КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ЧАСТНОЙ ЗООТЕХНИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ЧАСТНОЙ ЗООТЕХНИИ

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Первый проректор

_________________

«__»____________2018 г.

 

 

Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине

«Микробиология»

 

направление подготовки: 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, 35.03.04 Агрономия, 35.03.05 Садоводство заочной формы обучения

 

Рекомендована кафедрой «Общей и частной зоотехнии»

Протокол №_1_ от _4 сентября_ 2018 г.

 

Макеевка – 2018 год


УДК 330

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Микробиология» для студентов направления подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, 35.03.04 Агрономия, 35.03.05 Садоводство, / Сост. Иванова Е.Г– Макеевка: ДОНАГРА, 2018. – 25 с.

 

 

Представлены теоретические и методические рекомендации по изучению дисциплины «Микробиология» и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения.

 

 

Составители:             ст. преподаватель Иванова Е.Г.

                                      

 

 

Ответственный за выпуск:

 

ÓДОНАГРА, 2018 год




ВВЕДЕНИЕ

 

Задачами курса «микробиология» является ознакомление студентов с систематикой, морфологией, генетикой и размножением бактерий; метаболизмом микроорганизмов, участием микроорганизмов в превращениях различных соединений, с фитопатогенными микроорганизмами и вызываемыми ими заболеваниями.

Основной задачей курса является формирование у слушателей понятия о роли микроорганизмов в почвообразовательном процессе и воспроизводстве плодородия почв, микробиологических процессах при получении органических удобрений; о влиянии агротехнических приемов на почвенные микроорганизмы; о возможности использования микроорганизмов в технологиях сельскохозяйственного производства. 

Методические рекомендации содержат указания по изучению разделов, рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине, перечень контрольных заданий, перечень экзаменационных (зачетных) вопросов, основную и дополнительную литературу курса. Рекомендации предназначены для студентов очной и заочной формы обучения.

 



Содержание учебного материала

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ МИКРОБИОЛОГИИ, СИСТЕМАТИКА И МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ

Тема 1. История и перспективы развития  микробиологической науки

1. Понятие о микроорганизмах

2. Предмет и задачи микробиологии

3. Краткая история становления микробиологии как науки: описательный (морфологический) период развития микробиологии., физиологический период развития микробиологии.

4. Современный этап развития микробиологии.

Тема 2 Морфология и систематика микроорганизмов

1. Понятие о систематике микроорганизмов.

2. Строение бактериальной клетки.

3. Морфология бактерий.

4. Царство Procaryotae. Отделы и классы.

5. Царство Vira. Критерии систематики и размножение вирусов.

6. Царство Mycota. Отделы и классы.

РАЗДЕЛ 2. ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ

Тема 3. Физиология микроорганизмов

1. Химический состав микробной клетки.

2. Механизмы поступления питательных веществ в клетку: особенности метаболизма у бактерий, источники углерода и типы питания, источники энергии и доноры электронов, транспорт питательных веществ.

3.Дыхание микроорганизмов (биологическое окисление или энергетический метаболизм).

4. Ферменты микроорганизмов.

5. Основные методы культивирования микроорганизмов.

РАЗДЕЛ 3. ГЕНЕТИКА МИКРООРГАНИЗМОВ

Тема 4. Генетика микроорганизмов. Формы взаимоотношений микроорганизмов.

1. Преимущества работы с микроорганизмами.

2. Организация генетического аппарата микроорганизмов.

3. Механизмы, вызывающие изменение генетической информации.

4.Практическое использование достижений генетики микроорганизмов и генная инженерия в микробиологии.

5.Симбиотические, антагонистические и паразитические взаимоотноше-ния у микроорганизмов. Типы симбиоза.

6. Межвидовая конкуренция.

7 Классификация межвидовых связей в сообществе.

 

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ САНИТАРНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ, РОЛЬ МИКРООРГАНИЗМОВ В КРУГОВОРОТЕ ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ. МИКРООРГАНИЗМЫ И ПОЧВООБРАЗОВАНИЕ, МИКРООРГАНИЗМЫ И РАСТЕНИЯ

 

Основная

Основная:

1. Емцев, В. Т. Микробиология : учебник [по направлениям и специальностям агрономического образования] / В. Т. Емцев, Е. Н.Мишустин. - 8-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2014. - 445 с. -(Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-3019-1

2. Звягинцев Д.Г., Бабьева И.П., Зенова Г.М. Биология почв. М.: МГУ, 2005.

