Социологическая теория права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социологическая теория сформировалась в начале XX в. Ее фундамент заложен работой Е. Эрлиха «Основы социологии права». Кроме него ее представителями являются Дж. Дьюги, Р. Паунд, С.А. Муромцев и другие.

Данная теория сложилась в ответ на стремление крупных монополистических объединений освободиться от жестких законодательных рамок, устанавливаемых для них государством. Отсюда вытекает основная мысль представителей теории о том, что реальным, действующим является не право, содержащееся в законах, а «живое право», создаваемое судьями, физическими и юридическими лицами, участвующими в правоприменении и способными, якобы, более целесообразно и справедливо, разрешить конкретные жизненные ситуации. Тем самым фактически обосновывалась возможность произвола должностных лиц.

Социологическая школа представлена различными направлениями:

институционализм, реализм и т.д.

Институционалисты утверждают, что наряду с государством существуют и другие социальные институты, создающие право.

Реалисты считают закон клочком бумаги, пустым звуком, сосудом, который

нужно еще наполнить. Противопоставляя право и реальность они отдавали

предпочтение реальным действиям чиновника. Право, по мнению Дж. Дьюги, это деятельность по средствам которой можно вмешиваться в другую деятельность.

Естественно-правовая теория.

Идеи «естественного права» высказывались уже в античную эпоху Сократом, Платоном и Аристотелем. Так, еще Протагор в Платоновом диалоге называет закон тираном, принуждающим людей поступать вопреки природе. В Средние века Фома Аквинский в своем учении о праве выделяет три вида законов: вечный закон как проявление божественного разума; естественный закон, составляющий основу положительного законодательства; и положительный закон, создаваемый человеком.

Однако логически завершенную форму и наибольшее распространение эта теория получила в период буржуазных революций, когда выступала как антипод феодально-религиозному толкованию права. Буржуазную направленность этой теории придал Г. Гроций, считавший, что право делится на естественное (закон природы) и волеустановленное (источником которого является воля Бога или человека).

Представители этого напраления: Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев,

Э. Фехтер, Ж. Бюрдо, Д. Дженкинс и другие. Согласно этой теории в мире существует две системы права.

Позитивное право — не вечное, полностью зависящее от законодателя.

Естественное — основанное на естественных законах развития человека,

который от рождения приобретает права на жизнь, свободу, собственность и т.д. Это право вечно и неизменно, оно коренится в самой человеческой природе и не зависит от государственных границ. В том государстве, где позитивные законы не сообразуются с естественными, народ приобретает право на их изменение с помощью революции.

Историческая школа права.

Возникла в Германии в начале XIX в. Ее представители: Г. Гуго, Г. Пухта, Ф. Савиньи и другие. На содержание научной школы в значительной мере повлияло состояние Германии того времени. Это была страна, раздробленная на княжества. Король имел лишь номинальную власть, а буржуазия была еще так слаба и разобщена, что мечтала лишь о незначительном усовершенствовании общества, стремилась к компромиссу и была напугана революцией во Франции.

Сторонники данной теории собрали богатый исторический материал и на его

основе утверждали, что каждый народ обладает своим правом, которое коренится в народном духе, имеет национальную специфику. Не разум или воля отдельных лиц является источником права, а народный дух, проявляющийся в народном сознании и прошедший долгий путь внешнего выражения. По мнению Г. Пухты – право есть общая воля всех членов правового общества… Все члены народа соединены этим общим юридическим сознанием, как общим языком, общей религией… в единый союз, основанный на телесном и духовном родстве… Народный дух есть источник человеческого и естественного права.

Оно формируется и развивается очень медленно, подобно национальному языку, и выражается первоначально в обычаях, которые, какими бы они ни были, известны всему народу. Будучи логико-языковым феноменом, действующее право с помощью законодателя облекает мысли человека в слова и словосочетания, порой значительно оторванные от реальной действительности.

Поэтому законы, созданные властью и выражающие ее интересы, мало кто знает. Следовательно, право Германии — это одно, а право Франции — совершенно иное, несмотря на формальное сходство некоторых законодательных актов. Закон оправдан только в такой степени, в какой он соответствует «народному духу».

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 204.