Самооценка психических состояний (по Айзенку)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инструкция. Вам предлагается описание различных психических состояний. Если с утверждением Вы полностью соглас­ны, то напротив варианта А) поставьте знак «+»; если не очень, то напротив варианта Б) поставьте «+»; если совсем не согласны, то поставьте «-» напротив варианта В).

                                                                                                                                А Б В

1.Не чувствую в себе уверенности.                                                                     

2.Часто из-за пустяков краснею

3.Мой сон беспокоен.

4.Легко впадаю в уныние.

5.Беспокоюсь о воображаемых неприятностях.

6.Меня пугают трудности.

7.Люблю копаться в своих недостатках.

8.Меня легко убедить.

9. Я мнительный человек.                                                   

10.Я с трудом переношу ожидания.

11.Нередко мне кажется безвыходными положения, из которых можно найти выход.

12.Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13.При больших неприятностях я склонен без достаточных основанийвинить себя.

14.Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15.Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесполезной.

16. Я нередко чувствую себя беззащитным.

17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18.Чувствую растерянность перед трудностями.

19.В трудные минуты жизни иногда веду себя по детски, хочу чтобы меня пожалели.

20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

21.Оставляю за собой последнее слово

22.Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

 23.Меня легко рассердить.

24.Люблю делать замечания другим.

25.Хочу быть авторитетом для окружающих.

26.Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
27.Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28.Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29.У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30.Я мстителен.     

31.Мне трудно менять привычки.

32.Нелегко переключаю внимание.

33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.

34. Меня трудно переубедить.

35. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.

36.Нелегко сближаюсь с людьми

37.Меня расстраивают даже незначительные нарушения планов.

38.Нередко я проявляю упрямство.

39.Неохотно иду на риск.

40.Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов За вариант ответа А ставится 2 балла, за вариант Б – 1, за вариант В – 0 баллов.

 Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов , где I группа - 1-10 вопросы - тревожность; П группа - II - 20 вопросы - фрустрация; Ш группа - 21-30 вопросы - агрессивность; IV группа - 31-40 вопросы - ригидность.

I. Тревожность: 0 - 7 баллов - не тревожные; 8 - 14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня;

15 - 20 баллов - очень тревожные.

II. Фрустрация: 0 - 7 баллов - высокая самооценка, устойчивость к неудачам; 8 -14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место быть; 15 - 20 баллов - низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.

Ш. Агрессивность: 0 - 7 баллов - уравновешенность, выдержанность; 8 - 14 баллов - средний уровень агрессивности; 15 - 20 баллов - агрессивность, невыдержанность, есть трудности в работе с людьми.

IV. Ригидность:   

 8

0 - 7 баллов - ригидность отсутствует, легкость переключения; 8 - 14 баллов - средний уровень ригидности; 15 - 20 баллов - сильно выраженная ригидность, противопоказаны сме­ны в учёбе, семье.

9. Анкета «Уровень самостоятельности»

 Инструкция. Вам предлагается 12 вопросов. Если Вы отвечаете положительно на поставленный вопрос, то напротив его номера напишите знак "+", если нет "-".

 1.Сможете ли Вы легко приспособиться и продолжить учёбу, если изменят смену, в которой Вы занимаетесь, расформируют класс?

2.Быстро ли Вы привыкаете к новому коллективу?

3.Способны ли Вы публично высказать своё мнение (на собрании),
если даже оно противоречит мнению одноклассников, учителя?

4.Согласны ли Вы без колебаний перейти на учёбу в более силь­ный класс, если Вам это предложат?

5.Склонны ли Вы .отрицать свою вину в допущенной ошибке и отыскивать подходящую для данного случая отговорку?

6. Объясняете ли Вы обычно свой отказ от чего-либо (поручений, просьб) истинными мотивами, не прикрывая их разными оправдывающими причинами?

7. Сможете ли Вы изменить свой прежний взгляд на вещи в резуль­тате серьёзной дискуссии?

8. Вы читаете сочинение товарища и видите, что содержание верно, но стиль изложения Вам не нравится. Станете ли Вы править текст и настойчиво предлагать товарищу изменить его в соответствии с Вашими замечаниями?

 9. Если Вы увидите в витрине вещь, которая вам очень понравится, купите ли Вы её, даже если эта вещь не так уж необходима?

10.Можете ли Вы изменить своё решение под влиянием уговоров обаятельного человека?

