ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

КАФЕДРА ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

Направление подготовки: 38.03.02 Менеджмент

Образовательная программа: Предпринимательство

Форма обучения: очная

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине «Теория менеджмента»

на тему:

(название темы)
 Мотивация и ее роль в менеджменте организации

Исполнитель:

(подпись)                     (инициалы и фамилия)
студент Пред 2-1 группы                                                Т.А.Навасардян

 

Руководитель курсовой работы:

К.Э.Н., доцент                                                             Л.Н.Деревягина

 
(ученая степень, звание)                   (подпись)                     (инициалы и фамилия)

 


Москва – 2018

 


Содержание

Введение………………………………………………………………… ……….3

1. Теоретические основы мотивации как функции управления…….………..5

1.1 Понятие и сущность мотивации………..……………………….…………..5

2. Характеристика основных теорий мотивации………………….…………..8

2.1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу…………….……….…………9

2.2. Теория двух факторов Ф. Герцберга…………………………..………….11

2.3. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда……...…..……13

2.4. «Теория X - Y» Д. МакГрегора…………………………………..……….14

2.5. Теория ERG (существования, связи и роста) Альдерфера……….…….16

2.6. Теория справедливости Адамса………………..…………………………17

2.7. Комплексная теория мотивации Портера-Лоулера………………….….19

3. Значение и роль мотивации в современных организациях……………….21

3.1. Формы и методы мотивации персонала организации…………………..23

3.2. Проблемы мотивации персонала организации и пути их решения……27

4. Система мотивации персонала ООО «Макдональдс»………….…………31

Заключение……………………………………………………………..……….34

Список литературы……………………………………………………………..36

 

Введение

Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы. Руководители всегда осознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно, меняется соотношение мотивов и потребностей, на которые может опереться система мотивирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда.

Цели данной курсовой работы являются исследование теоретических основ мотивации и выявление проблемы мотивации в организации.

Для достижения этой цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

· значение, содержание и задачи мотивации трудовой деятельности;

· современные теории мотивации и возможности их использования в разработке системы управления персоналом;

· традиционные методы мотивации;

· нетрадиционные методы мотивации;

· рассмотреть механизм мотивации персонала предприятия (организации).

Объект исследования – персонал. Предмет - система мотивации и стимулирования персонала.

 

 

Гигиенические факторы

• Политика фирмы и администрации

• Условия работы

• Заработок

• Межличностные отношения

• Степень непосредственного контроля за работой

Мотивирующие факторы

• Успех

• Продвижение по службе

• Признание и одобрение результатов работы

• Ответственность

• Собственно работа

Основное значение двухфакторной теории заключается в том, что менеджеры должны быть очень осторожны и не делать ударения на гигиенические факторы, как на основные, при удовлетворении потребностей, когда потребности низшего уровня уже достаточно удовлетворены. И наоборот, менеджеры не должны тратить время и средства, предлагая своим служащим разнообразные мотиваторы до того, как будут удовлетворены гигиенические потребности [4, с.165].

Наверное, наиболее удивительным и неожиданным открытием, полученным в результате проведённых Герцбергом исследований, стал тот факт, что деньги однозначно были отнесены к разряду гигиенических факторов, а отнюдь не мотиваторов. Деньги имеют важное значение для большинства служащих, как из-за их покупательной способности, так и из-за статуса, который имеет их владелец. Однако менеджеры оказывают себе и своим организациям плохую услугу, когда воспринимают деньги как совершенное средство для удовлетворения всех потребностей, которые могут возникнуть у служащих.

 

Теория X - Y» Д. МакГрегора

Теория «Х»

Эту теорию разработал Ф. Тейлор (в 20-е годы XX ст.), а затем развил и дополнил Д. Мак-Грегор (в 60-е годы XX ст.). Она отражает взгляды на работников представителей технократического менеджмента.

