1. Впишите в таблицу фамилии представителей и сторонников теорий, концепций:
Антисциентические течения
Сциентические течения
Альтернативные учения
2. Назовите основные этические проблемы которые существуют в различных областях научного знания:
Физики, химии, биологии
Проанализируйте основные глобальные проблемы. Дайте им краткую характеристику.
№ | Характеристика проблемы | Название проблем |
1 | Интерсоциальные | |
2 | Экологические | |
3 | Антропосоциальные |
Проработайте учебный материал, проверьте свои знания, выполнив тест
1. Антисциентизм толкует науку как …
A) непосредственную производительную силу;
B) эталон всей культуры;
C) само развивающуюся систему;
D) ноосферу;
E) силу, чуждую и враждебную сущности человека.
2. Идеалом для сциентизма являются:
A) математика и кибернетика;
B) результаты и методы естественонаучного познания;
C) методологические знания;
D) гуманитарные науки;
E) философия.
3. Знания приобретаются человеком не только в научной деятельности, но и в политике, экономике, искусстве, обыденной жизни. Отличительной чертой науки является то, что:
A) истинность знаний подтверждается экспериментально;
B) в науке приобретаются истинные знания;
C) получение научных знаний – пререгатива ученых;
D) знания становятся массовыми;
E) в науке получение знаний является главной целью.
4. Представление о научном познании как о наивысшей культурной ценности характерно для …
A) экзистенциализма;
B) интернационализма;
C) сциентизма;
D) антисциентизма;
E) экзистенциализма.
5. Главной особенностью научного познания является:
A) изучение идеализированных объектов, специально сконструированных учеными;
B) постоянное развитие научного знания;
C) ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам;
D) экспериментальная проверяемость полученных знаний;
E) чистота знаний.
6. Наука и техника в современном мире - это:
A) единственное условие прогресса;
B) основа развития цивилизации;
C) панацея от всех бед;
D) двойственный феномен со своим позитивом и негативом;
E) причина упадка культуры кризиса духовности.
7. Модель объяснения феномена техники, где истоки последней считаются онтологически укорененными, называется парадигмой …
A) Шардена
B) Хайдеггера
C) Аристотеля
D) Платона
E) Ясперса
8. В Новое время мыслителем, который выводил нравственный прогресс из прогресса технического, был:
A) Кондорсе;
B) Декарт;
C) Лейбниц;
D) Вольтер;
E) Дидро.
9. Опасность техники, по Хайдеггеру, заключается в том, что она:
A) создает ложное представление о мире;
B) закрывает другие пути усмотрения истины;
C) вытесняет человека из его онтологической ниши;
D) противоречит сущности человека;
E) изменяет сущность человека.
10. С точки зрения Н. Бердяева, техника положила начало кризису …
A) ренессансного гуманизма;
B) классического рационализма;
C) античного органицизма;
D) первобытного холизма;
E) механицизма Нового Времени.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Место и роль науки в культуре техногенной цивилизации.
2. Специфика научного познания.
3. Социогенез и онтогенез научного познания.
4. Философско-социальные проблемы развития техники.
5. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в развитии общества.
6. Наука и культура: механизм взаимовлияния.
7. Наука и общество: формы взаимодействия.
8. Объектная и социокультурная обусловленность научного познания и его динамики.
9. Особенности науки как социального института.
10. Понятие социокультурного фона науки, его функции в развитии науки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Первоисточники
1. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера [текст] / В.И. Вернадский. -М.: Айрис-пресс. 2004. 576 с.
2. Дьюи, Д. Общество и его проблемы [текст] / Д. Дьюи. -М.: Идея-Пресс. 2002. -162 с.
3. Фейерабенд, П. Наука в свободном обществе [текст] / П. Фейерабенд. -М.: ACT: ACT МОСКВА. 2010. 378 с.
4. Ясперс, Карл. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире [текст] / Карл Ясперс. -М.: «Канон+», 2012. -384 с.
Основная литература
1. Кохановский, В.П. Философия науки в вопросах и ответах [текст]: учеб. Пособие / В.П. Кохановский. Ростов н/Д: Феникс. 2006. -352 с.
