц: простой (табл. 1), групповой (табл. 2), комбинированная (табл. 3).

 

Таблица 1. Возрастная структура младенческой смертности в г. Гродно в 2004г.

Возраст смерти ребенка Абсолютное число умерших Удельный вес (% к итогу)
0-6 суток    
7-27 суток    
28 дней – 1 год    
Итого:   100,0

Таблица 2. Причины младенческой смертности в зависимости от возраста и

Причина смерти

Ребенка

Пол ребенка

Возраст ребенка

Всего

М Ж 0-6 суток 7-27 суток 28 дней – 1 год Состояния, возникшие в перинатальном периоде             Врожденные аномалии развития             Болезни органов дыхания             Травмы и отравления             Прочие болезни             Итого            

 

Таблица 3. Возрастно-половое распределение основных причин младенческой смертности в г. Гродно в 2004г.

Причина смерти

Ребенка

Возраст ребенка

Всего

0-6

Суток

7-27

Суток

Дней – 1 год

М Ж М Ж М Ж М Ж оба пола
Состояния, возникшие в перинатальном периоде                  
Врожденные аномалии развития                  
Болезни органов дыхания                  
Травмы и отравления                  
Прочие болезни                  
Итого                  

Здравоохранения.

 

Литературное оформление – это написание текста работы (статьи, монографии, диссертации и т.п.)

Внедрение достижений медицинской науки в практику здравоохранения – комплекс организационных, правовых и технических мероприятий, направленных на практическое освоение и систематическое использование организациями и специалистами здравоохранения эффективных методов, средств и технологий профилактики и диагностики заболеваний, лечения и медико-социальной реабилитации больных, а также организационных форм работы с целью дальнейшего совершенствования здравоохранения.

       Формы внедрения:

1) внедрение в производство по выпуску новых средств материально-технического обеспечения, например, новых изделий медицинского назначения;

2) внедрение в практику здравоохранения;

3) внедрение в учебный процесс;

4) внедрение в научный процесс;

5) внедрение в другие отрасли экономики (например, внедрение санитарных норм и правил в работу пищевой промышленности).

Предложения, подлежащие внедрению:

1. Новые методы и способы профилактики, диагностики, лечения и медико-социальной реабилитации.

2. Новые организационные формы и методы работы.

3. Новые медицинские технологии.

4. Новые лекарственные средства и другие препараты.

5. Санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы.

6. Новые знания.

Источники предложений для внедрения являются:

1. Результаты завершенных научных исследований

2. Открытия, изобретения.

3. Передовой опыт работы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений.

Внедрение во врачебную практику возможно только с официального решения Министерства здравоохранения.

Система официального разрешения к применению в практике здравоохранения определенного предложения включает в себя:

1. Экспертизу предложения и проверку его практической эффективности.

2. Юридическое оформление разрешения на применение и получение охранного документа в виде патента, авторского свидетельства и др.

3. Информационно-инструктивно-методическое обеспечение

4. Подготовку специалистов по овладению новыми методами и способами.

Стадии внедрения:

1. Освоение метода на уровне НИИ, вуза, Бел МАПО.

2. Освоение метода организациями здравоохранения.

Уровни внедрения:

I – в отдельных (одном или нескольких) организациях местного значения

II – в большинстве профильных организациях области, района

III – в большинстве профильных организациях республики

IV – международный уровень

       Виды внедрения:

1. По результатам завершенного исследования может быть подготовлен и издан приказ главврача отдельного учреждения, главврача района по нескольким учреждением или району в целом, приказ областного управления здравоохранением, Министерства здравоохранения.

2. На основании полученных данных могут быть подготовлены и изданы методическая инструкция, положение, методические рекомендации. Например, издание санитарных норм и правил, положений, предельно допустимых концентраций, безопасных уровней веществ, издание и утверждение инструкции по применению. Инструкция – это внутриведомственное издание, содержащее положения, указания по применению способа или по регулированию производственной деятельности. При составлении инструкции выделяют название способа с указанием номера и даты выдачи охранного документа, учреждение – разработчик, авторов, показания к применению, перечень необходимого оборудования, реактивов и т.д., описание технологии использования способа с указанием этапов, перечень возможных осложнений и пути их устранения, противопоказания для применения.

3. Результаты исследования могут быть положены в основу лекции или доклада для организаторов здравоохранения, врачей или средних медработников, представителей государственных, общественных органов, организаций, населения, выступления по радио или телевидению.

4. Изложение результатов работы публикуются в печати в виде статьи, книги (монографии).

5. На основании исследования может быть проведена реорганизация деятельности медицинского учреждения или ряда учреждений, организована целевая подготовка специалистов по овладению новыми методами работы, школа передового опыта работы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений, организация курсов, семинаров.

6. Оформление рационализаторского положения, открытия, изобретения, получение авторского свидетельства, патента.

7. Экспозиция на съездах, конференциях и т.д.

8. Серийный выпуск аппаратов, лекарственных препаратов, вакцин и т.п.

Обеспечение внедрения:

1. Информационные издания.

2. Инструктивные издания (инструкции по применению нового, приложения к приказу).

3. Методические издания.

а) методические указания по обязательному применению в конкретных учреждениях, составленные по заказу главного управления Минздрава;

б) методические рекомендации – рекомендательные, но не обязательные к применению.

       При внедрении оформляется акт о внедрении, утвержденный руководителем учреждения, в котором внедрен способ. В акте указывается наименование предложения для внедрения, кем предложено, источник информации, где и когда начато внедрение, результаты применения метода, эффективность внедрения.

       В процессе внедрения выделяют два этапа:

1) отбор и санкционирование внедрения;

2) организация и контроль правильности внедрения и использования нового, оценка практических результатов внедрения.

Реализация первого этапа возложена на комиссию по способам профилактики, диагностики, лечения и организационным формам работы. Учебного медицинского совета, возлагаемого первым заместителем министра здравоохранения. (Приказ № 101 А от 22 февраля 2001г. Об утверждении состава Ученого медицинского Совета МЗ РБ)

Второй этап курируется Главным управлением лечебно-профилактической помощи с институтом главных специалистов (Приказ МЗ РБ № 263 от 31 октября 2000г. «О совершенствовании методов и форм организации деятельности научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений» и Постановление Совета Министров РБ от 23 августа 2000г. № 1331 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения РБ»).

Оценка результатов внедрения выражается основными видами эффективности:

Медицинская эффективность – это его новизна, полезность, улучшение состояния здоровья, сокращение сроков лечения, снижение числа случаев заболеваемости, смертности.

Социальная эффективность – это влияние на медико-демографические процессы и выражается в увеличении средней продолжительности жизни, повышении качества жизни, улучшении экологии, условий труда и т.д.

Экономическая эффективность оценивается ресурсными и стоимостными критериями.

 

Страховая форма ЗО.

Виды страхования: обязательное и добровольное медицинское страхование.

