ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 Луганской народной республики

Луганский НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

 

 

Факультет компьютерных систем и информационных технологий

Кафедра информатики и программной инженерии

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По ВЫПОЛНЕНИю И ОФОРМЛЕНИю

ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Направления подготовки:

«Прикладная информатика»

«Программная инженерия»

 

 

УТВЕРЖДЕНО   на заседании кафедры «Информатика и программная инженерия» Протокол № 15 от 04.04.2017 г.  

 

 

Луганск 2017


УДК 681.3

 

 

Методические указания по выполнению и оформлению дипломных работ по направлениям «Прикладная информатика», «Программная инженерия». / Составители: Сычева Л.Ф., Ветрова Н.Н. - Луганск: изд-во Луганского национального университета им. В. Даля, 2017 – 43 с.

 

Данные методические указания содержат в себе правила и рекомендации по оформлению дипломных работ (уровень бакалавра и магистра) и предназначены для студентов направлений подготовки «Прикладная информатика» и «Программная инженерия» факультета компьютерных систем и информационных технологий Луганского национального университета им. В. Даля.

Разработано на основании действующего законодательства ЛНР, приказов Министерства образования и науки ЛНР, опыта подготовки специалистов по указанным направлениям с целью предоставления практической помощи участникам учебно-воспитательного процесса в организации и проведении мероприятий по выполнению и защите дипломных работ. Рекомендации предусматривают творческий подход при их использовании.

 

 

Составители: Сычева Л.Ф., старший преподаватель Ветрова Н.Н., старший преподаватель  
Ответственный за выпуск         Сычева Л.Ф., старший преподаватель  
Рецензент Нефедов Ю.М., к.т.н., доцент

 

 




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 5

РАЗДЕЛ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 6

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 6

1.2. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 8

1.3. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 9

1.4. ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 10

1.5. ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ И РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 11

1.6. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ К ЗАЩИТЕ 13

1.7. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ. 14

РАЗДЕЛ 2 ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К СТРУКТУРЕ И СМЫСЛОВОМУ СОДЕРЖАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ... 17

2.1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОДЕРЖАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 17

2.2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 18

2.2.1. Титульный лист. 18

2.2.2. Задание на квалификационную работу. 19

2.2.3. Реферат. 19

2.2.4. Содержание. 20

2.3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 20

2.3.1. Введение. 21

2.3.2. Основные разделы работы.. 21

2.3.3. Выводы.. 22

2.3.4. Список использованных источников. 22

2.4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 23

РАЗДЕЛ 3 ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОРЯДКУ ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ... 24

3.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 24

3.2. ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛАМ И УРАВНЕНИЯМ.. 26

3.3. ТРЕБОВАНИЯ К НУМЕРАЦИИ СТРАНИЦ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 27

3.4. ТРЕБОВАНИЯ К НУМЕРАЦИИ РАЗДЕЛОВ И ПОДРАЗДЕЛОВ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 27

3.5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 28

3.6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТАБЛИЦ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 30

3.7. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ССЫЛОК В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ 31

3.8. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЙ В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ. 32

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 34

 

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Дипломная работа – это индивидуальная задача научно-исследовательского, творческого или проектно-конструкторского характера, которая выполняется студентом на завершающем этапе профессиональной подготовки и является одной из форм выявления теоретических и практических знаний, умение их применять при решении конкретных научных, технических, экономических, социальных и производственных задач.

Дипломная работа является самостоятельным учебно-научным исследованием, выполненным под руководством научного руководителя. Защита такой работы происходит на заседании Государственной экзаменационной комиссии.

В процессе выполнения дипломной работы студент должен проявить:

- знание общетеоретических, профессионально-ориентированных и специальных дисциплин для самостоятельного решения конкретных задач;

- умение самостоятельно систематизировать и анализировать литературу по теме, владеть методикой исследований, обобщений и логического изложения материала, разрабатывать научные выводы, определять и использовать практически-наследственные связи процессов и явлений при решении конкретной проблемы.

Предлагаемые методические указания предназначены для студентов и преподавателей-руководителей. Цель указаний — определить порядок выполнения работы и показать общие подходы к выполнению, написанию и защите дипломной работы.

Методические указания составлены согласно «Положению об организации учебного процесса в высших учебных заведениях» и другим нормативным актам по вопросам высшего образования.

 


 

РАЗДЕЛ 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

 



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Одной из нормативных форм государственной аттестации студентов направлений подготовки «Прикладная информатика» и «Программная инженерия» факультета компьютерных систем и информационных технологий ЛНУ им. В.Даля, которая определяется учебным планом направлений подготовки на основании соответствующей образовательно-профессиональной программы (ОПП) подготовки студентов и ее вариативной части, является защита дипломной работы.

Дипломные работы являются завершающим этапом усвоения образовательно-профессиональных программ соответствующих образовательно-квалификационных уровней подготовки специалистов и предусматривают:

- систематизацию, упрочение, расширение теоретических и практических знаний и умений по направлению подготовки и применение их для решения конкретных научных, научно-технических, тактических, оперативно-тактических и других задач;

- развитие навыков самостоятельной работы при решении сложных задач, овладение методикой организации и проведения научных исследований и экспериментов;

- установление уровня подготовленности выпускника к самостоятельной работе согласно приобретенной специальности.

Образовательно-квалификационному уровню "бакалавр" отвечает «дипломная работа бакалавра», образовательно-квалификационному уровню "магистр" – «дипломная работа магистра». Дипломные работы завершают усвоение образовательно-профессиональных программ и должны им отвечать.

