Разделение общества на духовенство, знать и народ (XV в.; Кембридж)На всех этапах развития феодального государства право выражало прежде всего интересы феодалов и выступало как право-привилегия. Несмотря на все негативные черты феодальное право было более развитым, чем право рабовладельческого строя, и способствовало развитию более прогрессивных общественных отношений, хотя по своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности, юридической технике оно во многих отношениях уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого права, особенно римскому праву.
В странах Европы феодальное право исторически было первым правом и прошло через все простейшие ступени в процессе своего становления, начиная с т.н."варварского" права. В последующем его развитие носило замедленный характер, что способствовало консервации правовых обычаев, правового формализма и связанных с ним примитивных юридических процедур.
Феодальное право прежде всего оформляло юридически строй поземельных отношений и будучи своего рода "принадлежностью" земельной собственности было важным средством принуждения крестьян к труду на отдельного сеньора или на феодальное государство в целом. Отсюда оно всегда несло на себе печать грубой силы, выступало как "кулачное" право. Особенность феодального права состояла в том, что оно в ряде случаев открыто признавало прямое и непосредственное насилие отдельных феодалов, в т.ч. и по отношению друг к другу, также правопорядок повсюду и всегда представлял собой организованное и систематическое насилие феодалов над народом, в первую очередь крестьянами.
Специфической чертой феодального права была его раздробленность (партикуляризм). Правовые обычаи, которые в течение всего средневековья сохраняли свое значение одного из важнейших источников права, имели первостепенное значение на уровне общины, отдельной местности, города и придавали феодальному праву весьма пестрый характер. В большинстве стран Европы даже с утверждением абсолютизма и принятием крупных кодифицированных актов правовой партикуляризм до конца не был преодолен.
Феодальное право испытало на себе огромное влияние религии. Т.к. переход к феодализму совпал с оформлением мировых религий - христианства и ислама, то параллельно с ними возникли своеобразные "мировые" системы феодального религиозного права - каноническое право и шариат (мусульманское право). Эти правовые системы не ограничивались рамками одного государства, а носили экстерриториальный и персональный характер. В Европе действие канонического права не исключало параллельного развития светского права, складывающегося и действовавшего в рамках отдельных государств. На Востоке религиозные и персональные правовые системы выступали в качестве всеобъемлющего религиозно-нравственного и правового регулятора всех сторон жизни общества.
Каноническое право
В эпоху средневековья каноническое право играло большую роль в Европе. Определенное значение оно сохраняло и в последующее время. Большое влияние на каноническое право оказало римское право.
Каноническое право было выработано церковью и называлось так поскольку его руководящие правила и нормы именовались канонами и утверждались на церковных соборах. Источники канонического права: Священное писание, постановления церковных соборов, нормативные акты пап (конституции, буллы, энциклики). Каноническое право регулировало не только внутрицерковные отношения. Церковным судам подлежали дела о браке и семье, лжесвидетельстве, клевете, подделке монеты и т.п., так как эти проступки светских лиц считались связанными с "грехопадением". Таким ообразом, каноническое право являлось совокупностью религиозно-правовых предписаний, регулирующих отношения внутри церковной организации, а также между церковью и светскими лицами.
Церковь и еретики (фрагмент настенной росписи, ок. 1365; Флоренция)Каноническое право преподавалось в университетах, что способствовало его изучению и привело к появлению ряда трактатов : наиболее известный - Кодекс Грациана (XII в.) - частная компиляция, получившая статус официального источника и заменившая все ранее изданные сборники. В нем были приведены осносновные каноны со ссылками на источники. При папе Григории IX в 1234 г. был издан официальный сборник папских постановлений (декреталий), который лег в основу последующих официальных сборников. Поделен на 5 частей: церковные суды и их юрисдикция, судопроизводство, привилегии клира, семейное право, преступления. В 1582 г. все источники канонического права были объединены в единый сборник "Свод Канонического права".