Источники финансирования страховой медицины:

1) страховые взносы от предприятий и организаций

2) страховые взносы от граждан

3) дотации государства страховым компаниям - для обслуживания незастрахованным

Частная форма ЗО.

Источник финансирования: плата от населения в результате заключения частного страхового полиса (идет как соглашение между специалистом и пациентом, т.е. расчет в момент предоставления услуги).

Превалирует в США, ЮАР, Люксембурге.

Принцип частной медицины: здоровье населения - дело каждого.

Достоинства частной медицины:

1) широкий выбор медицинских учреждений

2) отсутствие очередности на медицинское обслуживание

3) прямой доступ к врачам любой специальности

4) особое внимание конфиденциальности лечения, вежливости обслуживания, качеству пансионных услуг

Недостатки частной медицины:

1) дорогая медицинская помощь

2) отсутствие охвата малоимущего населения

3) наличие огромного количества судебных разбирательств

4) высокие страховые премии для специалистов

5) ограниченность географического охвата медицинской помощью

6) недостаток внимания к помощи на дому и профилактике

7) ограниченное использование услуг среднего медицинского персонала

8) отсутствие регулирования и котроля за качеством медицинских процедур

Платные услуги в РБ - 34 вида медицинских услуг (с 2003 г. - постановление совета Министров), стоимость услуг определяется постановлением № 51: "Инструкция по формированию тарифов на платные медицинские услуги". В РБ имеются платные унитарные предприятия на базе государственных учреждений в каждом районе, но это не частная медицина.

Проблемы по совершенствоанию деятельности систем ЗО в мире:

1) отсутствие единого источника финансирования

2) недостаток средств на ЗО

3) недостаточное использование ресурсов ЗО.

Реформирование систем ЗО в мире:

1) поиск дополнительных источников финансирования

2) повышение эффективности использования материально-технической базы

3) рост качества оказания медицинской помощи населению

ВОЗ приняла резолюцию в 1973 г. - значимые принципы развития систем ЗО:

а) государство несет ответственность за охрану здоровья населения

б) развитие индивидуальной и общественной профилактики

в) доступность населению квалифицированной медицинской помощи

г) широкое использование медицинской науки

д) участие во внедренных программах всего населения

4 направления реформирования:

а) переход от системы Бевериджа (государственной медицины) к системе Бисмарка (к страховой медицине): Россия, Болгария, Венгрия, Польша

б) переход от системы Бисмарка (страховой медицины) к системе Бевериджа (к государственной): Испания

в) добавление рыночных элементов к системе Бисмарка: Нидерланды

г) добавление рыночных элементов к системе Бевериджа: Великобритания

Виды медицинской помощи по объему и качеству:

1. Первая медицинская помощь - оказывается на месте происшествия в порядке само- и взаимопомощи с помощью подручных средств.

2. Первая доврачебная (фельдшерская) помощь (ФАП)

3. Первая врачебная помощь (СВА, СУБ)

5. Квалифицированная медицинская помощь - для ее оказания необходимо наличие специалиста, оснащения, условий для реализации помощи

6. Специализированная медицинская помощь

По качеству оказания помощи: район (квалифицированная ± специализированная помощь), область и республика (квалифицированная и все виды специализированной помощи).

ПМСП – это зона первого контакта населения и медико-санитарных служб, она связана с другими отделами здравоохранения.

Виды медицинской помощи по месту оказания: амбулаторно-поликлиническая и стационарная.

 

Поликлиника, организационная структура, функции. 67. Участково-территориальный принцип поликлинического обслуживания населения. 69. Основная медицинская документация поликлиники. 70. Показатели работы врачей поликлиники.

Поликлиника – это многопрофильное ЛПУ, призванное оказывать медицинскую помощь населению на догоспитальном этапе. От качества работы поликлиники во многом зависит работа больничных учреждений и потребность в койках, т.к. надлежащая поликлиническая помощь повышает эффективность использования коечного фонда стационаров.

Классификация поликлиник:

а) по организационному принципу: объединенные и необъединенные со стационаром

б) по территориальному признаку: городские и сельские

в) по профилю: общие для обслуживания взрослого и детского населения, отдельно для взрослых и детей

г) по мощности

Структура городской поликлиники в соответствии с Приказом МЗ предусматривает наличие :

- руководства поликлиникой (главный врач, его заместители);

- регистратуры ("зеркало" поликлиники);

- лечебно-профилактических подразделений (терапевтические отделения, включая кабинет для оказания помощи подросткам, травматологическое отделение или кабинет, урологический кабинет, стоматологическое отделение, отоларингологический, кабинет инфекционных заболеваний и др.);

- отделения (кабинета) профилактики;

- отделения медицинской реабилитации;

- вспомогательно-диагностических подразделений (рентгеновское отделение или кабинет, лаборатория, отделение или кабинет функциональной диагностики и др.)

- кабинета медицинской статистики;

- административно-хозяйственной части.

Принципы оказания поликлинической помощи: доступность, территориальная участковость, профилактическая направленность, преемственность, бесплатность, этапность.

Функции городской поликлиники:

1) оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому;

2) организация и проведение комплекса профилактических мероприятий;

3) организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных);

4) проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни.

Управление поликлиникой: руководит работой главный врач, при объединении с больницей – заместитель главного врача больницы по поликлинике. Главный врач несет полную ответственность за всю лечебно-профилактическую, организационную, административно-хозяйственную и финансовую деятельность в поликлинике, планирует работу поликлиники, утверждает планы повышения квалификации медперсонала. Заместитель главного врача по медицинской части отвечает за всю медицинскую деятельность поликлиники: организует и контролирует правильность и своевременность обследования и лечения больных, внедрение новых методов лечения и профилактики, организацию госпитализации больных, нуждающихся в стационарном лечении, руководит профилактической работой поликлиники.

Непосредственный помощник главного врача по организации медицинской помощи населению – заведующий отделением, который: 1) консультирует больных; 2) участвует в решении вопросов экспертизы временной нетрудоспособности; 3) осуществляет контроль за качеством медицинской помощи населению территории, обслуживаемой поликлиникой; 4) участвует в повышении подготовки кадров; 5) участвует в составлении графиков работы персонала.

Работа поликлиники ведется по территориально-участковому принципу. При формировании терапевтических участков учитываются их протяженность, удаленность от поликлиники, исходя из этого численность населения на участке может несколько колебаться (норматив 1300 человек)

Виды участков:

а) территориальные - терапевтические, акушерские, педиатрические

б) цеховой

в) сельский врачебный - имеет радиус обследования до 10 км, включает ФАП, врачебную амбулаторию, участковую больницу.

г) приписной

Основные показатели деятельности поликлиники.

а) штаты ЛПУ на конец года

1) показатель укомплектованности медицинским персоналом (врачами, средним медицинским персоналом)

Расчет ведется отдельно по врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, по различным врачебным специальностям.

2) коэффициент совместительства - характеризует объем занимаемых должностей одним физическим лицом. Рассчитывается по врачам, среднему медицинскому персоналу, по врачебным специальностям.

