Составление звуковых схем слов.
Выполняя это задание, используют вначале кружки, как при составлении слогов, а затем — слог-слияние:
Дается также обратное задание: к данным схемам подобрать слова. 13. Подбор к данному слову родственных слов.
Например: зима — зимний, зимушка, зимующий, зимовье, зимовать; дом — дома, домик, домишко, домище, домовой, домашний, домоводство.
13
Исключение лишних слов.
Например: гусь, гусыня, гусак, гусенок, гусеница.
14. Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по
порядку, затем врассыпную),
15. Разделение слова на слоги, а затем их перестановка.
Например: на-вес (весна), мон-ли (лимон).
16. Составление слова с использованием начальных звуков (букв)
других слов.
Например: Камень, Озеро, Торт (кот).
Составление слова по конечному звуку других слов.
Например: кенгурУ, ананаС, часЫ (усы).
Составление слова по второму звуку данных слов.
Например: уСы, лОдка, сМородина (сом).
Составление слова по третьему звуку приведенных слов.
Например: саДовник, крЫша, саМолет (дым).
Затем, в зависимости от уровня подготовки детей, составляются слова по четвертому звуку, по пятому,... по второму звуку от конца слова, по третьему и т.д. Эту работу можно проводить, используя картинки, а при более усложненном задании — по памяти.
17. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового
слова: зайка — майка — чайка — гайка — шайка — сайка — лайка —
Райка
18. Чтение слов в обратном порядке.
Например:
шалаш, сон, наган — слова, имеющие смысл; суп (пус), кран (нарк) — слова, не имеющие смысла при обратном прочтении.
19. Игра "Слово рассыпалось". Составление из данных букв слова.
Например: М,Т,С,О — мост; Ы,3,Б,У — зубы.
20. Игра "Потерялась буква".
Например, даются следующие сочетания: ДУ. СУ. ДМ Б.К Какое получится слово, если вставить букву? Подобрать, если можно, родственные слова.
ДУ. — дуб, душ, дух;
СУ. — суп, сук, сух, суд;
Д . М — дым , дом , дам , дум ;
Б.К — бак, бок, бук, бык, бек.
Используя каждое придуманное слово, необходимо составить предложение, чтобы понять его смысл. Например:
Из бука вырезали деревянную фигурку.
Важный бек дал приказ слугам проводить гостей. И т.д.
21. Из букв данного слова составить новые слова.
Например: мороженое — море, нож, морж,...
22. Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного
слова придумать другие слова.
14
Например, сирот соль — сахар; ирис — игра; рак — роль; озеро — ослик; парк — пыль.
Составление из двух слов одного.
Например: голубые глаза — голубоглазый; нежное лицо — нежно- лицый; длинные уши — длинноухий.
25. Придумывание лесенок слов на данную букву в определенной позиции. Например:
кот, ком, кум крот, кино, краб кошка, каток клубок, курица
Лик, лук, сок брак, мрак, парк кулик, мячик, ножик кролик, пряник, зайчик
Искра
Блокнот
Конокрады
Соревнование: кто быстрее поднимется по лесенке?
"Лесенки" используются разные, в зависимости от уровня подготовленности детей. Для решения аналогичных задач можно разгадывать кроссворды и чайнворды.
Подбор слов к данной рифме.
Например: сок — лесок, носок, поясок, голосок...; сы — весы, часы, усы, носы.
27. Работа со сложными словами. Какие два слова спрятались в
одном?
Например: пылесос (пыль сосет); самокат (сам катит); само лет (сам летает); листопад (листья падают).
Дается также и обратное задание: из двух слов составить одно новое. Это задание аналогично изложенному в п. 23, где предлагалось составить одно прилагательное, используя два слова — существительное и прилагательное, а здесь составляется одно существительное из существительного и глагола. Эта работа вызывает у детей большие трудности. Лучше давать их врозь.
28. Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам.
Например: приятель, знакомый, товарищ; добрый, ласковый,
Дата: 2019-02-02, просмотров: 407.