Этапы организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Подготовительно-информационный:

— выработка функционального представления о проблеме, идее и предмете эксперимента;
— обсуждение на заседании совета педагогов вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки на базе ДОУ и определение ее тематики;
— создание совета эксперимента (научно-методический совет) и его деятельность по подготовке концепции и программы эксперимента;
— выявление уровня компетентности педагогов по проблеме эксперимента;
— изучение педагогами-экспериментаторами историко-психо-лого-педагогической литературы и документов по теме исследования;
— организация специальной подготовки педагогов к работе в экспериментальном режиме;
— подбор критериев и проведение первичного мониторинга для констатирующей части эксперимента, анализ полученных данных.

II. Подготовительно-документальный:
— разработка и корректировка локальных актов по управлению экспериментом (Положение о совете эксперимента, Положение о научно-методическом совете, Положение о мастер-классе, Положение о временном творческом коллективе и т.п.);
— корректировка (в случае необходимости) должностных инструкций и инструкций участников опытно-экспериментальной деятельности;
— подготовка проспекта эксперимента и утверждение его на заседании высшего коллегиального органа ДОУ (конференция, общее собрание);
— разработка поэтапного плана ОЭР в соответствии с проспектом;
— внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ (или разработка новых);
— подготовка выступления педагогов на заседании экспертного совета соответствующего уровня (регион, город);
— утверждение проспекта опытно-экспериментальной деятельности на заседании экспертного совета соответствующего уровня (регион, город);
— комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме эксперимента, включая электронные носители и Интернет;
— создание методических служб эксперимента (мониторинга, информационно-методическая, медико-психолого-педагогическая, социально-педагогическая);
— организация работы по созданию методического комплекса эксперимента (перспективные планы, авторские программы и методики, методические рекомендации, дидактические пособия и т.п.).

III. Функционирование экспериментальной площадки:
— организация экспериментальной работы в соответствии с планом каждого этапа;
— разработка и отбор критериев эффективности опытно-экспериментальной деятельности для проведения мониторинга;
— проведение мониторинга на каждом этапе эксперимента, включающего в себя исследование морального климата коллектива педагогов, воспитанников, их родителей с целью оказания помощи в коррекции и организации комфортности;
— выявление эмоционально-опосредованных отношений детей: определение уровня эмоциональной обстановки в группе детского сада;
— диагностика наличия страхов у детей;
— наблюдение за проявлениями адекватного поведения детей;
— уровень самооценки дошкольников. Выявление детей с заниженной самооценкой, для которых характерны тревожность, неуверенность в себе, иногда агрессивность;
— методика определения модели взаимодействия педагога с ребенком. Выявление уровня удовлетворенности педагога от работы с детьми;
— наблюдение за поведением детей в различных ситуациях общения. Определение уровня общения ребенка;
— тестовый опрос педагогов и родителей, выявляющий их представления друг о друге как о партнерах по воспитанию детей. Выявление причин, которые могут активизировать основанные на взаимном сотрудничестве отношения между педагогами и родителями;
— тест для педагогов на определение конфликтности, построенный на положении о ведущей роли одного из полушарий головного мозга;
— опрос родителей по методике В.В. Бойко. Выявление степени согласованности эмоционального и поведенческого (практического) отношения родителей к детям;
— экспресс-методика «Эффективность общения»;
— модифицированный Н.Г. Хитровой рисуночный тест «Деловые ситуации» С. Розенцвейга;
— метод социометрических измерений. Выявление межличностных взаимоотношений в группе, определение ее целостных характеристик и душевного состояния отдельного человека;
— определение психологического климата группы. Отражение взаимоотношений, сложившихся в коллективе, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни;
— методика изучения привлекательности работы как одного из показателей социально-психологического климата.

— необходимая корректировка экспериментального процесса на основе результатов мониторинга;

— ведение педагогами дневника экспериментальной работы;
— проведение комплексной медико-психолого-педагогической диагностики участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители) в условиях работы в экспериментальном режиме;
— проведение систематических обследований участников с целью выявления динамики изменения значений основных показателей образовательной деятельности, а также социальных последствий эксперимента;

IV. Обобщающий:
— обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;
— составление письменного отчета для органов различных уровней контроля экспериментальной работы;
— составление текстов докладов к научно-практическим конференциям, советам педагогов и т.п.;
— подготовка материалов для публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Обруч», газетах «Дошкольное образование» (приложение к газете «Первое сентября»), «Детский сад со всех сторон» и других российских и региональных изданиях;
— издание методических пособий по теме эксперимента, апробированных интегрированных и авторских программ, перспективных планов и т.п.

V. Распространение опытно-экспериментальных разработок на федеральном, региональном и городском уровнях
Предложенная структура организации экспериментальной работы носит лишь рекомендательный характер. Но, опираясь на нее, коллектив дошкольного учреждения любого региона России может построить характерную именно для него и учитывающую региональные особенности структуру.

 










































Дата: 2019-02-02, просмотров: 301.