Тест А.И. Липкиной для выявления уровня самооценки «Три оценки»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самооценка сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет прежде всего регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и  от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, т.е., проектам его будущего.

Несмотря на несовершенство этого проекта, он имеет важное значение в регуляции поведения в целом, в том числе и учебной деятельности. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности - мотива достижения. С самооценкой тесно связано и другое личностное образование - уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи - на оценку выше всех остальных.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнана. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяет судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за ее формированием. Школьный психолог с помощью различных методик должен прослеживать уровень самооценки школьника каждые полгода. Результаты будут более верными и объективными, если срезы самооценки делаются в различных условиях (в условиях успеха и неуспеха) различными методиками с тем, чтобы сопоставить и обобщить результаты.

Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки». По этой методике ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивает работу учеников тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам дают инструкцию: «Три учительницы из разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и, поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

3. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе оценку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

- характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеников самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

-

4. Беседа Т.Ю. Андрущенко «Мой круг общения»

Прием предназначен для выявления круга и характера взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями.

Начиная беседу, консультант говорит: «Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты».

Практика показывает, что такое введение снимает настороженность присущее началу общения с незнакомым человеком. Неожиданное предложение заинтересовывает ребенка и делает его готовым к сотрудничеству со взрослым.

Дальнейший ход работы направляется следующим побуждениями.

1. Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в этом круге твоего общения.

Консультант рисует круги, советуется с ребенком, последовательно делит его на сектора (сферы общения). После проведения вертикальной черты образуется два сектора «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет сектора «сверстников» и «взрослых». В зависимости от цели беседы, понимания ребенком предмета обсуждения, необходимости упрощения и др. отведение пространства разным сферам общения мощение может быть несколько иным. Например, в школе: ребята, учителя; вне школы: ребята во дворе, дома - родные. В других случаях верхнее и нижнее полукружия могут означать сферы благополучно-радостного общения (общения со знаком «+») и неблагополучно- огорчительного (общения со знаком «-»).

2. Теперь надо заселить каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться близко. Это могут быть и симпатичные люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные. Ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам.

Консультант вводит с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности) всех названных ребенком детей и взрослых, при этом выясняют возраст, обстоятельства взаимодействия. Как правило, ребенок сам охотно начинает обо всех и обо всем подробно рассказывать.

3. «Давай обозначим в твоем кругу людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает». 

В ходе этой процедуры обозначения (штриховка прямоугольника красным или синим) консультант узнает многие подробности, обстоятельства, характер оценок сложившейся ситуации, например, меру вины в создавшихся плохих отношениях, повод, приведший к затруднению в общении, и силу эмоционального переживания радостных и огорчительных социальных контактов. На этом же этапе можно выяснить и обозначить выраженность модальности переживания (через частоту штриховки каждого прямоугольника тем или иным цветом).

4. «Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один - в серединке и еще один - маленький, ближе к центру. В самом же центре поместим тебя, напишем твое имя.

А теперь, используя два карандаша: темный - «недоброжелательный», «неприятный» и светлый - «радостный», «приветливый», покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радости, кто и насколько друг другу неприятен».

Консультант вместе с ребенком, пользуясь соответствующим карандашами, обозначают меру взаимной симпатии и антипатии. Например, если симпатии и антипатии обоюдны и ярко выражены, то между центром («Я» ребенка) и соответствующим прямоугольником на внешней окружности (другой человек) проводится линия соответствующего цвета условной мерой в три интервала. Если симпатии или антипатии выражены неярко, то стрелкой указываются границы отношения - до первой или второй окружности. В каждом случае выясняется мнение ребенка о характере отношения к нему партнера по общению, соответственно стрелкой обозначается направление и мера выраженности отношения.

5. Методика «Определение понятий»

Ребенку предлагают следующие наборы слов:

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, споты­каться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Далее ребенку предлагается дать определения последователь­ности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Замечания. 1. Дети могут сами читать стимульные слова, если умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенку слова.

2. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.

3. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов.

Оценка результатов

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий; 8—9 баллов – высокий; 4—7 баллов – средний;

2—3 балла – низкий; 0—1 балл - очень низкий.

 

6. Методика «Выявление пассивного словарного запаса»

В качестве стимульного материала ребенку предлагаются те же самые пять наборов слов по десять слов в каждом, которые были использованы в методике «Определение понятий». Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда — «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда должен будет выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл». Если с первого раза, т. е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то раз­решается прочесть ему этот ряд еще раз, но в несколько более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд.

Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.

Замечание. Перед прочтением второго и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. Например, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово-стимул из первого ряда «велосипед» ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова «самолет» и «автомобиль», то перед началом чтения ему четвертого ряда экспериментатор должен сказать ребенку примерно следующее: «Итак, мы с тобой уже нашли слова «велосипед», «самолет» и «автомобиль», Которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом».

Оценка результатов

Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов; если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до 40 слов, то ему начисляется 8—9 баллов; если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов, то он получает 6—7 баллов; если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет равен 4—5. Наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять не более 3.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий; 8—9 баллов — высокий; 4—7 баллов — средний; 0—3 балла — низкий.

 

7. Методика «Выявление активного словарного запаса»

Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.

