http://historynotes.ru/vnutripartiynaya-borba-v-20-e-gody-20-veka/
20-й в. стал для России периодом глобальных перемен. К началу 1921 г. из ее состава вышли Польша, Финляндия, Латвия, Эстония, Западная Украина, Белоруссия и Бессарабия с населением более 32 млн человек. Численность населения России составила 135 млн; общие потери с 1914 г. - 25 млн человек.
Уровень промышленного производства сократился по сравнению с 1913 г. в 7 раз, производство стали упало до уровня петровских времен. Страна лежала в развалинах, общество деградировало, падал его интеллектуальный потенциал.
Маленькая, но сплоченная партия коммунистов вышла победительницей в борьбе за власть. Однако победа оказалась сродни поражению. Рабочие бежали из городов, крестьяне брались за оружие, падала популярность власти.
В конце февраля в Петрограде началась забастовка рабочих, восстали матросы Кронштадта, выдвинувшие экономические и политические требования.
Продразверстка опустошила деревню. В стране начался страшный голод, в результате которого умерло 5,4 млн человек.
К 1921 г. стало очевидно, что недовольство низов может привести к свержению коммунистов. Стремясь удержать власть, Ленин применял различные методы. В марте 1921 г. продразверстка была заменена сокращенным налогом. Крестьянство постепенно стало возвращаться к земле.
Для окончательного разгрома идеологического соперника и пополнения разграбленной казны началось массовое изъятие церковных ценностей. Весной 1922 г. коммунисты согласились на принятие американской продовольственной помощи. Рабочим разрешили наниматься на частные предприятия. В городах узаконили торговлю, что спасло население от голода.
В 1921-1922 гг. было ослаблено идеологическое давление, разрешены общественные некоммунистические организации. Одновременно с этим Ленин говорил о возможности возвращения к политике террора. В 1922 г. он одобрил план уничтожения оппозиции. ОГПУ начало фабриковать дела, уличая несуществующие подпольные организации в несовершенных преступлениях против советской власти.
В 20-е гг. после смерти Ленина началась острейшая внутрипартийная борьба. Предвидя это, Ленин написал завещание - «Письмо к съезду», в котором заявил о недопустимости прихода к власти И.В. Сталина. Однако Сталину удалось взять власть в свои руки и вновь развязать террор. Начались протесты старых большевиков и рабочей оппозиции.
В 1922 г. Троцкий выступил против совмещения партийных и хозяйственных функций и выдвинул идею открытых партийных дискуссий всеми членами партии. Троцкого обвинили в желании раскола партии и захвата власти. В начале 1924 г. на 13-й конференции РКП(б) «троцкизм» был разгромлен, а Троцкий был снят со всех постов.
В Ленинграде возникла оппозиционная группа во главе с Л.Б. Каменевым и Г.Е. Зиновьевым, которые подвергли критике НЭП и засилье бюрократии в сталинском партийном аппарате. Ленинградская парторганизация была разгромлена в 1925 г. После 14-го съезда партии ее возглавил С.М. Киров.
Весной 1926 г. логика оппозиционной борьбы объединила Л.Д. Троцкого, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева и др. («объединенная оппозиция»), которые предлагали взять курс на развитие тяжелой промышленности, преобразованиеНЭПа, развитие деревни, поддержку рабочих, борьбу с кулачеством и демократизацию партии. В 1927 г. за нелегальное распространение этой программы Троцкий и Зиновьев были выведены из состава ЦК. Из партии исключено более 90 членов оппозиции.
В 1928-1929 гг. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский выступили против генеральной линии партии за нормализацию развития экономики и осудили жесткий курс, проводимый в деревне. В 1929 г. они были исключены из партии. С 1929 г. установился единоличный режим власти Сталина.
2. Культурные преобразования в 20-30-е гг. ХХ в.
https://studfiles.net/preview/634614/
Главным вопросом большевиков был вопрос о ликвидации неграмотности. В 1919г. вышел декрет, по которому всё население от 8 до 50 лет было обязано учиться грамоте. Повсеместно начинают создаваться школы, курсы, кружки, избы-читальни, где обучались взрослые и дети. В итоге к концу 20-х гг. 40% населения умело читать и писать. Особенностью борьбы с неграмотностью было создание письменности у народов, не имевших её (малые народы Севера и Сибири, Дальнего Востока).
Советская школа имела целью готовить «строителей коммунистического общества». Школа включила в себя две ступени: 1-я ступень – 4 года обучения; 2-ая – 5 лет. Обучение начиналось с 8 лет. Практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек, провозглашалось равенство национальностей. Для подготовки к поступлению в вузы молодёжи из рабочих и крестьян бедноты создавались многочисленные рабфаки. Стала создаваться советская интеллигенция.
В 30-е гг. в массовое сознание внедряется идеология марксизма-ленинизма. Идеологическая обработка населения ведётся через учебные заведения, литературу, СМИ. Произошли изменения в структуре общеобразовательной школы: упразднилось две ступени и вводились начальная, средняя и полная средняя ступени. Были возвращены уроки, предметы, оценки, стабильные учебники, введены расписание, государственная программа. Усилилась воспитательная роль школы: ученики должны были чтить вождя, разоблачать врагов народа.
