Россия в начале ХХ в.: объективная потребность индустриальной модернизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

https://studopedia.ru/1_22360_rossiya-v-nachale-hh-v-ob-ektivnaya-potrebnost-industrialnoy-modernizatsii-rossii.html

Начало ХХ в. характеризовалось вступлением России в стадию постепенного перехода к индустриальному обществу; российская модернизация имела свои особенности, она носила как бы “догоняющий” характер, предусматривавшей более сжатые исторические сроки своего осуществления, и проходила под контролем верховной власти. Модернизация захватила только те стороны жизни и сферы экономики, которые способствовали укреплению могущества государства. Модернизация “сверху” вела к возрастанию роли государства в экономике, централизации и бюрократизации управления, укреплению авторитарных начал верховной власти.

Экономическое развитие. К началу ХХ в. Россия представляла собой среднеразвитую страну “второго эшелона” капиталистического развития. Одной из значительных особенностей была ведущая роль государства. Около 30 крупнейших заводов принадлежали различным ведомствам и финансировались государством. Все эти предприятия были исключены из сферы рыночной экономики, из стихии свободной конкуренции. Единственным заказчиком и покупателем продукции казенных заводов было государство, а управлялись они государственными чиновниками. Возникновение таких предприятий было обусловлено не индустриализацией, а традиционными экономическими отношениями, идущими от государственных мануфактур Петра I. Кроме того, государству принадлежало свыше двух третей железнодорожных сетей, огромная площадь земельных и лесных угодий. Государство активно вмешивалось во все сферы хозяйственной деятельности частных предприятий, стимулировало железнодорожное строительство, развитие черной металлургии, угольной промышленности. Правительство принудительно регулировало цены, обеспечивая защиту молодой российской промышленности от конкуренции путем установления высоких таможенных пошлин. Государство раздавало частным компаниям и фирмам казенные заказы, представляло им кредиты через Государственный банк.

Роль иностранного капитала. Иностранный капитал существовал в 2-х формах: 1) государственный займ; 2) продажа ценных бумаг (акции). Иностранные инвестиции в российскую экономику составляли почти 40% всех капиталовложений. Германский капитал вкладывался в электротехнику, химические производства, металлургическую и металлообрабатывающую промышленность Донбасса, металлообработку и машиностроение, добычу и переработку нефти. Английский капитал инвестировался в нефтяную промышленность, добычу и выплавку цветных металлов. Приток иностранного капитала сопровождался процессом сращивания его с капиталом отечественным. Преимущества такого положения: использование кадровых технологий; интегрирование российской экономики на международном рынке; иностранные фирмы, компании не вели в России самостоятельной экономической политики, не имели возможности влиять на принимаемые политические решения. Недостатки: отток капитала на Запад в виде прибылей и дивидендов; концентрация огромного количества рабочего класса; зависимость от стабильности международной финансово-экономической системы (опасность экономических кризисов).

Российский монополистический капитализм. Первые монополистические объединения и союзы появились в России еще в 80-х гг. ХIХ в. А в начале ХХ в. они становятся основой промышленной жизни страны. Союзы договариваются об условиях продажи товаров, сроках платежей, определяют количество производимых продуктов, устанавливают цены, делят между собой рынки сбыта и сырья, распределяют между предприятиями доходы и прибыль. Из многообразия монополий, представленного картелями, синдикатами, трестами и концернами, в России преобладающей формой были синдикаты. Они создавались в виде акционерных компаний, съездов и обществ фабрикантов и заводчиков и т.п. Однако перед Первой Мировой войной во многих отраслях промышленности стали создаваться тресты, преимущественно с участием иностранных компаний.

Монополизация банков. Пять крупных банков к 1913 г. сосредоточили до половины финансовых ресурсов всех российских банков. Они начинают теснить иностранные капиталы, закрепляя за собой роль основных инвесторов отечественной промышленности. Происходит сращивание банковского и промышленного капитала и появление финансового капитала. Также происходит процесс сращивания интересов государства с интересами монополий, получивший название государственно-монополистического капитализма.

Кустарная Россия. Целые пласты русской экономической жизни оказались вне зоны модернизации. Речь идет о кустарной, ремесленной и промысловой России. Значительный удельный вес докапиталистических форм промышленности был обусловлен спецификой сельскохозяйственного производства, природно-климатическими условиями страны. Короткий цикл сельскохозяйственных работ делал неизбежным совмещение крестьянского труда с промыслово-ремесленным. Да и недостаточный уровень развития фабрично-заводского производства поддерживал устойчивый спрос на изделия кустарей.

Сельское хозяйство. К началу ХХ в. Россия занимала первое место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции. Но основным производителем сельскохозяйственной продукции являлось крестьянство, а помещичьи хозяйства давали примерно 12% валового сбора зерна и 22% товарного хлеба. Бедственное положение большинства крестьян вызывало беспокойство у правительства. Но его волновали лишь два аспекта этой проблемы: 1) невозможность поднять налоги и рост недоимок по уже имевшимся налогам и платежам и 2) бесконечные крестьянские волнения. Основным требованием крестьян оставалась передача им части помещичьей земли. Ситуацию в деревне осложняли существование общины и хроническое безземелье крестьян. К началу ХХ в. 4/5 надельной крестьянской земли находилось в общинном пользовании. Община господствовала во всей центральной, северной, восточной и южной России и на Северном Кавказе. И лишь в западных губерниях преобладала крестьянская частная собственность на землю. Община тормозила деятельность крепких хозяйств, препятствовала повышению общего благосостояния деревни, при этом за счет существовавшей в общине круговой поруки помогала удерживаться на плаву слабым хозяйствам.

