Верховенством среди всех нормативно-правовых актов обладает закон. Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке высшим законодательным, представительным органом власти или народом по наиболее важным вопросам общественного развития.
Закон обладает следующими признаками:
а) принимается высшими законодательными (представительными) органами государственной власти или в порядке референдума народом;
б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права;
в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;
г) регулирует наиболее важные общественные отношения;
д) обязателен для исполнения, подкреплен государственным принуждением;
е) имеет письменную форму с соответствующими реквизитами;
ж) должен отражать волю и интересы общества в целом;
з) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь и индивидуально-властных предписаний).
Законы, в свою очередь, делятся на конституционные, органические и обычные. К числу конституционных относятся:
а) Конституция Российской Федерации (или основной закон страны);
б) Законы (ФКЗ) о поправках в Конституцию Российской Федерации (например, изменение статей глав 3-8 производится принятием ФКЗ о внесении поправок и дополнений в Конституцию);
в) Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – регламентируют основополагающие вопросы государственного строя, общества и личности, имеют особую процедуру принятия (например, «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ, «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ).
В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, процедуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.
Обыкновенные законы подразделяются на кодификационные (Основы законодательства, отраслевые Кодексы – УК РФ, ГК РФ, УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ и др.) и текущие (тематические федеральные законы).
Самостоятельный характер носят Законы о ратификации и денонсации международных договоров и рекомендательные (модельные) законы.
В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации. К числу последних относятся: Уставы (конституции) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (республик); Законы субъектов РФ; региональные отраслевые кодексы. Субъекты РФ принимают свои законы по предметам совместного ведения с РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ) и по вопросам, относящимся к их собственному ведению. В современных федеративных государствам преобладает принцип верховенства федерального закона над законами субъектов федерации.
По субъектам правотворчества законы делятся на законы, принятые народом на референдуме и законы, принятые представительным (законодательным) органом власти в рамках законотворческого процесса.
По времени действия законы могут быть постоянными и временными. По характеру - текущими и чрезвычайными.
45. Понятие и признаки подзаконных актов. Виды подзаконных нормативных актов в Российской Федерации.
Подзаконный нормативно-правовой акт - это такой вид нормативно-правового документа, который издается полномочным органом на основе и во исполнении закона. Поэтому главным признаком подзаконного нормативно-правового акта должна быть его непосредственная связь основаны с законом и не возможность ему противоречить. К общим признакам подзаконного нормативно-правового акта относятся:
а) основываются на законе (закон – основной источник права, подзаконный акт – производный);
б) не могут противоречить закону (содержательная зависимость);
в) присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие;
г) более динамичны, чем законы, быстрее реагируют на изменения общественной жизни;
д) в отличие от законов имеют более узкое (видовое) значение;
е) иерархичность;
ж) чаще издаются исполнительными органами власти.
В Российской Федерации подзаконными нормативно-правовыми актами являются (по иерархии):
а) Указы Президента РФ нормативного содержания;
б) нормативные акты Правительства РФ (постановления);
в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (приказы, уставы федеральных министерств, государственных комитетов и ведомств, служб и агентств);
г) нормативные акты органов местного самоуправления;
д) постановления палат Федерального Собрания РФ по определенным вопросам.
На уровне субъектов РФ – акты исполнительных органов власти субъектов РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, акты органов местного самоуправления.
Особой разновидностью подзаконных нормативно-правовых актов можно считать локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах определенного предприятия, учреждения, организации.
По форме подзаконные нормативно-правовые акты делятся на – указы, постановления, решения, регламенты, приказы, инструкции и др.
Наиболее близкими к прецедентному праву в РФ выступают решения Конституционного Суда, которые не подлежат обжалованию, вступают в силу после провозглашения, публикуются в специальных изданиях и обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, должностных лиц, граждан и общественных организаций. Правоприменители нередко обращаются к данному источнику для устранения пробелов в законодательстве или разрешения коллизионных ситуаций. В литературе используется такое понятие, как «нормативное судебное решение», а не судебный прецедент. Под нормативным судебным решением понимается официальный акт-документ правотворчества, который принимается высшим судом в процессе правоприменительной деятельности, нормоконтроля или официального нормативного толкования.
В науке по-прежнему не существует единообразного подхода к юридической природе решений Конституционного Суда:
- это интерпретационная деятельность суда в отношении Конституции РФ;
- это акт «негативного правотворчества», т.е. наличие возможности признания судом акта или нормы неконституционной, и соответственно требование её отмены или изменения;
- это прецедентно-преюдициальный источник права.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.