2. Лебедев, С.А. Философия науки [текст]: учеб. Пособие / С.А. Лебедев, -М.: Альма Матер, 2007. -731 с.
3. Лешкевич, T.Г. Философия науки [текст]: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / T.Г. Лешкевич, -М.: ИНФРА-М, 2006. -272 с.
4. Франк, Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией [текст]: учеб. пособие / Ф. Франк. -М.: Издательство ЛКИ, 2007. -512 с.
Дополнительная литература
1. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века [текст] / П.П. Гайденко. -М.: Республика. 1997. -495 с.
2. Гуревич, П. С. Новая технократическая волна на Западе [текст] / П. С. Гуревич, -М.: «Прогресс», 1986. -453 с.
3. Дольник, В.Р. Непослушное дитя биосферы [текст] / В.Р. Дольник. -СПб.: «Черо-на-Неве», 2004. -335 с.
4. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера [текст] / Н.Н. Моисеев. -М.: Молодая гвардия, 1990. -351 с.
5. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции [текст] / Ф. Фукуяма. -М.: ОАО «ЛЮКС», 2004. -349 с.
6. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы [текст] / Ю. Хабермас. -М.: Весь Мир, 2002. -144 с.
Методические рекомендации по написанию реферата по истории И ФИЛОСОФИИ науки
Реферат является обязательным условием для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки. Реферат пишется по проблемам истории науки, либо обшей истории науки, либо истории развития отдельных научных дисциплин, концепций, теорий, направлений, школ и т.д. Методика работы над рефератом включает в себя следующие основные операции:
• выбор темы,
• изучение необходимой литературы,
• разработка общего рабочего плана и плана освещения отдельных вопросов реферата,
• письменное изложение.
Объем реферата - 1 печатный лист (18-20 машинописных страниц);
Реферат оформлен в папке:
- титульный лист; (обязательна виза научного руководителя с надписью «Допускаю к защите»),
- план-содержание;
- введение;
- основная часть работы (с практическим применением, т.е. связать с темой своей диссертации);
- заключение;
- список литературы (не менее 10-12 источников за последние 5 лет).
1. Выбор темы. При выборе темы следует прежде всего использовать список тем, рекомендуемых и утвержденных кафедрой.В этом списке диссертант должен правильно выбрать тему реферата по направлению своего диссертационного исследования: естественно-научное, техническое или социально-гуманитарное. Кроме этого, при согласовании с научным руководителем можно представлять реферат по историческим вопросам профильной дисциплины с условием философского анализа и логико-методологического осмысления диссертационных проблем. Темой реферата может стать и развернутое творческое рецензирование философских работ по истории науки, дающее возможность аспирантам и соискателям показать собственное, оригинальное понимание дискуссионных вопросов истории науки.
2. Работа с научной литературой включает:
• выбор необходимой литературы,
• ее изучение,
• использование при написании реферата.
Выбор необходимой литературы. Аспирант должен уметь самостоятельно подбирать современную (за последние 5 лет) и актуальную литературу по избранной теме. Это важная часть методологической культуры молодого ученого, позволяющая ему основательно разобраться в изучаемых вопросах истории науки и рационально использовать личный бюджет времени.
Распространенными и эффективными способами самостоятельного поиска научной литературы являются:
—> использование библиотечных каталогов и специальных библиографических указателей. Каждая карточка каталога содержит первичную информацию о целесообразности использования данной литературы, ее краткий план и аннотацию;
—> предварительное общее ознакомление с литературой, ее внешними данными, просмотр содержания, введения, заключения (это поможет оперативно определить соответствие данной работы исследуемой проблематике), оценка языка, стиля, теоретического уровня работы, ее познавательной ценности;
—> использование сведений о научной литературе, встречающихся в средствах массовой информации, включая электронные носители и Интернет-ресурсы.
Чтение и запись изучаемого материала. Существуют три основных вида чтения научной литературы:
• первичное (ориентировочное),
• повторное (углубленное) и
• синтетическое (комбинированное).