3. Коростелёва Л.А. Основы экологии микроорганизмов .учебное пособие [по направлениям 020800.62 - "Экология", 110200.62 - "Агрономия", 110100.62 - "Агрохимия и агропочвоведение", 020800.68 - "Экология иприродо-пользование", 110100.68 - "Агрохимия и агропочвоведение"]. –СПб . : Лань, 2013

4. Микробиология: Учебник для агротехнологов/ О.Д. Сидоренко и др. — М.: ИНФРА-М,2016. — 286 с.: ил. — (Высшее образование: Бакалавриат). http://znanium.com

5. Микробиология продуктов животноводства (практическое руководство): Учебное пособие/О.Д.Сидоренко - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 172 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Обложка) ISBN 978-5-16-010033-3 http://znanium.com

Дополнительная

1. Гусев М.В., Минеева Л.А. Микробиология. М.: МГУ, 2004.

2. Заварзин Г.А., Колотилова Н.Н. Введение в природоведческую микробиологию. М.: Книжный дом «Университет», 2004.

3. Шлегель Г. Общая микробиология, М.: Мир, 1987.

4. Громов Б.В. Павленко Г.В. Экология бактерий. Л.: ЛГУ, 1989.

5. Шильникова В.К., Серова Е.Я. Микроорганизмы-азотонакопители на службе растений. М.: Наука, 1983.

6. Стейниер Р., Эдельберг Э., Ингрем Дж. Мир микробов. М.: Мир, 1987, Т.1…3.

7. Современная микробиология. Прокариоты. /под ред. Ленгелера И., Древса Г., Шлегеля Г. М. Мир, 2005, т. 1,2.

8. Шлегель Э.Г. История микробиологии. М. УРСС, 2005.

9. Нетрусов, А. И. Общая микробиология : учебник / А. И. Нетрусов, И. Б.

Котова. - М. : Академия, 2007. - 288 с.

10. Теппер Е.З., Шильникова В.К., Г.И. Переверзева Практикум по микробиология М.: Дрофа, 2004.

 

Периодическая

1. Микробиология: научный журнал. Режим доступа: http://www.maik.ru/cgi-bin/list.pl?page=mikbio

Интернет ресурсы

1. Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru

2. Центральная научная сельскохозяйственная библиотека http://www.cnshb.ru/

3. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru

4. ФЕРМЕР.RU - главный фермерский портал http://www.fermer.ru/

5. АГРОПОРТАЛ. Информационно-поисковая система АПК http://www.agroportal.ru


Контрольные вопросы для самоподготовки

 

1.Строение клетки микроорганизмов.

2.Функции, которые выполняют органеллы клетки.

3.Запасные питательные вещества, накапливающиеся в клетке.

4. Микроорганизмы, не имеющие клеточной стенки.

5.Организация генетического материала у прокариотов и эукариотов.

6.Способы движения микроорганизмов. Строение структур, отвечающих за движение.

7.Особенности строения актиномицетов.

8.Характерные особенности микроскопических грибов.

9.Биоэнергетика микробной клетки. Механизмы и сущность процессов.

10. Роль белков, нуклеиновых кислот и углеводов в клетке.

11. Механизм переноса через мембраны клеток.

12. Что положено в основу деления клетки по типам питания?

13. Элементный состав клеток. Какие элементы относятся к макромикроэлементам?

14. Каким образом мицелиальные грибы усваивают высокомолекулярные

биополимеры? 

15. Ферменты, их свойства и классификация. Роль ферментов в превращении веществ микроорганизмами.

16. Морфологические, культуральные и биологические изменения микроорганизмов.

17. Вещества, образующиеся микроорганизмами в процессе своей жизнедеятельности.

18. Какой фактор внешней среды является определяющим для микроорганизмов?

19. Механизмы действия на клетку температуры, рН, высушивания, давления и радиации.

20. Какие вещества в клетке определяют возможность роста в зависимости от температуры и как соответственно отличается их химический состав у термо- и психрофилов?

21. Температурные режимы, необходимые для уничтожения вегетативных клеток микробов и спор бактерий, грибов, дрожжей.

