Механизм государства: понятие, основные черты, структура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Механизм государства можно определить как целостную, взаимосвязанную систему отдельных элементов, государственных органов, учреждений и организаций, обладающую рядом параметров и принципов, которая нацелена на обеспечение нормального и эффективного функционирования государства, на реализацию поставленных целей и задач.

Механизм государства следует рассматривать как взаимосвязанную систему следующих элементов:

- Государственный аппарат или система государственных органов, созданных и функционирующих на законодательной основе, отражающих потребности исторического, политического и социально-экономического развития общества. Он выступает системно-структурным элементом механизма государства, фактически скелетом или каркасом. Сама система государственных органов не может быть застывшей, а должна быть многовариантной. Принцип разделения властей лишь одна из конструктивных особенностей государственного аппарата. Он всегда носит национально-государственный характер.

- Механизм государства состоит также из специально подготовленных, профессиональных управленцев, людей, способных осуществлять законотворческие, исполнительные, надзорные и охранительные функции. Их всех объединяет наличие статуса должностного лица и наделение соответственно набором властных компетенций.

- Наличие сложной системы внутренних связей между структурными элементами механизма, без существования которых государственный аппарат как целостная машина не способна работать. Данные связи обусловлены субординацией государственных органов, их иерархичностью, оперативностью при принятии решений и самостоятельностью, преобладанием централизованных или децентрализованных начал. От такого, как реально строиться система власти и подчинения, исполнение поручений и компетенций зависит весь результат функционирования власти.

- Механизм государства – это не только конструкция, это ещё и живой, постоянно изменяющийся процесс государственно-управленческой жизни. Поэтому важно учитывать его формы и процедуры реализации, которые подвержены воздействию множества факторов субъективных и объективных.

- В механизм государства также входят, помимо сложной системы государственных органов, государственные предприятия и учреждения, которые находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии для реализации функций государства.

Общеизвестно, что государственные учреждения не обладают признаками государственных органов, но они созданы и выполняют конкретно-практическую деятельность для реализации определенных функций государства. Они имеют четко обозначенную сферу деятельности: учебную, научную или иную, которая осуществляется ими под контролем государственных органов. В зависимости от сфер государственной деятельности их классифицируют на два вида: государственные учреждения, осуществляющие охранительные функции (вооруженные силы, полиция, спецслужбы, пенитенциарные учреждения и др.) и реализующие экономические, социальные, образовательные и культурные задачи (государственные предприятия и учреждения).

- За рамками государственного аппарата остается система местного самоуправления. Фактически данные структуры наделены определенными государственно-властными компетенциями и выполняют работы, которые также нацелены на решение основных целей и задач государства. Однако, конституционные положения не относят органы местного самоуправления к структуре государственных органов. Возникает явная коллизия и противоречие. Было бы неправильным выводить структуру местного самоуправления за механизм государства, считая их специфическими структурами с делегированными полномочиями.

- Обязательным составным элементом механизма государства должны выступать принципы его организации и функционирования, взаимодействия всех структур. Представляется неверным их отождествлять исключительно с принципами организации и деятельности только органов государственной власти, т.к. необходимо рассматривать более широкие связи. Вообще на каждом историческом этапе развития государственных моделей преобладают те или иные конструктивные принципы, что вполне объективно закономерно. Они варьируются от системы наследственной организации дворцово-вотчинной системы управления, местничества, приказного, служебного и бюрократического, элитарного принципов до системы «государственных менеджеров». Данные принципы лежат в основе не только институциональной основы механизма государства, но и влияют на характер всех складывающихся внутренних связей и отношений по реализации целей и задач государства. Они носят больше объективный характер, т.к. формируются под конкретно-исторические, политические и национальные условия для наиболее эффективного функционирования механизма государства. Среди современных основополагающих принципов можно назвать: принцип широкого представительства интересов граждан, демократическая избирательная система, разделение властей, гласность и открытость системы управления, управленческий профессионализм, законность и демократизм, субординация общегосударственных и федеративных структур.

- Процесс функционирования механизма государства и его результативные параметры напрямую зависят от наличия в государстве эффективной системы надзорно-контролирующих структур и их работы. Даже самая идеальная конструктивная система механизма государства не способна предотвратить управленческие сбои, коррупционную составляющую, служебные злоупотребления, некомпетентность госслужащих. В механизме государства изначально должна предполагаться четко организованная система контролирующих инстанций и совокупность эффективных мер воздействия на государственные структуры.

- В механизме государства должны быть представлены и такие элементы, как политические партии и общественные объединения. Они являются составным элементом всего процесса функционирования государства. Их политические программы напрямую обусловлены целями и задачами государства на определенном этапе. Они идеологически и непосредственно включены в процесс формулирования и реализации функций государства. Не важно, партократическая или плюралистическая модель государства, государственные чиновники непосредственно ассоциируют себя с конкретной политической партией или общественно-политическими интересами, что отражается на результатах их государственной деятельности. Для реализации некоторых функций государства, как например экологической, роль и влияние общественных организаций бывает гораздо более значимой, чем управленческие рычаги.

- Механизм государства нельзя отрывать от материальной составляющей государства. Наличие качественно хорошего государственного плана или программы ещё не гарантия достижения истинное и ожидаемого результата, как и наличие профессиональных управленческих кадров. Все структурные элементы механизма способны функционировать только при значительном государственном финансировании.

Таким образом, структура механизма государства выступает динамическим институтом, на которые оказывают влияние множество социальных, политических, экономических и даже внешних факторов. Каждый элемент приспосабливается к новым потребностям и условиям жизни, меняется его конструкция и содержание.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 236.