Классификация (виды) правоотношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существуют разные критерии классификации правовых отношений.

По от­раслевой принадлежности можно различать государственно-правовые, адми­нистративно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, налоговые, семейные  и другие правоотношения.

В зависимости от функционального назначенияна регулятивные и охра­нительные. Регулятивные правоотношений складываются в рамках правомерного поведения участников на основе реализации регулятивным норм права. Охранительные правоотношения возникают в результате нарушения субъектами норм права путем неправомерного поведения. В свою очередь, регулятивные правоотношений подразделяются на правоотношения активного типа (возникают на основе реализации обязывающих и управомочивающих норм, например, по договору поставки одна сторона отгружает товар, другая его принимает) и правоотношения пассив­ного типа (возникают на основе запрещающих норм, например, в случае лишения родительских прав они больше не должны вмешиваться в жизнь ребенка).

По степени индивидуализации или конкретизации субъектов права разграничивают относительные, в которых поименно определены все участники правоотношения, и абсолютные, в которых индивидуализирована лишь одна сторона - управомоченный (напри­мер, правоотношение собственности, организация лотерей).

По характеру правоотношения делятся на материальные и процессуальны. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права (конституционного, земельного, семейного, гражданского и др.). Процессуальные правоотношения складываются на основе норм процессуального права (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального). Например, допрос потерпевшего, свидетеля в ходе судебного заседания.

В зависимости от сферы правового регулирования правовые отношения могут быть частноправовые и публичноправовые. Частноправовые – это те правоотношения, которые строятся на договорных свободных началах (например, благотворительная помощь). Публично-правовые отношения – это правоотношения, которые строятся на субординации, иерархическом положении участников, закрепленных в специальных актах и компетенциях (конституционное, налоговое, административное право).

По характеру взаимоотношений сторон правоотношения делятся на простые и сложные. Сложные правоотношения могут иметь в своем составе несколько участников с комплек­сом субъективных юридических прав и обязанностей. Простые правоотношения – это правоотношения, в которых у одного участника имеются только права, а у другого - только обязанности (например, налоговый орган – налогоплательщик, кредитор – должник).

В зависимости от количества участников правоотношения подразделяются на односторонние, двусторонние и многосторонние. Особенностью односторонних правоотношений является то, что каждая их сторон правоотношений имеет по отношению к другой или только права, или только обязанности (например, договор дарения). Характерной чертой двусторонних правоотношений является наличие у сторон, участников правоотношений взаимных корреспондирующих прав и обязанностей (договор подряда, найма, купли-продажи, брак). В многосторонних правоотношениях имеется несколько (три и более) сторон и наличие у каждого из них прав и обязанностей по отношению друг к другу (сделки с посредником, акционерное общество – акционеры).

По продолжительности действия правоотношения делятся на длящиеся правоотношения и кратковременные. Длящиеся правоотношения – это правовые отношения длительные и не определенные точно во времени (гражданство, брак). Кратковременные – это правоотношения краткосрочные или одномоментные (голосование на выборах, розничная купля-продажа).

Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права. В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: "Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ". Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ.

Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим еще юридический факт, приводящий норму в действие.

Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов (в конкретном примере - это заявление Правительства об отставке). При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.

Наряду с действиями, совершаемыми по волесубъектов правонарушения - государства, субъектов Федерации, государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, отдельных граждан, юридическими фактами могут быть и события, под которыми понимаются такие обстоятельства, которые не зависят от воли и поступков субъектов данного конкретного правоотношения (стихийное бедствие, война, рождение и т.п.). Например, факт достижения 18-летнего возраста в период избирательной кампании дает право конкретному молодому человеку быть внесенным в список избирателей и обязывает избирательную комиссию внести его в этот список.

Таким образом, структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

1. субъекты (число которых не может быть менее двух);

2. содержание;

3. объект.

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конститу­ционного права, то не все его нормы способны породить право­отношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через кон­кретные правоотношения, а путем психологического воздейст­вия на людей и провозглашения самых общих правил и прин­ципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкрет­ного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отноше­нию к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за наруше­ние предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти пра­воотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимо­отношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.

Субъекты конституционно-правовых отношений

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:

1) Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).

2) Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).

3) Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).

4) Государства (РФ, субъекты Федерации).

5) Органы государственной власти:

· федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);

· субъектов Федерации;

· государственные органы на местах.

6) Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и естьправосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

Содержание конституционно-правового отношения

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.

Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

· активными, предусматривающими необходимость определенных действий;

· пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.

Объекты конституционно-правовых отношений

Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

1. Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.

2. Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.

Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства - его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ. Содержание данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.

Следует заметить, что часто полная реализация одной правовой нормы служит основанием возникновения нового правоотношения. Так, если на основании ч. 1 ст. 117 Правительство уходит в отставку, начинает действовать другая норма, сформулированная в ч. 5 той же ст. 117 Конституции: "В случае, отставки, или сложения полномочий, Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации". Таким образом, реализация определенной группы связанных между собой правовых норм, часто составляющих тот или иной правовой институт (например, активное избирательное право), представляет целую систему - цепь юридических фактов и последовательно порождаемых ими конкретных правоотношений.

Виды конституционно-правовых отношений

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

· конкретные;

· общие.

