Тема 1. «Великие реформы» 60 - 70-х гг. XIX века в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Имени А.С. Пушкина »

КАФЕДРА ИСТОРИИ

Утверждаю

Проректор по учебной работе

____________ Т.В. Мальцева

«____»_____________ 2012 г.

                                          Программа

ИСТОРИЯ РОССИИ

(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ ВВ.)

Специальность 050401.65 История

Квалификация (степень) учитель истории

Форма обучения - заочная

Санкт-Петербург

2012

Составитель: доктор исторических наук, доцент Веременко Валентина Александровна

 

Рабочая программа курса «История России» дает представление о целях и задачах курса, его основном содержании, методах работы, а также содержит список литературы и вопросы к зачету.

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры истории,

протокол № ___от “_ ” _________________ 2012 г.

Заведующий кафедрой истории                                                Веременко В.А.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ: сформировать у студентов базовые компетенции, позволяющие осмысливать проблемы истории России второй половины XIX – начала XX вв.; применять знания социальных, экономических, политических и культурных аспектов российских истории исследуемого периода в своей профессиональной деятельности; формировать мировоззренческую позицию студентов в отношении ключевых проблем истории России.

Задачи дисциплины:

· Сформировать представление о факторах и явлениях, определивших историческое развитие России второй половины XIX – начала XX вв.

· Дать понимание хода процессов модернизации и аномизации, происходивших в российском обществе второй половины XIX – начала XX вв.

· Определить место Российской империи в общемировом историческом пространстве второй половины XIX – начала XX вв.

· Охарактеризовать эволюцию социально-экономических, политических и культурных институтов России во второй половины XIX – начала XX вв.

· Дать понимание роли исторических личностей в истории России второй половины XIX – начала XX вв.

· Определить место революционных событий начала XX века в историческом процессе.

· Раскрыть возможности применения студентами знаний по истории России второй половины XIX – начала XX вв. в своей профессиональной деятельности.

· Развить навыки извлечения информации по российской истории второй половины XIX – начала XX вв. из исторических источников и исторической литературы.

· Сформировать умение давать диалектическую оценку исторических событий и явлений России второй половины XIX – начала ХХ вв.

Методы преподавания дисциплины:

· Лекции

· Семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях

· Письменные и устные домашние задания

· Консультации преподавателя

· Самостоятельная работа студентов.

Место курса среди других дисциплин учебного плана:

Данный курс, предназначенный для студентов III курса факультета истории и социальных наук, является составной частью курса «Истории России» и социогуманитарного образования, в целом. Он тесно связан с другими гуманитарными дисциплинами учебного плана.

К моменту начала его изучения студентами должны быть освоены курсы русской и западноевропейской истории до середины XIX в., а также курсы социологии и политологии. Это дает возможность более свободно апеллировать уже известными студентам обществоведческими понятиями – модернизация, реформа, революция, традиционное общество, индустриальное общество, аномия и др. Кроме того, это обеспечивает возможность выяснения общих и особенных черт в процессе русской модернизации, рассматриваемых в контексте мирового развития.

Наряду с изучением основного курса истории России второй половины XIX – начала ХХ вв. происходит преподавание факультатива «Реформы и революция в российской модернизации второй половины XIX – начала ХХ вв.». Это дает возможность составить более полное и подробное представление об основных проблемах, изучаемых в основном курсе Отечественной истории.

Требования к уровню освоения содержания:

· Знание основных причин, предпосылок, движущих сил, этапов и последствий исторических событий жизни России второй половины XIX – начала ХХ вв.

· Умение отбирать и систематизировать разнообразный исторический материал сквозь призму понятия «модернизация».

· Умение структурировать понятия в контексте европейского и традиционного дискурса.

· Умение проводить сравнительный анализ имеющихся в исторической литературе точек зрения пол различным аспектам истории России второй половины XIX – начала ХХ вв.

· Умение анализировать различные типы источников: документальные, статистические, мемуарные и т.д.

· Знание о возможностях применения студентами знаний по истории России второй половины XIX – начала XX вв. в своей профессиональной деятельности.

Формы контроля:

1. Текущий контроль:

· Подготовка конспектов исторических монографий. Выявляется умение сравнить позиции авторов по выбранному преподавателем вопросу, с обязательным подтверждением заявленных утверждений цитатами из текста заранее подготовленных конспектов книг.

