НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
Дашин А.В.
История и методология юридической науки
Методические указания
по организации самостоятельной работы
по дисциплине "История и методология юридической науки"
для магистрантов направления подготовки
Юриспруденция
Магистерская программа "Гражданское право, семейное право, международное частное право"
Краснодар 2013
УДК 340
ББК 67.0
Д 21
Рецензенты:
Доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Кубанского Государственного аграрного университета
Л.П. Рассказов
Кандидат юридических наук, заведующий кафедрой судопроизводства НЧОУ ВПО ЮИМ, доцент
Д.В. Бушков
Дашин А.В.
С 37 История и методология юридической науки. Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине "История и методология юридической науки" магистрантов направления подготовки 030900.68 Юриспруденция, магистерская программа "Гражданское право, семейное право, международное частное право": Учеб. пособие. – Краснодар: Южный институт менеджмента, 2013.– 20 с.
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "История и методология юридической науки" подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) "Магистр"), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2010г. №1763 (в ред.31.05.2011г.).
© ЮИМ,2013
© Дашин А.В.,2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Самостоятельная работа как важнейшая форма учебного процесса 4
2. Цели и основные задачи самостоятельной работы магистрантов 4
3. Объем дисциплины и виды учебной работы 6
4. Структура и содержание дисциплины 6
5. Самостоятельная работа студента по дисциплине 8
6. Указания по организации самостоятельной работы 8
7. Формы контроля освоения дисциплины 14
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины 15
Самостоятельная работа
Как важнейшая форма учебного процесса
Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа магистрантов (магистрантов), выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой магистрантов).
Самостоятельная работа магистрантов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности магистранта и играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Федеральным государственным образовательным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу магистрантов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой магистранта.
2. Цели и основные задачи самостоятельной
Работы магистрантов
Ведущая цель организации и осуществления СРС должна совпадать с целью обучения магистранта. При организации СРС важным и необходимым условием становятся формирование умения самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.
Целью самостоятельной работы магистрантов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа магистрантов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами СРС являются:
· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений магистрантов;
· углубление и расширение теоретических знаний;
· формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
· развитие познавательных способностей и активности магистрантов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
· развитие исследовательских умений;
использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических занятиях, при написании курсовых и выпускной магистерской работе, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
В результате изучения дисциплины «История и методология юридической науки», входящую в базовую часть профессионального цикла, выпускник должен обладать следующими компетенциями:
1. Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
2. Способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
3. Способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
4. Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
знать:
- историю зарубежной и отечественной юридической науки;
- место и роль юриспруденции в общем контексте научных знаний;
- взаимосвязь и взаимообусловленность юридической науки и образования;
- тенденции развития современной юриспруденции;
- соотношение юридической доктрины, догмы и правоприменительной практики;
- основные подходы, применяемые в изучении права;
- основные методы исследований, применяемые в юриспруденции (как общенаучные, так и специально-юридические);
- актуальные проблемы правоведения, требующие научной разработки;
- алгоритм проведения правовых исследований
уметь:
- выявлять степень актуальности правового исследования;
- ставить цели и задачи исследования в области права, определять его объект и предмет, теоретическую, нормативную и эмпирическую базу;
- обосновывать степень научной разработанности правовой проблемы;
- выдвигать научные гипотезы в области юриспруденции, осуществлять их проверку, подтверждать или опровергать их в своем исследовании;
- определять и применять методы правового исследования, соответствующие его содержанию, целям и задачам.
владеть:
- юридическими доктринами и догмами;
- основными подходами, применяемыми в современной юриспруденции;
- как общенаучными, так и специально-юридическими методами исследований;
- аналитическими навыками;
- алгоритмами проведения исследования в области права.
Особенностью данной дисциплины является то, что достижение указанных целей возможно лишь только в результате целеустремленной, последовательной самостоятельной работы самого студента над книгами, монографиями, статьями в научных трудах, журналах не только по юриспруденции, но и по философии, социологии, психологии, политологии.
Цель самостоятельной работы магистрантов по изучению учебной дисциплины «История и методология юридической науки» - закрепление знаний, полученных на лекциях по темам курса, подготовка к семинарским занятиям и подготовка к зачету.
План изучения темы, данный преподавателем во время лекции, предусматривает, что часть вопросов подробно освещается во время лекционного занятия, а другая часть – в процессе самостоятельной работы по теме. Поэтому, помимо подготовки по конспектам лекции, необходимо изучить рекомендуемую обязательную литературу по теме, а также некоторые из рекомендованных материалов из списка дополнительной литературы.