б) работа врачей поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации

1) средняя численность населения на одном участке:

Полученные данные сравниваются с нормативными данными, изучаются в динамике. Норматив численности населения на терапевтическом участке - 1300 взрослых, на педиатрическом участке - 800 детей, на акушерско-гинекологическом участке - 3300 женщин в возрасте 15 лет и старше. Проводится сравнительный анализ численности населения по территориальным участкам. Полученные данные в совокупности с данными о половозрастном составе населения, отдаленности участка от поликлиники следует учитывать при определении численности населения на каждом участке.

2) число посещений на одного жителя:

Показатель может быть рассчитан отдельно по посещениям на приеме в поликлинике и по посещениям на дому, по врачам каждой специальности.

3) распределение посещений поликлиники по виду обращения

Анализ данного показателя следует проводить по поликлинике в целом и по отдельным специальностям врачей. Этот показатель позволяет видеть основное направление в работе врачей, значимость профилактического раздела работы.

4) структура посещений к врачам по специальностям:

Данный показатель относится к группе экстенсивных показателей и не анализируется в динамике. Анализ посещений к врачам разных специальностей в динамике по показателям структуры может привести к ошибочным выводам. Изменение удельного веса по одной специальности в динамике не свидетельствует об изменении объема работы врача. Структура посещений зависит от набора специалистов, их занятость в течение года, укомплектованности врачей и др.

5) объем врачебной помощи на дому:

Данный показатель характеризует удельный вес медицинской помощи, оказываемой пациентам на дому.

6) среднечасовая нагрузка врача на приеме в поликлинике

7) среднечасовая нагрузка врача по обслуживанию на дому

Полученные данные сравниваются с утвержденными нормами нагрузки врача на приеме в поликлиники и по обслуживанию пациентов на дому. Для врачей узких специальностей нормы дифференцированы с учетом возраста обслуживаемых пациентов (взрослые, дети).

в) профилактическая работа

1) охват профилактическими осмотрами

Этот показатель определяется по отдельным группам (рабочие, подростки и др.). Величина его должна быть близка к 100%.

2) структура осмотренных лиц по группам диспансерного наблюдения

3) охват целевыми профилактическими осмотрами на туберкулез

Аналогично рассчитывается показатель охвата профилактическими осмотрами с целью выявления больных сифилисом.

г) работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов) - рассчитываются показатели:

- число процедур (по видам) на 100 посещений поликлиники

- число процедур (по видам) на одного пролеченного в отделении (кабинете);

- структура процедур по видам и др.

д) диагностическая работа поликлиники - рассчитываются интенсивные и экстенсивные показатели:

- число исследований (по видам) на 100 посещений поликлиники;

- число исследований (по видам) на одного пролеченного;

- структура исследований по видам;

- удельный вес сложных видов исследований и специализированных исследований;

- число исследований на одну занятую должность врача, нагрузка врача отделения и др.

Основная документация в работе участкового врача:

- медицинская карта амбулаторного больного ф. 025/у

- контрольная карта диспансерного наблюдения ф.030/у

- талон на прием к врачу ф. 025-4/у

- книга записи вызовов врача на дом ф. 031/у

- справка для получения путевки ф. 070/у

-санаторно-курортные карты

- статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов ф. 025-2/у

- направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты ф. 028/у

- экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку ф. 058/у

- справки и листы о временной нетрудоспособности и др.

 

Городская больница, задачи, структура, организация работы. 75. Классификация больничных организаций. 77. Учетные документы, стационара, порядок заполнения и хранения. 79. Показатели коечного фонда, значение, оценка.     78. Качественные показатели работы стационара.

Стационарная помощь в РБ оказывается в стационарных отделениях больниц, специализированных стационарах, специальных диспансерах. В стационарах оказывается помощь при наиболее тяжелых заболеваниях, требующих комплексного подхода к диагностике и лечению, в ряде случаев – оперативного вмешательства, постоянного врачебного наблюдения.

Больничные учреждения дифференцируются по

а) административно-территориальному положению: республиканские, областные, городские, районные, участковые;

б) по профилю: многопрофильные и специализированные;

в) по системе организации: объединенные и необъединенные с поликлиниками;

г) по объему деятельности: различной категорийности в зависимости от количества коек.

Задачи больниц:

- оказание высококвалифицированной и специализированной лечебной помощи на основе новейших достижений медицинской науки и практики

- применение для обследования больного и установления диагноза методов и средств, недоступных в условиях поликлиники

- повышение качества лечебно-профилактического обслуживания населения

- проведение санитарно-просветительной работы среди пациентов с целью повышения их санитарной культуры

- внедрение в практику обслуживания современных методов профилактики, диагностики и лечения.

Структура стационара:

1. управление - главный врач, заместители главного врача, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, бухгалтерия и др.

2. лечебные отделения

3. административно-хозяйственная часть.

Управление больницей осуществляет главный врач, который организует работу учреждения в соответствии с Положением о нем, приказами и инструкциями органов управления здравоохранением и руководствуется действующим законодательством. Он отвечает за лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную деятельность учреждения.

Заместитель главного врача по медицинской части непосредственно руководит и отвечает за качество лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической работы больницы. Он руководит деятельностью заведующих отделениями и врачей, контролирует качество диагностики, лечения, питания и ухода за больными, с этой целью регулярно проводит обходы, проверяет истории болезни (качество их ведения, правильность и своевременность врачебных назначений и применяемых методов лечения). Особое внимание обращается на своевременность госпитализации, анализ случаев расхождений диагнозов, анализирует отдаленные результаты лечения. Заместитель главного врача обеспечивает проведение мероприятий по повышению квалификации медицинского персонала, разрабатывает план конференций и занятий с врачами и контролирует выполнение его. Он ответственен за правильную постановку медицинского учета и отчетности, составляет отчеты.

Штаты медицинского персонала отделения устанавливаются в зависимости от числа коек, типа и профиля учреждения. Основными в штатной структуре отделения стационара являются должности заведующего отделением, врача-ординатора, старшей медицинской сестры, сестры-хозяйки

Заведующий отделением осуществляет непосредственное руководство деятельностью медицинского персонала отделения, несет полную ответственность за качество лечения – организует и обеспечивает своевременное обследование и лечение больных, систематически контролирует работу ординаторов. Он проводит обход больных совместно с ординатором, проверяет правильность диагностики, обоснованность назначенных исследований и методов лечения, выписывает больных из отделения, визирует документы, эпикризы, составляет медицинские отчеты и анализирует эффективность работы отделения.

Врачи-ординаторы осуществляют лечение больных в стационаре, на одну должность в среднем приходится 25 коек.

Больной поступает в стационар:

- по направлению врача поликлиники. В направлении указывается наименование лечебного учреждения, Ф.И.О., дата рождения пациента, краткий анамнез, основной и сопутствующий диагноз; результаты лабораторного обследования, основные симптомы заболевания, вносится информация об аллергических проявлениях у пациента. Штамп учреждения, подпись врача разборчиво, дата.

