Понятие и классификация муниципальных служащих
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

Признаки муниципального служащего:

Признаки (условия), при отсутствии которых работник не может считаться муниципальным служащим.

Первое условие касается гражданства работника. В отличие о ранее действовавших норм, установленных Федеральным законом от 08.01.1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», в соответствии с которыми муниципальным служащим мог быть только гражданин РФ. Закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ значительно расширяет категорию граждан, которые имеют доступ на муниципальную службу.

На муниципальную службу вправе поступать граждане РФ. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым равным независимо от основания приобретения. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (Конституция РФ, ст. 6).

В соответствии со ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Следуя логике Конституции РФ, на муниципальную службу также вправе поступать граждане РФ, имеющие двойное гражданство. Статья 10 Закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ не содержит каких-либо ограничений при поступлении на муниципальную службу для граждан, имеющих двойное гражданство.

Однако данное ограничение содержится в п. 6 ч. 1 ст. 13 данного Закона. На муниципальную службу вправе поступать граждане РФ, имеющие двойное гражданство только в том случае, если гражданство приобретается у иностранного государства, являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 указанного закона на муниципальную службу вправе поступать гражданин иностранного государства – участника международного договора РФ, в соответствие с которым иностранный гражданин имеет право находится на муниципальной службе.

Вторым необходимым условием, определяющим статус муниципального служащего, является исполнение обязанностей по должности муниципальной службы, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами, в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

К муниципальным должностям муниципальной службы относятся:

- должности в органе местного самоуправления,

- должности в аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления,

- должности, созданные для обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют:

- представительный орган муниципального образования;

- глава муниципального образования;

- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

- контрольный орган муниципального образования;

- иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Кроме перечисленных органов местного самоуправления, где могут быть учреждены должности муниципальной службы, должности муниципальной службы также могут быть учреждены в аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая структурно не входит в органы местного самоуправления.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ не все должности в органах местного самоуправления являются должностями муниципальной службы. Соответственно не все лица, замещающие должности в органах местного самоуправления являются по статусу муниципальными служащими.

Муниципальными должностями муниципальной службы являются должности, замещаемые на постоянной основе, путем заключения трудового договора. Соответственно, лица, замещающие указанные должности и являются по статусу муниципальными служащими. Муниципальные служащие приобретают правовой статус муниципального служащего с момента назначения на должность муниципальной службы.

Третьим определяющим признаком статуса муниципального служащего является денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Денежное содержание муниципальному служащему может выплачиваться только за счет средств местного бюджета.

Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета регламентирован ст. 32 Конституции РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом РФ.

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

При отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков работник не может быть признан муниципальным служащим.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ.

Реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

В реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

По характеру и объемам полномочий муниципальные служащие классифицируются на:

а) руководителей;

б) специалистов.

Муниципальные служащие-руководители – это лица, осуществляющие руководство (направление деятельности) в муниципальном образовании от имени муниципалитета. К руководителям муниципального образования относятся: назначенные глава администрации, его заместители, руководители управлений, департаментов, крупных подразделений администрации муниципалитета.

Муниципальные служащие-специалисты – это лица, которые обязаны обеспечивать деятельность руководителей муниципального образования, в том числе избранных населением, обеспечивая полномочия органов местного самоуправления.

Классификация должностей муниципальной службы:

Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

Классные чины муниципальных служащих (ст. 6 в ред. Закона Санкт-Петербурга от 13.05.2009 г. № 208-43).

Муниципальным служащим присваиваются следующие классные чины, соответствующие группам должностей муниципальной службы:

- для высших должностей муниципальной службы – действительный муниципальный советник 1 и 2 классов;

- для главных должностей муниципальной службы – главный муниципальный советник 1 и 2 классов;

- для ведущих должностей муниципальной службы – муниципальный советник муниципальной службы 1 и 2 классов;

- для старших должностей муниципальной службы – советник муниципальной службы 1 и 2 классов;

- для младших должностей муниципальной службы – референт муниципальной службы 1 и 2 классов.

Классный чин муниципального служащего может быть первым или очередным.

Основные квалификационные требования, предъявляемые для замещения должностей муниципальной службы, включают в себя требования:

- к уровню профессионального образования;

- к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности;

- к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Уровень образования лиц, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, определяется наличием у них среднего или высшего профессионального образования по специализации должностей муниципальной службы или образования, считающегося равноценным, с дополнительным высшим образованием по специализации должностей муниципальной службы. Такое образование должно быть обязательно подтверждено соответствующими документами.

Стаж муниципальной службы (государственной службы) или стаж работы по специальности – продолжительность деятельности лица по осуществлению полномочий, предусмотренных замещаемой должностью муниципальной (государственной службы) либо срок работы в отдельной отрасли науки, техники (например, по специальности «юриспруденция» или «государственное и муниципальное управление»).

Наличие профессиональных знаний и навыков в служебной деятельности муниципального служащего определяется его уровнем знаний Конституции РФ, федерального и регионального законодательства, нормативных правовых актов муниципального образования применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Так, например, правовое регулирование положения о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в большинстве субъектах РФ (56 субъектов) осуществляется на основании законов субъектов РФ «О муниципальной службе». Кроме того, в таких субъектах РФ, как Владимирская область, Астраханская область приняты отдельные Законы субъектов РФ «О квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы» в соответствии с Федеральным законом о муниципальной службе.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 192.