Каноническое право играло доминирующую роль в регулировании брачно-семейных отношений: им определялись условия заключения брака, возраст вступления в брак (с 14 лет мужчины и с 12 - женщины), запрещались разводы. Церковь относила к ведению своих судов все дела, связанные с заключением брака, имущественными и личными отношениями супругов, нарушением супружеской верности и т.п. После Реформации протестантские церковные судьи продолжали рассматривать многие светские дела, применяя с частичными изменениями каноническое право. Процесс изъятия светских дел из-под юрисдикции церковных судов завершился в основном только в XIX в.
Каноническое право и судопроизводство в церковных судах оказали большое влияние на теорию и практику гражданского и уголовного процесса в феодальной Европе. Инквизиционный процесс проникал в королевские суды. Его характерными чертами были: соединение следственной и судебной стадий судопроизводства и отсутствие у обвиняемого элементарных процесссуальных прав. Основаниями для возбуждения дела (особенно ереси) являлись доносы, жалобы, слухи и показания подследственных, содержание которых оставалось неизвестным для обвиняемого. Достаточным основанием для ареста было подозрение.
Инквизиция в Испании (цветная гравюра с картины XIII в.)Основной целью следствия было вымогательство признания и раскаяния. Пытка трактовалась как акт "милосердия" к еретикам. Следствие проходило в полной тайне, с преобладанием письменного производства. Отсутствие четкой регламентации процесса, сроков следствия способствовали свободе действий инквизиторов. Приговоры пракактически всегда обвинительные. В лучшем случае применялась формула "обвинение не доказано", что оставляло человека под подозрением. Смягчающих обстоятельств не существовало. Приговор не подлежал обжалованию. Если обвиняемый не признавал вину - отлучали от церкви и "отпускали на волю", т.е. передавали обвиняемого светским властям для исполнения смертного приговора путем сожжения на костре. В остальных случаях применялась широкая система наказаний от епитимий до ссылки на галеры и пожизненного тюремного заключения. Все наказания сопровождались полной или частичной конфискацией имущества.
Городское право
К XI в. в результате развития феодального строя, отделения ремесла от земледелия и возникновения товарно-денежных отношений происходит обособление города от деревни. Город оставался частью феодальной экономики и всей системы феодальных отношений. Для него характерны: корпоративная собственность, феодальная организация ремесла, зависимость от земельной собственности, связь населения с сельскохозяйственным трудом. До конца средних веков город сохранял свою феодальную природу, которая проявлялась в его экономическом и политическом строе, а также в праве. Но город способствовал развитию феодализма и зарождению в его недрах капиталистических отношений.
Возникая на земле феодалов, города попадали под их юрисдикцию. Они считались их собственностью, "коллективным крепостным" и обязаны были нести повинности как крестьяне. Это вызвало борьбу между городами и феодальными сеньорами, которая определила основное направление развития средневековых городов и оказала влияние на право. Выделяют 2 этапа этой борьбы: XI-XIII вв. - борьба за освобождение из-под власти феодала, в результате которой многие города превратились в самостоятельных носителей политической власти; и XIV-XVI вв. - постепенная утрата городами завоеванных на первом этапе привилегий, а также обострение социально-политической борьбы внутри самих городов. В борьбе с феодалами города создали свое право, закреплявшее их статус и защищавшее права и интересы городского сословия. Городское право распространялось также на производство и торговлю. Таким образом, оно представляло совокупность норм, регулирующих отношения внутри городской общины, а также между городом и внешним миром.
Источниками городского права являлись местные обычаи, законы (хартии сеньоров, дарующие привилегии, статуты городских советов), решения городских судов, а также рецепированное римское право. Городское право складывалось постепенно по мере утверждения особых правил ремесленно-торговой деятельности и приспособления обычаев сельских общин к городской жизни. Предпосылкой оформления городского права в самостоятельную систему было получение хартий сеньоров - иммунитетных грамот, закреплявших права и вольности города. Положения хартий конкретизировались в постановлениях городских советов, которые содержали нормы гражданского и уголовного права и судопроизводства. Большую роль в развитии городского права сыграла судебная практика, которая стала обобщаться и записываться.