· В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм - правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

· Вместе с тем в конституционном праве, как уже отмечалось выше, имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений - возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

· В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

· Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность - четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

2. С точки зрения времени функционирования:

· постоянные;

· временные.

Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм - правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

3. По назначению:

· материальные;

· процессуальные.

4. В зависимости от вида норм:

· правоустановительные (содержащие права и обязанности);

· правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

 

53. Понятие и классификация юридических фактов.

Для возникновения, изменения и прекращения правоотношений требуется не только воля и интересы лица, но и определенные жизненные обстоятельства, факты. Не все жизненные факты играют роль предпосылок правоотношений, а только те, которые закреплены в норме права и с которыми законодатель связывает возможность осуществления субъектами субъективных прав и юридических обязанностей.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Марченко М.Н. дает следующее определение юридическим фактам – это такие сформулированные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, существование, изменение или прекращение правовых отношений.

К характерным чертам юридических фактов можно отнести:

1. Представляют собой различные жизненные обстоятельства, условия и факты.

2. По своей социальной природе юридические факты - это обычные жизненные обстоятельства, которые сами по себе не обладают свойством вызывать юридические последствия. Такое качество придается им юридическими нормами, только после юридического закрепления. Юридические факты - это общественно-юридические явления.

3. Юридические факты служат непременным условием возникновения, изменения или прекращения правовых отношений. Юридический факт выполняет роль «пускового механизма» по отношению к норме права, он запускает ее абстрактное содержание в действие. В этом плане юридические факты можно рассматривать как звенья, связующие нормы права и правовые отношения.

4. Указания на юридические факты и их описание содержатся в гипотезах юридических норм.

5. Наряду с нормами и субъектами права юридические фак­ты выступают одной из предпосылок возникновения правоотношений.

6. Юридические факты влекут за собой субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.

7. Закрепляются государством в лице законодателя и обеспечиваются государственным принуждением.

Юридические факты, как и всякие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям:

1) по характеру порождаемых юридических последствий - правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Правообразующие – это обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение юридических прав и обязанностей (заключение брака, рождение ребенка, утверждение в должности). Правоизменяющие – это те обстоятельства, которые трансформируют содержание правоотношений. Правопрекращающие – это те обстоятельства, которые предусматривают прекращение правоотношений (расторжение трудового договора, расторжение брака);

2) по характеру действия - факты однократного действия (истечение срока, нанесение материального ущерба) и факта-состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности);

3) по характеру связи с индивидуальной волей участников правоотношения - юридические действия (бездействие) и юридические события.

События – обстоятельства, не зависящие от воли людей. События могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные события вообще не связаны с волей человека (например, стихийное бедствие, пожар, эпидемия, смерть). Относитель­ными являются события, которые не зависят от воли участников именно дан­ного правоотношения, но зависят от воли других людей. Например, возгорание дома в результате нарушения норм техники безопасности.

Действия – это обстоятельства, напрямую обусловленные деятельностью людей, с их сознанием и волей. В зависимости о характера взаимоотношений с нормами права действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерными являются такие поступки людей, которые совершаются на основе правовых предписаний и полностью соответствуют им. Правомерные действия подразделяются на юридические акты (договоры, соглашения) и юридические поступки (оказание помощи лицу, терпящему бедствие, возврат собственнику утерянной вещи). Особенностью юридических актов выступает то, что они совершаются именно, чтобы породить правовые отношения и нередко носят властный характер (акты органов исполнительной власти, судебные решения или договор купли-продажи, дарения). Юридические поступки – это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания других лиц (создание художественного произведения, находка клада).

Неправомерные действия – это такие поступки людей, которые противоречат нормам права и напрямую нарушают их. По степени общественной опасности неправомерные действия подразделяются на преступления (уголовные правонарушения), административные и дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения (деликты).

4) по степени определенности юридические факты делятся на определенные и относительно определенные. Определенные – это те юридические факты, которые исчерпывающе описывают юридические обстоятельства в нормах права и не требуют расширительного толкования и дополнений (указание на возраст, стаж). Относительно определенные – это те, которые нуждаются в определенной конкретизации в процессе реализации права (бланкетные и отсылочные положения).

5) в зависимости от степени сложности юридические факты делятся на единичные юридические факты и фактические составы (системы юридичес­ких фактов). Фактический (юридический) состав представляет собой совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения и изменения правовых отношений. Фактический состав может быть простым (условия относятся к одной отрасли права – заключение брака), сложным (юридические факты принадлежат к разным отраслям права – усыновление ребенка), завершенным или незавершенным, в зависимости от накопления необходимых юридических фактов.

Особыми видами юридических фактов являются правовые состояния и квазифакты. Правовые состояния – это длящиеся жизненные обстоятельства, которые непрерывно или периодически порождают определенные правовые последствия. К таковым правовым состояниям относят: гражданство, нетрудоспособность, стаж, родство, брак. В этом случае и само правоотношение может рассматриваться в качестве юридического факта (Р.Т. Мухаев).

Квазифакты – это те жизненные ситуации, которые могут иметь вероятностный характер, но рассматриваются нормами права в качестве оснований для возникновения, изменения и прекращения правоотношений. К квазифактам относятся преюдиции, правовая фикция, правовая презумпция.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 268.