Понятие философского мировоззрения, его роль в развитии права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие философского мировоззрения, его роль в развитии права.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА – научная дисциплина, исследующая онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права как особого духовного явления и специфической формы общественных отношений.

Необходимо отметить социальный аспект предмета философии права. Этот аспект отражает социальную направленность – цель и смысл познания правового бытия. То есть, в конце концов,философия права – познание того, каким должен быть разум, справедливость, общественный строй и какие должны быть соответствующие этому строю государство и право. Жуков отмечает, что ФП состоит не столько из философии и юриспруденции. Сколько из философии и права, где фил-я выступает как способ познания пРава. Следовательно предметом изучения ФП есть право. Философия и право не являются равноправными компонентами. Именно философия, а не право придает ФП важность и ценность науки. Чтобы определиться с свойствами ФП, надо определиться с основными чертами. 1.Философия не имеет общезначимых результатов, т.е это бесконечное решение важных вопросов. 2.В философии нет единства. Эта философия есть набор имен, школ, подходов, направлений. 3.Философия стремится вырабатывать универсальное предельно обобщенное знание. Ее конечная цель выявить предельных оснований мира, бытия. Дойти до конца. Цель науки- добыть новые знания а цель философии найти смысл, выработать представления о том,что уже известно. Фпкак метод это способ познания направленный на выявление предельных оснований политико-правового бытия его смысла и выступающий в форме рационализации ценностных установок.(выработка и понимание ценности права). Фпкак теория сумма представлений о предельных основаниях политико-правового бытия, его смысле выступающее в форме рационализации ценностных установок.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ПРАВА.

В основном право изучается юриспруденцией, предметом которой является сущее (позитивное право или наличная совокупность правовых норм). Право понимается юристами как совокупность принудительных предписаний, как система обязательных для исполнения правил поведения, установленных государством.

Составляющие предмета:

1) диалектика, которая выступает как объект процесса развития правового бытия, и также как наука о законах, категориях, развитии права. Диалектика рассматривается с двух сторон:

· объективные процессы правового бытия

· наука о законах, категориях и понятиях развития и саморазвития права.

2)Синергетика – наука о том, что любая система имеет способность самоорганизовываться, самоупорядочиваться.

3)логика - использование логических средств и форм познания объективного процесса развития права.

4)гносеология - раздел философии, который изучает взаимоотношения субъекта и объекта познания бытия. Она вырабатывает критерии оценки истинности и достоверности получаемых знаний.Все 3 составляющих взаимосвязаны между собой и составляют единое поле философии права.социальный аспект предмета ФП: отражает социальную направленность - цель и смысл познания правового бытия. То есть, ФП - познание того, каким должен быть разум, справедливость, общественный строй и какие должны быть соответствующие этому строю государство и право.

4. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА.

1. Мировоззренческая. 2. Методологическая. 3. Гносеологическая. 4. Аксиологическая

1. Мировоззренческая - позволяет увидеть правовую сферу как подсистему более общей системы - социальной. Включение права в эту социальную систему помогает провести оценку права с точки зрения эффективности по отношению к обществу.

Структура мировоззрения: - правовое знание и убеждение, - мировоззренческие оценки, - критические оценки, - ценностные ориентации.

Субъектами мировоззрения: отдельные личности, социальные группы, слои, классы. Философско-правовое мировоззрение представляет собой основу формирования правовой личности. Мировоззренческие установки можно определять как сотрудничество, так и как конфликты. Часто конфликты связаны с различным мировоззрением.

2. Методологическая функция. Керимов: она определяет место ФП. Он считает, что ФП должна разработать методологию всех юридических процессов. Методология - набор познавательных средств, методов, приемов, которые используются для изучения каких-либо явлений. Она ориентирует ученых на совершение деятельности.

ФП выступает в качестве методологической базы по отношению к другим юридическим наукам. ФП выступает как метод познания правовых явлений.

3. Гносеологическая функция. Предметная сфера гносеологии - познание права. Основная задача ее состоит в изучении предпосылок, условий истинности познания права. Эта функция позволяет установить соотношение права и правовой деятельности. Она устанавливает возможность и границы познания правовых процессов.

Основные положения гносеологии:

Единство гносеологии и антологии, то есть единство теории познания и отраженного в ней правового бытия, то есть познавательного отношения и действующего права.

Единство теории и практики. Субъект правового познания оказывается включенным в социальную и правовую практику.

Гносеология, как функция философии права включает в себя принципы познания. В частности, это восхождение от конкретного к абстрактному и наоборот, и как следствие установления истинности правовых явлений перед преломлением с деятельностью.

4. Аксиологическая функция. Аксиология - учение о ценностях. Здесь речь идет о ценностной ориентации ФП. Конечный результат - познание и разработка общего идеала. Исходя из современной конкуренции права, выступают такие ценности как равенство, свобода, справедливость. Это позволяет очертить ценностный статус права.

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИИ ПРАВА.

Методология теории права и государства представляет собой комплекс взаимосвязанных методов (т. е. приемов, способов, подходов) и принципов, при помощи которых осуществляется процесс изучения предмета данной науки.

В процессе изучения теории государства и права используются общенаучные, специальные и частные методы.

Общенаучные методы — это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т. д.

Специальные методы — это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных или социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический и др.

Частно-правовые методы — это приемы и способы познания, выработанные непосредственно той или иной юридической наукой. К частно-правовым методам теории государства и права относят методы типологии права, сравнительного правоведения, интерпретации права, восполнения пробелов в праве, теоретико-правового моделирования и прогнозирования, формально-юридический метод и др.

понятие философского мировоззрения, его роль в развитии права.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА – научная дисциплина, исследующая онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права как особого духовного явления и специфической формы общественных отношений.

Необходимо отметить социальный аспект предмета философии права. Этот аспект отражает социальную направленность – цель и смысл познания правового бытия. То есть, в конце концов,философия права – познание того, каким должен быть разум, справедливость, общественный строй и какие должны быть соответствующие этому строю государство и право. Жуков отмечает, что ФП состоит не столько из философии и юриспруденции. Сколько из философии и права, где фил-я выступает как способ познания пРава. Следовательно предметом изучения ФП есть право. Философия и право не являются равноправными компонентами. Именно философия, а не право придает ФП важность и ценность науки. Чтобы определиться с свойствами ФП, надо определиться с основными чертами. 1.Философия не имеет общезначимых результатов, т.е это бесконечное решение важных вопросов. 2.В философии нет единства. Эта философия есть набор имен, школ, подходов, направлений. 3.Философия стремится вырабатывать универсальное предельно обобщенное знание. Ее конечная цель выявить предельных оснований мира, бытия. Дойти до конца. Цель науки- добыть новые знания а цель философии найти смысл, выработать представления о том,что уже известно. Фпкак метод это способ познания направленный на выявление предельных оснований политико-правового бытия его смысла и выступающий в форме рационализации ценностных установок.(выработка и понимание ценности права). Фпкак теория сумма представлений о предельных основаниях политико-правового бытия, его смысле выступающее в форме рационализации ценностных установок.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 808.