Сходство экономических и социальных условий развития европейских городов обусловило общность основных норм и институтов городского права. Нормы одних городов часто заимствовались другими городами (особенно в Германской империи, где возникли целые "семьи" городского права, которым руководствовались десятки городов.
Печать цеха пекарей Кельна-на-Шпрее (XIV в.)Городское право отличалось особенностями регулирования личных и имущественных отношений. Основополагающим принципом городского права стало закрепление статуса личной свободы горожан и пришлого населения (даже беглый крепостной после определенного срока (от 6 месяцев до 10 лет) проживания в городе без предъявления сеньором прав становился свободным). Со временем появились дополнительные возможности для свободы: взносы в пользу города, вступление в городскую корпорацию и т.д. Кроме личной свободы в статусе горожанина было право на свободное распоряжение имуществом, вступление в брак, подсудность городскому суду. Но фактическое равноправие зависело от принадлежности к сословию или корпорации.
Основной формой собственности постепенно стала корпоративная движимая собственность, но существовало и городское землевладение,имевшее особый правовой режим. Держание по городскому праву не было обусловлено военной службой сеньору, практически могло свободно отчуждаться и передаваться по наследству. Однако держатель уплачивал сеньору ренту.
Развитие товарно-денежных отношений определило разработку обязательственного права и способствовало рецепции римского права. В городах с активной внешней торговлей с XII в. развивалось торговое право на основе морских обычаев. В т.н."морских судебниках" впервые появились такие нормы и институты как статус торговых домов, договоры страхования и перевозки, векселя, различные виды товариществ.
Городской строй, безопасность торговли защищались в городском праве самыми суровыми мерами: правило "цехового принуждения" (под угрозой изгнания и конфискации - вступление в корпорацию), правило "заповедной мили" (запрет производить конкурирующие виды продукции вблизи городской черты) и т.п. Посягательство на личность нередко каралось по принципу талиона, но публично от имени всей общины. В некоторых городах издавались специальные законы против дворянства, запрещавшие занимать определенные должности. Городское право стало наиболее разработанной системой средневекового права. Быстрый отход от ряда традиционных и наиболее архаичных норм права и процесса. Но по сути городское право оставалось феодальным и сохранило основные его черты как "права-привилегии" замкнутой сословной верхушки.
Рецепция римского права
Потребности зарождающегося в недрах феодализма товарного производства не могли быть удовлетворены ни обычным правом, ни королевским законодательством в силу самой его феодальной природы. Это явилось причиной необычного в истории права явления - рецепции римского права, т.е. восстановления его действия в средневековой Европе, его второго рождения.
Лекция в университете (миниатюра из книги XIV в.)После падения Западной Римской империи римское право практически прекратило свое существование, уступив место феодальным правовым обычаям. В варварских королевствах сохранились лишь отдельные его элементы. Причем галло-римское население пользовалось не самими римскими источниками, которые были забыты или утеряны, а специальным сборником упрощенного или "варваризированного" римского права, составленного в начале V в.по указанию короля вестготов Алариха. Этот сборник ("бревиарий Алариха") пользовался популярностью, но к началу X в. вышел из употребления. Центром возрождения римского права стали города-республики Северной Италии, которые переживали в XI в. экономический подъем и были наиболее развитым регионом Европы. Главную роль сыграли университеты Равенны, Болоньи и других городов, в которых изучались рукописи и началось преподавание римского права. Самый выдающийся - юридический факультет университета Болоньи, в котором обучалось ок.10 тыс.студентов практически из всех стран Европы. В нем сформировалась школа римского права, основанная Ирнерием (1055-1130), которая называлась школой глоссаторов. Римское право преподавалось не в классическом виде, а в обработке путем комментариев в тексте - глосс, которые писались на краях рукописи. Это делало римское право понятным для новой эпохи. Вскоре римское право стало применяться в судебной практике ряда западноевропейских государств, причем только в обработанном виде по принципу: "чего не знает глосса, того не знает суд".
