Организационные патологии (Теория Организаций: Антология / Составление В.Л. Семикова – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – С. 697-711)
ФАЙЛ ТЕОРИИ ОРГ
Развитие взаимоотношений с клиентами: организационное консультирование в сопоставлении с психотерапией (Э. Невис Организационное консультирование. Пер. с англ.. СПб.: «Издательство Пирожкова» Серия «Новый импульс». 2002. – С. 169-190)
Отличия между психотерапией и орг.консультированием
"Работа сидя" (модель "добровольной психотерапии ") | "Работа стоя" (модель организационного консалтинга) |
Индивиды обычно сами ищут и выбирают психотерапевта; платят терапевту лично; взаимоотношения строятся на личной основе | Один из членов системы находит терапевта и нанимает его на работу с системой; консультанту платит организация |
Работа ведется на территории терапевта; терапевт задает правила игры и пользуется преимуществами проведения ее "на своем поле". | Работа ведется на территории клиента, часто без обычной поддержки; "правила игры" должны, как правило, обсуждаться. |
Все события происходят, по большей части, в приватной обстановке; работа малозаметна для общественности | Преобладание публично проводимых мероприятий; оценка работы производится множеством людей, общественное мнение имеет повышенное значение |
Человек, с которым работает терапевт, чего-то от него хочет | Часто имеется значительная степень неоднородности в отношении того, что разным людям требуется от консультанта, либо в отношении того, что консультант может им предложить. |
Клиент и терапевт обычно обладают близкими ценностями | Те, кто нанимает консультанта ("привратники"), могут оказаться единственными людьми в системе, чьи ценности близки ценностям консультанта |
Вопрос заключается не в том, есть ли у клиента проблемы, а в понимании их природы | Непонятно в чем состоит проблема и у кого она возникла |
Упор делается на межличностных контактах между терапевтом и клиентом; те "флюиды", которые проходят от одного к другому имеют решающее значение | Задача консультанта состоит в том, чтобы обеспечить хороший контакт между отдельными частями системы, используя фасилитативное поведение |
Клиент прилагает множество усилий для того, чтобы "доказать свою полезность" терапевту | Клиенты ожидают, что консультант станет сам "доказывать свою полезность" им |
Гештальтистская модель организационного вмешательства (Э. Невис Организационное консультирование. Пер. с англ.. СПб.: «Издательство Пирожкова» Серия «Новый импульс». 2002. – С. 54-74)
ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИОННОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ.
(по материалам О.Силявского)
Основные принципы гештальт-подхода для работы с человеком, группой или организацией:
1. Контакт.
2. Целостность, системность.
3. Процессуальность.
4. Феноменологичность. Особенности:
5. Групповая подготовка/направленность.
6. Поддержка профессионального сообщества.
Контакт.
Есть предположение, что гештальт-подход совершил определенный научно-практический прорыв в психологии, взяв за основу концепцию контакта. Истинно психологические феномены - это феномены поля и феномены контакта. То «пространство», которое возникает при соприкосновении организма (личности) со средой. Например, все чувства человека имеют «прописку» в контакте, а отнюдь не во внутреннем мире. Страх, любовь, обида, жалость и т.д. Это всегда страх чего-то, любовь к ..., обида от..., жалость к... и т.д. Контакт - это пространство, в котором живой организм (человек или группа, организация) удовлетворяет свои потребности и достигает целей (т.е. обеспечивает свое существование). Нарушения контакта приводят к дисфункции, к болезни. Кроме того, контакт - это реальность, в которой действительно что-то происходит и в которой можно что-то изменить.
Бизнес строится на контактах. Сама суть маркетинга, а маркетинг - это специфическая, присущая именно бизнес-организациям форма деятельности ‑ налаживание контакта с потребителем. От того, насколько хорош контакт компании с рынком и клиентами прямо зависит ее прибыльность и коммерческий успех. Направление практической психологии, ставящее во главу угла контакт и работающее с феноменами контакта, а таковым является гештальт-подход, имеет все возможности быть результативным в организационномконсультировании.
Целостность, системность.
