Задания для ученика
Уважаемые участники олимпиады! Будьте внимательны, отвечая на вопросы. Убедитесь, что правильно понимаете смысл заданий. Ответы следует вписывать в таблицу или отведённое для ответа место.
Время написания – 180 минут
Количество заданий – 8
Максимальное количество баллов –91
Задание №1. Прочтите приведённые ниже утверждения. Заполните таблицу, указав, согласны ли вы с ними или не согласны. (9 баллов)
1) Жившие в XVIII веке А.К. Нартов, И.П. Кулибин, И.И. Ползунов были известными художниками.
2) Бурмистерская палата, Ратуша и Магистрат были органами управления в России в XVIII веке.
3) Муж Екатерины II был внуком Петра I.
4) Копейка стала основной денежной единицей в России при Иване Грозном.
5) Смертная казнь отсутствовала в системе наказаний Русской правды.
6) Горная свобода, введенная при Петре I, означала право свободного переселения крестьян за Урал.
7) Мартин Лютер, великий князь Василий III Иванович и Альбрехт Бранденбургский были современниками.
8) Россия была провозглашена республикой II Всероссийским съездом Советов 25 октября 1917 года.
9) Решение о передаче части Восточной Пруссии СССР было принято союзниками на Потсдамской конференции в июле 1945 года.
Верно | Неверно |
Задание №2. О ком идет речь. Дайте краткий ответ. (8 баллов)
1) «В его лице сошла со сцены одна из самых крупных исторических личностей нашего времени. За ним остаются крупные заслуги: 1) введение золотой валюты, упрочившей наше денежное хозяйство; 2) удачное заключение мира с Японией, причем он высказал талант истого дипломата, и 3) сдвиг России с положения абсолютистической автократии на путь конституционной монархии».
__________________________________________________________________
2) «Вы и Аракчеев, Вы стоите в дверях противоположных этого царствования (при Александре I), как гении Зла и Блага». (А.С. Пушкин. 1834 г.)__________________________________________________________________
3) «Советский государственный и военный деятель, сторонник теории перманентной революции, участник октябрьского вооруженного восстания 1917 года, автор формулы «войну прекращаем, мира не подписываем, армию демобилизуем», выслан за границу по обвинению в антисоветской деятельности и лишен советского гражданства».
__________________________________________________________________
4) «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, <…> сделал нечто большее — он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее… Это — Прометеево деяние…» (С.П. Королев)
_________________________________________________________________
Задание №3.Какое из перечисленных понятий (имён, дат, событий) является лишним в данном ряду? Лишнее слово (словосочетание) зачеркните. Укажите, по какому принципу образован каждый ряд, то есть кратко поясните, что объединяет понятия (имена, даты, события). (8 баллов)
А) Великий госпитальер, Великий комтур, Великий магистр, Великий кормчий, Великий казначей, Великий маршал.
__________________________________________________________________
Б) София Палеолог, Софья Алексеевна Романова, Елена Васильевна Глинская, Наталья Кирилловна Нарышкина, Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, Ирина Федоровна Годунова
__________________________________________________________________
В) Судебник Ивана III, Судебник Ивана IV, Поучение Владимира Мономаха, Русская правда, Псковская судная грамота, Соборное Уложение
__________________________________________________________________
Г) Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К. Маркс, К. Гельвеций.
__________________________________________________________________
Задание №4. Составьте определения исторических понятий, используя все приведенные слова. Назовите эти понятия. Разрешено изменять слова по падежам и добавлять предлоги. Слова не могут быть использованы дважды.
(9 баллов)
А)мировой, общественный, идеологический, политический, противостояние, две, система, после, Вторая мировая война.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) религиозно-политический, который, земельный, течение, Россия, XVI в., приверженец, требовать, отказ, церковь, приобретать, ценности, имущественный.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
В) северо-немецкий, Любек, торговый, политический, город, XIV—XVII вв., глава, союз.