- по направлению врача скорой помощи – сопроводительный лист скорой помощи ф.114/у

- самотеком

- переводом из другой больницы

Показатели деятельности стационара:

а) характеристика стационарного обслуживания

1) обеспеченность населения больничными койками

 

Рассчитывается на уровне конкретной территории (район, город, область, республика). Вычисляется по всем профилям коек (терапевтические, хирургические, педиатрические, инфекционные и т.д.)

2) структура коечного фонда

Рассчитывается на территориальном уровне и по больнице.

3) уровень госпитализированного населения (число госпитализированных на тысячу жителей) - показатель территориального уровня, характеризующий доступность стационарной помощи; вычисляется по профилям коек, отдельно для взрослых и детей

б) показатели использования коечного фонда

1) среднегодовая занятость койки в году (среднее число дней работы койки в году)

Вычисляется в целом по стационару и по отделениям. Средняя занятость койки в году для городских больниц 340 дней (без инфекционных и родильных), для сельских больниц - 310 дней. Меньший показатель свидетельствует о недогруженности коечного фонда (простое коек), более высокие значения показателя говорят о перегрузке стационара.

2) средняя длительность пребывания больного на койке (средняя длительность одной госпитализации)

Число пользованных больных = сумма поступивших в стационар, выбывших и умерших, деленная на 2.

Вычисляется по стационару и по отделениям, зависит от состава отделений в стационаре и профиля коек. При оценке деятельности стационара по этому показателю следует сравнивать одноименные показатели. Значение средней длительности пребывания больного на койке связаны с тяжестью заболевания, качества доклинической подготовки больного, своевременности госпитализации, качества диагностики и лечения в стационаре.

3) оборот койки (функция больничной койки) - среднее число больных, лечившихся в течение года на одной койке.

Рассчитывается по стационару и по отделениям, зависит от средней длительности пребывания больного на койке, времени простоя койки, загруженности стационара.

4) больничная летальность

Зависит от качества медицинского обслуживания в стационаре, состава больных по заболеваниям, полу, возрасту, тяжести заболевания, своевременности госпитализации.

в) качество медицинского обслуживания в стационаре

1) состав больных, лечившихся в стационаре

2) средняя длительность лечения больного в стационаре:

На его величину оказывает влияние факторы, не зависящие (пол, возраст, тяжесть заболевания, сроки поступления в стационар) и зависящие от работы стационара (сроки обследования больного в стационаре, своевременность постановки диагноза, эффективность применяемого лечения, возникновение осложнений)

3) летальность при отдельных заболеваниях

На величину данного заболевания влияет возраст больного, тяжесть заболевания, наличие сопутствующих заболеваний и осложнений, своевременность госпитализации, качество лечения, эффективность лечения.

4) досуточная летальность - летальность госпитализированных в течение первых суток с момента поступления больного в стационар

Зависит как от качества оказания догоспитальной помощи населению, так и от состояния интенсивной терапии в стационаре.

5) структура умерших в стационаре

6) показатель совпадения клинических и патологоанатомических диагнозов (вычисляется по данным патологоанатомического отделения)

г) хирургическая работа стационара

1) хирургическая активность

Число выбывших больных - сумма выписанных и умерших. Показатель зависит от профиля отделений в составе стационара, а также от удельного веса коек хирургического профиля.

2) летальность оперированных больных (послеоперационная летальность)

3) структура оперативных вмешательств

4) частота послеоперационных осложнений

Важнейшая характеристика качества оперативного лечения больных

д) экстренная хирургическая помощь в стационаре

1) поздняя доставка больных в стационаре

Зависит от своевременности обращения больного и качества работы скорой медицинской помощи.

2) структура больных, доставленных по экстренным показаниям

3) удельный вес оперированных больных по экстренным показаниям

4) летальность больных, доставленных по экстренным показаниям

При своевременной доставке отражает качество оказания экстренной хирургической помощи.

Показатели обеспеченности стационарной помощью - это в первую очередь обеспеченность населения больничными койками, уровень госпитализации, показатели использования коечного фонда.

Основная учетная и отчетная документация стационара:

1. история болезни (медицинская карта стационарного больного)2. журнал приемов больных и отказов в госпитализации3. журнал для записи оперативных вмешательств4. листок ежедневного учета больных и коечного фонда в отделении5. карта выбывшего из стационара (ф.066/у)6. книга патологоанатомических вскрытий7. лист назначений8. температурный лист9. порционное требования10. отчет о деятельности стационара (форма 14)

Скорая (неотложная) медицинская помощь, структура и задачи службы. 82. Бригады скорой (неотложной) медицинской помощи, порядок деятельности, документация. 83. Структура, система управления и обеспечение службы скорой (неотложной) медицинской помощи.

Скорая и неотложная медицинская помощь (СМП) – медицинская организация, имеющая целью оказание экстренной медицинской, а также специализированной врачебной помощи при угрожающих жизни несчастных случаях и острых тяжелых заболеваниях как на месте происшествия, так и в пути следования. Данный вид помощи организуется для срочного оказания медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных тяжелых заболеваниях, возникших дома, на улице, во время работы и в ночное время, при массовых отравлениях и других угрожающих состояниях.

Понятие «неотложные состояния» определяет такие патологические изменения в организме человека, которые приводят к резкому ухудшению здоровья и могут угрожать жизни.

Под «экстренностью в медицинской помощи» подразумевается срочное устранение всех неотложных патологических состояний, возникших непредвиденно, которые независимо от степени тяжести состояния больного требуют немедленной диагностической и лечебной деятельности. Целесообразно различать следующие основные формы патологических состояний, при которых показана экстренная помощь:

- имеется непосредственная угроза жизни, которая без своевременной медицинской помощи может привести к смертельному исходу

- не имеется непосредственной угрозы жизни, но, исходя из патологического состояния, угрожающий момент может наступить в любое время

- нет угрозы для жизни, но нужно облегчить страдания больного

- больной находится в состоянии неопасном для жизни, однако требуется срочная помощь в интересах коллектива.

В деятельности учреждений скорой медицинской помощи сохранение здоровья больных и пострадавших зависит преимущественно от своевременности прибытия бригады скорой медицинской помощи на место вызова и качества догоспитальной и лечебной помощи.

Основные принципы организации СМП:

- полная доступность

- оперативность в работе, своевременность

- полнота и высокое качество оказываемой помощи

- обеспечение беспрепятственной госпитализации

- максимальная преемственность в работе.

В настоящее время в РБ функционирует государственная система организации СМП:

- догоспитальный этап: в городах станции СМП с подстанциями и филиалами, травматологические пункты; в сельских административных районах - отделения СМП ЦРБ, в областях

- госпитальный этап: больницы скорой помощи, отделения экстренной госпитализации общей сети больничных учреждений

Деятельность станций скорой медицинской помощи (отделений, больниц) регламентируется приказом МЗ РБ «О совершенствовании организации скорой и неотложной медицинской помощи».