В XIV-XV вв. потребности развивающейся промышленности и торговли сделали необходимой дальнейшую обработку римского права, которое к этому времени было признано как действующее право во всех западноевропейских государствах (кроме Англии).
Право средневековой Франции
Источники права средневековой Франции - обычаи (кутюмы) провинций, районов и городов, королевские указы, распоряжения феодалов. В III в. появляются сборники обычного права (одним из них является труд Бомануара «Кутюмы Бовези»). В XV в. многие сборники обычаев утверждаются королевскими указами. На развитие права Франции заметное влияние оказало каноническое и римское право.
Правовое положение населения. Духовенство освобождалось от военной службы и большинства налогов. Преступления и тяжбы духовных лиц рассматривались в церковных судах. В пользу духовенства был установлен особый налог - десятина. Дворянином признавался владелец феода. Дворянам принадлежало исключительное право занимать воинские и духовные должности, право охоты. Большинство крестьян было прикреплено к земле и отрабатывало барщину или платило оброк. Со временем увеличивается число крестьян, обладающих личной свободой (вилланов).
Имущественные отношения. Между сеньорами и вассалами возникали особые имущественные отношения, объектом которых являлась земля. Сеньор, передавший земельный участок (феод) вассалу, сохранял права на этот участок, а вассал не становился полным собственником земли. Вассал обладал правами владения земельным участком и получения с него доходов, пользовался исковой защитой. Вассал был обязан оказывать военную помощь своему ближайшему сеньору, участвовать в сеньоральных судах.
Семья и наследование. Семейные отношения регулировались каноническим правом. Мужчины могли жениться с 14 лет, а женщины выходили замуж по достижении 12 лет. Церковь не разрешала вступать в брак представителям духовенства, некрещеным подданным, запрещались браки близких родственников. Крепостные крестьяне вступали в брак только с согласия господина. Главой семьи считался мужчина. С XIV в. замужняя женщина была объявлена недееспособной. Католическая церковь не допускала развода. До XII в. поместье умершего феодала возвращалось сеньору и из его рук поступало наследникам. Владельцем феода становился старший сын. Движимое имущество наследовали кровные родственники. Жена не признавалась наследницей мужа, но ей полагалась половина общего имущества супругов, либо брачный дар, назначенный мужем при вступлении в брак. В южных областях было широко распространено наследование по завещанию.
Правонарушения и ответственность за них. Кутюмы Бовези демонстрируют высокий уровень разработанности уголовного права. Бомануар отходит от казуистики при определении преступлений и составляет абстрактные формулы правонарушений, выделяет формы вины, упоминает о соучастии. Из правила личной ответственности нарушителя существовали изъятия (при посягательстве на личность короля к ответственности привлекались родственники преступника). В кутюмах выделяются 3 разновидности преступлений:
1. преступления, подлежащие королевской юрисдикции и карающиеся смертной казнью
2. преступления, карающиеся тюремным заключением и конфискацией имущества
3. преступления, карающиеся наложением штрафа.
Наказание зависело не только от тяжести преступления, но и оттого, кто его совершил и кому нанесен ущерб. Ответственность наступала при наличии вины нарушителя.
Судебный процесс. Основной принцип феодальной юстиции: каждый должен быть судим судом равных. Кутюмы Бовези позволяют сделать вывод о состязательном характере судебного процесса (как по гражданским, так и по уголовным делам) времен раннефеодальной монархии. Потерпевший самостоятельно вызывал ответчика (обвиняемого) в суд, на сторонах спора лежала обязанность розыска доказательств. Кутюмы закрепляли следующее правило: «никто не может быть судьей в своем суде». Преступника нельзя приговорить к смертной казни до тех пор, пока его преступление не доказано. Решение объявлялось в присутствии сторон, с тем чтобы они могли впоследствии подать апелляционную жалобу. С XII в. в королевских судах утверждается следственный тип процесса, в котором судебные органы могут самостоятельно возбуждать дело и собирать доказательства, широко применяются пытки и ограничена гласность, действует принцип презумпции виновности обвиняемого.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 304.