11.Планируете ли Вы заранее свои каникулы, не полагаясь на "авось"?

12.Всегда ли Вы выполняете данное Вами обещание?

Обработка результатов.

 Определите число баллов по таблице:

Вопрос «+» «-» Вопрос «+» «-»
1 3 0 7 3 0
2 4 0 8 2 0
3 3 0 9 0 2
4 2 0 10 0 3
5 0 2 11 1 0
6 2 0 12 3 0

Подсчитайте сумму баллов. О - 9 баллов - очень несамостоятельный человек. Постоянно и по любому случаю долго взвешивает все "за" и "против". Если удаётся переложить принятие решения на плечи другого, вздыхает с огромным облегчением, долго советует­ся и решение часто принимает половинчатое. На него трудно положиться, он может подвести. И пусть он обладает знаниями, эрудицией, такая черта характера как нереши­тельность, намного снижает его коэффициент полезного действия.

10 - 18 баллов - он принимает решение осторожно, но не пасует перед серьезными проблемами, которые нужно решить сию минуту. Колеб­лется, его начинают одолевать серьёзные сомнения. 19 - 28 баллов - он достаточно самостоятелен, решителен. Ло­гика, последовательность, с которой он подходит к решению проблем, помогают решать вопросы быстро и большей частью правильно. Пола­гаясь на себя, он не игнорирует советов. Решения отстаивает, но если выявится их ошибочность, то не отстаивает их.

29 баллов и больше - несамостоятельность - неведомое для него понятие. Считает себя компетентным во всех областях своей дея­тельности и не считает нужным выяснять чьё-либо мнение. Критичес­кие замечания по поводу его решений вызывают раздражение, которое он даже не пытается скрыть.

10. ТЕСТ “ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ”

Инструкция. Придумайте и нарисуйте несуществующее жи­вотное и назовите его несуществующим именем. Для работы потребуется лист бумаги размером 210 х 270, простой мягкий карандаш и резинка. Лист бумаги лушчe брать белый. Простой ручкой или фломастером рисовать нельзя.

Интерпретация признаков. Положение рисунка на листе.

В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа.

Положение рисунка к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженное) - высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих; претензия н; продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части — обратные показатели: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нереши­тельность, неуверенность, незаинтересованность в своем соци­альном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутвер­ждению.

Центральная, смысловая часть фигуры (голова или заменяющие ее детали).

Голова, повернутая вправо, — устойчивая тенденция к деятельности — почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца (человек активно переходит к реализации своих планов, наклонностей).

Голова, повернутая влево, — тенденция к рефлексии, размыш­лению. Испытуемый “не человек действия”, лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Неред­ки нерешительность, страх, боязнь перед активным действием .

Положение в анфас, т.е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соот­ветствующие органам чувств, — уши, рот, глаза.

Глазам придается особое значение. Это символ присущего че­ловеку страха. Это значение особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц.

Ресницы — показатель истероидно-демонстративных манер. Для мужчин — женственные черты xapaктера с подрисовкой радужки или зрачка совпадают редко. Ресницы — это также заинтересованность в восхищении окружающих красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Уши - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя (дополнительно к другим показателям, по их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для положительной оценки или тот кто дает соответствующие реакции на окружающих: радость, обида огорчение, не изменяя при этом своего положения).

Рот. Приоткрытый рот в сочетании с языком — болтливость, в сочетании с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения страхов и опасений, недоверия.

Рот с зубами — вербальная агрессия в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубы в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков значение рта округлой формы означает боязливость и тревогу. Увеличенный (по отношению с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а, возможно, в себе и окружающих.

На голове часто расположены дополнигельные детали: рога - защита, агрессия (определит в сочетании с другими агрессии — ногтями, щетиной, иглами ).Перья — тенденция к самоукрашению или к самооправданию и демонстративноести; грива, шерсть, подобие прически - - чувственность, подчёркивание своего пола, иногда орентировка на свою сексуальность.

Несущая часть фигуры (опорная - ноги, лапы, постаменты).

Рассматривается основательность той части по отношению к размеру всей фигуры и по форме — основательность, обдуманность, рациональность принятия решений опора на существенную и значимую информацию, на существенные положения. В противном случае — поверхностность и неосновательность суждений, легкомысленность выводов, иногда импульсивность принятия решений — особенно при полном или отсутствии ног.

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно слабо или не соединенные совсем. Это характер конроля за своими рассуждениями.

Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног любых элементов в одной части - конформность суждений и установок в принятии решений, стационарность, банальность.

Разнообразие в положении этих дет лей говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности соответственно необычности формы, даже о творческом начале в норме или инакомыслии (ближе к патологии).

Части, возвышающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональные или украшающие. Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья или бантик, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков. Первые — это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, само­распространение с неделикатными, неразборчивыми утешениями окружающих, или любознательность, соучастие как можно в большем количестве мероприятий, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелостью мероприятий — соответственно значению символа (щупальца, крылья и т. д.). Вторые — демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность.

Хвосты — выражают отношение к собственным действиям или поступкам, или решениям, размышлениям, вербальной продукции — по тому, повернут ли хвост вправо на листе или влево, судят об окраске этого отношения, которая выражена в направле­нии хвоста.

Вверх — уверенно, положительно, бодро, хвост же, падающий вниз, показывает недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние и т. д.

Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев. Особенно на пышные, длинные, разветвленные. Их направленность также имеет значение: вправо — по поводу своих действий иии поведения, влево — по поводу своих мыслей, решений, пропущенного момента, собственной нерешительности.

Контур фигуры. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий контура). Это защита от окружающих. Агрессивная защита, если рисунок выполнен в острых углах, страх или тревога, если есть затемнение контурной линии, опасение и подозрительность, если поставлены щиты, “заслоны”, направленные вверх — против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей Направленность защиты вниз — против насмешек, непризнание , отсутствия авторитетов у нижестоящих подчиненных, боязнь oсуждений. Боковые — не­дифференцированная опасливость, готовность к защите и самоза­щите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое— элементы защиты, расположенные не по контуру, внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - - больше в процессе деятельности (реальной), а слева — защита своих мнений, убеждений.

Общая энергия оценивается количеством изображенных де­талей: только ли необходимое, чтобы это представление о живот­ном (тело, голова, конечности и т. д.) с заполнением контуров без штриховки и дополнительных линии или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию деталей (дополнительных).

Соответственно, чем выше энергия тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых - экономия энергии, астеничность, органика: хроническое соматическое заболевание. То же подтверждается характером линий пpи астении — слабая, паутинообразная. Обратный же характер линий не является полярным (жирная с нажимом), это не энергия, а тревожность.

Особенно обратите внимание на резко продавленные линии, видимые даже с обратной стороны (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки — резкая тревожность). Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность.

Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение испытуемого к представление о своем положении в мире, об идентификации себя по значению с животными. В данном случае, рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление животного человеку начинается с постановки животного в положение прямохождения (две лапы вместо четырех и т.д.), кончая одеванием животного в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки -свидетельствует об инфантилизме, эмоциональной незрелости. Механизм сходен с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках, притчах. Фигура круга, особенно ничем не заполненного символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающем, конец, нежелание подвергаться тестированию.

Обратить внимание на акцент сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человеческой фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.

Редко и очень необычно обращает за себя внимание вмонтировка механических частей в живую часть животного -постановка на постамент, танковые или транспортные гусеницы, треножник, прикрепление к голове пропеллера, винта, проводов, вмонтирование в глаза электроламп, проводов в тело или конечности, рукояток и клавиш, антенн и т. д. Это наблюдается, главным образом у больных шизофренией и редко у глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимает форму готового, существующего животного.

Название может выражать рационалъное соединение смысловых частей (“Летающий заяц”, “Бегемот”). Другие варианты словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“Реболетиус”, “Воплиолярис”). Первое - рациональность, направленная установка на определённую ориентацию. Второе - демонстративность (разума, эрудиции. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“Гряктер”, “Лелые”), знаменующие легкомыслие.

Наблюдаются и ироническо-юмористические названия (“Рипоручка”, “Давашпор”, “Пузыреис ”), характеризующие соответствующее отношение к окружающему. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“Трутру”). Склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка)выражается непомерно длинным названием.

            П С И Х О Л О Г И Ч Е С К А Я Д И А Г Н О С Т И К А

           Л И Ч Н О С Т И                           М Л А Д Ш Е Г О Ш К О Л Ь Н И К А

1. 1.Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний

Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей с 1 по V классы и для выяснения запаса их бытовых знаний используются другие перечни вопросов, которые следуют далее. Процедуры обработки ответов на них, выведения оценки в баллах и оценивания на этой основе уровня психологического развития ребенка идентичны.

Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых зна­ний производятся по ответам на следующие вопросы:

1. Как тебя зовут? (Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер дома и квартиры?

7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?

(Правильно - названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)

8. В какое время года появляются и в какое время года опадают листья с деревьев?

9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?

10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься.

(Правильный ответ — не менее 3-х предметов одежды и 3-х столовых приборов.)

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10. Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 сек. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной мето­дике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т. е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие.

Вопросы для I класса

1.Как твои фамилия, имя и отчество?

2.Сколько лет твоей маме и твоему папе?

3.Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?

4.Как называется столица того государства, в котором ты живешь?

5.Как называется улица, на которой живут твои родственники? (Правильно назвать хотя бы одну улицу и сказать, кто из родственников живет на этой улице.)

6.Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои родственники или знакомые?

7.Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома? (Здесь необходимо назвать хотя бы две разные птицы.)

8.В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?

9.В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы?

(Правильный ответ включает указание как на часы, так и на минуты.)

10.Назови инструменты, которые есть у вас в доме. (Правильный ответ, в котором перечислены не менее трех разных инструментов.)

Вопросы для II класса

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоих родителей — папы и мамы?

2. Сколько лет твоему брату или сестре?(Если родных братьев или сестер у ребенка нет, то он может на­звать двоюродных и т. д.)

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-либо из твоих бли­жайших родственников? (Можно назвать любого из них, кроме мамы, папы, бабушек и дедушек, родных братьев и сестер.)

4. Как называется главный город в той области, где ты живешь?

5. Как называются город и улица, где живут твои родственники или знакомые?

6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои дядя или тетя?

(Для правильного ответа достаточно назвать адрес хотя бы одного из них.)

7. Как называются те животные (звери), которые живут в лесу? (Не менее 4-х.)

8. В каком месяце появляются почки на деревьях и в каком месяце здесь, у вас, начинают желтеть листья?

9. В котором часу возвращаются обычно с работы твои мама и папа? (Достаточно назвать только час без указания минут.)

10. Назови все приборы, которые есть у вас дома. (Не менее 3-х разных приборов.)

Вопросы для III класса

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоей бабушки и твоего дедушки?

2. Сколько лет твоей бабушке и твоему дедушке? (Если их нет в живых, то сколько лет им было в последний год жизни?)

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-нибудь из твоих дале­ких родственников? Назови сначала того, о ком ты собираешься говорить. (Называние ребенком хотя бы одного дальнего родственника.)

4. Как называется тот район города, в котором ты живешь? (Названия населенного пункта или какой-либо его части.)

5. Как называется город (местность и т. п.), где родились твои родители? (Точное название места рождения хотя бы одного из родителей ребенка.)

6. Какой номер телефона в квартире ваших родственников?

7. Как называются рыбы, которые живут в реке?

8. В каких частях света, странах не бывает зимы или лета?

9. В котором часу ты обычно завтракаешь и ужинаешь? (Название часа и минут.)

10. Как называются различные виды транспорта? (Не менее 3-х видов транспорта.)

Вопросы для IV—V классов

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоего дяди и твоей тети? (Достаточно назвать фамилию, имя и отчество хотя бы одного из казанных родственников.)

2. Сколько лет твоему дяде и сколько лет твоей тете? (Называние возраста хотя бы од­ного из указанных родственников.)

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-нибудь из ваших соседей по дому?

(Для правильного ответа достаточно назвать хотя бы одного из соседей.)

4. Как называются столицы тех государств, которые граничат с твоей республикой? (Должно быть названо не менее трех столиц разных государств.)

5. Как называются города, в которых родились твоя бабушка и твой дедушка?

6. Как позвонить в тот город, где живут твои родственники? (Указание того, как позвонить хотя бы в один город.)

7. Как называются животные, которые живут в море? (Хотя бы 2-х животных.)

8. В каких странах мира холоднее всего и теплее всего? (Называние хотя бы одной страны, которая расположена в зоне экватора, и хотя бы одной страны, которая располагается близко к Северному полюсу.)

9. В котором часу по субботам и по воскресеньям по телевиде­нию начинаются твои любимые передачи? (Назвать время в часах и ми­нутах хотя бы двух таких передач.)

10. Где можно прочесть что-либо интересное? (Имеются в виду книги, газеты и журналы. Правильный ответ предусматривает называние не менее трех разных печатных изданий.)






Дата: 2018-12-28, просмотров: 336.