Станция (отделение) скорой медицинской помощи — ЛПО, оказывающее скорую и неотложную медицинскую помощь взрослому и детскому населению при угрожающих жизни состояниях, несчастных случаях, острых тяжелых заболеваниях и обострении хронических заболеваний как на месте происшествия, так и в пути следования.

Задачи станции СМП:

1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне ЛПУ и во время их транспортировки в стационары.

2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации ЛПУ.

Станция СМП обеспечивает оказание:

1. Экстренной медпомощи:

а) при внезапных заболеваниях, угрожающих жизни больного (остро развивающиеся нарушения деятельности ССС, ЦНС, органов дыхания, органов брюшной полости)

б) при несчастных случаях (различные виды травм, ранений, ожогов, поражение электрическим током и молнией, инородные тела дыхательных путей, отморожения, утопления, отравления, суицидальные попытки)

в) при родах, происшедших вне специализированных учреждений

г) при массовых катастрофах и стихийных бедствиях.

2. Неотложной помощи: при обострениях различных хронических заболеваний, когда причины обращения не относятся к пункту 1a) настоящего положения, а также при острых заболеваниях детей, особенно первого года жизни.

Категории ССМП устанавливаются в зависимости от количества выездов, выполняемых в год: внекатегорийные - свыше 100 тыс. выездов в год, I категории - от 75 тыс. до 100 тыс., II категории - от 50 тыс. до 75 тыс., III категории - от 25 тыс. до 50 тыс., IV категории - от 10 тыс. до 25 тыс., V категории - от 5 тыс. до 10 тыс. Станция скорой медицинской помощи организуется в городах с населением свыше 50 тыс. и является самостоятельным ЛПО или, по решению местных органов здравоохранения, входит в состав городских больниц скорой медицинской помощи на правах ее структурного подразделения. В городах с меньшей численностью населения организованы отделения скорой медицинской помощи при городских, центральных районных и других больницах. В каждом городе имеется только одна станция или отделение скорой медицинской помощи. Обслуживание сельского района осуществляется городской ССМП или отделением СМП при ЦРБ. В крупных городах в составе ССМП организованы подстанции в расчетном обеспечении 15-ти минутной транспортной доступности в городском административном районе с населением 75-200 тыс. жителей. В сельском районе посты скорой помощи функционируют с расчетом обеспечения 30-минутной доступности.

Соответственно нормативам, на каждые 10 тыс. жителей выделена одна санитарная машина и утверждена 0,8 врачебной или фельдшерской бригады. Срок выезда по скорой помощи - до 4-х минут, по неотложной помощи - до 1 часа.

Документация станций (отделений) скорой медицинской помощи:

1) журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи

2) карта вызова скорой и неотложной медицинской помощи

3) сопроводительный лист с отрывным талоном

4) дневник работы станции скорой медицинской помощи

5) отчет станции

Карты вызова и журналы записи вызова скорой медицинской помощи хранятся в течение 3-х лет. ССМП не выдает больничных листов, судебно-медицинских заключений, не проводит экспертизу алкогольных отравлений.

ССМП является самостоятельным учреждением и подчиняется приказам и распоряжениям вышестоящих органов ЗО, пользуется правом юридического лица и имеет штамп и печать с обозначением своего наименования.

Организационные принципы и особенности оказания медицинской помощи сельскому населению, перспективы развития. 106. Сельский врачебный участок, его структура и функции. 107. Районные организации здравоохранения, их роль в оказании медицинской помощи населению. 108. Областные организации здравоохранения, их роль в обеспечении медицинской помощью населения.

Единство принципов оказания лечебно-профилактической помощи городскому и сельскому населению: 1) профилактический характер; 2) участковость; 3) массовость; 4) специализация медицинской помощи 5) общедоступность.

Особенность оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению:

1) этапность оказания помощи;

2) передвижные виды врачебной медицинской помощи (выездные врачебные бригады).

Особенности организации сельской медицинской помощи:

1) низкая плотность населения - численность сельского населения в 2004 г. 2.803.600, 2005 г. 2.744.200, 2006 г. 2.691.500. По сравнению с 2002 г. численность сельского населения снизилась на 118 тыс. В 2005 г. родилось 90.307 чел, из них на селе 24.205 (26,8%). Рождаемость в 2005 г. 9,2  в РБ, на селе - 8,9 . Смертность на селе в 2,2 раза больше, чем в городе. Младенческая смертность в целом 6,4 , на селе - 9,3 . Ожидаемая продолжительность жизни на селе 64,52 г., в городе 70,53 г.

Людность - количество людей в населенном пункте. Средняя численность сельского населения - 200 чел.

2) разбросанность населенных пунктов на большой территории - сельских населенных пунктов 24 тыс. Средняя плотность населения в РБ 48 чел на км2, в селе - 10 чел на км2. Близость - расстояние между населенными пунктами, радиус обслуживания - расстояние от населенного пункта, где есть медицинские учреждения до самого удаленого населенного пункта, жители которого прикреплены к этому учреждению для медицинского обслуживания. Эта величина управляемая и изменяется в зависимости от численности населения.

3) плохое качество дорог

4) специфика сельскохозяйственного труда: сезонность, зависимость от погоды

5) условия, образ жизни, традиции

6) низкая обеспеченность специалистами

Этапы оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению и основные организации:

I этап -– ранее - сельский врачебный участок (СВУ), включающий комплекс медицинских учреждений:

а) участковую больницу (сельскую врачебную амбулаторию, СВА)

б) фельдшерско-акушерский пункт (ФАП)

в) здравпункты (при наличии промышленного предприятия на обслуживаемой территории).

В настоящее время СВУ нет, СВА и участковые больницы - филиалы ЦРБ. ФАП-ы - филиалы врачебной амбулатории.

Основная функция этапа: оказание первой доврачебной помощи, первой квалифицированной врачебной помощи с возможными элементами специализированной медицинской помощи.

ФАПы - создаются для медицинского обслуживания 400 человек и более при расстоянии 2 км и более от медицинского учреждения. При обслуживании более 400 чел. в штатах ФАПа положены: 1 должность фельдшера или акушерки или медицинской сестры и 0,5 должности санитарки. Затраты на ФАПы - 1,5-2,0% от бюджета ЗО района.

Функции ФАПа:

- оказание доврачебной медицинской помощи и своевременное выполнение назначений врача;

- проведение профилактической работы и противоэпидемической работы;

- организация патронажа беременных женщин, детей,

- проведение мероприятий по снижению младенческой и материнской смертности;

- гигиеническое обучение и воспитание населения.

Сельский врачебный участок (СВУ) - обслуживал 7-9 тысяч населения в радиусе 7-9 км.

Участковая больница – это основное учреждение на СВУ, состоит из стационара и амбулатории. В зависимости от числа коек может быть I категории – на 75-100 коек, II – 50-75 коек, III – 35-50, IV – 25-35 коек. В участковой больнице оказываются все виды квалифицированной лечебно-профилактической помощи. Большое значение имеет медицинская помощь населению в период полевых работ. Значительная работа ведется по охране здоровья женщин и детей, внедрению современных методов профилактики, диагностики, лечения.