· Подготовка докладов и рефератов. Требуется достаточно свободное владение материалом, почерпнутым не только из монографий, но и из источников; умение составить развернутый план выступления; высказать собственную оценку рассматриваемых явлений и процессов; ответить на дополнительные вопросы по тексту доклада.

· Написание эссе. Требуется ответить на один из вопросов преподавателя; необходимо высказать собственную позицию и аргументировано ее доказать на основании материалов, почерпнутых из литературы и источников.

· Сдача минимумов: художественного, географического и биографического. Студентом самостоятельно готовится список из 40 наименований из которого преподавателем произвольно выбирается 3.

· Промежуточное тестирование. Более 55% правильных ответов.

2. Итоговый контроль:

· Экзамен в устной форме.

- Оценка «отлично» предполагает свободное знание проблем курса, умение логически последовательно излагать материал курса, давать развернутую характеристику историческим фактам и явлениям, рассматриваемым в курсе.

- Оценка «хорошо» выставляется в случаях, когда студент демонстрирует знание основных проблем курса, свободно и логически последовательно излагать материалы курса, давать краткую характеристику историческим фактам и явлениям, рассматриваемым в курсе.

- Оценка «удовлетворительно» предполагает знание ключевых проблем курса, давать характеристику наиболее важным историческим фактам и явлениям, рассматриваемым в курсе.

- Оценка «неудовлетворительно» предполагает отсутствие знаний по ключевым проблемам курса или отказ от ответа.

 

Тематический план изучения дисциплины:

№№

пп

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоятельная работа (формы, часы)

Всего часов

Лек-ции Практ. занятия Всего 1. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в. в России. 2 4 6 12 18 2. Социально-экономическое развитие России в пореформенное двадцатилетие. 2 2 4 12 16 3. Внешняя политика России в конце 50-70-е гг. XIX в. 2 - 2 12 14 4. Национальный вопрос в Российской империи в 60 -70-е гг. XIX в. 2 - 2 10 12 5 Общественное движение в России в конце 50-начале 80-х гг. XIX в. 2 4 6 16 22 6 Политический кризис на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Убийство Александра II . 2 2 4 16 20 7 Внутренняя политика правительства в 80-90-е гг. XIX в. 2 - 2 12 14 8 Политический и социально-экономический строй страны в конце XIX – начале ХХ вв. 2 - 2 12 14 9 Общественное движение и культурная жизнь страны в конце XIX – начале ХХ вв. 2 4 6 16 22 10 Внешняя политика России в конце XIX – начале ХХ вв. 2 - 2 10 12 11 Первая российская революция 1905-1907 гг. 2 4 6 10 16 12 Россия в 1907-1914 гг. 2 - 2 16 18 13 Внешняя политика России в 1906-1914 гг. 2 - 2 12 14 14 Россия в годы I мировой войны (до 1917 г.). - - - 20 20   ИТОГО 26 20 46 186 2 32

 

Тема 12. Россия в 1907-1914 гг.

Политическая система России после третьеиюньского переворота. Высшие органы исполнительной власти. Думская монархия Состав и деятельность III Государственной думы. Внутренняя политика самодержавия. П.А. Столыпин – проекты реформ и их судьба. Выделы из общин и землеустройство. Переселение крестьян на окраины. Итоги и оценки столыпинской аграрной реформы. Новый этап процесса аномизации.

Промышленный подъем 1909-1913 гг. Монополизация промышленности. Формирование финансового капитала. Тип индустриального развития и характер социально-экономической структуры России. Уровень жизни населения к 1913 г.

Общественное движение в 1907-1914 гг. Эволюционизм и революционизм. Профессиональное и женское движения. Национальный вопрос в России. IV Государственная дума.

Литература: № 1-5, 10, 19, 32, 33, 73, 81, 85.

 

Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов

и других электронных информационных источников:

http://www.sovr.ru/

http://www.liberalism.ru/

http://www.history.ru /

www.romanov-center.ural.org/school/laureat2005/prov.htm

http://his95.narod.ru/sem10.htm

http://madigtyasy.narod.ru

http://civil.consultant.ru/reprint/books/169.html.

http://slovari.yandex.ru/

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Борьба в правящих кругах вокруг реформ 60-70-х гг. XIX в. (по воспоминаниям современников).