Материал, изложенный в данных рекомендациях, поможет сориентироваться в тех вопросах, которые предусмотрены для углубленного самостоятельного изучения, а также в самом общем виде систематизировать уже полученные знания и дополнить их новым сведениями. Следует обратить особое внимание на новые понятия, раскрываемые в ходе изучения разделов, и на контрольные вопросы, указанные в конце каждой темы.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет _2__ зачетных единицы, ___72___ часа. Вид промежуточной аттестации – зачет.
Объем трудоемкости дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем, час. | Объем, зачетных единиц |
Общая трудоемкость дисциплины | 72 | 2,0 |
Аудиторные занятия (всего) | 8 | |
в т. ч. лекции | 4 | |
практические занятия - всего | 4 | |
из них в активной и интерактивной форме | 4 (2) | |
Самостоятельная работа (всего) | 55 | |
В том числе: | ||
работа с основной и дополнительной литературой, интернет-ресурсами | 18 | |
подготовка докладов по научной проблеме в юриспруденции с мультимедийной презентацией | 18 | |
Другие виды самостоятельной работы | ||
выполнение домашних заданий и упражнений | 6 | |
подготовка к экзамену | 7 | |
эссе, творческое задание, разбор ситуации и т.д. | 6 | |
Вид промежуточной аттестации (экзамен) | 9 |
4. Структура и содержание дисциплины
Тема 1. Предмет дисциплины «История и методология юридической науки»
1.1 История и методология юридической науки и её значение
1.2 Возникновение юридической науки и этапы её развития
1.3 Юридический тип научного познания и правопонимание
1.4 Юриспруденция как наука, её объект и предмет
1.5 Классификация юридических наук: историко-теоретические, отраслевые, прикладные
1.6 Функции юридической науки
1.7 Задачи правоведения на современном этапе развития российского общества
Тема 1
18
Тема 2
18
Тема 3
19
9
Итого:
6. Указания по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает следующие виды работ магистранта:
Тематика контрольных работ
Подготовка доклада, эссе по научной проблеме
Цель подготовки доклада – научить работать магистрантов по теме исследования эффективно. Эффективно – это не объем, а максимум результата при минимуме затрат сил и времени. Главная задача докладов - научить грамотно собирать исходный материал и компоновать его. Разные студенты могут скомпоновать и разгруппировать материал по заданной теме совсем по разному. Кто- то проявит творческий подход при написании реферата, кто-то сделает оригинальные выводы. Поэтому реферат можно назвать небольшим исследованием, который развивает и творческие способности. Этапы подготовки доклада:
1. Сбор и группировка информации и написание основной части. Сначала собираются исходные материалы на заданную тему (книги, статьи, заметки, иллюстрации и т.д.), а потом выдержки из них группируются в том порядке, который удобен автору. При редактировании материала общий объем собранного должен сократиться в 5-6 раз.
2. Написание введения. У введения может быть самостоятельная тема, например, из числа «дежурных» - актуальность работы. Под актуальностью понимается значение того, о чем написано в докладе, для вас лично, для других людей, для науки, культуры и т.д.
3. Написание заключения. Заключение можно оформлять в виде выводов. В выводах не должно быть ничего сверх того, что есть в основном тексте, т.е. выводы легко готовятся на основе готового текста. Важно только сделать их краткими и четкими. Кроме выводов можно указать перспективные смежные темы для исследования – те проблемы, которые всплыли в ходе вашей работы, но не были вами раскрыты.
4. Составление списка использованных источников
Написание эссе позволяет магистрантам научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы, овладеть научным стилем речи.
Цель эссе – сформулировать точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме
Примерная тематика эссе
1. Понятие и принципы юридического познания
2. Субъект и объект юридического познания
3. Многообразие методов познания в современной юридической науке
4. Классические методы юридической науки
5. Постклассические методы юридической науки
6. Основные принципы юридической методологии
7. Основные факторы формирования юридических типов научного познания
8. Тип правопонимания и методология познания права
9. Дедукция как способ познания закономерностей права
10. Индукция как способ познания закономерностей права
11. Анализ как способы изучения многообразия правового бытия
12. Синтез как способ изучения многообразия правового бытия
13. Диалектика как метод познания права
14. Логические методы познания и возможности их использования для формулирования научных концепций в правоведении
15. Системно-структурный метод познания и его значение для накопления обобщенных знаний о праве
Тематика докладов
13. Понятие и принципы правового мышления
14. Гносеология как способ познания права
15. Эпистемология правового мышления
Подготовка к экзамену
При подготовке к экзамену следует освежить знания по всему курсу, перечитать конспект лекций, просмотреть практические занятия и подготовиться по следующим вопросам:
Примерный перечень вопросов к экзамену
Вопросы для текущего контроля
1. Раскройте следующие понятия: юридическая наука, цели, объекты и предмет юридической науки
2. Перечислите историко-теоретические, отраслевые, прикладные юридические науки
3. Назовите основные функции юридической науки
4. Назовите этапы развития юридической науки
5. Каковы, на ваш взгляд, предпосылки формирования юридического рационализма как познавательной стратегии?