Дипломная работа бакалавра должна демонстрировать умение выпускника использовать приобретенные теоретические знания и практические навыки, логически, на основании современных научных методов излагать свои взгляды по теме исследования, строить обоснованные заключения и формулировать конкретные предложения и рекомендации.

Дипломная работа магистра должна иметь исследовательский характер, базироваться на научных исследованиях, которые проводились выпускником во время обучения, направляться на решение практических задач и обеспечивать не только упрочение полученной системы знаний и умений, но и формирование необходимых методологических основ и методических привычек инновационной деятельности в области существующих направлений.

К дипломной работе магистра рекомендуется добавлять материалы, которые характеризуют научную (творческую) и практическую ценность выполненной работы: опубликованные статьи, методические разработки, выступления на семинарах (конференциях) и т.п.

Общее руководство организацией разработки дипломных работ осуществляет заведующий соответствующей кафедрой. Он выносит на обсуждение Ученого совета факультета вопросы, которые связаны с их разработкой, ставит задачу относительно их выполнения, готовит приказы: 

- об утверждении тем дипломных работ по выпускникам,

- о назначении руководителей и рецензентов,

- о допуске студентов к защите дипломных работ.

Темы дипломных работ, разработанные кафедрой, согласовываются с соответствующим заместителем декана факультета, утверждаются приказом по университету и назначаются студентам с учетом будущей деятельности и рекомендаций кафедры не позднее первого месяца завершающего года обучения по соответствующей ОПП. Кроме того, количество предложенных тем дипломных работ должно быть на 15 % больше количества студентов по данным направлениям.

Выпускники имеют право предложить свою тему дипломной работы, как правило, в направлении дальнейшего развития одной из курсовых работ, тем научных работ, которые выполнялись в ходе научно-исследовательских работ, в которых они принимали участие. При этом должна быть обоснована целесообразность разработки этой темы.

Задание на выполнение дипломных работ выдается выпускникам не позднее, чем за три месяца до начала периода их разработки, определенной рабочим учебным планом.

Приказом по университету по представлению декана факультета каждому выпускнику назначается научный руководитель дипломной работы из числа научно-педагогического состава кафедры. Выполнение одной и той же темы несколькими выпускниками не допускается, кроме выполнения комплексных тем.

В соответствии с заданием на выполнение дипломной работы, студентом с помощью  руководителя составляется календарный план выполнения работы. Кафедра, на которой выполняются дипломные работы, в полном объеме обеспечивает студентов необходимыми методическими рекомендациями (указаниями) по их выполнению.

ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

После уточнения тем дипломных работ по выпускникам им выдается задание на их выполнение. При этом особое внимание обращается на важность корректного формулирования целевой установки работы.

Задание на квалификационную работу разрабатывается руководителем и утверждается заведующим кафедрой. В задании, как правило, определяются тема работы и исходные данные, основные вопросы и документы, подлежащие разработке, ориентированный объем работы, который выполняется с использованием современных информационных технологий и тому подобное. Кроме того, указываются консультанты с указанием разделов работы и срок завершения работы.

Правильно сформулированное задание на выполнение дипломной работы способствует правильному ориентированию исполнителя в вопросах предложенной темы и дает ему возможность разработать целенаправленный план-календарь выполнения указанной работы и ее план-проспект.

РАЗДЕЛ 2

ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К СТРУКТУРЕ И СМЫСЛОВОМУ СОДЕРЖАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОДЕРЖАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

После получения задания на выполнение дипломной работы, ее исполнитель приступает к работе по организации исследования и подготовки к обработке полученных результатов.

В деятельности исполнителя по разработке и подготовке к защите дипломной работы, как правило, выделяются три этапа, которые характеризуют основное содержание указанной деятельности во времени:

- организационно-подготовительный;

- непосредственной разработки;

- завершающий.

Продолжительность этих этапов определяется с момента выдачи темы работы и до ее защиты перед Государственной экзаменационной комиссией.

Объем дипломной работы, не учитывая материалы по охране труда, экономической части и приложения, должен составлять не менее:

1) для дипломной бакалаврской работы - 50 страниц;

2) для дипломной магистерской работы – 70 страниц.

В указанный объем не входят громоздкие таблицы и рисунки, которые занимают полную страницу.

Материалы и документы в дипломной работе бакалавра или магистра нужно располагать в следующем порядке:

1) титульный лист (одна страница);

2) задание на работу (на одном листе с двух сторон);

3) реферат (одна страница);

4) содержание;

5) основной текст (в дальнейшем «ОТ»), который, в свою очередь, включает:

- введение;

- основные разделы работы вместе с таблицами, схемами, диаграммами и другими наглядными материалами;

- выводы;

- список использованных источников;

- приложения.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Вступительная часть работы содержит такие структурные элементы:

- титульный лист;

- задание на квалификационную работу;

- реферат;

- содержание;

- перечень условных обозначений, символов, единиц, сокращений и сроков (если необходимо).

 

Титульный лист

 

Титульный лист (первая страница дипломной работы) является основным источником библиографической информации, необходимой для обработки и поиска документа. Титульный лист содержит данные, которые подают в такой последовательности:

- название министерства, учебного заведения и соответствующей кафедры;

- полное название документа;

- данные исполнителя и ответственных лиц, включая руководителя работы и рецензента;

- год выполнения дипломной работы.

Примеры оформления титульных листов приведены в папке Приложения.