Как известно перевод слова «гештальт» с немецкого языка - целостность, система, конфигурация, целостный образ. И основным принципом гештальт-подхода является холизм. А это значит, что все явления психической жизни человека, все аспекты жизни группы или работы организации рассматриваются системно. Даже не просто в совокупности и взаимосвязи с другими явлениями. А как динамическая система в системе. Используются такие идеи, как:
§ Целое - это нечто большее, чем сумма частей его составляющих.
§ Новое возникает в виде целостности (функции системы).
§ Часть может означать то или другое, в зависимости от того, в какую целостность (систему) она включена.
§ Целое (система) определяет часть.
§ Образ стремится к целостности (прегнантности формы).
§ Проблема не решается на том уровне (системы), на котором мы ее создаем. Для решения требуется выход в надсистему или подсистему.
Для понимания всего этого требуется особый, не привычный линейно-детерминистский, а системный подход. Системное мышление. Но это именно то, что необходимо для бизнеса. Каждый бизнесмен, топ-менеджер лишь тогда может создать успешный бизнес, когда хорошо, грамотно делает две вещи: строит систему и работает (читай - контактирует) с людьми. И в том, и в другом ему поможет гештальт-подход.
3. Процессуальность (ориентация на процесс). Каждый, кто сколько-нибудь поработал в бизнесе, знает, насколько сильна привязка действий и мышления менеджеров и работников компаний к результату. Результат (имеется в виду обычно деньги, прибыль) в бизнес-организациях ставится во главу угла повсеместно. По результатам оцениваются и рядовые специалисты, и линейные менеджеры, и менеджеры среднего звена: руководители отделов, департаментов, и... А вот тут-то и происходит сбой. Потому что по привычке так же пытаются оценить и топ-менеджеров (в том числе они сами). Но если, в какой-то, компании результат ставится во главу угла на уровне топ-менеджмента, можно не позавидовать этой организации в плане перспектив ее развития. Не то чтобы результат бизнеса в целом не важен. Просто акцент управления на топ-уровне должен сместиться с результатов и событий, которые есть удел оперативных менеджеров, на вещь более тонкую и трудоразличимую - медленные процессы.
Гештальт-подход, с его процессуальной ориентацией «обучает» консультанта (а тот в свою очередь ‑ клиента) умению различать и поддерживать медленные процессы. Процессы роста и развития. Даже основная рабочая концепция-модель - гештальтистский «цикл контакта» или «цикл опыта» имеет своего тезку в теориях организационного развития.
4. Феноменологичность (здесь и теперь, что и как).
Бизнесу необходима хорошая продуктивность и практический эффект. В бизнесе не очень любят объяснение и понимание. Когда менеджер (и его организация) заказывает консультирование, тренинг или коучинг, он хочет получить не пространные объяснения причин порождающих их неуспешность, а точные и эффективные шаги к успеху. В первую очередь их интересует не вопрос «почему?», а вопрос «как?». Но именно этот принцип и исповедует гештальт-подход. «Как» здесь намного важнее, чем «почему». Феноменологичность - исследование феномена как такового - отличительная особенность данного метода. Из трех основных направлений психологческой практики Гештальт наиболее приспособлен для реализации практических изменений. Гештальт предлагает не понять (как психоанализ) и не научиться (как бихевиоризм), а экспериментировать с реальностью с целью получения большей свободы и эффективности.
Есть и другие принципы, определяющие Гештальт как наиболее эффективный и органичный для работы с бизнес-организациями метод. Кроме того, стоило бы указать на определенные особенности обучения и профессиональной жизни гештальтиста, обеспечивающие некоторые преимущества (и самому консультанту, и методу).
5. Групповая подготовка и направленность.
Метод эффективный как в индивидуальной работе, так и в групповой, имеет все же тяготение к групповой форме. Гештальту обучаются в малых группах. Каждый участник образовательной программы на своем собственном опыте переживает все нюансы существования группы: групповую динамику, конфронтации, сотрудничество и др. Этот опыт и полученные (внутренние) знания весьма полезны для работы с формальными группами (организациями, подразделениями).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 223.