2. Либерализация общественной жизни страны в 1856-1861 гг. (по материалам периодических изданий).

3. Крестьянские волнения во второй половине 50-х гг. XIX в. и их влияние на внутреннюю политику самодержавия.

4. Дворянский и разночинский либерализм в годы «Великих реформ»: общее и особенное.

5. Социально-психологический портрет нигилиста 60-х гг. XIX в.: типичное и особенное (на примере «Земли и Воли», «Молодой России» и др.).

6. «Оскудение дворянства» (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) и его социально-экономические, политические и психологические последствия.

7. Деятельность Дворянского банка и ее значение для социально-экономической жизни страны.

8. Крестьянский банк до столыпинской аграрной реформы и проблема малоземелья крестьян.

9. Рабочее законодательство Александра III.

10. Экономическая программа русских консерваторов в 80-90-е гг. XIX в.

11. Марксистские идеи на «русской почве».

12. Кризис патриархальной крестьянской семьи во второй половине XIX века (по материалам работы правительственных комиссий и этнографических обследований).

13. Деятельность Министерства финансов по созданию золотого запаса.

14. Развитие русского хлебного экспорта во второй половине XIX – начале ХХ вв.

15. Таможенная политика правительства 70-90-х гг. XIX в.

16. М.Т. Лорис-Меликов и его политическая программа.

17. Политическая идеология земской интеллигенции.

18. Земские съезды как явление общественно-политической жизни России второй половины XIX - начала ХХ вв.

19. Государственный бюджет России второй половины XIX - начала ХХ вв.: эволюция источников доходов и структуры расходов.

20. Неурожаи и голод в России на рубеже XIX – ХХ вв.: причины, экономические и политические последствия.

21. «Аграрные беспорядки» 1902-1904 гг.: цели и методы действий участников.

22. Еврейские погромы в России на рубеже XIX – ХХ вв.: организаторы, участники, роль в складывании революционной ситуации (по материалам периодической печати).

23. Студенческое движение начала ХХ в.: причины, реакция правительства, общественное мнение.

24. Выборы в Государственную думу I – IV созывов в Петербургской губернии (по материалам периодической печати).

25. Зубатовская пропаганда в рабочей среде (по материалам Санкт-Петербурга).

26. «Таможенная война» России и Германии последней четверти XIX в.

27. Российско-британские отношения в годы русско-японской войны.

28. Территориальные каналы формирования петербургского пролетариата на рубеже XIX-ХХ вв.

29.  Крестьяне-«отходники»: социально-психологическая характеристика.

30.  Восприятие политических событий рубежа XIX – ХХ вв. творческой интеллигенцией России (по материалам писем и дневников).

31. Состояние здоровья населения России в последней трети XIX – начале ХХ вв. (по материалам земской и официальной статистики).

32. Иноконфессиональные общины в Санкт-Петербурге на рубеже XIX – ХХ вв.

33. Присоединение Средней Азии к России и общественное мнение страны (по материалам периодической печати).

34. Дипломатический корпус России: структура, организация, эффективность.

35. Дискуссии в русском обществе по вопросам геополитических интересов России (конец XIX – начало ХХ вв.).

36. Идеологическая подготовка российского общества к русско-японской войне.

37. Повседневная жизнь российской аристократии на рубеже XIX–ХХ вв.

38. Преступность в Петербурге на рубеже XIX–ХХ вв.

39. Преступность в пореформенной России (либерализация судебно-исполнительной системы и преступность).

40. Изменения в организации русской армии в результате военной реформы.

41. Динамика половозрастной структуры российского общества во второй половине XIX – начале ХХ вв. и проблема «отцов и детей».

42. Иерархи и иерархия русской православной церкви на рубеже XIX – ХХ вв.

43. Распространение религиозного свободомыслия и атеизма в русском обществе во второй половине XIX – начале ХХ вв.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Социально-экономические причины буржуазных реформ 60-х гг. XIX в.

2. Внешне- и внутриполитические причины буржуазных реформ 60-х гг. XIX в.

3. Александр II: воспитание, взгляды, роль в подготовке и проведении «Великих реформ».

4. Подготовка крестьянской реформы в конце 50-х – начале 60-х гг. XIX в.