 

Задание на квалификационную работу

 

Задание на квалификационную работу оформляется на одном листе с двух сторон согласно требованиям по типичной форме и размещается после титульного листа. Пример оформления листа «Задание на квалификационную работу» с соответствующими подписями приведен в папке Приложения.

 

Реферат

 

Реферат предназначен для ознакомления с квалификационной работой. Он должен быть кратким, информативным и содержать сведения, которые позволяют принять решение о целесообразности чтения всей дипломной работы.

Реферат должен быть размещен непосредственно за заданием на квалификационную работу, начиная с новой страницы.

Реферат должен содержать:

- сведения об объеме дипломной работы, количество иллюстраций, таблиц, приложений, количество использованных источников согласно перечню ссылок (все сведения приводят, включая данные приложений);

- текст реферата;

- перечень ключевых слов.

Текст реферата должен содержать информацию, представленную в дипломной работе в такой последовательности:

- объект исследования и цель работы;

- методы исследования, математические модели и алгоритмы;

- результаты исследования и их новизна.

Реферат должен иметь объем не более 100 слов и помещаться на одной странице формата А4.

Ключевые слова, которые являются определяющими для раскрытия сути дипломной работы, помещают после текста реферата. Перечень ключевых слов содержит от 5 до 15 слов (словосочетаний), напечатанных прописными буквами в именительном падеже в строку через запятую.

Пример составления реферата приведен в приложении Д1.

 

Содержание

 

Содержание располагают непосредственно после реферата, начиная с новой страницы.

В содержание включают: введение; последовательно перечисленные названия всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (если они имеют заголовки) сути дипломной работы; выводы; перечень использованных источников; названия приложений и номера страниц, содержащих начало материала.

Пример содержания приведен в папке Приложения.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Основная часть дипломной работы содержит такие структурные элементы:

- введение;

- основные разделы работы;

- выводы;

- список использованных источников.

 

Введение

 

Во введении коротко излагают:

- оценку современного состояния проблемы;

- актуальность данной работы и основание для ее выполнения;

- цель работы.

Введение располагают на отдельной странице.

 

Основные разделы работы

 

Основные разделы работы (в дальнейшем «ОТ» - основной текст) - это изложение информации о предмете исследования, которая является необходимой и достаточной для раскрытия сути данной работы (описание теории, методов работы) и получение ее результатов.

Излагая суть, особое внимание надо уделить новизне в работе.

Если в ОТ необходимо привести полные сведения (например, текст программных приложений), большие таблицы, схемы алгоритмов или подробности исследования, их помещают в приложениях.

Сущность ОТ излагают, разделяя материал на разделы. Разделы могут делиться на подразделы. Подразделы, если это необходимо, разделяют на подпункты. Каждый подраздел и подпункт должен содержать законченную информацию.

В ОТ необходимо использовать единицы SI (ГОСТ 8.417-81. Единицы физических величин) и традиционно принятые формы сокращений.

Последним разделом работы должен быть отдельный раздел «Охрана труда» в дипломных работах бакалавров и раздел «Охрана труда и безопасность в чрезвычайных ситуациях» в дипломных работах магистров (если эти разделы входят в требования).

Выводы

 

Выводы размещают непосредственно после изложения ОТ, начиная с новой страницы.

Здесь приводят оценку полученных результатов работы или ее отдельного состояния с учетом современных тенденций решения поставленной задачи, возможные области использования результатов работы, научную значимость работы. На основе полученных результатов могут приводиться практические рекомендации. Текст выводов может делиться на пункты.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

1. В приложениях помещают материал, который:

- является необходимым для полноты ОТ, но включение его в основную часть может изменить логическое представление о работе;

- не может быть последовательно размещен в основной части ОТ из-за большого объема или способа воспроизведения.

2. В приложения могут быть включены:

- дополнительные иллюстрации или таблицы;

- материалы, которые из-за большого объема, специфики подачи или формы представления не могут быть внесены в основную часть;

- промежуточные математические выводы, расчеты, описание компьютерных программ, разработанных в процессе выполнения работы и др.



РАЗДЕЛ 3

ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОРЯДКУ ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Все материалы, которые входят в состав дипломной работы, оформляются лично исполнителем. Оформление отдельных разделов, как и работы в целом, осуществляется в соответствии с требованиями ведения делопроизводства и требованиями единой системы конструкторской документации (смотри раздел 3), а именно:

- требованиями Госстандарта (ДСТУ 3008-95 "Документация. Отчеты в сфере науки и техники. Структура и правила оформления");

- требованиями «ДСТУ 1.5-93 Государственная система стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»;

- требованиями «ДСТУ 1-84 Библиографические описания документа. Общие требования и правила составления».

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Работа выполняется на государственном языке. Текст должен быть без грамматических и стилистических ошибок. Весь текст выполняется в редакторе MS Word и печатается на одной стороне стандартного листа белой бумаги (А4, 210 х 297 мм). Большие таблицы и иллюстрации могут быть размещены в приложениях на формате А3.

При печати задают следующие параметры оформления: поля страницы – верхнее - 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм. Гарнитура шрифта - Times New Roman (Cyr), кегль - 14, цвет печати - черный, междустрочный интервал - полуторный. Плотность текста должна быть равномерной (без разрежений и уплотнений). Выравнивание текста по ширине, красная строка - отступ 1,25 см.

Допускается отдельные части дипломной работы (титульный лист, задание на дипломную работу, приложение) выполнять другим образом, чем основную часть.

