Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

 

по дисциплине

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО»

 

на тему:

«Муниципальная служба »

 

План лекции

 

1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы

2. Правовой статус муниципальных служащих

3. Прохождение муниципальной службы

 

Литература

Основная:

1. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 15. – Ст.1691.

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40 – Ст. 3822.

4. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25 – ФЗ «О муниципальной службе в РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – №10. – Ст.1152.

5. Муниципальное право [Текст]: учебник для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев; Мин-во образования и науки РФ; Московская гос. юрид. академия им. О.Е. Кутафина – М.: Проспект, 2013 – 336 с.

Дополнительная:

1. Захаров И. В. Муниципальное право в схемах [Текст]: учеб. пособие / И. В. Захаров – М.: Проспект, 2015 – 176 с.

2. Муниципальное право России: учебник для бакалавров / под ред. А. Н. Кокотова – М.: Юрайт, 2014 – 567 с.

3. Пешин Н. Л. Муниципальное право Российской Федерации [Текст]: учебник для бакалавров / Н. Л. Пешин – М.: Юрайт, 2014 – 462 с.

Введение

Для современного Российского общества понятие муниципальной службы явление новое и только с принятием Основного закона РФ 1993 г. указанный вид трудовой деятельности получает отражение в науке конституционного и муниципального права.

В результате освоения данной темы студенты должны:

Знать: понятие, природу и основные принципы муниципальной службы; систему нормативных актов, регулирующих отношения муниципальной службы; должности муниципальной службы; правовой статус муниципального служащего.

Уметь: толковать и применять правовые нормы, регулирующие отношения муниципальной службы; ориентироваться в должностях муниципальной службы.

Владеть: навыками применения правовых норм, регулирующих отношения муниципальной службы; решения юридических ситуаций, связанных с поступлением, прохождением и прекращением муниципальной службы.

Заключение

В системе социального управления местное самоуправление породило и соответствующий ей новый вид службы в обществе. Поэтому надо признать, что муниципальная служба, наряду с государственной и иными видами, включает в себя все те признаки, которые присущи службе вообще. При этом она имеет ряд особенностей, позволяющих отличать ее от других видов службы и в лекции мы их обозначили.

Это заключается в том, что, во-первых, количество муниципальных служащих во много раз превышает число государственных служащих федеральных органов и органов в субъектах РФ.

Во-вторых, муниципальная служба, как организационная структура включена в сферу деятельности только органов местного самоуправления.

В-третьих, муниципальные служащие выполняет обязанности не по всей территории РФ, а ограничены «рамками» конкретного муниципального образования.

В-четвертых, муниципальная служба урегулирована не только федеральными нормами, но и локальными (уставы, положения и другие акты муниципальных органов).

В-пятых, задача комплектования и прохождения муниципальной службы является прерогативой органов местного самоуправления.

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

 

по дисциплине

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО»

 

на тему:

«Муниципальная служба »

 

План лекции

 

1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы

2. Правовой статус муниципальных служащих

3. Прохождение муниципальной службы

 

Литература

Основная:

1. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 15. – Ст.1691.

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40 – Ст. 3822.

4. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25 – ФЗ «О муниципальной службе в РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – №10. – Ст.1152.

5. Муниципальное право [Текст]: учебник для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев; Мин-во образования и науки РФ; Московская гос. юрид. академия им. О.Е. Кутафина – М.: Проспект, 2013 – 336 с.

Дополнительная:

1. Захаров И. В. Муниципальное право в схемах [Текст]: учеб. пособие / И. В. Захаров – М.: Проспект, 2015 – 176 с.

2. Муниципальное право России: учебник для бакалавров / под ред. А. Н. Кокотова – М.: Юрайт, 2014 – 567 с.

3. Пешин Н. Л. Муниципальное право Российской Федерации [Текст]: учебник для бакалавров / Н. Л. Пешин – М.: Юрайт, 2014 – 462 с.

Введение

Для современного Российского общества понятие муниципальной службы явление новое и только с принятием Основного закона РФ 1993 г. указанный вид трудовой деятельности получает отражение в науке конституционного и муниципального права.