5. Содержание «Положений 19 февраля 1861 года».

6. Реформа 1861 года в восприятии крестьянства.

7. Значение отмены крепостного права.

8. Земская реформа 1864 года и ее значение.

9. Подготовка и принятие Городового положения 1870 г.

10. Судебная реформа 1864 года и ее значение.

11. Военная реформа 1860-1870-х гг.

12. Изменения в финансовой сфере в 60-70-е гг. XIX в.

13. Реформы в области просвещения в 60-70-е гг. XIX в.

14. Политика царского правительства в отношении печати в 60-е гг. XIX в.

15. Попытки реформирования высших органов власти страны в 1860-70-е гг.

16. Характер и значение «Великих реформ» 60 – 70-х гг. XIX века в России.

17. Процесс аномизации в пореформенной России: сущность и последствия.

18. Крестьянское хозяйство в 60 – 70-е гг. XIX в.: традиции и новации.

19. Изменения в положении дворян-помещиков в 60-70-е гг. XIX в.

20. Состояние сельского хозяйства страны в 60-70-е гг. XIX в.

21. Промышленный переворот в России: особенности и социально-экономические последствия.

22. Особенности формирования буржуазии и рабочего класса в России.

23. Рабочее движение во второй половине XIX века.

24. Развитие внутренней и внешней торговли в 60-70-е гг. XIX в. Таможенная политика.

25. Внешняя политика России в конце 50-х – начале 70-х гг. XIX в.

26. Восточный кризис второй половины 1870-х гг. Причины русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

27. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.: ход военных действий.

28. Присоединение Средней Азии.

29. Национальная политика в 1860-70-е гг.

30. Польское восстание 1863-1864 гг. и его значение.

31. Общественное движение в 60-е гг. XIX в.

32. Идеология народничества.

33. «Хождение в народ»: цели и итоги.

34. Раскол «Земли и Воли»: причины и последствия.

35. Деятельность «Народной Воли». Политический кризис рубежа 1870-1880-х гг.

36. Особенности российского либерализма (вторая половина XIX века).

37. «Охранительное» направление в российском общественном движении (вторая половина XIX века).

38. Земский либерализм в России: идеи и представители.

39. Земская интеллигенция: состав и роль в жизни российского общества последней трети XIX – начала ХХ вв.

40. Социально-философские взгляды Л.Н. Толстого и В.С. Соловьева.

41. Политический кризис в России на рубеже 1870-1880-х гг.

42. Александр III – воспитание, приход к власти, теория «народного самодержавия».

43. Политика царской власти в области местного самоуправления в 1880-е – 1890-е гг.

44. Политика царской власти в области судопроизводства и народного образования в 80-е – 90-е гг. XIX в.

45. Политика царской власти в области печати и литературы в 80-е – 90-е гг. XIX в.

46. Национальный вопрос в России в конце XIX – начале ХХ вв.

47. Социальная политика царской власти в 80-90-е гг. XIX в.

48. Экономическая программа царского правительства в 80-е – 90-е гг. XIX в.

49. Внешняя политика России в 80-е – первой половине 90-х гг. XIX в.

50. Демографические проблемы в России к концу XIX в.

51. Мировой аграрный кризис конца XIX в. и его последствия для России.

52. Промышленное развитие России в конце XIX – начале ХХ вв.

53. Российская буржуазия в конце XIX – начале ХХ вв.: состав, численность и интересы.

54. Центры объединения российской либеральной интеллигенции в конце XIX – начале ХХ вв.

55. Крестьянское сословие в конце XIX – начале ХХ вв.: состав, численность, интересы.

56. Экономическая программа и реформы С.Ю. Витте.

57. Экономическое и социальное положение рабочих в России в начале ХХ в.

58. Эволюция народничества в конце XIX – начале ХХ вв.

59. Образование революционных партий в России в конце XIX – начале ХХ вв.

60. Марксизм в России в конце XIX – начале ХХ вв.

61. Борьба против самодержавия в начале ХХ века.

62. Европейское направление внешней политики России в конце XIX – начале ХХ вв.

63. Дальневосточное направление внешней политики России в конце XIX – начале ХХ вв.

64. Русско-японская война: причины, ход военных действий, итоги.

65. Государственно-политический строй России в начале ХХ века.

