1. сохранение парламента как сословно-представительного органа
2. сохранение в графствах местного самоуправления (выборные шерифы, мировые судьи графств, выборный городской муниципалитет)
3. отсутствие постоянной армии и наличие сильного флота.
Особенность германского абсолютизма состоит в том, что он утвердился не в масштабах всей страны, а в пределах отдельных княжеств (отсюда название «княжеский абсолютизм»). Слабость центральной власти была закреплена Золотой Буллой (2), изданой германским императором Карлом IV в 1356 г. и утвердившей порядок избрания императора коллегией курфюрстов. В XVII в. насчитывалось свыше 350 государственных образований в пределах Германии, в каждом из которых развитие политико-правовой системы имело свою специфику. Самыми крупными абсолютистскими государствами стали Пруссия и Австрия.
Прусское государство выросло из маркграфства Бранденбург, территория которого была существенно расширена после Тридцатилетней войны за счет присоединения герцогства Пруссии. Система управления в Пруссии строилась на развитой бюрократической системе с жестко-централизованной государственной властью. Во главе государства находился король Пруссии. Высшим органом государственного управления был Тайный совет, разделенный на 19 специализированных отраслевых комитетов. Прусский абсолютизм опирался на одну из крупнейших в Европе регулярных армий, созданной на рекрутской основе. Параллельно с гражданской административной системой в Пруссии сложилась система органов военного управления. Страна была разделена на военные округа во главе с военными губернаторами, подчиненными непосредственно королю. Оформление прусского абсолютизма связано с королем Фридрихом II Великим (1740—1786 гг.). В его правление территория государства увеличилась в два раза, экономика была поставлена под жесткий государственный контроль, а бюрократический аппарат был подчинен принципам военной дисциплины. Милитаризация системы управления позволяет характеризовать прусский абсолютизм как военно-полицейский.
Абсолютизм в Австрии связан с именами Фердинанда II (1619-1637 гг.) и Марии Терезии (1740-1780 гг.). Высшим органом государственной власти являлся Тайный совет с законодательными и контрольными полномочиями. Позднее появился Высший государственный совет, объединивший деятельность центральных отраслевых ведомств. Страна была поделена на провинции во главе с наместниками, они избирались местными сеймами и утверждались на должности королем. Сеймы являлись органами сословного представительства дворянства, духовенства и горожан. В городах действовали органы самоуправления (городские управы и бургомистры), но под правительственным контролем.
В правление императрицы Марии Терезии были проведены государственные преобразования, получившие название «просвещенного абсолютизма».
Таким образом, абсолютная монархия в германских княжествах на начальной стадии способствовала решению объективных экономических и социальных задач. Однако германский абсолютизм, укрепив отдельные государственные образования, задержал процесс политического объединения Германии.
Источники и основные черты феодального права стран Западной Европы. Каноническое и городское право. Рецепция римского права.
Источники
Право в своем развитии проходит от правового обычая до практической реализации его государством как закона.
Общие источники феодального права Западной Европы:
Законодательство королей, наиболее ярко выражено в Англии.
Рецепция римского права (заимствование, воспроизводство норм права у других народов). Наименьшее влияние рецепция римского права оказала на Англию, здесь она отсутствует как самостоятельный источник права.
Каноническое — главное сферой применения считаются отношения между церковью и светской властью; борьба за ведущее положение церкви; брачно-семейные отношения; зона церковных порядков.
В связи с развитием торговли, растёт значение городов, центров ремесла и производства. Возникает городское право, создаются органы городского самоуправления (городское собрание); их юрисдикция распространялась на городских жителей. Также из него возникло торговое право.
По характеру источников права средневековая Франция распадалась на две большие области — север (преобладало неписаное, обычное право; королевские «капитулярии», ордонансы) и юг (экономические отношения были более развиты, удержалось видоизмененное римское право). Соответственно с тем юг называли «страной писаного права», а север — «страной обычного права».
Старые германские обычаи действовали и по всей Германии. На их основе развился так называемый феодальный кодекс — смесь обычаев, регулировавших отношения сюзеренитета-вассалитета, феодальной собственности и пр.
Английское обычное право было общим для всей страны. Этому способствовала деятельность высших судов. Важное значение имели также королевские «ассизы» — законы.
ХII-ХIII века — появляются первые кодификации права, начинается рецепция римского права, возникает городское право, все большее распространение получает право католическое.
С ХШ столетия в Англии стали записывать в особые книги — свитки тяжб — судебные решения, вступившие в законную силу. Постепенно входит в жизнь правило, что судебные решения, вынесенные вышестоящим судом и занесенные должным образом в свитки тяжб, имеют силу закона для всех нижестоящих судов, когда они рассматривают аналогичное дело или сталкиваются с аналогичной ситуацией. На эти решения можно было ссылаться, как ссылаются на закон. Так возник и утвердился в Англии судебный прецедент — узаконенный пример для решения аналогичных дел. Совокупность прецедентов составила в своей основе общее право Англии. Наиболее важные решения стали издаваться в виде Ежегодников.
Самым же значительным сборником английского феодального права следует считать так называемый Fleta, составленный неизвестным лицом в лондонской тюрьме (Флит) около 1290 года.
Общее право представляется обычно гибким, то есть легко приспособляющимся к новым обстоятельствам, но поначалу судьи тяготели к строгой формальности, к «отвердеванию» прецедента. Они выработали 39 так называемых приказов, под которые стремились подводить все возможные варианты исковых притязаний. А когда это не удавалось, отказывали в иске. Но жизнь не терпит застывших форм регулирования. Стороны стали искать защиты у короля и его администрации. Они справедливо ссылались на ущерб, причиняемый им судами общего права, терявшимися, например, перед таким новым для них делом, как фрахт морских судов или что-нибудь в том же роде, чего не знали и не могли знать старинные обычаи англосаксов. Тогда-то и возникают уже упоминавшиеся ними суды справедливости. Первым из них был суд лорда-канцлера, действовавший по поручению самого короля. Суд справедливости не был связан никакими нормами права: каждое его решение было правотворчеством, и это считалось естественным, поскольку он действовал по прямому поручению короля. Постепенно вошло в обычай, что решения лорда-канцлера имеют значение прецедента, но только для судов справедливости.
Начиная с XIV века все большее значение приобретают такие источники права, как закон, королевское распоряжение, решения высших судов.
В Англии начиная с ХШ века издаются статуты и ордонансы по различным вопросам права. Статутами назывались акты парламента, получившие утверждение (санкцию) короля; ордонансами — акты самого короля.
Среди немецких кодификаций права XVI-XVIII веков заслуживает быть отмеченной знаменитая «Каролина», изданная вскоре после поражения Крестьянской войны 1525 года (в 1532 г.), в качестве единого свода законов для всей громадной, пестрой по своему составу Германской империи «Каролина» (названная так по имени императора Карла) могла бы иметь известное положительное значение. Но ее «всеобщность» значительно умалялась оговоркой, принятой по настоянию князей: «Мы не желаем, однако, лишать курфюрстов, князей и сословия их исконных, унаследованных и правомерных обычаев».
Дата: 2019-02-02, просмотров: 287.