Основными в этой теории являются такие положения:

· в мотивах человека преобладают биологические потребности;

· для обычного человека характерна нелюбовь к работе, поэтому труд необходимо нормировать и лучшим методом его организации является конвейерный;

· большинство людей можно заставить затрачивать усилия и осуществлять необходимые действия в целях производства только путем принуждения;

· средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации;

· необходим постоянный контроль за работниками со стороны руководства.

Таким образом, теория «X» рассматривает человека как плохого, недобросовестного и безынициативного работника с задатками рабской психологии. Этим объясняется необходимость принуждения как основного мотивирующего стимула и материального поощрения — как вспомогательного. Конечно же, встречаются люди, отвечающие модели теории «X», но их доля среди трудоспособного населения страны может быть разной.

Теория «Y»

Теория «Y», также разработанная в 60-е годы XX ст., является дополнением теории «X». Она отражает взгляды на работников представителей поведенческого менеджмента. К основным положениям теории «Y» относятся следующие:

· в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать;

· физические и эмоциональные усилия на работе для человека так же естественны, как во время игры или на отдыхе;

· нежелание работать не является наследственной чертой; в зависимости от условий труда человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание;

· внешний контроль и угроза наказания не являются основными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей;

· ответственность и выполнение обязательств относительно целей организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда; наиболее важно вознаграждение, связанное с удовлетворением потребностей в самовыражении;

· воспитанный человек охотно берет на себя ответственность и стремится к этому;

· многие люди готовы применять свои знания и опыт, однако индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека.

Модель теории «Y» описывает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в этой теории распознаются в таком порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение.

2.5 Теория ERG (существования, связи и роста) Альдерфера

Теорию потребностей существования, связи и роста (или ERG — Existence, Relations, Growth) разработал в 1972 г. американский ученый К. Альдерфер. Он предпринял попытку уточнить и творчески развить теорию иерархии потребностей А. Маслоу. Отмечая недостаточную четкость различения некоторых групп потребностей в теории А. Маслоу, он выделил не пять, а три класса (группы) потребностей: существования, связи и роста.

Потребности существования содержат две группы потребностей пирамиды А. Маслоу: в безопасности и физиологические.

Потребности связи отражают социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к группе потребностей связи относятся потребности в принадлежности к социальной группе, признании и уважении, связанные со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей в безопасности пирамиды А. Маслоу, которая связана с групповой безопасностью.

Потребности роста аналогичны потребностям в самовыражении пирамиды Маслоу и включают в себя также потребности группы признания и самоутверждения, связанные со стремлением к развитию уверенности, самосовершенствованию и т. п.

Эти три группы потребностей, как и в теории А. Маслоу, расположены по иерархии. Однако между ними есть одно принципиальное различие: согласно А. Маслоу, движение от потребности к потребности происходит только снизу вверх (удовлетворил потребность нижнего уровня — перешел к следующей и т. д.). К. Альдерфер полагает, что это "движение" идет в обе стороны (наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня). При этом К. Альдерфер считает, что в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень [10, с.104].

Наличие двух направлений "движения" в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности мотивирования людей в организации. Например, если у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности человека в росте, то он, разочаровавшись, может с повышенным интересом переключиться на потребность связи. В данном случае организация, возможно, предоставит ему возможности для удовлетворения этой потребности, увеличивая тем самым свой потенциал мотивирования человека.

 

Формы мотивации персонала

Заключение

 

Управление предприятием – это управление людьми. В зависимости от эффективности этого управления достигаются или не достигаются цели предприятия. Именно люди приводят в действие имеющиеся в распоряжении любой организации станки, машины, финансы, сырье и пр. Поэтому ни одна система управления не будет эффективно функционировать, пока не будет разработана модель мотивации, способствующая активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду.

Мотивы играют важную роль в трудовой деятельности. Без них трудовая деятельность вообще не может осуществляться целесообразно.

Однако мотивы бывают разные и могут воздействовать с различной силой.

Функция мотивации состоит в подборе различных способов и методов эффективного воздействия на персонал в целях его ориентации на результативную деятельность.