66. Национальный состав и социально-классовая структура российского общества в начале ХХ в.

67. Экономика России в начале ХХ в.

68. Общественно-политическая и духовная жизнь страны.

69. Внутренняя политика самодержавия на рубеже веков.

70. Причины и характер первой русской революции.

71. Основные события и этапы революции.

72. Рабочие, крестьянство и интеллигенция в первой русской революции.

73. Основные политические организации в годы первой российской революции.

74. Третьеиюньская монархия. Государственная Дума, ее место и роль в политической системе и жизни страны.

75. Внутренняя политика самодержавия в 1907-1910 гг.

76. Реформы П.А. Столыпина.

77. Промышленный подъем 1909-1913 гг.

78. Внешняя политика России в 1906-1914 гг.

79. Причины и характер первой мировой войны. Цели и планы участников.

80. Отношение российского общества к войне. Позиции политических партий и сил.

81. Военные действия в 1914-1915 гг.

82. Военные действия в 1916 г.

83. Мобилизационные мероприятия правительства и общественности.

84. Социально-экономическое положение в стране в годы I мировой войны.

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Имени А.С. Пушкина »

КАФЕДРА ИСТОРИИ

Утверждаю

Проректор по учебной работе

____________ Т.В. Мальцева

«____»_____________ 2012 г.

                                          Программа

ИСТОРИЯ РОССИИ

(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ ВВ.)

Специальность 050401.65 История

Квалификация (степень) учитель истории

Форма обучения - заочная

Санкт-Петербург

2012

Составитель: доктор исторических наук, доцент Веременко Валентина Александровна

 

Рабочая программа курса «История России» дает представление о целях и задачах курса, его основном содержании, методах работы, а также содержит список литературы и вопросы к зачету.

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры истории,

протокол № ___от “_ ” _________________ 2012 г.

Заведующий кафедрой истории                                                Веременко В.А.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ: сформировать у студентов базовые компетенции, позволяющие осмысливать проблемы истории России второй половины XIX – начала XX вв.; применять знания социальных, экономических, политических и культурных аспектов российских истории исследуемого периода в своей профессиональной деятельности; формировать мировоззренческую позицию студентов в отношении ключевых проблем истории России.

Задачи дисциплины:

· Сформировать представление о факторах и явлениях, определивших историческое развитие России второй половины XIX – начала XX вв.

· Дать понимание хода процессов модернизации и аномизации, происходивших в российском обществе второй половины XIX – начала XX вв.

· Определить место Российской империи в общемировом историческом пространстве второй половины XIX – начала XX вв.

· Охарактеризовать эволюцию социально-экономических, политических и культурных институтов России во второй половины XIX – начала XX вв.

· Дать понимание роли исторических личностей в истории России второй половины XIX – начала XX вв.

· Определить место революционных событий начала XX века в историческом процессе.

· Раскрыть возможности применения студентами знаний по истории России второй половины XIX – начала XX вв. в своей профессиональной деятельности.

· Развить навыки извлечения информации по российской истории второй половины XIX – начала XX вв. из исторических источников и исторической литературы.

· Сформировать умение давать диалектическую оценку исторических событий и явлений России второй половины XIX – начала ХХ вв.

Методы преподавания дисциплины:

· Лекции

· Семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях

· Письменные и устные домашние задания

· Консультации преподавателя

· Самостоятельная работа студентов.

Место курса среди других дисциплин учебного плана:

Данный курс, предназначенный для студентов III курса факультета истории и социальных наук, является составной частью курса «Истории России» и социогуманитарного образования, в целом. Он тесно связан с другими гуманитарными дисциплинами учебного плана.

К моменту начала его изучения студентами должны быть освоены курсы русской и западноевропейской истории до середины XIX в., а также курсы социологии и политологии. Это дает возможность более свободно апеллировать уже известными студентам обществоведческими понятиями – модернизация, реформа, революция, традиционное общество, индустриальное общество, аномия и др. Кроме того, это обеспечивает возможность выяснения общих и особенных черт в процессе русской модернизации, рассматриваемых в контексте мирового развития.

Наряду с изучением основного курса истории России второй половины XIX – начала ХХ вв. происходит преподавание факультатива «Реформы и революция в российской модернизации второй половины XIX – начала ХХ вв.». Это дает возможность составить более полное и подробное представление об основных проблемах, изучаемых в основном курсе Отечественной истории.