Заголовки структурных элементов «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «РАЗДЕЛ», «ВЫВОДЫ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» дипломной работы и заголовки разделов нужно располагать посреди строки и печатать прописными буквами без точек в конце, не подчеркивая. Шрифт – полужирный.

Структурные элементы «ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ», «ЗАДАНИЕ» и «РЕФЕРАТ» не нумеруют, а их названия считают за заголовки структурных элементов. Номер раздела ставят после слова «РАЗДЕЛ», расположенного по центру страницы. После номера точку не ставят. С красной строки по центру печатают заголовок раздела. Перенесение слов в заголовке раздела не допускается.

Заголовки подразделов печатают маленькими буквами (кроме первой большой) полужирным шрифтом с абзацным отступом. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовки пунктов печатают маленькими буквами (кроме первой большой) с абзацным отступом. Расстояние между заголовком и подзаголовком должна равняться одной пропущенной строке. Точку в конце заголовка подраздела не ставят.

Каждый раздел дипломной работы начинается с новой страницы, а каждый подраздел располагается на расстоянии одной пропущенной строки.

Расстояние между заголовками и дальнейшим или предыдущим текстом должно равняться одной пропущенной строке. Расстояние между основами строк заголовка, а также между двумя заголовками принимают такое, как в тексте. Не допускается размещать название раздела, подраздела, а также пункта и подпункта в нижней части страницы, если после него размещено меньше трех строк текста.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛАМ И УРАВНЕНИЯМ

 

Формулы и уравнения располагают после текста, в котором они упоминаются, посредине страницы. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не меньше одной свободной строки. Формулы рекомендуется выполнять в редакторе формул «Microsoft Equation».

Формулы и уравнения в основном тексте (за исключением формул и уравнений, приведенных в приложениях) нужно нумеровать порядковой нумерацией в пределах раздела. Номер формулы или уравнения состоит из номера раздела и порядкового номера формулы или уравнения, отделенных точкой, например, формула (1.3) – есть третья формула первого раздела. Номер формулы или уравнения отмечают на уровне формулы или уравнения в скобках в крайнем правом положении на строке. Пример:

 

                    (1.3)

 

Объяснение значений символов и числовых коэффициентов, которые входят в формулы или уравнения, нужно приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они приведены в формуле или уравнении. Объяснение значения каждого символа или числового коэффициента нужно давать с красной строки. Первую строку объяснения начинают с абзаца словом "где" без двоеточия.

Пример. Цитата в тексте:

Известно, что

 

                                                 (3.1)

 

где  – математическое ожидание; – среднее квадратичное отклонение.

Переносить формулы или уравнения на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, повторяя знак операции в начале следующей строки. Когда переносят формулы или уравнения на знаковые операции умножения, применяют знак " ".

 

ТРЕБОВАНИЯ К НУМЕРАЦИИ СТРАНИЦ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Страницы нужно нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию в течение всего текста работы. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу страницы без точки в конце (шрифт – 12, Times New Roman).

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Задание на дипломную работу включают в общую нумерацию страниц. Номера страниц на задании и реферате не проставляют, но также включают в общую нумерацию страниц. На структурной части «СОДЕРЖАНИЕ» печатают номер страницы 4.

Иллюстрации и таблицы, размещенные на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц дипломной работы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К НУМЕРАЦИИ РАЗДЕЛОВ И ПОДРАЗДЕЛОВ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Разделы, подразделы, пункты, подпункты работы нужно нумеровать арабскими цифрами. Пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядковых номеров раздела, подраздела и пункта, между которыми ставят точки, например: «1.3.2.» (второй пункт третьего подраздела первого раздела). В той же строке приводят заголовок пункта. Точка в конце не ставится.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах изложения сути работы и обозначаются арабскими цифрами без точки, например: «РАЗДЕЛ 1»,  «РАЗДЕЛ 2» и т.д.

Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, отделенных точкой. После номера подраздела точку не ставят, например: 1.1, 1.2 и т.д.

Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела и порядкового номера пункта, или из номера раздела, порядкового номера подраздела и порядкового номера пункта, отделенных точкой. После последней цифры номера пункта точку не ставят, например: 1.1.1, 1.1.2 и т.д.

Номер подпункта состоит из номера раздела, порядкового номера подраздела, порядкового номера пункта и порядкового номера подпункта, отделенных точкой, например, 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д. Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, или пункт состоит из одного подпункта, его не нумеруют.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Иллюстрации (рисунки, чертежи, схемы, графики, карты) и таблицы необходимо вставлять непосредственно после текста, где они упомянуты впервые, или на следующей странице. Иллюстрации и таблицы, размещенные на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц. Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого больше формата А4, учитывают как одну страницу и размещают в соответствующих местах после упоминания в тексте или в приложениях.

Иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют последовательно в пределах раздела, за исключением иллюстраций, представленных в приложениях. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, между которыми ставится точка. Например: Рис. 1.2 (второй рисунок первого раздела). Номер иллюстрации, ее название и объяснительные подписи размещают последовательно под иллюстрацией по центру. Например,

 

Рис. 1.2 - Траектории последовательных приближений к оптимальному решению

 

 

Если иллюстрация не помещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, располагая название иллюстрации на первой странице, объяснительные данные – на каждой странице, и под ними обозначают: "Рисунок ___, лист ___". Иллюстрации, по необходимости, могут быть перечислены в содержании с указанием их номеров, названий и номеров страниц, на которые они помещены.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТАБЛИЦ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Горизонтальные и вертикальные линии, которые разделяют строки таблицы, а также линии слева, справа и снизу, которые ограничивают таблицу, можно не проводить, если их отсутствие не усложняет пользование таблицей.