Все виды лечебно-профилактической помощи беременным женщинам, матерям и детям оказывает врач участковой больницы. Если врачей несколько, то один из них отвечает за состояние здоровья детей и женщин на данном участке.

При нерентабельной деятельности участковых больниц, они закрываются или перепрофилируются в отделения реабилитации районных больниц, а для медицинского обслуживания населения открываются самостоятельные сельские врачебные амбулатории (СВА), в штате которых должны быть: врач-терапевт, стоматолог, акушер-гинеколог, педиатр. Медицинскую помощь больным со стоматологическими заболеваниями в участковой больнице или в сельской врачебной амбулатории оказывает стоматолог (зубной врач).

Из штатных нормативов медицинского персонала участковых больниц:

1. Должности врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению устанавливаются из расчета на 10 000 населения:

  взрослое население детское население
Врач-терапевт 4,0
Врач-педиатр 8,0
Акушер-гинеколог 0,6
Хирург 0,4 0,3
Стоматолог 2,5 2,5

2. Должности врачей отделений стационара устанавливаются из расчета 1 должность:

­ врач-терапевт – на 25 коек;

­ врач-педиатр – на 20 коек;

­ хирург – на 25 коек;

­ стоматолог – на 20 коек.

Коечная емкость сельской участковой больницы - 27-29 коек.

Основные направления деятельности по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения. 111. Основные отрасли санитарной деятельности. Предупредительный и текущий санитарный надзор. 112. Центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, его структура, задачи.

Санитарно-эпидемическая служба - система государственных учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, разработку и проведение санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Задачи санэпидслужбы:

1) обеспечение своевременной гигиенической оценки всего нового, что внедряется в народное хозяйство

2) разработка и внедрение, нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ и методов контроля за ними

3) организация и контроль за реализацией мероприятий и рекомендации по оздоровлению условий труда, быта, отдыха населения

В основе организации санэпидслужбы лежит:

1. государственный характер санитарно-эпидемической деятельности

2. научная плановая основа санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий

3. единство управления санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности, состоящая в том, что эта работа сосредоточена в едином комплексном учреждении - ЦГиЭ.

4. участие всех медицинских организаций в санитарно-профилактической и противоэпидемической работе при организующей роли санэпидслужбы

5. участие населения в санитарно-оздоровительной работе и пропаганде гигиенических знаний

Основная задача - государственный санитарный надзор; контроль за проведением санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Содержание (контроль за высолнением) СЭС:

1) предупреждение и ликвадация загрязнения окружающей среды

2) оздоровление условий труда на сельско-хозяйственном и промышленном производстве для снижения общей и профессиональной заболеваемости

3) создание наиболее благоприятных условий для нормального развития и обучения детей и подростков

4) оздоровление питания населения - рациональное питание, предупреждение отравлений пищевыми продуктами

5) предупреждение, снижение и ликвидация инфекционных и паразитарных заболеваний, предупреждение заноса и распространения карантинных инфекций.

Государственный санитарный надзор осуществляется органами санэпидслужбы (СЭС) в форме предупредительного и текущего надзора за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий, за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, отдельными гражданами санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил.

Организационная структура СЭС РБ:

а) республиканский уровень: возглавляет заместитель министра ЗО - главный государственный санитарный врач РБ, он имеет 4 заместителя, возглавляет санитарно-эпидемический отдел. Есть республиканский ЦГиЭ, который занимается научной и практической деятельностью.

б) областной уровень: областной ЦГиЭ, его главный врач является главным государственным санитарным врачом области, он же заместитель начальника управления ЗО области

в) районный уровень: районный ЦГиЭ - главный врач - главный государственный санитарный врач района, заместитель главного врача района

Научно-исследовательские организации СЭС: научный практический центр гигиены (ранее НИИ гигиены), научно-исследовательский институт микробиологии и эпидемиологии.

Всего ЦГиЭ в РБ - 146, кроме них есть центры дезинсекции и дератизации, дезинфекционные станции, санитарно-контрольные пункты.

Организационная структура ЦГиЭ (на примере):

1. Организационный отдел - координирует всю работу СЭС в масштабе территории обслуживания, состоит из отделений: компьютеризации, информационного обеспечения, метрологии и стандартизации, эпидемического анализа и прогнозирования

2. Санитарно-гигиенический отдел- отделения коммунальной гигиены, гигиены труда, пищевой гигиены, гигиены детей и подростков, токсикологического.

3. Санитарно-эпидемиологический отдел - отделения противоэпидемическое, паразитологическое, дезинфекционное, иммунологическое, санитарно-эпидемиологического анализа и лаборатории (токсикологические, бактериологические, вирусологические, паразитологические)

4. Радиационная гигиена.

5. Отдел больничной гигиены и дезинфекции

6. Отдел особо опасных инфекций

7. Отдел профилактики СПИД.

Связь ЦГиЭ с поликлиникой - решает следующие вопросы:

- контроль за проведением профилактических прививок

- совместная работа по диспансеризации населения

- учет и отчетность по инфекционной заболеваемости

- контроль за проведением врачебных первичных противоэпидемических мероприятий

- медицинское наблюдение за очагом инфекции

- проведение дегельминтизации

- анализ заболеваемости и связь с окружающей средой (социально-гигиенический мониторинг)

- заслушивание на медицинских советах материалов о соблюдении санитарно-эпидемиологического режима

- работа по формированию ЗОЖ

- участие в совместных профосмотрах рабочих промышленных предприятий

Связь ЦГиЭ со стационаром:

- контроль за проведением санэпидрежима и своевременным выявлением инфекций:

       а) периодическое обследование персонала

       б) периодическое закрытие на дезинфекцию

- учет и отчетность по инфекционным заболеваниям

- заслушивание в стационарах материалов по противоэпидемическим мероприятиям, их проверки ЦГиЭ

Правовые основы деятельности ЦГиЭ определяются: а) конституцией РБ б) законом о ЗО в) законом о санитарно-эпидемическом благополучии г) совокупностью санитарно-гигиенических и санитарно-профилактических нормативов, норм, правил, отдельных постановлений правительства, решений совета народных депутатов по санитарно-противоэпидемическим вопросам.

Государственный санитарный надзор органами и учреждениями СЭС осуществляется в 2-х формах:

а) предупредительной - за строительством, планировкой, застройкой населенных пунктов, планированием размещения промышленности

б) текущий - санитарное обследование объектов коммунального хозяйства, промышленных мероприятий, пищевых объектов, детских дошкольных и школьных учреждений, источников инфекции и прочее.

Должностные лица ЦГиЭ при осуществлении государственного санитарного надзора выполняют контрольную и организаторскую функции. Среди медработников только санитарный врач имеет право принуждения.ельности, состоящая в том, что эта работа сосредото

Детская поликлиника, структура, функции. 119. Принципы диспансеризации детей. 120. Качественные показатели работы детской поликлиники. 121. Основная медицинская документация детской поликлиники и детской больницы

Детская поликлиника - головное учреждение по оказанию лечебно-профилактической помощи детям.

