1. Предмет и основные проблемы философии науки.
2. Основные концепции современной философии науки.
3. Наука как часть культуры. Отношения науки с искусством, религией и философией.
4. Критерии научного познания. Отличие науки от вненаучных форм знаний.
5. Роль науки в жизни общества и формировании личности. Сциентизм и антисциентизм.
6. Классификация наук. Дифференциация и интеграция наук. Взаимодействие наук и методов.
7. Общелогические формы, методы и приемы научного мышления.
8. Эмпирический уровень научного познания, его специфика и методы.
9. Специфика теоретического познания. Проблема и гипотеза как формы теоретического познания.
10. Теория, ее структура, виды и функции. Закон науки. Виды законов.
11. Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.
12. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в науке.
13. Научная картина мира, ее исторические формы. Функции научной картины мира.
14. Научные традиции и научные революции. Исторические типы научных революций.
15. Наука как социальный институт. Научные сообщества, их типы. Способы трансляции научных знаний.
16. Этос науки. Новые этические проблемы науки.
17. Возникновение науки. Преднаука. Становление первых форм науки.
18. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
19. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение технических, социальных, гуманитарных наук.
20. Особенности современного этапа развития науки. Основные характеристики и принципы постнеклассической науки.
21. Системный подход и синергетика, их сущность и роль в современном научном мировоззрении.
22. Глобальный эволюционизм в современной научной картине мира.
23. Антропный принцип, его роль в современной научной картине мира.
24. Актуальные проблемы и направления науки XXI века.
25. Современные глобальные проблемы и роль науки в их решении.
26. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, культурология.
27. Философия как интегральная форма научных знаний об обществе, культуре, истории и человеке.
28. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.
29. Субъект социально-гуманитарного познания.
30. Коммуникативная реальность и роль традиций, ценностей, образов интерпретации в межсубъектном понимании и смыслополагании.
31. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. И.Кант: диалектика теоретического и практического разума.
32. Методологические функции и регулятивные принципы в науке. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.
33. Понимание жизни: социо-культурное и гуманитарное содержание. Познание и «переживание» жизни – основное содержание художественных произведений.
34. История – одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).
35. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия.
36. Объективное и субъективное социальное и культурно-историческое время. Введение понятия хронотопа.
37. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.
38. Методологические следствия и императивы коммуникативной науки.
39. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
40. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения социально-гуманитарных наук.
41. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Психологизм, историзм, релятивизм и проблема истины.
42. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества.
43. Объяснение, описание, понимание, необходимость обращения к герменевтике (В. Дильтей, Г.Г. Гадамер).
44. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.
45. Язык, языковая картина мира.
46. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания.
47. Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн).
48. Вера и истина. Вера и понимание в контексте коммуникаций. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).
49. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.
50. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.
51. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 319.