Таблицу нужно располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы.

Таблицы нумеруют последовательно (за исключением таблиц, представленных в приложениях) в пределах раздела. В правом верхнем углу размещают надпись «Таблица» с указанием ее номера. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, между которыми ставится точка, например: «Таблица 1.2» (вторая таблица первого раздела). Например:

Результаты вычислений на всех итерациях представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Результаты вычислений

N Сравнение и
1 0.000 1.000 0.500 0.382 0.618 0.704 0.685
2 0.382 1.000 0.309 0.618 0.764 0.685 0.807
3 0.382 0.764 0.191 0.528 0.618 0.668 0.685
4 0.382 0.618 0.118 0.472 0.528 0.673 0.668

Таблица может иметь название, которое печатают на следующей строке строчными буквами (кроме первой большой), по центру, без точки. Название должно быть кратким, отражать содержание таблицы и размещаться над таблицей.

Если строки или графы таблицы выходят за пределы формата страницы, таблицу разделяют на части, размещая одну часть под другой, или рядом, или перенося часть таблицы на следующую страницу. При делении таблицы на части допускается ее заголовок или строку заменять соответственно номерами граф или строк, нумеруя их арабскими цифрами в первой части таблицы.

При перенесении части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут «Продолжение табл.» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение табл.1.2».

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ССЫЛОК В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

 

Ссылку на источники в тексте пояснительной записки нужно отмечать порядковым номером по перечню ссылок, выделенным двумя квадратными скобками, например, "... в работах [1 – 5]..." . Пример:

Цитата в тексте: "... в общем объеме рабочего времени частица информационной работы превышает 70% [5]".

Соответствующее описание в перечне ссылок:

5. Автоматизация работ // TПEP. - № 4. - М: Киев, 2003. - С. 66-76.

 

При ссылках на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, приложения отмечают их номера.

При ссылках нужно писать:" ... в разделе 4 ..."," ... смотри 2.1... ", "... за 3.3.4... "," ... согласно 2.3.2.1... "t n ... на рис. 1.2... ", или " ... на рисунке 1.2... ", …в таблице 3.2... ", " ... (см. 3.2) ... ", " ... по формуле (3.1) ...", "... в уравнениях (1.23) – (1.25) …" в приложении Б...".

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЙ В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

 

Приложения включают следующий материал:

· описание алгоритмов и программ, разработанных выпускником;

· громоздкие таблицы и рисунки;

· акты внедрения, справки, и т.п.

Приложения нужно оформлять как продолжение пояснительной записки на следующих страницах, располагая приложения в порядке появления ссылок на них в тексте пояснительной записки. Страницы приложений  не нумеруются. Каждое приложение должно начинаться на новой странице.

Лист со словом „ПРИЛОЖЕНИЯ”, напечатанным посреди листа, располагают после списка использованных источников. Каждое приложение начинают с новой страницы. Приложение должно иметь заголовок, напечатанный вверху строчными буквами с первой большой симметрично относительно текста страницы. Над заголовком строчными буквами с первой большой должно быть напечатано – слово "Приложение _____" и прописная буква, которая обозначает приложение. Названия приложений: "Приложение А", "Приложение Б" и др. по алфавиту, за исключением букв Ы, Ё, Ъ, Ь. Надпись "Приложение..." выравнивается по правому краю страницы. Ниже по центру располагают заголовок приложения. Текст каждого приложения по необходимости может быть разделен на разделы, которые нумеруют в пределах каждого приложения. В этом случае перед каждым номером ставят обозначение приложения (литеру) и точку, например, А.2 - второй раздел приложения А.

Иллюстрации, таблицы и формулы, размещенные в приложениях, обозначают в пределах каждого приложения, например: Рис. Д.2 - второй рисунок приложения Д; формула (А.1) - первая формула приложения А. Большие таблицы размещают таким образом, чтобы их можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Листинги программ оформляются шрифтом «Courier New», 10 кеглем и одинарным междустрочным интервалом.

В ссылках в тексте приложения на иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения рекомендуется писать: " ... на рисунке А.2 ... ", ... на рис. А.2...","... в таблице В.З..." или "... в табл. В.З...".

 


 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение Д1


РЕФЕРАТ

 

Работа содержит: 72 страниц основного текста, 13 страниц приложений, 8 рисунков, 9 таблиц, 31 использованный источник.

 

Работа состоит из трех разделов, введения, выводов и приложений.

Объектом исследования данной работы являются экономические взаимоотношения структурных подразделений производственных предприятий.

Целью работы является улучшение деятельности промышленных предприятий с помощью построения математических моделей экономических отношений структурных подразделений этих предприятий и реализация расчетов оптимальных параметров их экономической деятельности с использованием современных достижений в экономике.

Результатом  работы служат рекомендации по оптимизации экономических показателей функционирования предприятий на базе предложенных и реализованных математических моделей экономических взаимоотношений.

 

Ключевые слова: СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, КРИТЕРИЙ ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ВЫБОРА.

 

 


Приложение Д2

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»

РЕЦЕНЗИЯ

на дипломную работу бакалавра

 

« Математическое моделирование режимов функционирования инженерных сетей с целью управления их потоком »

которую выполнил студент группы ИТ-131

направления подготовки «Прикладная информатика»

Иванов Григорий Николаевич

 

Бакалаврская работа Иванова Г. М. посвящена анализу и разработке методов управления потоком инженерных сетей путем использования методов математического программирования и их модификаций.