22. Какие химические вещества и почему губительно действуют на микроорганизмы?

23. Роль микроорганизмов в круговороте железа в природе.

24. Роль фосфорных бактерий в круговороте фосфора и превращении органических

25. соединений фосфора в доступную для растений форму.

26. Десульфофиксация или превращение соединений серы микроорганизмами.

27. Превращение азота в природе.

28. Под действием каких групп микроорганизмов происходит процессы аммонификации, нитрификации, денитрификации и фиксации молекулярного азота.

29. Роль микроорганизмов в круговороте углерода в природе.

30. под действием каких групп микроорганизмов и при каких условиях протекает спиртовое брожение.

31. Возбудители гомоферментативного и гетероферментативного молочнокислого брожения.

32. Возбудители пропионовокислого брожения.

33. Чем обусловлена высокая устойчивость возбудителя маслянокислого брожения к неблагоприятным внешним факторам.

34. В каких сферах жизнедеятельности человек использует различные виды брожения?

35. Отличия свободноживущих и клубеньковых бактерий по эффективности связывания азота.

36. Определение численности микроорганизмов на жидких средах.

37. Особенности питательных сред при определении аммонифицирующей активности почвы и микроорганизмов.

38. Как определяют актуальную (полевую активность и потенциальную активность азотфиксации в почве)?

39. Как готовят препараты культур клубеньковых бактерий при определении нитрогеназной активности симбиотических азотфиксирующих бактерий.

40. Особенности выделения чистой клубеньковых бактерий у однолетних и многолетних бобовых растений.

41. На чем основан метод определения общего активного симбиотического потенциалов и удельной активности симбиоза.

42. Какие микроорганизмы и при каких условиях вызывают порчу зерна?

43. Продукты жизнедеятельности грибков, отражающиеся на качестве зерна.

44. Отличия микотоксикозов от микозов.

45. Как эпифитная микрофлора влияет на растение до и после его скашивания.

46. роль микроорганизмов в процессе приготовления сена.

47. Особенности микробиологических процессов при приготовлении силоса и сенажа.

48. Морфологические и ферментативные свойства молочнокислых стрептококков и палочек, участвующих в сбраживании силоса.

49. Какие микроорганизмы и при каких условиях вызывают пороки молока?




По шкале ECTS

По государственной шкале

Определение

для экзамена, курсовой работы, практики для зачета A 90-100 «Отлично» (5)

зачтено

отлично – отличное выполнение с незначительным количеством неточностей B 80-89

«Хорошо» (4)

хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 10%) C 75-79 хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 15%) D 70-74

«Удовлетворитель­но»

(3)

удовлетворительно – неплохо, но со значительным количеством недостатков E 60-69 достаточно – выполнение удовлетворяет минимальные критерии FX 35-59 «Неудовлетвори­тельно» (2) не зачтено с возможностью повторной сдачи неудовлетворительно – с возможностью повторной аттестации F 0-34 «Неудовлетвори­тельно» не зачтено с обязательным повторным изучением дисциплины неудовлетворительно – с обязательным повторным изучением дисциплины (выставляется комиссией)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Образец оформления титульного листа контрольной работы

 

Министерство образования и науки


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По учебной дисциплине  Микробиология

Вариант № _______

Тема: __________________________________________________________ ______________________________________________________________________

 

 

Работа выполнена:

обучающимся ____ курса,

заочной формы обучения,

направления подготовки (профиль) _____

____________________________________

                  (ФИО обучающегося)

«__»_______20__г.

____________________________________

                    (подпись обучающегося)

 

Работа проверена:

Ст.преподаватель Иванова Е.Г.                            (ученая степень, ученое звание, ФИО)

«__»______20__г.

оценка______________________________

                            (зачтено, не зачтено) 

____________________________________

                                          (подпись)

 

Макеевка, 20__ г.


