Занятие 10-е. Внутренняя политика самодержавия в 80-90-е гг. XIX века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы:

1. Причины перехода к политике контрреформ.

2. Особенности правительственного консерватизма в 80-90-е гг. XIX в.

3. Программа контрреформ.

4. Итоги контрреформ.

Источники:

Александр Третий: Воспоминания. Дневники. Письма. – СПб., 2001. – С. 41-350.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие / Сост. Орлов А.С. и др. – М., 2000. – С. 306-311.

Литература:

Виленский, Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России / Б.В. Виленский. – Саратов, 1969.

Зайончковский, П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. (Политическая реакция 80-х – начала 90-х гг.) / П.А. Зайончковский. – М., 1970.

Захарова, Л.Г. Земская контрреформа 1890 г. / Л.Г. Захарова. – М., 1968.

Соловьев. Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX в. / Ю.Б. Соловьев. – Л., 1973.

Твардовская В.А. Александр III / В.А. Твардовская // Российские самодержцы. – М., 1994.

Щетинина Г.И. Университеты в России и устав 1884 г. / Г.И. Щетинина. – М., 1976.

Методические рекомендации:

При подготовке первого вопроса необходимо выделить:

1. общеисторические причины, приводящие к тому, что вслед за кардинальными реформами обязательно следует период определенных их корректировок, обычно трактуемый как время «реставрации» или «контрреформ».

2. Конкретно-исторические причины, стимулировавшие обращение правящих кругов России к идеям сохранения традиционно-русских общественно-политических институтов.

Во втором вопросе важно выделить следующие аспекты, определившие характер правительственного курса: цели и задачи социально-политической и социально-экономической политики; структура государственного аппарата и степень его бюрократической самостоятельности; политическое влияние и статус противников и сторонников «нового курса»; взаимоотношения в самом консервативном лагере; отношение общества к идеи укрепления «традиционных основ».

Для ответа на третий вопрос необходимо выяснить была ли программа контрреформ. Если Вы согласны с тем, что она была, следует охарактеризовать ее основные положения, если Вы считаете, что ее не было необходимо указать причины ее отсутствия и выяснить чем руководствовались сторонники преобразований при их осуществлении. Наиболее четко каждая из позиций представлена в трудах П.А. Зайончковского и Ю.Б. Соловьева.

В четвертом вопросе важно выяснить завершились ли реформы успехом или неудачей. А также объяснить какими причинами были вызваны именно такие результаты реформаторской деятельности правительства.

Занятие 11-е. Социальные группы в условиях мира, войны и революции (начало ХХ века).

Вопросы:

1. Российское крестьянство: изменения в составе и мировосприятии. Роль в общественном движении начала ХХ в.

2. Изменения в положении рабочих. Рабочее движение в начале ХХ в.

3. Буржуазия: цели и методы воздействия на власть.

4. Студенчество в российском общественном движении начала ХХ в.

Источники:

Моисеенко, П.А. Воспоминания. / П.А. Моисеенко. – М., 1926.

Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883-1894). Документы и материалы. – М., 1960.

Рабочее движение в России в XIX в.: Сборник документов и материалов. – Т. 1-3. М., 1952.

Рабочее движение в России в 1901-1904 гг. Сб. документов. – Л., 1975.

Хрестоматия по истории СССР. XIX век. – М., 1991. – С. 227-253.

Хрестоматия по истории СССР. 1900 – конец 1930-х гг. – М., 1988. – С. 5 -35.

Литература:

Аврех, А.Я. Русский буржуазный либерализм: особенности исторического развития / А.Я. Аврех. // Вопросы истории. – 1989. – № 2.

Анфимов, А.М. Крестьянское хозяйство Европейской России. 1881 – 1904 гг. / А.М. Анфимов. – М., 1980.

Барышников, М.Н. Политика и предпринимательство (из истории взаимоотношений в начале ХХ в.). / М.Н. Барышников. – СПб., 1997.

Белгин, В.Б. Обычное право русской деревни (вторая половина XIX – начало XX вв.). / В.Б. Белгин. – Тамбов, 2000

Боханов, А.Н. Крупная буржуазия России, конец XIX в. – 1914 г. / А.Н. Боханов. – М., 1992.

Буржуазия и рабочие России во второй половине XIX – начале ХХ вв. – Иваново, 1994.

Вишневский, Э. Капитал и власть в России: Политическая деятельность прогрессивных предпринимателей в начале XX в. / Э. Вишневский. – М., 2000.

Дякин В.С. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг. / В.С. Дякин. – М., 1988.

Желтова В.П. Стачесная борьба российского пролетариата в 1910 – 1912 гг. / В.П. Желтова. – М., 1993.

Иванов, А.Е. Высшая школа России в конце XIX – начале ХХ в. / А.Е. Иванов. – М., 1991.

Поршнева, О.С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой мировой войны / О.С. Поршнева. – М., 2004.

Предприниматели и рабочие: их взаимоотношения. – Ногинск, 1996.

Сенчакова, Л.Т. Крестьянское движение в революции 1905 – 1907 гг. / Л.Т. Сенчакова. – М., 1989.

Терновой, О.И. Очерк истории молодежного движения в России (середина XIX – начало ХХ вв.). / О.И. Терновой, Л.О. Вознесенская. – Майкоп, 1991.

Черменский, Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. / Е.Д. Черменский. – М., 1970.

Щетинина, Г.И. Студенчество и революционное движение в России последней четверти XIX в. / Г.И. Щетинина. – М., 1987.

Методические рекомендации:

При подготовке к первому вопросу занятия следует указать на численность крестьянства в России к началу ХХ в., выяснить, какова была степень имущественной и социальной дифференциации крестьянства, каковы были идеалы крестьянства. Далее следует перейти к характеристике роли крестьянства в первой русской революции (цели, методы, размах, этапы и итоги движения, отношение к общероссийскому движению, роль общины). Особое внимание надо обратить на результаты столыпинской аграрной реформы (как отнеслись различные категории крестьянства к реформе, как она повлияла на традиционные крестьянский уклад, как столыпинские мероприятия в аграрной сфере связаны с понятием аномизации).

Во втором вопросе важно обратить внимание на реформы С.Ю. Витте и их влияние на положение рабочих. Какое влияние на процесс аномизации оказывали периоды экономического подъема и кризиса? Характеризуя положение рабочих, следует выделить такие вопросы, как: семьи рабочих, связь рабочих с землей, особенности положения, взглядов и деятельности квалифицированных и неквалифицированных рабочих, политизация рабочего движения. При анализе последнего следует выделять элементы стихийности и организованности, ответных и наступательных действий, формулировать основные лозунги рабочего движения.

В третьем вопросе следует вновь вернуться к реформам Витте, оценив их влияние на участие буржуазии в общественном движении. Далее, выделив основные группы буржуазии (крупная, средняя и мелкая), необходимо охарактеризовать их интересы и способы отстаивания. Отметьте также, какую роль играли организации и периодические издания русской буржуазии в ее взаимоотношениях с властью.

В четвертом вопросе надо обратить внимание на представления студенчества о смысле жизни, задачах молодежи, цели учебы, и охарактеризовать особенности (единство и разнообразие) российского студенческого движения, способы проявления протеста, роль женщин в студенческом движении.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 385.