Понятие и признаки законов. Виды законов в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Верховенством среди всех нормативно-правовых актов обладает закон. Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке высшим законодательным, представительным органом власти или народом по наиболее важным вопросам общественного развития.

Закон обладает следующими признаками:

а) принимается высшими законодательными (представительными) органами государственной власти или в поряд­ке референдума народом;

б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права;

в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;

г) регулирует наиболее важные общественные отношения;

д) обязателен для исполнения, подкреплен государственным принуждением;

е) имеет письменную форму с соответствующими реквизитами;

ж) должен отражать волю и интересы общества в целом;

з) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь и индивидуально-властных предписаний).

Законы, в свою очередь, делятся на конституционные, органические и обычные. К числу конституционных относятся:

а) Конституция Российской Федерации (или основной закон страны);

б) Законы (ФКЗ) о поправках в Конституцию Российской Федерации (например, изменение статей глав 3-8 производится принятием ФКЗ о внесении поправок и дополнений в Конституцию);

в) Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – регламентируют основополагающие вопросы государственного строя, общества и личности, имеют особую процедуру принятия (например, «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ, «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ).

В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Консти­туционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, проце­дуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.

Обыкновенные законы подразделяются на кодификационные (Основы за­конодательства, отраслевые Кодексы – УК РФ, ГК РФ, УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ и др.) и текущие (тематические федеральные законы).

Самостоятельный характер носят Законы о ратификации и денонсации международных договоров и рекомендательные (модельные) законы. 

В федеративном государстве законы раз­деляют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации. К числу последних относятся: Уставы (конституции) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (республик); Законы субъектов РФ; региональные отраслевые кодексы. Субъекты РФ принимают свои законы по предметам совместного ведения с РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ) и по вопросам, относящимся к их собственному ведению. В современных федеративных государствам преобладает принцип верховенства федерального закона над законами субъектов федерации. 

По субъектам правотворчества законы делятся на законы, принятые народом на референдуме и законы, принятые представительным (законодательным) органом власти в рамках законотворческого процесса.

По времени действия законы могут быть постоянными и временными. По характеру - текущими и чрезвычайными.

 

 

45. Понятие и признаки подзаконных актов. Виды подзаконных нормативных актов в Российской Федерации.

Подзаконный нормативно-правовой акт - это такой вид нормативно-правового документа, который издается полномочным органом на основе и во исполнении закона. Поэтому главным признаком подзаконного нормативно-правового акта должна быть его непосредственная связь основаны с законом и не возможность ему противоречить. К общим признакам подзаконного нормативно-правового акта относятся:

а) основываются на законе (закон – основной источник права, подзаконный акт – производный);

б) не могут противоречить закону (содержательная зависимость);

в) присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие;

г) более динамичны, чем законы, быстрее реагируют на изменения общественной жизни;

д) в отличие от законов имеют более узкое (видовое) значение;

е) иерархичность;

ж) чаще издаются исполнительными органами власти.

В Российской Федерации подзаконными нормативно-пра­вовыми актами являются (по иерархии):

а) Указы Президента РФ нормативного содержания;

б) нормативные акты Правительства РФ (постановления);

в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (приказы, уставы федеральных ми­нистерств, государственных комитетов и ведомств, служб и агентств);

г) нормативные акты органов местного самоуправления;

д) постановления палат Федерального Собрания РФ по определенным вопросам.

На уровне субъектов РФ акты исполнительных органов власти субъектов РФ, краев, областей, автономной области, автоном­ных округов, городов федерального значения, акты органов местного самоуправления.

Особой разновидностью подзаконных нормативно-правовых актов можно считать ло­кальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах определенного предприятия, учреждения, организации.

По форме подзаконные нормативно-правовые акты делятся на – указы, постановления, решения, регламенты, приказы, инструкции и др.

Наиболее близкими к прецедентному праву в РФ выступают решения Конституционного Суда, которые не подлежат обжалованию, вступают в силу после провозглашения, публикуются в специальных изданиях и обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, должностных лиц, граждан и общественных организаций. Правоприменители нередко обращаются к данному источнику для устранения пробелов в законодательстве или разрешения коллизионных ситуаций. В литературе используется такое понятие, как «нормативное судебное решение», а не судебный прецедент. Под нормативным судебным решением понимается официальный акт-документ правотворчества, который принимается высшим судом в процессе правоприменительной деятельности, нормоконтроля или официального нормативного толкования.

В науке по-прежнему не существует единообразного подхода к юридической природе решений Конституционного Суда:

- это интерпретационная деятельность суда в отношении Конституции РФ;

- это акт «негативного правотворчества», т.е. наличие возможности признания судом акта или нормы неконституционной, и соответственно требование её отмены или изменения;

- это прецедентно-преюдициальный источник права.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.