К концу 1930-х гг. в стране в основном была ликвидирована неграмотность, 7-летнее обучение стало обязательным, открылось 20 тыс. школ, и обязательным было изучение марксизма.
В конце 20-х гг. резко усилилось создание технических и с/х вузов.
Расширяется сеть научных центров: главный научный центр – Российская Академия наук, в 1929г. создается центр с/х науки – ВАСХНИЛ под руководством академика Вавилова. В начале 1920-х гг. большевики не запрещали различные направления в культурной, научной деятельности. До 1922 г. в доме Бердяева проводились философские диспуты.
В 20-е гг. выдающиеся открытия были сделаны в оптике (С.И.Вавилов), в области исследования атомного ядра (И.В.Курчатов), в области физики магнитных полей (П.Л.Капица) и др.
В 1921 г. упразднена автономия вузов, они поставлены под надзор государственных органов. Был создан специальный цензурный комитет в 1922 г. – Главлит, который осуществлял контроль за выпадами против марксизма. В нач. 30-х гг. Сталин заявил, что наука носит политический характер. Начались гонения на генетику, социологию, психоанализ, что привело к прекращению их развития. Особое место Сталин уделял истории, он считал, что её необходимо контролировать использовать в целях воспитания народа, воспитать через неё верность государству, вождю.
Укрепившись у власти, большевистская власть направила силы на создание собственной интеллигенции - в стране открылись новые институты и университеты.
Культурная революция рассматривалась большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основной задачей в этой области являлось создание новой (социалистической) культуры и подъем общего культурного уровня народа. Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс.
Наиболее значительной из общественных культурно-просветительских и литературно-художественных организации послереволюционных лет был Пролеткульт. Пролеткультовское движение ставило перед собой задачу создания новой пролетарской культуры и подчинения искусства целям пролетарской борьбы.
Во второй половине 20-х гг. над общественными литературными, и просветительскими организациями, в том числе коммунистическими был установлен более жесткий контроль, а в начале 1930-х их деятельность полностью прекратилась. Были созданы органы отраслевого управления культурой - Союзкино, Всесоюзный комитет по радиовещанию, Всесоюзный комитет по делам искусства и др. Проводилась унификация и регламентация культуры, ее подчинение общим идеологическим принципам. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.
Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию (Павлов, Жуковский и др.). В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы ("философский пароход"), художники и литераторы, некоторые добровольно покинули Россию. Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведений некоторых авторов (Гумилева, Платонова, Булгакова), которые отстаивали в своем творчестве безусловный приоритет общечеловеческого начала над классовым.
Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Шостаковича, Прокофьева и др.
Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 30-е гг. в кинематографе появилось звуковое кино. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» Эйзенштейна, «Петр Первый» Петрова и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. Революция способствовала развитию нового режиссерского театра. В конце 1920 г. Мейерхольдом была выдвинута программа "Театральный Октябрь".
В 20-е гг. в литературе и искусстве ещё существовали разные направления. Были созданы произведения «Разгром» (А.А.Фадеев), «Чапаев» (Д.А.Фурманов) сатирические произведения М.Зощенко. С укреплением позиций Сталина выделяется метод «социалистического реализма», суть которого заключалась в том, чтобы писатели, художники отображали советскую жизнь не такой, какая она была, а какой она должна быть в идеале. В итоге некоторые произведения отличались приукрашиванием действительности. Создавалась иллюзия , что счастливое время уже вот-вот наступит.
В изобразительном искусстве известны картины «Ленин у прямого провода» И.Э.Грабаря, «Клятва сибирских партизан» С.В.Герасимова.
Индустриализация конца 20-х — начала 30-х годов способствовала развиваю массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Ведущим направлением стал конструктивизм, разрабатывались художественные формы на основе функционального назначения вещей. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы Фомин, Щусев. Результатом поисков стали общественные здания, внешний облик которых напоминал например пятиконечную звезду — театр Красной Армии в Москве.
Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы. Но стремление к созданию городов нового быта приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники.
В ходе искоренения инакомыслия развернулась борьба против так называемого формализма в творчестве. Репрессии затронули многих деятелей науки (Л.Д.Ландау, С.П.Королев, А.Н.Туполев, Е.В.Тарле, Д.Шостакович, С.Эйзенштейн, Б.Пастернак и др.).
Составной частью отечественной культуры была культура Русского Зарубежья. В эмиграции гуманитарные науки развивали историки Милюков, Вернадский, философ Бердяев и др. Представители русского зарубежья внесли заметный вклад в развитие общественной мысли. Одним из ее направлений было евразийство и сменовеховство. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам — Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Рассуждения об особом предназначении России, а также приверженность "исторической идее великодержавности" сближали сменовеховцев с идеологами евразийства.
Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны.
· С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, ощущался подъем активности творческой интеллигенции, который выразился в создании ценностей в области духовной и материальной культуры.
· С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно-правительственного аппарата. Идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 331.