Тема работы является актуальной в современных условиях развития общества, потому что обеспечение всемерной экономии всех видов материальных и энергетических ресурсов, является основной задачей развития науки, техники и технологий в нашей стране.

 В своей работе Иванов Г. М. исследует существующие методы и численные алгоритмы математического программирования для потокоразделения инженерных сетей и, на базе полученных теоретических результатов, предлагает определенные модификации этих методов. Целью работы было создание математической модели потокоразделения в нелинейных инженерных сетях, которая обеспечивает управление ими с учетом связи между параметрами процессов потребления целевого продукта в узлах сети и параметрами функций распределения достоверности потоков в пассивных и активных элементах сетей.

В работе рассмотрены теоретические основы методов теории вероятности, математической статистики, методов матричной алгебры, теорий линейных электрических сетей, математического и имитационного моделирования, а также экономического анализа эффективности внедряемых разработок.

 При исследовании математических методов управления потокоразделения инженерных сетей Иванов Г. М. сделал сопоставимый анализ существующих алгоритмов и программ и обобщил результаты.

Практическая направленность, лаконизм изложения и большое число удачно подобранных примеров, безусловно, делают работу полезной специалистам разных областей. Исследовав работу, можно сделать следующие выводы: студент Иванов Г. М. имеет высокий уровень как теоретической, так и практической подготовки в области прикладной информатики, материалы, результат работы подтверждался практическими примерами.

 Таким образом, бакалаврская работа Иванова Г. М.  актуальная, имеет несомненно теоретическое и практическое значения, отвечает требованиям к дипломным работам бакалавра, выполненная на надлежащем научном уровне и может быть оцененная на «отлично».

 

Рецензент:

Доцент кафедры прикладной математики ЛНУ им. В. Даля,

к.т.н. Нефедов Юрий Михайлович ____________________

 

 


Приложение Д4 (внешняя рецензия)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»

РЕЦЕНЗИЯ

на квалификационную работу магистра

 

« Разработка и исследования численных методов решения прикладных задач многомерной безусловной нелинейной оптимизации»

которую выполнила студентка группы ИТ-121

направления подготовки «Прикладная информатика»

Литвицкая Александра Владимировна

 

Магистерская работа Литвицкой А.В. посвящена анализу и разработке методов решения определенных задач многомерной нелинейной оптимизации в случае отсутствия ограничений путем использования методов математического программирования и их модификации. Эта проблема в последнее время набрала значительную актуальность и нуждается в своем решении.

 В своей работе Литвицкая А.В. исследует существующие методы и численные алгоритмы математического программирования для многомерного случая и, на базе полученных теоретических результатов, предлагает интересные модификации этих методов. Конечной целью работы является создание программного продукта, который позволяет в комплексе решать подобные задачи.

Созданные автором программы позволяют довольно эффективно найти экстремум многомерных функций при отсутствии дополнительных ограничений. Для этого были использованы сразу три метода: Нелдера-Мида, быстрейшего спуска и Флетчера-Ривса. Если введенная функция зависит только от одной переменной, то в программе предусмотрен запуск метода «золотого сечения».

Новизна работы определяется решением задач, которые имеют как теоретическое так и прикладное значение. Значимость работы, на наш взгляд, заключается в том, что в ней исследованы современные перспективные методы моделирования и получены методы и алгоритмы оптимизационных задач в условиях неопределенности.

Практическая направленность, лаконизм изложения и большое число удачно подобранных примеров, безусловно, сделают работу полезной специалистам разных областей. Исследовав работу, можно сделать следующие выводы.

Студентка Литвицкая А.В. имеет высокий уровень как теоретической, так и практической подготовки в области прикладной информатики, материалы, результат работы подтверждался практическими примерами.

Таким образом, магистерская работа Литвицкой А.В. актуальна, имеет несомненное теоретическое и практическое значение, отвечает требованиям к дипломным работам магистра, выполнена на надлежащем научном уровне и может быть оценена на «отлично».

 

Рецензент: Заведующий кафедрой физико-математических дисциплин Луганского Национального Аграрного университета, д.т.н., проф. Леви Л.И.

 

________________  
Подпись д.т.н., проф. Леви Л.И. подтверждаю «____»________________ 2017 г.

Подпись и печать Национального Аграрного университета

______________________

       

Приложение Д5

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»

 

Факультет компьютерных систем и информационных технологий

ОТЗЫВ

руководителя на дипломную работу магистра,

которую выполнил студент группы ИТ-121

направления подготовки 09.04.03 «Прикладная информатика»

Терехов Алексей Валериевич

                                                            

по теме: « Разработка и исследование градиентных методов решения задач многомерной условной нелинейной оптимизации »

 

Квалификационная магистерская работа Терехова Алексея Валериевича посвящена некоторым актуальным вопросам, которые связаны с исследованием и алгоритмизацией методов решения прикладных задач многомерной условной нелинейной оптимизации.

Актуальность темы данной работы состоит в том, что в ней предложены и исследованы подходы, методы и алгоритмы, которые способны решать существенные оптимизационные задачи в сфере производства, а именно, задачи автоматического управления сложными техническими системами.