Требования к уровню освоения содержания:

· Знание основных причин, предпосылок, движущих сил, этапов и последствий исторических событий жизни России второй половины XIX – начала ХХ вв.

· Умение отбирать и систематизировать разнообразный исторический материал сквозь призму понятия «модернизация».

· Умение структурировать понятия в контексте европейского и традиционного дискурса.

· Умение проводить сравнительный анализ имеющихся в исторической литературе точек зрения пол различным аспектам истории России второй половины XIX – начала ХХ вв.

· Умение анализировать различные типы источников: документальные, статистические, мемуарные и т.д.

· Знание о возможностях применения студентами знаний по истории России второй половины XIX – начала XX вв. в своей профессиональной деятельности.

Формы контроля:

1. Текущий контроль:

· Подготовка конспектов исторических монографий. Выявляется умение сравнить позиции авторов по выбранному преподавателем вопросу, с обязательным подтверждением заявленных утверждений цитатами из текста заранее подготовленных конспектов книг.

· Подготовка докладов и рефератов. Требуется достаточно свободное владение материалом, почерпнутым не только из монографий, но и из источников; умение составить развернутый план выступления; высказать собственную оценку рассматриваемых явлений и процессов; ответить на дополнительные вопросы по тексту доклада.

· Написание эссе. Требуется ответить на один из вопросов преподавателя; необходимо высказать собственную позицию и аргументировано ее доказать на основании материалов, почерпнутых из литературы и источников.

· Сдача минимумов: художественного, географического и биографического. Студентом самостоятельно готовится список из 40 наименований из которого преподавателем произвольно выбирается 3.

· Промежуточное тестирование. Более 55% правильных ответов.

2. Итоговый контроль:

· Экзамен в устной форме.

- Оценка «отлично» предполагает свободное знание проблем курса, умение логически последовательно излагать материал курса, давать развернутую характеристику историческим фактам и явлениям, рассматриваемым в курсе.

- Оценка «хорошо» выставляется в случаях, когда студент демонстрирует знание основных проблем курса, свободно и логически последовательно излагать материалы курса, давать краткую характеристику историческим фактам и явлениям, рассматриваемым в курсе.

- Оценка «удовлетворительно» предполагает знание ключевых проблем курса, давать характеристику наиболее важным историческим фактам и явлениям, рассматриваемым в курсе.

- Оценка «неудовлетворительно» предполагает отсутствие знаний по ключевым проблемам курса или отказ от ответа.

 

Тематический план изучения дисциплины:

№№

пп

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоятельная работа (формы, часы)

Всего часов

Лек-ции Практ. занятия Всего 1. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в. в России. 2 4 6 12 18 2. Социально-экономическое развитие России в пореформенное двадцатилетие. 2 2 4 12 16 3. Внешняя политика России в конце 50-70-е гг. XIX в. 2 - 2 12 14 4. Национальный вопрос в Российской империи в 60 -70-е гг. XIX в. 2 - 2 10 12 5 Общественное движение в России в конце 50-начале 80-х гг. XIX в. 2 4 6 16 22 6 Политический кризис на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Убийство Александра II . 2 2 4 16 20 7 Внутренняя политика правительства в 80-90-е гг. XIX в. 2 - 2 12 14 8 Политический и социально-экономический строй страны в конце XIX – начале ХХ вв. 2 - 2 12 14 9 Общественное движение и культурная жизнь страны в конце XIX – начале ХХ вв. 2 4 6 16 22 10 Внешняя политика России в конце XIX – начале ХХ вв. 2 - 2 10 12 11 Первая российская революция 1905-1907 гг. 2 4 6 10 16 12 Россия в 1907-1914 гг. 2 - 2 16 18 13 Внешняя политика России в 1906-1914 гг. 2 - 2 12 14 14 Россия в годы I мировой войны (до 1917 г.). - - - 20 20   ИТОГО 26 20 46 186 2 32

 

Тема 1. «Великие реформы» 60 - 70-х гг. XIX века в России.

Причины буржуазных реформ 60-х гг. XIX в. Состояние сельского хозяйства. Трудности индустриализации в России. Военно-техническая отсталость страны. Изменения жизни и нравов российского дворянства к середине XIX в. Приход к власти Александра II. Личность императора.