Эффективность мотивационной системы во многом зависит от органов управления, хотя за последние годы сделаны определенные шаги к повышению роли самих предприятий к разработке собственных систем мотивации, которые на конкретном отрезке времени позволяют претворять в жизнь стоящие перед предприятиями цели.

Но не существует единых методов мотивации персонала, также нет и эффективных во все времена и при любых обстоятельствах.

Исследуя небольшую часть менеджмента - а именно мотивацию персонала, мы установили, что мотивация существенно повышает производительность труда, что влечёт увеличение прибыли.

Изучив теоретическую часть мотивационного поведения персонала, были сделаны практически значимые выводы и рекомендации по эффективному мотивированию персонала.

Выделены основные проблемы: существующие методы мотивации

1) не учитывают информацию о личностных качествах сотрудников;

2) не учитывают нематериальные потребности людей;

3) в организации иногда не удовлетворяются даже базовые потребности работников – в нормально оборудованном рабочем месте и достойной оплате труда;

4) несмотря на наличие материальных стимулов и социальных гарантий, отсутствуют методы мотивации, направленные на реализацию высших потребностей – в самореализации и самоактуализации.

5) отсутствует организационная культура. Отдельные ее элементы есть, но они не способствуют сплочению коллектива, созданию духа единства, и как следствие, формированию внутренней мотивации человека, того фундамента, который позволяет выжить организации даже в кризисные времена, когда нет средств на материальное стимулирование.

6) работа, направленная на устранение данных проблем, не поддерживается руководством.

Функционирование систем и их разработка в своей основе зависят от работников аппарата управления, от их квалификации, деловых качеств и других качественных характеристик. Но вместе с тем, до перехода России на рыночные отношения и как в настоящее время, проблема мотивации остается у нас самой актуальной и самой неразрешенной в теоретическом плане.

 

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

КАФЕДРА ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

Направление подготовки: 38.03.02 Менеджмент

Образовательная программа: Предпринимательство

Форма обучения: очная

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине «Теория менеджмента»

на тему:

(название темы)
 Мотивация и ее роль в менеджменте организации

Исполнитель:

(подпись)                     (инициалы и фамилия)
студент Пред 2-1 группы                                                Т.А.Навасардян

 

Руководитель курсовой работы:

К.Э.Н., доцент                                                             Л.Н.Деревягина

 
(ученая степень, звание)                   (подпись)                     (инициалы и фамилия)

 


Москва – 2018

 


Содержание

Введение………………………………………………………………… ……….3

1. Теоретические основы мотивации как функции управления…….………..5

1.1 Понятие и сущность мотивации………..……………………….…………..5

2. Характеристика основных теорий мотивации………………….…………..8

2.1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу…………….……….…………9

2.2. Теория двух факторов Ф. Герцберга…………………………..………….11

2.3. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда……...…..……13

2.4. «Теория X - Y» Д. МакГрегора…………………………………..……….14

2.5. Теория ERG (существования, связи и роста) Альдерфера……….…….16

2.6. Теория справедливости Адамса………………..…………………………17

2.7. Комплексная теория мотивации Портера-Лоулера………………….….19

3. Значение и роль мотивации в современных организациях……………….21

3.1. Формы и методы мотивации персонала организации…………………..23

3.2. Проблемы мотивации персонала организации и пути их решения……27

4. Система мотивации персонала ООО «Макдональдс»………….…………31

Заключение……………………………………………………………..……….34

Список литературы……………………………………………………………..36

 

Введение

Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы. Руководители всегда осознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно, меняется соотношение мотивов и потребностей, на которые может опереться система мотивирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда.

Цели данной курсовой работы являются исследование теоретических основ мотивации и выявление проблемы мотивации в организации.

Для достижения этой цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

· значение, содержание и задачи мотивации трудовой деятельности;

· современные теории мотивации и возможности их использования в разработке системы управления персоналом;

· традиционные методы мотивации;

· нетрадиционные методы мотивации;

· рассмотреть механизм мотивации персонала предприятия (организации).

Объект исследования – персонал. Предмет - система мотивации и стимулирования персонала.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 186.