В работе проведен анализ методов и осуществлена разработка алгоритмов решения прикладных оптимизационных задач управления с помощью математических моделей и методов нелинейного математического программирования. Теоретической и методологической основой работы являются фундаментальные положения математического анализа, численные методы и методы нелинейного программирования, современные методы создания программных продуктов.

Исследования, которые проведены в магистерской работе автором, являются своевременными, а полученные результаты — достаточно интересными с точки зрения внедрения новых подходов в области оптимального управления. Полученные результаты имеют определенную новизну и практическую направленность.

При выполнении квалификационной работы магистр Терехов О.В. проявил инициативу и самостоятельность. Он показал себя грамотным исследователем, способным самостоятельно и на достаточном уровне проводить научную работу, обобщать и внедрять полученные результаты.

Таким образом, можно считать, что квалификационная работа магистра, которую выполнил Терехов О.В., отвечает всем требованиям к этим работам, может быть допущенной к защите, а ее исполнитель заслуживает оценки «отлично» и присвоения квалификации «Магистр».

 

Научный руководитель: кандидат технических наук, доцент кафедры «Информатика и программная инженерия» Петрущенко Т.В.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 Луганской народной республики

Луганский НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

 

 

Факультет компьютерных систем и информационных технологий

Кафедра информатики и программной инженерии

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По ВЫПОЛНЕНИю И ОФОРМЛЕНИю

ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Направления подготовки:

«Прикладная информатика»

«Программная инженерия»

 

 

УТВЕРЖДЕНО   на заседании кафедры «Информатика и программная инженерия» Протокол № 15 от 04.04.2017 г.  

 

 

Луганск 2017


УДК 681.3

 

 

Методические указания по выполнению и оформлению дипломных работ по направлениям «Прикладная информатика», «Программная инженерия». / Составители: Сычева Л.Ф., Ветрова Н.Н. - Луганск: изд-во Луганского национального университета им. В. Даля, 2017 – 43 с.

 

Данные методические указания содержат в себе правила и рекомендации по оформлению дипломных работ (уровень бакалавра и магистра) и предназначены для студентов направлений подготовки «Прикладная информатика» и «Программная инженерия» факультета компьютерных систем и информационных технологий Луганского национального университета им. В. Даля.

Разработано на основании действующего законодательства ЛНР, приказов Министерства образования и науки ЛНР, опыта подготовки специалистов по указанным направлениям с целью предоставления практической помощи участникам учебно-воспитательного процесса в организации и проведении мероприятий по выполнению и защите дипломных работ. Рекомендации предусматривают творческий подход при их использовании.

 

 

Составители: Сычева Л.Ф., старший преподаватель Ветрова Н.Н., старший преподаватель  
Ответственный за выпуск         Сычева Л.Ф., старший преподаватель  
Рецензент Нефедов Ю.М., к.т.н., доцент

 

 




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 5

РАЗДЕЛ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 6

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 6

1.2. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 8

1.3. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 9

1.4. ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 10

1.5. ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ И РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 11

1.6. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ К ЗАЩИТЕ 13

1.7. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ. 14

РАЗДЕЛ 2 ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К СТРУКТУРЕ И СМЫСЛОВОМУ СОДЕРЖАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ... 17

2.1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОДЕРЖАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 17

2.2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 18

2.2.1. Титульный лист. 18

2.2.2. Задание на квалификационную работу. 19

2.2.3. Реферат. 19

2.2.4. Содержание. 20

2.3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 20

2.3.1. Введение. 21

2.3.2. Основные разделы работы.. 21

2.3.3. Выводы.. 22

2.3.4. Список использованных источников. 22

2.4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 23

РАЗДЕЛ 3 ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОРЯДКУ ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ... 24

3.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 24

3.2. ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛАМ И УРАВНЕНИЯМ.. 26

3.3. ТРЕБОВАНИЯ К НУМЕРАЦИИ СТРАНИЦ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 27

3.4. ТРЕБОВАНИЯ К НУМЕРАЦИИ РАЗДЕЛОВ И ПОДРАЗДЕЛОВ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 27

3.5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 28

3.6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТАБЛИЦ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 30

3.7. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ССЫЛОК В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ 31

3.8. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЙ В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ. 32

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 34

 

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Дипломная работа – это индивидуальная задача научно-исследовательского, творческого или проектно-конструкторского характера, которая выполняется студентом на завершающем этапе профессиональной подготовки и является одной из форм выявления теоретических и практических знаний, умение их применять при решении конкретных научных, технических, экономических, социальных и производственных задач.

Дипломная работа является самостоятельным учебно-научным исследованием, выполненным под руководством научного руководителя. Защита такой работы происходит на заседании Государственной экзаменационной комиссии.

В процессе выполнения дипломной работы студент должен проявить:

- знание общетеоретических, профессионально-ориентированных и специальных дисциплин для самостоятельного решения конкретных задач;

- умение самостоятельно систематизировать и анализировать литературу по теме, владеть методикой исследований, обобщений и логического изложения материала, разрабатывать научные выводы, определять и использовать практически-наследственные связи процессов и явлений при решении конкретной проблемы.

Предлагаемые методические указания предназначены для студентов и преподавателей-руководителей. Цель указаний — определить порядок выполнения работы и показать общие подходы к выполнению, написанию и защите дипломной работы.

Методические указания составлены согласно «Положению об организации учебного процесса в высших учебных заведениях» и другим нормативным актам по вопросам высшего образования.