Отмена крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Секретный комитет по крестьянским делам 1857 г. Царский рескрипт В.И. Назимову. Деятельность губернских комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян». Редакционные комиссии Я.И. Ростовцева. Деятельность Н.А. Милютина. Обсуждение проекта в Главном комитете и Государственном совете.

«Положения 19 февраля 1861 г.». Изменение правового положения крестьян. «Уставные грамоты». Институт мировых посредников. Временнообязанное состояние и повинности крестьян. Наделы. Отрезки. Выкупная операция. Реформы в удельной и государственной деревне.

Значение отмены крепостного права.

Проекты организации местного самоуправления. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. Избирательная система. Собрание гласных и земская управа. Права и обязанности земств. Процесс становления земской системы в России.

Организация городского самоуправления в середине XIX в. Городские реформы в Петербурге (1846 г.), Москве (1862 г.), Одессе (1863 г.). Подготовка и принятие Городового положения 1870 г. Избирательная система. Городская дума и городская управа. Компетенция городского самоуправления.

Новые судебные уставы 1864 г. Мировой суд. Окружной суд. Судебные палаты. Сенат. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура и адвокатура. Военно-судебная реформа. Нарушение принципа всесословности: волостной суд, консистория, офицерский суд чести. Наступление на судебную реформу.

Крымская война и состояние русской армии в середине XIX в. Д.А. Милютин. Сокращение армии и рост обученного резерва. Реорганизация военного управления. Военные округа. Перевооружение армии и развитие военной промышленности. Реформа военного образования. Изменения в военной теории. М.А. Драгомиров. Введение всеобщей воинской повинности.

Финансовая политика. Новый порядок расходования средств. Денежная реформа. Изменения в налоговой сфере. Отмена системы откупов. Создание банков и финансовых групп.

Реформы в области просвещения. «Положение о начальных народных училищах», «Устав гимназий и прогимназий». Типы школ. Женское образование. Университетская жизнь в конце 50-х – начале 60-х гг. XIX в. Дискуссии о путях развития высшей школы. Университетский устав 1863 г.

Политика царского правительства в отношении печати. Комитет по делам книгопечатания. «Временные правила о печати» от 12 мая 1862 г. Цензурная реформа 1865 г.

Попытки реформирования высших органов власти страны. Проекты изменения состава Государственного совета. П.А. Валуев. Вел. кн. Константин Николаевич. П.А. Шувалов. Адреса земств. Образование и функции Совета министров.

Характер и значение «Великих реформ» 60 – 70-х гг. XIX века в России. Понятие аномии. Начало процесса аномизации российского общества как результат «революции сверху».

Литература: № 1-4, 9-11, 14, 16, 26, 65-68, 73, 78-79, 89-90.

 

Тема 2. Социально-экономическое развитие России в пореформенное двадцатилетие.

Население страны: численность, размещение, социальный состав.

Развитие рыночных отношений и капитализма в сельском хозяйстве. Формы землевладения и землепользования. Община и ее роль в организации сельского труда. Быт крестьян. Специфика положения бывших помещичьих, удельных и государственных крестьян. Проблема крестьянского малоземелья. Аренда и покупка земли крестьянами. Крестьяне и рынок. Варианты развития помещичьего хозяйства: отработочная и капиталистическая системы. «Оскудение дворянства». «Новые землевладельцы».

Состояние сельского хозяйства страны в 60 – 70-е гг. XIX в.: способы хозяйствования, основные культуры, урожайность, товарность хозяйства, цены.

Развитие рыночных отношений и капитализма в промышленности и торговле. Основные направления промышленного развития страны. Проблема промышленного переворота в России. Строительство железных дорог. Изменения промышленной географии страны. Развитие тяжелой промышленности. Казенные заводы. Легкая промышленность. Особенность развития русской текстильной промышленности. Мелкотоварное производство. Роль общины в промышленном развитии России. Многоукладность российской экономики.

Социальный аспект промышленного переворота. Особенности формирования российской буржуазии и пролетариата. Город в пореформенной России. Жизнь и быт горожан.

Развитие внутренней и внешней торговли. Таможенная политика.

Литература: № 1-4, 16, 22, 33, 50, 65, 87.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 486.