6. В чем заключаются особенности античного, средневекового, ренессансного юридического рационализма?
7. Что такое, в вашем понимании, «осевое время»?
8. Как вы полагает, почему древнеримская юриспруденция рассматривается как протонаука?
9. Каков, на ваш взгляд, вклад средневековых юристов в современную юридическую науку?
10. В чем заключается отличие объекта юридического познания от предмета юридического познания?
11. Чем обусловлена спецификация общенаучных методов в социально-гуманитарных исследованиях.
12. Диалектика – метод или мировоззренческий принцип?
13. Назовите общенаучные методы исследования.
14. Возможно ли научное творчество без научной методологии?
15. Какие общелогические методы научного исследования вы знаете?
16. Какой путь исследования права предлагает феноменология?
17. В рамках какой правовой школы актуализируется культурно-исторический подход?
18. Импонирует ли вам формационный подход как принцип познания правовой сферы жизни общества и почему?
19. Является ли эволюционный подход единственным способом объяснения динамики правовой культуры?
Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины
Рекомендуемая литература
1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции : Курс лекций. – М., 2003.
2. Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен).- М., 1996
3. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2011.
4. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. – М. 1999.
5. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001.
6. Честнов И.Л. Методология и методика юридического исследования. Учебное пособие. СПб., 2004.
7. Яркова Е.Н. История и методология науки. Учеб. пособие.- Тюмень, 2012.
Дополнительная литература:
1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998.
2. Бергбом Карл. Юриспруденция и философия права // Антология мировой пра-вовой мысли: В 5-ти т. М., 1999. Т. 3.
3. Корнев А.В., Борисов А.В. Правовая мысль в дореволюционной России: Учебное пособие. –М., 2005.
4. Лакатос И. Методология исследовательских программ.- М.,2003.
5. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.- М., 1995.
6. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. -М., 2001.
7. Методология науки: Проблемы и история. М., 2003.
8. Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. СПб., 2004.
9. Поляков А.В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. СПб., 2003.
10. Современные типы правопонимания: феноменология, герменевтика, антропология и синергетика права. СПб., 2002
11. Честнов И.Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. СПб., 2000.
12. Шадрин В.М. Становление и развитие теоретической юриспруденции в России: Учебное пособие. – Челябинск. 2006.
Отечественные журналы
- Теория государства и права
- История государства и права
- Юристъ-правоведъ
Зарубежны e журналы
Методические указания
по организации самостоятельной работы
по дисциплине "История и методология юридической науки"
для магистрантов направления подготовки
Юриспруденция
Магистерская программа "Гражданское право, семейное право, международное частное право"
Компьютерная верстка Дашин А.В.
Подписано в печать | Сдано в производство | |
Формат бум. офсетная | ||
Усл. печ. л 0,8 | Уч.-изд. л.0,9 | |
Тираж 100 экз. | Заказ № | |
| ||
РИО ЮИМ, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 216 | ||
Тел. (861) 233 88 59 |
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
Дашин А.В.
История и методология юридической науки
Методические указания
по организации самостоятельной работы
по дисциплине "История и методология юридической науки"
для магистрантов направления подготовки
Юриспруденция
Магистерская программа "Гражданское право, семейное право, международное частное право"
Краснодар 2013
УДК 340
ББК 67.0
Д 21
Рецензенты:
Доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Кубанского Государственного аграрного университета
Л.П. Рассказов
Кандидат юридических наук, заведующий кафедрой судопроизводства НЧОУ ВПО ЮИМ, доцент
Д.В. Бушков
Дашин А.В.
С 37 История и методология юридической науки. Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине "История и методология юридической науки" магистрантов направления подготовки 030900.68 Юриспруденция, магистерская программа "Гражданское право, семейное право, международное частное право": Учеб. пособие. – Краснодар: Южный институт менеджмента, 2013.– 20 с.
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "История и методология юридической науки" подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) "Магистр"), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2010г. №1763 (в ред.31.05.2011г.).
© ЮИМ,2013
© Дашин А.В.,2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Самостоятельная работа как важнейшая форма учебного процесса 4
2. Цели и основные задачи самостоятельной работы магистрантов 4
3. Объем дисциплины и виды учебной работы 6
4. Структура и содержание дисциплины 6
5. Самостоятельная работа студента по дисциплине 8
6. Указания по организации самостоятельной работы 8
7. Формы контроля освоения дисциплины 14
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины 15
Самостоятельная работа
Дата: 2019-02-02, просмотров: 236.