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №5. Установите соответствие между деятелями отечественной истории и знаменитыми изречениями. В перечне справа есть лишнее изречение. (8 баллов)
1 | Святослав Игоревич | А | Если враги хотят от нас чести и славы, — дадим им; если хотят злата и серебра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить. |
2 | Владимир Мономах | Б | Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. |
3 | Сергий Радонежский | В | Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим. |
4 | Ярослав Мудрый | Г | Да не посрамим земли Русская, поляжем костьми тут - мертвый бо срама не имут. |
Д | Любить друг друга, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем, почитать старших и нищих, за нарушение - смертная казнь. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Задание №6. Расположите в хронологическом порядке фрагменты документов, в которых отражена правительственная политика России в сфере культуры.(12 баллов)
Укажите(!)руководителей Российского государства,при которых были осуществлены указанные нововведения.
А) «Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной. В лицее преподаются предметы учения, важным частям Государственной службы приличные и для благовоспитанного юноши необходимо нужные».
_________________________________________________________________
Б) «Повелели мы ныне учредить русский для представления трагедий и комедий театр...А для оного повелено набрать актеров и актрис: актеров из обучающихся ярославцев и певчих в Кадетском корпусе, которые к тому будут надобны...Дирекция того русского театра поручается от нас бригадиру Александру Сумарокову...»
__________________________________________________________________
В) «…нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре <…> при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих <…> вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».
_________________________________________________________________
Г) «Статья 13. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».
______________________________________________________________
Д) «При вручении молодых девиц госпоже начальнице родители их или ближние родственники в то же время должны дать ей порядочное обязательство в том, что они по собственному своему произволению и видя будущую дочерям их и по сего воспитания пользу препоручают в опеку совершенно до 18-ти лет возраст, так что до исходу того двенадцатилетнего времени ни под каким видом обратно их требовать не станут».
__________________________________________________________________
Е)«…в знак доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом… по знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты сколько у кого случится, и зажигать огни...»
__________________________________________________________________________________
Задание №7.В 1995 году был принят Федеральный закон «О днях воинской славы России», в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России. В законе представлены 17 значимых дат, из них 7 приходятся на советский период истории нашего государства.Закончите предложенную таблицу, определив, какие события советской военной истории отмечаются в указанные дни. (12 баллов)
Даты | Исторические события |
27 января | |
2 февраля | |
23 февраля | |
23 августа | |
9 мая | |
7 ноября | |
5 декабря |
Перечислитеоставшиеся 10 блестящих побед, составляющих воинскую славу Российского государства, память о которых отмечается в России в соответствии с данным законом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №8 . Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. (25 баллов)
При выборе темы исходите из того, что Вы:
При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями (от 1 до 5 баллов по каждому критерию):
1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Четкость и доказательность основных положений работы.
5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
1) Мономах не принадлежит к тем историческим деятелям, которые смотрят вперед, разрушают старое, удовлетворяют новым потребностям общества.<…> Мономах не возвышался над понятиями своего века, <…> не хотел изменить существующий порядок вещей». Строгим исполнением обязанностей, Мономах прикрывал недостатки существующего порядка. (С.М. Соловьев)
2) Александр Невский с храбростью древних южных князей соединял холодную рассудительность князей северных; он бился храбро со шведами, немцами и Литвою, потому что видел возможность одолеть их; сопротивляться татарам он не видел никакой возможности и потому употреблял все средства, чтоб не раздражить ханов против России. (С.М. Соловьев)
3) Из бурь Смутного времени народ вышел гораздо впечатлительнее и раздражительнее, чем был прежде, <…> был уже далеко не прежним безропотным и послушным орудием в руках правительства. (В.О. Ключевский)
4) В политике внешней Екатерина II была прямой последовательницей Петра Великого, а не мелких политиков XVIII в. Она сумела, как Петр Великий, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками московские государи. (С.Ф. Платонов)
5) К середине XIX века обстоятельства сложились таким образом, что возникла реальная угроза отмены крепостного права снизу возмущенным крестьянством. Для того чтобы избежать отмены крепостного права снизу, отменили крепостное право сверху <…> Реформу провели так, что она не удовлетворила помещиков и обозлила крестьян. Потом из крестьянского движения выросла революция. (И. Фроянов)
6) Нэп есть особая политика пролетарского государства, рассчитанная на допущение капитализма, при наличии командных высот в руках пролетарского государства, <…> рассчитанная на победу социалистических элементов над капиталистическими элементами, <…> на постройку фундамента социалистической экономики (И.В. Сталин).
7)Перестройка замышлялась не как революция и слом, а как ремонт социалистической системы (Г. Сатаров)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата: 2019-02-02, просмотров: 309.