1. Составление предложений по схемам:
Зима.
Наступила зима. Наступила холодная зима. Наступила холодная вьюжная зима.
20
Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям. 2. Составление предложений по интонационной схеме: |
Затем предлагается одно и то же предложение произнести с разной интонацией, учитывая конечный знак, либо подобрать несколько предложений к одной схеме.
3. Перестановка слов: Юли красивая кукла у с целью получения
нужной фразы: У Юли красивая кукла. Красивая кукла у Юли.
4. Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить
детям исправить ошибку, составив нужное предложение.
а) Пропуск предлогов:
Мы гуляли ... лесу.
Кошка сидит ... окне.
б) Пропуск существительных:
Яблоки растут на ...
Мама положила книгу в ...
... играет с куклой. ... вяжет носки.
в) Пропуск прилагательных:
Летом листья клена зеленые, а осенью ... Дай, пожалуйста, ленту не короткую, а ... У белочки зимой шкурка серая, а летом ...
г) Пропуск наречий:
Скажу я слово высоко, а ты ответишь ... (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь ... (близко). Легче всего такой вид заданий давать на материале антонимов русского языка.
д) Пропуск глаголов:
Саша ... машину.
Папа ... из машины.
Дети ... конфеты.
Закончить логически фразы:
Врач — это человек,.который ... (лечит).
Ткачиха — это человек, который ... (ткет).
Портниха — это человек, который ... (шьет).
Чтобы волосы на голове были аккуратными, их надо ... (мыть, причесывать, заплетать, стричь).
Чтобы книга не портилась, ее необходимо ... (беречь).
Это задание лучше выполнять на материале русских пословиц и поговорок:
Семь раз отмерь, а один раз ...
Без труда не ... и рыбку из пруда.
21
5. Выделение границ предложений в тексте.
а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению,
смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы:
На улице льет дождь. В парке гуляют дети. Мама купила арбуз.
Вначале подбираются предложения короткие и не связанные по смыслу, затем — более распространенные и близкие по смыслу.
б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или
на карточках.
6. Соединение частей разорванных предложений:
Падает липкий. Снег громко лает. Шарик.
Падает липкий снег. Громко лает Шарик.
В зависимости от уровня подготовки детей это задание можно проводить устно или письменно: либо дети определяют границу предложения на слух и говорят верные предложения, либо читают.
7. Выделение всех слов в предложении, подсчет их количества и
составление нового предложения с тем же числом слов.
8. Выделение слов и предложений в слитном тексте.
ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ:
Падают листья. Льют дожди.
Чтение всего предложения от конца к началу.
Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
Работа с фразеологизмами.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК
Дата: 2019-02-02, просмотров: 419.