В результате освоения данной темы студенты должны:

Знать: понятие, природу и основные принципы муниципальной службы; систему нормативных актов, регулирующих отношения муниципальной службы; должности муниципальной службы; правовой статус муниципального служащего.

Уметь: толковать и применять правовые нормы, регулирующие отношения муниципальной службы; ориентироваться в должностях муниципальной службы.

Владеть: навыками применения правовых норм, регулирующих отношения муниципальной службы; решения юридических ситуаций, связанных с поступлением, прохождением и прекращением муниципальной службы.

Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы

Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, соответственно, и муниципальная служба не входит в систему государственной службы РФ.

В соответствии со ст. 42 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. правовое регулирование муниципальной службы осуществляется данным Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований.

Основным подотраслевым нормативным правовым актом, регулировавшим отношения муниципальной службы с 1 июня 2007 г., является Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ).

В науке муниципального права под муниципальной службой принято понимать:

- институт муниципального права (совокупность правовых норм), устанавливающий и регулирующий общественные отношения по поводу установления требований к муниципальным должностям муниципальной службы, определения содержания статуса муниципального служащего, установления условий и порядка прохождения муниципальной службы, порядка прекращения прохождения муниципальной службы;

- профессиональная деятельность муниципальных служащих на муниципальных должностях, не являющихся выборными, с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по обеспечению исполнения полномочий органами местного самоуправления;

- совокупность людей, находящихся на службе муниципального образования, исполняющих свои профессиональные обязанности на контрактной основе за соответствующее вознаграждение.

Соответственно, наиболее объемным из представленных выше понятий является институт муниципального права, который охватывает собой понимание муниципальной службы и как вида деятельности, и как совокупности людей, замещающих должности муниципальной службы.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ, муниципальная служба — это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ направлен на совершенствование института муниципальной службы в РФ. Им установлены основы правового регулирования отношений, связанных с поступлением граждан РФ на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципальных служащих.

Принципиальным положением Закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ, отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих РФ, является то, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих РФ. Данное положение Федерального закона является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства.

В Законе от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ закрепляются полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования муниципальной службы. Субъектам РФ и муниципальным образованиям оставлено достаточное поле деятельности, они могут принимать собственные нормативные правовые акты, конкретизирующие условия прохождения муниципальной службы.

Основными принципами муниципальной службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы.

Принципы отражают степень правовых и социальных явлений муниципальной службы РФ, представляющих концептуальную конструкцию ее построения, организации и функционирования, объективные закономерности развития.

Природа принципов основывается на закономерностях построения и функционирования муниципальной службы как публично-правового, социального и организационного институтов. Объективность этих принципов обусловлена социальной сущностью и социальным предназначением местного самоуправления.

Принципы определяют, в конечном счете, характер деятельности и поведения муниципальных служащих, охватывают общие закономерности построения, разделения труда, иерархической структуры построения муниципальной службы, административно-процессуальные механизмы ее прохождения.

Закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ большое внимание уделяет взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы. В соответствии со ст. 5 данного Закона взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;

3) единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

В неразрывной связи с понятием муниципальной службы находится понятие муниципальной должности, которые позволяет лучше понять институт муниципальной службы.

Понятие и виды муниципальных должностей. Законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ (ст. 6) установлено, что должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

Должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Иными словами, должность – это часть организационной структуры органа, закрепленная в штатных документах с соответствующей частью компетенции органа, предоставляемой конкретному лицу. Муниципальная должность обладает теми же признаками, которые присущи всем должностям на службе. Но муниципальная должность имеет свои особенности:

- вводится только в системе органов местного самоуправления;

- имеет свое наименование, устанавливаемое муниципальным образованием с учетом исторических и иных местных традиций;

- включается в реестр муниципальных служащих. Порядок введения и утверждения должности определяется уставом муниципального образования;

- имеет свою классификацию.

Муниципальные должности подразделяются на:

- выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также на основании решений представительных или иных выборных органов местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

- иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового контракта.

В соответствии с ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» законами субъекта РФ должно быть установлено соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы РФ с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.

Так, Закон Санкт-Петербурга от 15 февраля 2000 г. № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге» муниципальную службу определяет также, как и Закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ст. 2).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.