Политическое развитие. Абсолютная власть, контроль за аппаратом управления всеми государственными институтами принадлежали императору. У значительной части общества принцип неограниченной самодержавной власти вызывал неприятие. При Николае II начинается переустройство политической системы Российской империи. Эти программы разрабатывали различные общественные силы, прежде всего земские либералы. Главной идеей либеральной политической программы было введение в органы государственной власти “народных представителей”, под которыми подразумевались представители самих земств. Но Николай II отверг их предложение, так обозначился первый раскол между верховной властью и либералами.

Министр финансов С.Ю. Витте (либерал) и министр внутренних дел В.К. Плеве предложили следующие точки зрения на перспективы развития России. Витте осознавал необходимость проведения реформ в стране. Но первоочередными он считал экономические реформы, а среди них реформы в области промышленного производства и финансов. Он полагал, что индустриализация страны есть задача не только экономическая, но и политическая, т.к. ее осуществление позволит, с одной стороны, накопить средства для проведения назревших социальных реформ, заняться сельским хозяйством, а с другой – постепенно вытеснить дворянство, заменив его властью крупного капитала. Он проводит следующие реформы:

§ финансовая (введение “золотого рубля”);

§ комплексная индустриализация – железнодорожное строительство (1 место в мире);

§ косвенные налоги (спички, водка, керосин).

Плеве считал губительными уступки оппозиционному движению. Именно он стал вдохновителем антисемитского курса правительства (кровавые еврейские погромы). Именно ему принадлежала идея “маленькой победоносной войны”, способной перевести недовольство внутреннее в русло ненависти к внешнему врагу.

Следующий министр иностранных дел П.Д.Святополк-Мирский провозгласил курс на сотрудничество власти с земствами. Он предложил царю включить в состав Государственного совета, высшего законосовещательного органа при царе, известное число выборных от земств и городских дум, значительно расширить круг избирателей в земские и городские органы управления, ввести волостные земства и распространить земства на всю территорию империи. Царь согласился только на некоторые социальные и национальные послабления. После «Кровавого Воскресенья» П.Д.Святополк-Мирский ушел в отставку.

Все учреждения делились на:

1. органы верховного управления (власть императора осуществлялась лично):

§ Совет министров (исполнительная власть, император назначает всех министров);

§ Канцелярия;

§ Двор царя;

2. органы подчиненного уровня:

§ Государственный совет (законосовещательная функция. Законодательная власть принадлежит императору);

§ министерства;

§ Сенат.

Социальная структура. В начале ХХ в. происходят значительные изменения в социальной структуре российского общества. Происходит размывание сословных перегородок и деление населения по классовому признаку.

Буржуазия. Начался интенсивный распад старой торговой буржуазии – купечества. Многие торговые фирмы ушли в область промышленного производства. Все большую силу набирала новая или “петербургская” буржуазия. Она формировалась не из потомственных предпринимателей, а из числа государственных чиновников. Иной характер имела московская и провинциальная буржуазия, отдававшая предпочтение мануфактурам и фабрикам. Буржуазная элита не имела прочной социальной опоры, т.к. отсутствовали мелкие буржуазные собственники. В силу своей разобщенности и разнонаправленности своих экономических интересов, русская буржуазия не ощущала себя единым экономическим классом, монопольно выражающим индустриальную мощь страны. Они не могли четко сформулировать свои политические требования.

Пролетариат. Делился на 1) потомственный и 2) маргинальный. Среди потомственных пролетариев был высокий процент грамотности, они являлись квалифицированными рабочими с высокой заработной платой. Как правило, имели неплохо налаженный быт и условия проживания. Максимальная продолжительность рабочего дня для взрослых мужчин составляла 11,5 часов. Пролетарии требовали введения 8-часового рабочего дня и государственного страхования. Вызывала недовольство рабочих и система штрафов, отсутствие элементарных гражданских прав.

Поместное дворянство. Особенности: 1) экономическое и политическое лицо России; 2) в их руках сосредоточены гигантские средства в виде земельной собственности; 3) руководят работой земств; 4) дворянство утрачивало многовековую привилегию монопольного владения землей; 5) незначительная часть землевладельцев сумела перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы; 6) расходы помещиков превышали их доходы; 7) земли закладывались, перезакладывались, распродавались; 8) разорение помещиков; 9) преимущество при определении на государственную службу; 10) влияли на местное управление и суд. Помещики подразделялись на крупных, средних и мелких землевладельцев.

Крестьянство. Особенности: 1) усиление процесса экономической дифференциации (расслоения) деревни: появление кулаков - людей, главным источником богатства которых была эксплуатация наемного труда и торгово-ростовщической деятельности; 2) влияние сельской общины; 3) избыточное население; 4)часть людей служила резервной армией для российской промышленности; 4) крестьяне вели хозяйство рационально, применяли удобрения, сельскохозяйственную технику, брали в аренду помещичьи земли, нанимались батраками; 5) требования о переделе помещичьей земли; 6) ограничение политических прав; 7) деревенская жизнь находилась под контролем земских начальников.

Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция. Большая часть российского чиновничества выполняла роль посредника между населением и государством и влачила жалкое существование.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 549.