Россия в период реформ 60-80-х гг. ХIХ в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

https://studfiles.net/preview/5662248/page:18/

Реформа местного самоуправления.

В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления — земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти. В ведении земств находились вопросы местного значения:

· строительство и содержание дорог на местах;

· открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

· оказание продовольственной помощи населению в неурожайные годы;

· оказание агрономической помощи крестьянам;

· сбор статистических сведений.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выполнявшие функции распорядительных органов, и земские управы — исполнительные органы.

Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели делились на три курии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (городская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В земские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сословий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы. Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппозиционной силой бюрократии и самодержавию. В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. . Были созданы городские думы и городские управы; они ведали в основном хозяйственными вопросами:

· благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

· организация местного здравоохранения, открытие больниц;

· забота о народном образовании, открытие школ;

· открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

· содержание полиции, тюрем;

· организация противопожарных мер;

· занятие благотворительностью.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В общественном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались политикой.

 Судебная реформа.

Почти одновременно сземской проводилась и реформа судопроизводства. Новые Судебные уставы, принятые 20 ноября 1864 г., создали в России демократичную судебную систему. Поэтому принято считать судебную реформу наиболее прогрессивной и последовательной из всех либеральных преобразований в 60-70-х гг. В дореформенной России суд был сословным.

Судебными функциями наделялась администрация. Помимо этого, существовали специальные отраслевые суды - коммерческие, вотчинные и др. Решение дел было закрытым, судоговорение свернутым, а сам процесс носил розыскной характер.

Судебные уставы 1864 г. наиболее последовательно проводили в жизнь демократические принципы судопроизводства: гласность, выборность, всесословность, состязательность, коллегиальность, независимость суда от администрации, несменяемость судей и следователей, равенство всех перед судом. Вся судебная система России делилась на две части - местный и общий суд. Местный суд состоял из двух инстанций - волостного суда, судившего только крестьян, и мирового суда, занимавшегося разбором мелких дел. Более крупные дела входили в компетенцию окружного суда.

Вся территория страны была поделена на судебные округа, в каждом из которых создавался окружной суд. В него входили гражданское и уголовное отделения. Гражданские дела рассматривались так называемым «коронным судом», а уголовные дела - «коронным судом» и 12 присяжными заседателями. Присяжные назначались по жребию из представителей всех сословий, После рассмотрения дела присяжные выносили вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Все важные и сложные дела, по которым предусматривались серьезные наказания, рассматривались только с участием присяжных заседателей. Изменился и сам ход судебного процесса. Обвинение в суде поддерживал прокурор, а защиту осуществлял адвокат, в ходе разбирательства обе состязающиеся стороны считались равными. Роль адвоката, впервые появившегося в суде, стала довольно важной. Еще одним завоеванием стала гласность судопроизводства. На судебные заседания допускалась публика, их материалы публиковались в прессе.

Военная реформа.

Важнейшей составляющей преобразовательного процесса была военная реформа. Ее инициатором и руководителем по праву считают Д.А. Милютина, старшего брата Н.А. Милютина, готовившего крестьянское освобождение. В 1861 г. он был назначен военным министром и сразу же приступил к преобразованиям: сократил срок службы для солдат с 20 до 12 лет, отменил телесные наказания в армии, реорганизовал систему управления и переподчинения военному министерству ряд войск. В середине 60-х гг. реформы были продолжены: был принят новый военно-судебный устав, реорганизована система военных учебных заведений. Однако важнейшей заслугой Милютина является отмена рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности (1 января 1874 г.). Главной задачей военной реформы стала реорганизация армии (сокращение численности войск в мирное время и быстрая мобилизация запаса в случае войны).

Воинская повинность распространялась на все мужское население с двадцатилетнего возраста. Срок службы устанавливался в 6 лет для армии и в 7 лет для флота. Были введены многочисленные льготы для освобождения от действительной службы. Неграмотных солдат обучали на службе.

Поражение в Крымской войне заставило правительство задуматься о перевооружении армии. Это было возможно только в случае развития отечественной промышленности и сети железных дорог. Поэтому технико-экономическая реорганизация развернулась в 70-80-е гг. и включала в себя замену артиллерийского парка, появление нарезного оружия, строительство парового флота. Таким образом, в пореформенный период русская армия пережила значительную реорганизацию. Кроме рассмотренных, в 60-70-х гг. проводились финансовая, образовательная, цензурная реформы.

Значение реформ 60-70-х гг. XIX века:

· крестьяне получали гражданские права и становились полноправным сословием;

· при освобождении крестьяне получали земельный надел;

· создавалось местное самоуправление на началах выборности, всесословности;

· вводился буржуазный имущественный ценз для участия в выборах;

· произошло разграничение сфер влияния общества и государства;

· появилась более демократическая судебная система;

· вводились новые принципы комплектования, организации и управления армии.

В целом, реформы способствовали развитию буржуазных отношений, создавали условия для продолжения промышленного переворота и проведения индустриализации. Однако в аграрном секторе реформы носили ограниченный характер. Это проявлялось в сохранении общинного землевладения, в характере наделения крестьян землей, в сохранении временно-обязанных отношений, в порядке исчисления выкупных платежей, в ограничении права собственности на землю.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 309.