(пример оформления Содержания)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………… 4

1. Культуральные свойства бактерий…………………………………..…….5

2.Тинкториальные свойства бактерий ……………………………………...14

3.Простые и сложные методы окрашивания………….. …………………...21

Заключение……………………………………………………………………27

Список использованных источников………………………………………..29

 


(пример оформления Таблицы)

 

 

Таблица 1.1

Оценка качества молока по пробе на редуктазу

Продолжительность обесцвечивания Количество бактерий в 1 мл молока. Класс молока Оценка качества молока
Свыше 5 час.30 мин Менее 500 тыс. I Хорошее
С 2 ч.до 5 часов 30 мин От 500 тыс. до 4 млн. II Удовлетворительное
Свыше 20 мин. До 2 ч. От 4 млн. до 20 млн. III Плохое
20 мин и менее 20 млн. и выше. IV Очень плохое

 

 

(пример оформления Рисунков)

 

Рис. 2.1. Изменение реальной начисленной среднемесячной заработной платы в отдельных отраслях экономики (в % к предыдущему году)

 

 

 

 

Рис. 2.2. Взаимные расположения кокков: а - микрококки; б - диплококки;

          в - стрептококки; г - тетракокки; д - стафилококки; е – сарцины

 

 

(пример оформления Формул)

 

 

Общее микробное число воздуха рассчитывают по формуле Омелянского

 

Х = 5 ·А· 100 · 1000

С · 10 · S

Где: Х– количество микробов в 1 м3 воздуха – микробное число;

А – коли-чество колоний в чашке Петри;        

S – площадь чашки Петри (если d = 8, то S = 50; d = 9, S = 63; d = 10, S = 78, 5 см 2);

С – экспозиция посева.

 

(пример оформления Списка использованных источников)

 

 

1.   Грязнева Т.Н., Родионова В.Б., Муравьева В.Б., Бурлакова Г.И., Шайкова Н.В. Самостоятельная подготовка студентов по дисциплине «Микробиология» с тестовыми заданиями: Учебное пособие.- М.: ФГОУ ВО МГАВМиБ – МВА имени К.И. Скрябина.- 2016.- 67 с.

2. Колычев Н.М., Госманов Р.Г. Ветеринарная микробиология и микология: Учебник.- М.: Лань.- 2014.- 624 с.

3. Скородумов Д.И., Родионова В.Б., Костенко Т.С. Практикум по ветеринарной микробиологии и иммунологии.- М.: Изд-во «Зоотехния».- 2008.- 224 с.

4. Биология. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Г. М. Дымшиц и др. ; под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымшица. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 224 с. : ил.

5. Биология. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Д. К. Беляев, Г. М. Дымшиц, Л. Н. Кузнецова и др. ; под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымшица. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 223 с. : ил.

 

 



КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ЧАСТНОЙ ЗООТЕХНИИ

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Первый проректор

_________________

«__»____________2018 г.

 

 

Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине

«Микробиология»

 

направление подготовки: 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, 35.03.04 Агрономия, 35.03.05 Садоводство заочной формы обучения

 

Рекомендована кафедрой «Общей и частной зоотехнии»

Протокол №_1_ от _4 сентября_ 2018 г.

 

Макеевка – 2018 год


УДК 330

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Микробиология» для студентов направления подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, 35.03.04 Агрономия, 35.03.05 Садоводство, / Сост. Иванова Е.Г– Макеевка: ДОНАГРА, 2018. – 25 с.

 

 

Представлены теоретические и методические рекомендации по изучению дисциплины «Микробиология» и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения.

 

 

Составители:             ст. преподаватель Иванова Е.Г.

                                      

 

 

Ответственный за выпуск:

 

ÓДОНАГРА, 2018 год




ВВЕДЕНИЕ

 

Задачами курса «микробиология» является ознакомление студентов с систематикой, морфологией, генетикой и размножением бактерий; метаболизмом микроорганизмов, участием микроорганизмов в превращениях различных соединений, с фитопатогенными микроорганизмами и вызываемыми ими заболеваниями.

Основной задачей курса является формирование у слушателей понятия о роли микроорганизмов в почвообразовательном процессе и воспроизводстве плодородия почв, микробиологических процессах при получении органических удобрений; о влиянии агротехнических приемов на почвенные микроорганизмы; о возможности использования микроорганизмов в технологиях сельскохозяйственного производства. 

Методические рекомендации содержат указания по изучению разделов, рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине, перечень контрольных заданий, перечень экзаменационных (зачетных) вопросов, основную и дополнительную литературу курса. Рекомендации предназначены для студентов очной и заочной формы обучения.

 



Содержание учебного материала

Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.