Вопросы:
1. Национальный вопрос в общественном мнении России второй половины XIX - начала ХХ вв.
2. Положение иноверцев в России: психологический и правовой аспекты.
3. Национальные политические организации в Российской империи.
4. Представления о месте мужчины и женщины в обществе среди различных социальных групп. Эмансипация в России во второй половине XIX - начале ХХ вв.
5. Православие в системе ценностей русского общества второй половины XIX - начала ХХ вв.
6. Общественная деятельность Л.Н. Толстого. Значение русской школы философии и социологии.
Источники:
«А се грехи злые, смертные …»: Русская семейная и сексуальная культура глазами историков, этнографов, литераторов, фольклористов, правоведов и богословов XIX – начала ХХ в. / Подгот. Н.Л. Пушкарева, Л.В. Бессмертных. В 3 кн. – М: Ладомир, 2004.
Достоевский, Ф.М. Полн.собр.соч. / Ф.М. Достоевский. – Т. 28. – Л., 1985.
Кальманович, А.А. Женское движение и его задачи. Краткий исторический очерк./ А.А. Кальманович. – СПб., 1908.
Леонтьев, К.Н. Собр.соч. / К.Н. Леонтьев. – СПб., 1913.
Программы политических партий в России / Под ред. И.В. Владиславлева. – М., 1917.
Российские партии, союзы и лиги. – СПб., 1906.
Русская женщина на государственной и общественной службе. – М., 1901.
Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. / Л.Н. Толстой. – Т. 53. – М., 1953.
Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. – М., 1969.
Юкина, И. История женщин России: женское движение и феминизм (1850 –е – 1920-е) материалы к библиографии. / И. Юкина. – СПб., 2003.
Литература:
Веременко, В.А. Женщины в русских университетах (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) / В.А. Веременко. – СПб., 2004.
Она же. Дворянская семья и государственная политика России (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) / В.А. Веременко. – СПб., 2007.
Гришина, З.В. Женские организации в России (1905 – февраль – март 1917). / З.В. Гришина. – М., 1978.
Женщины и российское общество: научно-исторический аспект. – Иваново, 1995.
История национальных политических партий в России. – М., 1997.
Литвак, Б.Г. Русское православие в XIX веке. / Б.Г. Литвак. //Русское православие: вехи истории. – М., 1989.
Миллер, А.И. «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX в.). / А.И. Миллер. – СПб., 2000.
Мировосприятие и самосознание русского общества (XI – XIX вв.). – М., 1994.
Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX и начала ХХ века. – М., 1994.
Пивоваров, Ю.С. Политическая культура пореформенной России. / Ю.С. Пивоваров. – М., 1994.
Полунов, А.Ю. Государство и религиозное инакомыслие в России (1880 - начало 1890-х гг.) / А.Ю. Полунов. // Россия и реформы. – Вып. 3. – М., 1995.
Православная жизнь русских крестьян XIX – XX вв. – СПб., 2001.
Римский, С.В. Церковная реформа Александра II / С.В. Римский // Вопросы истории. – 1996. – № 4.
Русское население национальных окраин России XVII – XX вв. – М., 2001.
Тишкин Г.А. Женский вопрос в России в 50-60-е гг. XIX в. / Г.А. Тишкин. – Л., 1984
Хасбулатова, О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). / О.А. Хасбулатова. – Иваново, 1994.
Щетинина, Г.И. Толстой как социальный реформатор. / Г.И. Щетинина. – М., 1995.
Методические рекомендации:
Раскрытие заявленных в теме проблем следует начать с определения сущности национального вопроса в Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ вв. и характеристики правительственной политики в сфере национальных отношений в рассматриваемый период. Далее необходимо охарактеризовать отношение инородцев и русского населения к лозунгу «Россия для русских». Следует заострить внимание на противоречивости русификаторской политики власти в указанный период.
Характеризуя положение иноверцев в России, следует рассмотреть взаимоотношения между различными конфессиями, права и обязанности представителей различных религиозных групп, включая «новых» иноверцев (штундисты и др.).
Раскрывая третий вопрос следует раскрыть причины возникновения национальных политических организаций, изложить историю любой из них (по выбору студента), охарактеризовать истоки и особенности русских национальных организаций, ставших в период революции 1905 – 1907 гг. самыми крупными политическими организациями в России.
Четвертый вопрос предполагает анализ гендерных представлений (стереотипов), характерных для представителей различных социальных групп. Вместе с тем следует определить, как и под воздействием каких факторов фактически менялось положение женщины в российском обществе. Что такое «эмансипация женщин»? Почему новые реалии мало отразились на гендерных стереотипах? Наконец, следует определить степень оппозиционности режиму «новой» русской женщины во второй половине XIX – начале ХХ вв.
В пятом вопросе следует определить, во-первых, каким было материальное и правовое положение православного духовенства в России, степень его образованности и, во-вторых, насколько православие во второй половине XIX в. ориентировалось на помощь человеку в его духовных исканиях.
Подготовку к последнему, шестому вопросу занятия, следует начать с выяснения более общей проблемы – почему в России конца XIX – начала ХХ вв. широко распространились различные религиозно-философские школы? Что общего между ними? Какова сущность религиозно-философских воззрений Л.Н. Толстого и В.С. Соловьева?
Дата: 2019-02-02, просмотров: 301.