                               Таблица

 Протокол к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника

№ п/п Фиксируемые признаки речи Частота употребления признаков
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12   13     14 Существительные Глаголы Причастия Деепричастия Прилагательные в начальной форме Прилагательные в сравнительной степени Прилагательные в превосходной степени Союзы Предлоги Частицы Однородные члены предложения Сложные предложения с союзами «и», «а», «но», «да», «или»  Сложные предложения, соединенные подчинительными союзами типа «который», «потому что», «так как» и др. Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.  

В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.

               Оценка результатов

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков; в 8—9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8—9 разных протокольных признаков; 6—7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6—7 разных признаков; оценка в 4—5 баллов ему дается за присутствие в речи 4—5 разных призна­ков; 2—3 балла — в речи присутствуют 2—3 признака; 0—1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1—2 слова, представляющие собой одну единственную часть речи.   

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий, 8—9 баллов — высокий, 4—7 баллов — средний, 2—3 балла — низкий, 0—1 балл — очень низкий.

 

8.  АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ

Это вопросник, предназначенный для экспертного оценивая коммуникативных качеств личности у детей, поступающих в школу, и у младших школьников, а также их взаимоотношений с окружающими людьми. В таблице слева указаны качества личности, а справа — пункты анкеты, которые им соответствуют.

Таблица .

Качества личности, оцениваемые с помощью анкеты для родителей,

воспитателей и учителей и соответствующие этим качествам пункты анкеты

Оцениваемые качества личности Соответствующие этим качествам пункты анкеты
Общительность Организаторские способности Взаимоотношения с другими детьми Альтруизм Эмпатия Агрессивность Беспомощность Обидчивость Справедливость Правдивость Вежливость Послушание Самостоятельность Настойчивость Трудолюбие Уверенность в себе 2,3,4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Текст анкеты

1. Фамилия, имя ребенка. Дата рождения.

2. Общителен ли ваш ребенок со взрослыми: а) очень; б) не очень; в) совершенно замкнутый.

3. Общителен ли ваш ребенок с детьми: а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми; б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один; в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.

4. Если ваш ребенок общительный, то предпочитает ли он играть: а) с детьми старше себя по возрасту; б) с ровесниками; в) с более младшими детьми.

5. Как ведет себя ваш ребенок в игре: а) умеет организовать детей для совместной игры и для других занятий, берет на себя в игре только ведущие роли; б) одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, лидерские, так и второстепенные роли; в) чаще в игре берет на себя второстепенные роли, подчиняясь другим.

6. Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми: а) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми; б) часто конфликтует

7. Делится ли ваш ребенок игрушками с другими детьми: а) охотно делится; б) иногда делится, иногда нет; в) не делится.

8. Сочувствует ли ваш ребенок другим людям: а) всегда сочувствует другому, когда тот чем-то огорчен, пытается его утешить, пожалеть, помочь; б) иногда сочувствует, иногда нет; в) почти никогда не сочувствует.

9. Обижает ли ваш ребенок детей: а) часто; б) иногда; в) никогда не обижает.

10. Часто ли ваш ребенок жалуется взрослым: а) часто; б) иногда; в) никогда.

11. Обидчив ли ваш ребенок: а) очень обидчив; б) иногда обидчив; в) не обидчив.

12. Справедлив ли ваш ребенок: а) всегда; б) иногда; в) чаще всего не справедлив.

13. Всегда ли ваш ребенок говорит правду: а) всегда; б) иногда говорит, иногда нет; в) чаще обманывает и говорит неправду.

14. Всегда ли ваш ребенок ведет себя вежливо: а) всегда; б) иногда; в) почти никогда не ведет себя вежливо.

15. Всегда ли ваш ребенок послушен: а) всегда; б) иногда послушен, иногда нет; в) почти никогда не бывает послушным.

16. Самостоятелен ли ваш ребенок: а) любит и делает все сам; б) иногда самостоятелен, иногда нет; в) предпочитает, чтобы за него все делали другие.

17. Настойчив ли ваш ребенок: а) всегда старается дело доводить до конца; б) иногда настойчив, иногда нет; в) обычно не доводит до конца дело, за которое взялся.

18. Трудолюбив ли ваш ребенок: а) очень трудолюбив, всегда охотно и старательно выполняет пору­ченную ему работу; б) иногда любит трудиться, иногда ленится; в) чаще всего проявляет лень, не любит работать.

19. Уверен ли ваш ребенок в себе: а) уверен; б) иногда; в) не уверен.

Оценка результатов

Степень развитости каждого коммуникативного качества определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе: 10 баллов — выбор для ответа пункта «а»; 5 баллов — выбор из ответа пункта «б»; 1 балл — выбор для ответа пункта «в». Определяется средняя оценка степени развитости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.

Замечание. По 1-му и по 4-ому пунктам количественные оценки ребенок не получает. Ответы на 4-ый - позволяют делать качественные выводы, которые дополняют оценки. Если оценки полученные от родителей, воспитателей и учителей совпадают, то оцениваемое качество - существует. Если совпадают оценки 2-х из 3-х экспертов, характеризующих ребенка, то делается вывод о том, что данное качество свойственно ребенку с достаточной степенью вероятности.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 1376.