Под диспансеризацией в педиатрии понимается стройная система организационных и лечебных мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками, заключающаяся в систематическом наблюдении за здоровыми детьми с проведением соответствующих профилактических мероприятий, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка и предупреждение заболеваний.
В случае возникновения острого заболевания диспансерный период наблюдения предусматривает лечение больного до полного выздоровления. При хронических формах патологии осуществляется активное динамическое наблюдение с целью профилактики обострений и оздоровления пациента.
Весь комплекс профилактических мероприятий на участке совместно с педиатром осуществляют участковая медицинская сестра, медсестра кабинета здорового ребенка и медсестра прививочного кабинета. В диспансеризации здоровых детей принимают участие врачи-специалисты и лаборанты
Диспансерное наблюдение за неорганизованными детьми после окончания периода новорожденности участковый педиатр осуществляет на профилактических приемах. Дети посещают детскую поликлинику в строго регламентированные сроки:
- на первом году жизни – ежемесячно, дети из групп риска должны осматриваться чаще;
- на втором году жизни - один раз в квартал;
- на третьем году - один раз в 6 месяцев;
- на четвертом, пятом, шестом годах жизни - один раз в год в месяц своего рождения.
Основная задача педиатра при профилактическом осмотре - определить уровень здоровья и развития, выявить наличие отклонений в состоянии здоровья у ребенка, назначить корректирующие мероприятия. Для качественного проведения профилактического осмотра рекомендуется использовать следующую последовательность действий:
- исследовать состояние здоровья по принятым критериям;
- провести комплексную оценку состояния здоровья с определением группы здоровья, группы риска;
- дать рекомендации, в зависимости от состояния здоровья;
- оформить эпикриз в истории развития ребенка.
Перед профилактическим осмотром в поликлинике ребенка на дому посещает медсестра и выясняет, как выполнялись рекомендации педиатра, наличие жалоб у матери, характер и особенности вскармливания ребенка. При осмотре обращается внимание на цвет кожи и слизистых, физиологические отправления, оценивается нервно-психическое развитие ребенка, особенности его поведения.
Медсестра дает советы по уходу, вскармливанию, обучает мать элементам массажа, гимнастики, закаливания, оформляет свой патронаж в истории развития (прил. 1, табл. 6) и приглашает мать на прием к педиатру.
Во время каждого профилактического осмотра педиатр должен уточнить анамнез, проанализировать данные о перенесенных заболеваниях, изменения во вскармливании, социальных условиях за период с предыдущего осмотра, выявить жалобы. На приеме ребенку проводятся антропометрические измерения (масса тела, длина, окружность головы и груди). Уровень и гармоничность физического развития оценивается по центильным таблицам (прил. 2, табл. 3-10).
По данным патронажа медсестры и из беседы с родителями, согласно показателям нервно-психического развития (прил. 3, табл. 3), выставляется группа НПР (прил. 3, табл. 1), и оценивается поведение ребенка.
На приеме проводится оценка физического и нервно-психического развития, объективный осмотр ребенка по всем органам и системам и выставляется диагноз: «здоров», «угрожаем по какой-либо патологии» (группа риска) или «болен» (диагноз), а так же указывается группа здоровья (I, IIА, IIБ, III, IV, V), группа риска (прил.1, табл. 1-5, прил.7).
Все данные ежемесячно вносятся в историю развития в виде унифицированных записей (прил.1, табл. 7). В конце первого года жизни участковым педиатром оформляется этапный эпикриз, в котором отражены:
- анамнез (БА, ГА, СА и сведения за прошедший год);
- метрические данные: ФР, НПР;
- объективные данные: соматическое состояние и поведение ребенка.
Заключение: оценка уровня ФР и его гармоничность, группа НПР, диагноз (здоров, пограничное состояние, болен), группа здоровья, группа риска. Рекомендации: медицинские, педагогические
На приеме матери даются рекомендации по режиму, по рациональному вскармливанию, виду закаливающих процедур и воспитания ребенка. Кроме того, ребенку может быть назначен курс витамина D, препараты железа и др. Решается вопрос о проведении профилактических прививок, а при наличии противопоказаний оформляется медицинский отвод. С родителями проводится санитарно-просветительная работа.
Содержание профилактических осмотров неорганизованных детей от 1 до 7 лет и схема записи в истории развития остаются прежними.
Особое внимание обращается на частоту, длительность и тяжесть острых заболеваний (для оценки резистентности), оценку функционального состояния организма ребенка и его поведение, проведению профилактических прививок.
Ведущее место в рекомендациях педиатра для детей этой возрастной группы занимают режимные моменты, изменения в питании, методы закаливания, физического воспитания, нервно-психическое развитие (в частности – развитие навыков речи). Выполнение данных рекомендаций контролируется на дому патронажной сестрой.
Осмотры детей регламентируются приказом МЗ и СР РФ от 28.04.2007 г. № 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни». Данным приказом предусмотрен осмотр детей врачами: неврологом в возрасте 1, 3, 6 и 12 месяцев, детским хирургом в 1, 9 и 12 месяцев, травматологом-ортопедом в 1 и 12 месяцев, офтальмологом в 1 и 12 месяцев, детским стоматологом в 9, 12 месяцев, врачом-отоларингологом в 12 месяцев.
Всем детям первого года жизни проводится исследование общего анализа крови и мочи в 3 и 12 месяцев, ультразвуковое исследование органов и систем, в том числе и тазобедренных суставов в период новорожденности (в родильном доме) или в возрасте 1 месяца в детской поликлинике. Электрокардиографическое обследование сердца проводится всем детям в возрасте 9 месяцев.
На втором году жизни кроме педиатра ребенка осматривает стоматолог. В возрасте трех лет - все вышеперечисленные специалисты. После оформления ребенка в ДОУ применяется другая схема диспансерного наблюдения (прил.1. табл. 8).
Комплексные профилактические осмотры (каждый в 3 этапа) детей дошкольного возраста проводят:
- в 3 года (или при поступлении в дошкольное учреждение);
- за год до поступления в школу (в 5–6 лет);
- перед поступлением в школу (в 6–7 лет).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 257.