ФАЙЛ ТЕОРИИ ОРГ – С 103, ТАБЛ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Организационные патологии (Теория Организаций: Антология / Составление В.Л. Семикова – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – С. 697-711)

ФАЙЛ ТЕОРИИ ОРГ

 

Развитие взаимоотношений с клиентами: организационное консультирование в сопоставлении с психотерапией (Э. Невис Организационное консультирование. Пер. с англ.. СПб.: «Издательство Пирожкова» Серия «Новый импульс». 2002. – С. 169-190)

Отличия между психотерапией и орг.консультированием

 

"Работа сидя" (модель "добровольной психотерапии ") "Работа стоя" (модель организационного консалтинга)
Индивиды обычно сами ищут и выбирают психотерапевта; платят терапевту лично; взаимоотношения строятся на личной основе Один из членов системы находит терапевта и нанимает его на работу с системой; консультанту платит организация
Работа ведется на территории терапевта; терапевт задает правила игры и пользуется преимуществами проведения ее "на своем поле". Работа ведется на территории клиента, часто без обычной поддержки; "правила игры" должны, как правило, обсуждаться.
Все события происходят, по большей части, в приватной обстановке; работа малозаметна для общественности Преобладание публично проводимых мероприятий; оценка работы производится множеством людей, общественное мнение имеет повышенное значение
Человек, с которым работает терапевт, чего-то от него хочет Часто имеется значительная степень неоднородности в отношении того, что разным людям требуется от консультанта, либо в отношении того, что консультант может им предложить.
Клиент и терапевт обычно обладают близкими ценностями Те, кто нанимает консультанта ("привратники"), могут оказаться единственными людьми в системе, чьи ценности близки ценностям консультанта
Вопрос заключается не в том, есть ли у клиента проблемы, а в понимании их природы Непонятно в чем состоит проблема и у кого она возникла
Упор делается на межличностных контактах между терапевтом и клиентом; те "флюиды", которые проходят от одного к другому имеют решающее значение Задача консультанта состоит в том, чтобы обеспечить хороший контакт между отдельными частями системы, используя фасилитативное поведение
Клиент прилагает множество усилий для того, чтобы "доказать свою полезность" терапевту Клиенты ожидают, что консультант станет сам "доказывать свою полезность" им

 

Гештальтистская модель организационного вмешательства (Э. Невис Организационное консультирование. Пер. с англ.. СПб.: «Издательство Пирожкова» Серия «Новый импульс». 2002. – С. 54-74)

ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИОННОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ.

(по материалам О.Силявского)

Основные принципы гештальт-подхода для работы с человеком, группой или организацией:

1. Контакт.

2. Целостность, системность.

3. Процессуальность.

4. Феноменологичность. Особенности:

5. Групповая подготовка/направленность.

6. Поддержка профессионального сообщества.

Контакт.

Есть предположение, что гештальт-подход совершил определенный научно-практический прорыв в психологии, взяв за основу концепцию контакта. Истинно психологические феномены - это феномены поля и феномены контакта. То «пространство», которое возникает при соприкосновении организма (личности) со средой. Например, все чувства человека имеют «прописку» в контакте, а отнюдь не во внутреннем мире. Страх, любовь, обида, жалость и т.д. Это всегда страх чего-то, любовь к ..., обида от..., жалость к... и т.д. Контакт - это пространство, в котором живой организм (человек или группа, организация) удовлетворяет свои потребности и достигает целей (т.е. обеспечивает свое существование). Нарушения контакта приводят к дисфункции, к болезни. Кроме того, контакт - это реальность, в которой действительно что-то происходит и в которой можно что-то изменить.

Бизнес строится на контактах. Сама суть маркетинга, а маркетинг - это специфическая, присущая именно бизнес-организациям форма деятельности ‑ налаживание контакта с потребителем. От того, насколько хорош контакт компании с рынком и клиентами прямо зависит ее прибыльность и коммерческий успех. Направление практической психологии, ставящее во главу угла контакт и работающее с феноменами контакта, а таковым является гештальт-подход, имеет все возможности быть результативным в организационномконсультировании.

Целостность, системность.