 


 

РАЗДЕЛ 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

 



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Одной из нормативных форм государственной аттестации студентов направлений подготовки «Прикладная информатика» и «Программная инженерия» факультета компьютерных систем и информационных технологий ЛНУ им. В.Даля, которая определяется учебным планом направлений подготовки на основании соответствующей образовательно-профессиональной программы (ОПП) подготовки студентов и ее вариативной части, является защита дипломной работы.

Дипломные работы являются завершающим этапом усвоения образовательно-профессиональных программ соответствующих образовательно-квалификационных уровней подготовки специалистов и предусматривают:

- систематизацию, упрочение, расширение теоретических и практических знаний и умений по направлению подготовки и применение их для решения конкретных научных, научно-технических, тактических, оперативно-тактических и других задач;

- развитие навыков самостоятельной работы при решении сложных задач, овладение методикой организации и проведения научных исследований и экспериментов;

- установление уровня подготовленности выпускника к самостоятельной работе согласно приобретенной специальности.

Образовательно-квалификационному уровню "бакалавр" отвечает «дипломная работа бакалавра», образовательно-квалификационному уровню "магистр" – «дипломная работа магистра». Дипломные работы завершают усвоение образовательно-профессиональных программ и должны им отвечать.

Дипломная работа бакалавра должна демонстрировать умение выпускника использовать приобретенные теоретические знания и практические навыки, логически, на основании современных научных методов излагать свои взгляды по теме исследования, строить обоснованные заключения и формулировать конкретные предложения и рекомендации.

Дипломная работа магистра должна иметь исследовательский характер, базироваться на научных исследованиях, которые проводились выпускником во время обучения, направляться на решение практических задач и обеспечивать не только упрочение полученной системы знаний и умений, но и формирование необходимых методологических основ и методических привычек инновационной деятельности в области существующих направлений.

К дипломной работе магистра рекомендуется добавлять материалы, которые характеризуют научную (творческую) и практическую ценность выполненной работы: опубликованные статьи, методические разработки, выступления на семинарах (конференциях) и т.п.

Общее руководство организацией разработки дипломных работ осуществляет заведующий соответствующей кафедрой. Он выносит на обсуждение Ученого совета факультета вопросы, которые связаны с их разработкой, ставит задачу относительно их выполнения, готовит приказы: 

- об утверждении тем дипломных работ по выпускникам,

- о назначении руководителей и рецензентов,

- о допуске студентов к защите дипломных работ.

Темы дипломных работ, разработанные кафедрой, согласовываются с соответствующим заместителем декана факультета, утверждаются приказом по университету и назначаются студентам с учетом будущей деятельности и рекомендаций кафедры не позднее первого месяца завершающего года обучения по соответствующей ОПП. Кроме того, количество предложенных тем дипломных работ должно быть на 15 % больше количества студентов по данным направлениям.

Выпускники имеют право предложить свою тему дипломной работы, как правило, в направлении дальнейшего развития одной из курсовых работ, тем научных работ, которые выполнялись в ходе научно-исследовательских работ, в которых они принимали участие. При этом должна быть обоснована целесообразность разработки этой темы.

Задание на выполнение дипломных работ выдается выпускникам не позднее, чем за три месяца до начала периода их разработки, определенной рабочим учебным планом.

Приказом по университету по представлению декана факультета каждому выпускнику назначается научный руководитель дипломной работы из числа научно-педагогического состава кафедры. Выполнение одной и той же темы несколькими выпускниками не допускается, кроме выполнения комплексных тем.

В соответствии с заданием на выполнение дипломной работы, студентом с помощью  руководителя составляется календарный план выполнения работы. Кафедра, на которой выполняются дипломные работы, в полном объеме обеспечивает студентов необходимыми методическими рекомендациями (указаниями) по их выполнению.

ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

После уточнения тем дипломных работ по выпускникам им выдается задание на их выполнение. При этом особое внимание обращается на важность корректного формулирования целевой установки работы.

Задание на квалификационную работу разрабатывается руководителем и утверждается заведующим кафедрой. В задании, как правило, определяются тема работы и исходные данные, основные вопросы и документы, подлежащие разработке, ориентированный объем работы, который выполняется с использованием современных информационных технологий и тому подобное. Кроме того, указываются консультанты с указанием разделов работы и срок завершения работы.

Правильно сформулированное задание на выполнение дипломной работы способствует правильному ориентированию исполнителя в вопросах предложенной темы и дает ему возможность разработать целенаправленный план-календарь выполнения указанной работы и ее план-проспект.

ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Руководитель дипломной работы обязан:

1) составить задание на квалификационную работу, утвердить его у заведующего кафедрой и выдать исполнителям;

2) предоставить помощь выпускникам в составлении календарного плана выполнения работы и ее развернутого плана (плана-проспекта) и утвердить их;

3) рекомендовать выпускникам для использования основную литературу, справочные, архивные материалы и другие источники, которые касаются тем их дипломных работ;

4) руководить работой студентов, систематически контролировать ход работы и информировать заведующего кафедрой относительно состояния дел по написанию работ;

5) консультировать студентов в дни и часы, установленные заведующим кафедрой;

6) после выполнения и оформления дипломной работы подготовить на нее «отзыв руководителя» и предоставить работу заведующему кафедрой с целью утверждения решения относительно допуска ее к защите;

7) готовить студентов к защите дипломной работы.

По предложению руководителя дипломной работы кафедра может пригласить консультантов по разработке ее отдельных разделов за счет лимита времени, которое отведено на руководство работой. Консультантами могут назначаться научно-педагогические работники университета, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники других учреждений.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 320.