По категорийности (мощности) выделяют 5 категорий поликлиник (от 1-ой - 800 посещений в день до 5-ой - 150 посещений в день). От мощности поликлиники зависит ее структура.

Структура детской поликлиники: 2 входа (для здоровых и больных детей); фильтр с боксами, которые имеет отдельные входы изнутри и выходы наружу; вестибюль; регистратура; кабинеты врачей-специалистов; кабинеты врачей-педиатров; комната здорового ребенка

Особенности структуры детской поликлиники:

1) дополнительный вход к фильтру и боксу; имеются боксы для ОКИ и других инфекций, которые работают круглосуточно

2) в обязанности педиатра входит работа по ЗОЖ, в поликлинике имеется комната здорового ребенка, где обучают родителей правилам ухода, особенностям вскармливания, технике массажа, комплексам гимнастики

3) кабинет профпрививок или отделение иммунопрофилактики

4) социально-правовой кабинет

5) кабинет медицинской помощи организованным детям.

Задачи и разделы работы детской поликлиники:

- профилактическая работа (патронах, профосмотры, диспансеризация, формирование ЗОЖ)

- санитарно-противоэпидемическая работы (проведение прививок, своевременное выявление инфекционых заболеваний, проведение работы с контактами)

- лечебная помощь детям на дому и в поликлинике

- направление детей в стационары, санатории

- лечебно-профилактическая работа в детских учреждениях и школах

- отбор детей в специализированные дошкольные учреждения, санаторные школы-интернаты

- правовая защита ребенка в пределах установленной компетенции

- освоение и внедрение новых современных форм и методов работы, методик лечебно-диагностического процесса

Основные разделы работы участкового педиатра:

- постоянно связан с женской консультацией, преемственность в наблюдении за беременными женщинами (особенно из "групп риска");

- посещает на дому новорожденных в первые три дня после выписки из родильного дома и контролирует посещение их на дому участковой медицинской сестрой;

- проводит прием детей в поликлинике, назначает им режим, рациональное питание, специфическую и неспецифическую профилактику рахита, оценивает физическое и нервно-психическое развитие;

- осуществляет профилактическое наблюдение за детьми согласно методическим рекомендациям, направляет детей на консультации к другим врачам-специалистам и на необходимые лабораторные исследования;

- планирует (совместно с участковой медицинской сестрой) профилактические прививки, своевременно и обоснованно оформляет медицинские отводы от них;

- осуществляет динамическое наблюдение за детьми, взятыми на диспансерный учет, проводит их оздоровление совместно с другими врачами-специалистами и анализ эффективности диспансеризации;

- организует обследование, необходимые оздоровительные и профилактические мероприятия детям перед поступлением в детские дошкольные учреждения и школы;

- проводит учет и отбор детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном лечении;

- посещает больных детей на дому в день поступления вызова и оказывает им необходимую лечебную помощь с назначением, при показаниях, физиотерапевтических методов лечения, лечебной физкультуры, обеспечивает наблюдение за больным ребенком до выздоровления, госпитализации или разрешения посещать поликлинику, больного ребенка первого года жизни наблюдает ежедневно;

- в установленном порядке направляет ребенка на лечение в стационар, в необходимых случаях принимает все меры к необходимой госпитализации ребенка;

- информирует руководство поликлиники (отделения) о всех тяжелобольных детях на участке, не госпитализированным по каким-либо причинам;

- в установленном порядке извещает ЦГиЭ о выявлении инфекционных больных и подозрительных на инфекционное заболевание, проводит комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение инфекционных заболеваний;

- систематически повышает свою квалификацию и внедряет в практику работы новейшие методы лечения и предложения по научной организации труда;

- проводит санитарно-просветительную работу по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний;

- осуществляет контроль за работой участковой медицинской сестры;

- организует на своем участке санитарный актив из населения и привлекает его к проведению санитарно-профилактических мероприятий.

Особенности организации лечебно-профилактической помощи детям в поликлинике:

1. в поликлинике - 2 режима работы: а) для здоровых детей - вторник и четверг б) обычный

2. длительность приема - 3 часа, вызова на дом - 3 часа.

3. в профилактическом разделе выделяют:

а) антенатальная охрана плода - 2-х разовое посещение медицинской сестрой беременной женщины с постановкой на учет в период 34±2 недели

б) наблюдение за ребенком до 1 мес - после выписки из роддома в течение 3-х дней и на 21 день, осуществляется врачом и медицинской сестрой на дому

в) наблюдение до 1 года - посещение врачом 1 раз в мес, медсестрой 2 раза в мес.

г) наблюдение до 2 лет - посещение врачом и медсестрой 1 раз в 3 мес

д) наблюдение до 3 лет - посещение врачом и медсестрой 1 раз в полгода

е) далее - обязательные профосмотры 1 раз в год, диспансеризация

Связь детской поликлиники с другими ЛПУ:

1) преемственность в работе участкового врача и медсестры осуществляется на приеме и при записи педиатром назначений медсестре в специальный журнал, находящийся в регистратуре

2) связь детской поликлиники и женской консультации производится через передачу информации о беременных, взятых на учет в женской консультации, в регистратуру поликлиники. Особо передается информация о беременных из группы риска. Исходя из полученной информации, участковый педиатр или медсестра осуществляют дородовые патронажи.

3) связь с роддомом идет через "патронажный журнал", находящийся в регистратуре, в который вносится информация о новорожденных, поступающая из роддомов, в журнал, а затем - в журнал записи вызовов участка.

4) связь с детскими стационарами реализуется в:

- правильном оформлении направлений в стационар;

- передаче историй развития ребенка из поликлиники в стационар;

- передаче "активов" в поликлинику после выписки ребенка из стационара;

- передаче эпикризов из стационара в поликлинику.

5) связь с центром гигиены и эпидемиологии реализуется в:

- в подаче экстренных извещений при выявлении инфекционных заболеваний;

- проведении первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекций;

- рганизации наблюдения за очагом инфекционного заболевания (за "контактными") педиатром на основании информации, поступившей из ЦГиЭ

6) связь с детским консультативно-диагностическим центром реализуется в:

- в обследовании и правильном оформлении направления на консультацию ребенка;

- в рекомендациях по ведению данного ребенка участковым врачом.

7) связь со станцией скорой помощи реализуется в в передаче в поликлинику активов на вызова, выполненных накануне бригадой "скорой помощи".

При достижении ребенком 14-летнего возраста оформляется эпикриз, который передается во взрослую поликлинику.