Как известно перевод слова «гештальт» с немецкого языка - целостность, система, конфигурация, целостный образ. И основным принципом гештальт-подхода является холизм. А это значит, что все явления психической жизни человека, все аспекты жизни группы или работы организации рассматриваются системно. Даже не просто в совокупности и взаимосвязи с другими явлениями. А как динамическая система в системе. Используются такие идеи, как:

§ Целое - это нечто большее, чем сумма частей его составляющих.

§ Новое возникает в виде целостности (функции системы).

§ Часть может означать то или другое, в зависимости от того, в какую целостность (систему) она включена.

§ Целое (система) определяет часть.

§ Образ стремится к целостности (прегнантности формы).

§ Проблема не решается на том уровне (системы), на котором мы ее создаем. Для решения требуется выход в надсистему или подсистему.

Для понимания всего этого требуется особый, не привычный линейно-детерминистский, а системный подход. Системное мышление. Но это именно то, что необходимо для бизнеса. Каждый бизнесмен, топ-менеджер лишь тогда может создать успешный бизнес, когда хорошо, грамотно делает две вещи: строит систему и работает (читай - контактирует) с людьми. И в том, и в другом ему поможет гештальт-подход.

3. Процессуальность (ориентация на процесс). Каждый, кто сколько-нибудь поработал в бизнесе, знает, насколько сильна привязка действий и мышления менеджеров и работников компаний к результату. Результат (имеется в виду обычно деньги, прибыль) в бизнес-организациях ставится во главу угла повсеместно. По результатам оцениваются и рядовые специалисты, и линейные менеджеры, и менеджеры среднего звена: руководители отделов, департаментов, и... А вот тут-то и происходит сбой. Потому что по привычке так же пытаются оценить и топ-менеджеров (в том числе они сами). Но если, в какой-то, компании результат ставится во главу угла на уровне топ-менеджмента, можно не позавидовать этой организации в плане перспектив ее развития. Не то чтобы результат бизнеса в целом не важен. Просто акцент управления на топ-уровне должен сместиться с результатов и событий, которые есть удел оперативных менеджеров, на вещь более тонкую и трудоразличимую - медленные процессы.

Гештальт-подход, с его процессуальной ориентацией «обучает» консультанта (а тот в свою очередь ‑ клиента) умению различать и поддерживать медленные процессы. Процессы роста и развития. Даже основная рабочая концепция-модель - гештальтистский «цикл контакта» или «цикл опыта» имеет своего тезку в теориях организационного развития.

4. Феноменологичность (здесь и теперь, что и как).

Бизнесу необходима хорошая продуктивность и практический эффект. В бизнесе не очень любят объяснение и понимание. Когда менеджер (и его организация) заказывает консультирование, тренинг или коучинг, он хочет получить не пространные объяснения причин порождающих их неуспешность, а точные и эффективные шаги к успеху. В первую очередь их интересует не вопрос «почему?», а вопрос «как?». Но именно этот принцип и исповедует гештальт-подход. «Как» здесь намного важнее, чем «почему». Феноменологичность - исследование феномена как такового - отличительная особенность данного метода. Из трех основных направлений психологческой практики Гештальт наиболее приспособлен для реализации практических изменений. Гештальт предлагает не понять (как психоанализ) и не научиться (как бихевиоризм), а экспериментировать с реальностью с целью получения большей свободы и эффективности.

Есть и другие принципы, определяющие Гештальт как наиболее эффективный и органичный для работы с бизнес-организациями метод. Кроме того, стоило бы указать на определенные особенности обучения и профессиональной жизни гештальтиста, обеспечивающие некоторые преимущества (и самому консультанту, и методу).

5. Групповая подготовка и направленность.

Метод эффективный как в индивидуальной работе, так и в групповой, имеет все же тяготение к групповой форме. Гештальту обучаются в малых группах. Каждый участник образовательной программы на своем собственном опыте переживает все нюансы существования группы: групповую динамику, конфронтации, сотрудничество и др. Этот опыт и полученные (внутренние) знания весьма полезны для работы с формальными группами (организациями, подразделениями).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 223.