Основная документация в детской поликлинике:

а) история развития ребенка ф.112/у

б) контрольная карта диспансерного наблюдения больных детей ф.030/у

в) контрольная карта диспансерного наблюдения здоровых детей ф. 131/у

г) карта профилактических прививок ф. 063/у

д) журнал учета профилактических прививок ф. 064/у

е) талон на прием к врачу ф. 025-4/у

ж) книга записи вызовов врача на дом ф. 031/у

з) справка для получения путевки ф. 070/у

и) санаторно-курортная карта для детей и подростков ф. 076/у

к) статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов ф. 025-2/у

л) направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты ф. 028/у

м) экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку ф. 058/у

н) журнал учета инфекционных заболеваний ф. 060/у

о) справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ о болезни, карантине ребенка, посещающего школу, детские дошкольные учреждения ф. 095/у и др.

Показатели работы детской поликлиники:

1. Охват детей первого года жизни систематическим врачебным наблюдением:

2. Частота грудного вскармливания, %:

3. Частота расстройств питания у детей первого года жизни, %:

4. Частота активного рахита у детей первого года жизни, %:

5. Индекс здоровья:

6. Полнота охвата детей профилактическими осмотрами, %:

7. Полнота охвата детей профилактическими прививками, %:

8. Заболеваемость детей, в промилле:

Содержание профилактической работы участкового врача-педиатра:

- патронаж новорожденных, контроль за патронажем беременных

- профилактические осмотры детей:

а) первого года жизни

б) 1-7 лет, не посещающих детские дошкольные учреждения

в) группы риска (гипотрофия, рахит, анемия)

г) перед профилактическими прививками.

д) с целью подготовки к поступлению в детские дошкольные учреждения

е) страдающих хроническими заболеваниями

- санитарно-просветительная работа: индивидуальные беседы с родителями; выдача родителям (на врачебном приеме) материалов (брошюр, памяток, буклетов, листовок) для закрепления устной информации, а также для самостоятельного изучения; групповые лекции и беседы на общегигиенические темы с родителями и с немедицинским персоналом детских дошкольных учреждений и школ; занятия с родителями в школах матерей, школах отцов, клубах молодых родителей, на факультетах народных университетов здоровья, других формах очно-заочного обучения; "вечера вопросов и ответов", "вечера молодых родителей", встречи за "круглым столом" в поликлинике.

- противоэпидемическая работа: неспецифическая профилактику инфекционных заболеваний (повышение резистентности организма ребенка путем внедрения различных мер неспецифического характера, привитие гигиенических навыков и т.д.); специфическая профилактика инфекционных заболеваний путем активной иммунизации детского населения против инфекционных заболеваний; противоэпидемические мероприятия, которые проводятся участковым педиатром совместно с ЦГиЭ в очаге инфекционного заболевания.

Содержание работы кабинета профилактической работы с детьми (кабинета здорового ребенка):

- пропаганда здорового образа жизни в семье

- обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.)

- санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка

- гигиеническое обучение и воспитание ребенка

Медицинский персонал кабинета здорового ребенка:

- проводит индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей раннего возраста, выдает им памяти и методическую литературу по вопросам охраны здоровья ребенка

- обучает родителей методике по уходу за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма

- проводит работу по профилактике рахита у детей

- совместно с участковым педиатром и медицинской сестрой проводит индивидуальную подготовку детей к поступлению в детское дошкольное учреждение

- обучает участковых медицинских сестер вопросам профилактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур и др.

- осуществляет связь с центром здоровья для изучения и распространения новых материалов, оформления кабинета по вопросам развития и воспитания здорового ребенка

- ведет необходимую рабочую документацию и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей раннего возраста

Диспансеризация – основная форма работы детских поликли­ник, которая проводится по возрастному признаку вне зависимости от состояния ребенка или в зависимости от имеющегося заболевания. Важнейшее звено диспансеризации – организация профилактических осмотров различных видов:

- профилактический осмотр, который проводит врач, обслуживающий ребенка по месту жительства или в детском учреж­дении

- углубленный профилактический осмотр, при котором осмотру пред­шествует проведение определенных функционально-диагностических ис­следований

- комплексный профилактический осмотр, при котором здоро­вье ребенка оценивается бригадой врачей-специалистов

В поликлиниках выделяют 3 группы детей, подлежащих профилактиче­ским осмотрам:

- дети до 7-летнего возраста, не посещающие детские дошкольные уч­реждения

- дети до 7 лет, посещающие детские дошкольные учреждения

- дети школьного возраста

Для первой группы детей наиболее целесообразным является выделе­ние в поликлиниках профилактических дней, когда все специалисты в по­ликлиниках принимают только здоровых детей (обычно 2 дня в неделю).

Для упорядочения работы мате­рям вручают памятку о том, какими специалистами должен быть осмотрен ребенок в различные возрастные периоды его жизни. В вестибюле вывешивается хорошо оформленная справка аналогичного содержания.

Частота профилактических осмотров врачами-специалистами предус­мотрена так, чтобы своевременно выявить отклонения в состоянии здоро­вья детей и организовать необходимые лечебные и оздоровительные меро­приятия.

В настоящее время профилактические осмотры детей, посещающих образовательные учреждения, проводятся в виде обязательных углублен­ных обследований в соответствии с «декретированными возрастными группами»:

- перед поступлением в дошкольное учреждение

- за год до поступления в школу

- перед поступлением в школу

- конец первого года обучения

- переход к предметному обучению

- пубертатный период (14-15 лет)

- перед окончанием общеобразовательного учреждения (10-11 класс, 15-17 лет)

По завершении профилактических осмотров проводится комплексная оценка здоровья детей. На каждого ребенка с выявленными заболевания­ми, подлежащими диспансерному наблюдению, заводится «Контрольная карта диспансерного больного» (ф. 030/у), которая наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещени­ями) отражает данные о больном, помогающие врачу в прове­дении диспансерного наблюдения.

Каждому больному, взятому на учет, должно быть обеспечено тщатель­ное наблюдение и активное лечение. Содержание диспансерной работы должно быть отражено в индивидуальных планах диспансерного наблюде­ния, которые разрабатываются врачами конкретно для каждого больного и вносятся в «Историю развития ребенка».

В конце года врачи составляют на каждого состоящего на учете боль­ного этапный эпикриз, в котором дается оценка состояния здоровья и эф­фективности проведения лечебно-профилактических мероприятий. Крите­риями оценки результатов проводимой диспансеризации являются: выздо­ровление, улучшение, состояние без перемен, ухудшение. Эта общая оцен­ка делается на основании данных записей «Истории развития», жалоб, объективного состояния. Если ребенок не снимается с диспансерного учета, то одновременно со­ставляется план лечебно-профилактических мероприятий на следующий год.

После оформления эпикризов на всех детей, взятых под диспансерное наблюдение, участковый педиатр проводит анализ диспансеризации по от­дельным нозологическим группам за истекший год и его результат пред­ставляет заведующему отделением, которой составляет сводный отчет об итогах диспансерной работы за прошедший год.

После анализа проведен­ной работы планируются мероприятия, направленные на повышение каче­ства диспансерного обслуживания детей.

Показатели диспансеризации – см. вопрос  по диспансеризации.

Общественное здоровье и здравоохранение, история и предмет изучения.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 312.