Цель первичного чтения состоит в том, чтобы усвоить общую структуру и логику работы, предварительно ознакомиться с ее основными проблемами, их научной и практической ценностью. При первом, ориентировочном прочтении нет необходимости составлять конспект, тезисы или выписывать цитаты. Вместо этого целесообразно на отдельном листке бумаги составить план вопросов, рассматриваемых в изучаемой работе, с указанием соответствующих страниц. Это даст возможность
при углубленном чтении непосредственно обращаться к интересующим проблемам.
Повторное (углубленное) чтение необходимо для более продуманного и основательного усвоения материала. В его процессе следует выделять основные идеи, размышлять над ними, выяснять логику их доказательств. Неясные вопросы, понятия, термины уточняются в справочной литературе. Как правило, углубленное осмысление научной литературы требует записи отдельных положений текста.
Синтетическое или комбинированное чтение соединяет в себе два предыдущих метода. Оно характерно для подготовленного читателя, хорошо ориентирующегося в изучаемой теории. В этом случае быстрое чтение работы сопровождается акцентированным вниманием к ее ключевым, интересующим исследователя вопросам.
В процессе работы с научной литературой возникает необходимость делать выписки из текста. Записывается самое главное: основные теоретические положения, формулировки законов, принципов, научных понятий, интересный фактический материал, логика доказательств, оригинальные термины и т.д. Выписки могут осуществляться своими словами, но могут быть и дословной записью отдельных положений автора. В этом случае выписка является цитатой. При цитировании необходимо точно (дословно) передавать мысли автора и указывать на исходные данные выписки. Выписки из цитаты позволяют сохранять и накапливать необходимую научную информацию и могут быть использованы не только для написания реферата, но и в будущей научной и практической работе. Такая форма записи может осуществляться на отдельных карточках, из которых составляются системные картотеки по определенным темам, проблемам. Современный метод накопления и систематизации информации связан с использованием компьютерных технологий.
При разработке общего рабочего плана реферата и плана освещения отдельных вопросов полезно сопровождать эти элементы короткими записями, комментариями, замечаниями, цитатами. Таким образом, план превратится в план-конспект, на основе которого будет осуществляться дальнейшая работа над рефератом.
3. Письменное изложение реферата. Реферат должен быть правильно оформлен и содержать следующие структурные элементы:
• название темы,
• план,
• введение,
• основную часть,
• заключение,
• список используемой литературы,
• ссылки в тексте.
В целом по форме и содержанию он должен представлять собой научный доклад. Во введении обосновывается актуальность темы, степень ее разработанности, наличие в ней нерешенных проблем, формируется цель и задачи работы. Основная часть может включать два-три раздела, в которых излагается содержание рассматриваемых вопросов.
К содержанию реферата предъявляется ряд требований: в нем должна быть четко изложена концепция рассматриваемого вопроса с развернутым анализом основных проблем. Обязательным является наличие элементов исследования диссертанта, логически связанное изложение темы реферата с темой научного исследования, соответствие теоретического и практического материала современному уровню развития науки. Заключение реферата подводит краткий итог проделанной исследовательской работы. После него приводится список используемой литературы.
Таковы общие методические советы по написанию реферата аспирантами и соискателями. Конкретные рекомендации по избранной теме можно получить в индивидуальном порядке на кафедре философии. В заключение следует еще раз напомнить, что работа над рефератом носит творческий характер. Ее задача состоит не только в том, чтобы показать знание истории и философии науки и ее различных фрагментов, но и в овладении современными методами получения новых историко-научных знаний, их анализа и изложения, что сближает реферат с научным исследованием.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
1. Предмет и основные концепции современной философской науки.
2. Наука в культуре современной цивилизации.
3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
4. Структура научного знания.
5. Динамика науки как процесс порождения нового знания.
6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.
7. Особенности современного этапа развития науки.
8. Наука как социальный институт.
9. Образ математики как науки: философский аспект. Проблемы, предмет, метод и функции философии и методологии математики.
10. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики в культурном контексте.
11. Закономерности развития математики.
12. Философские концепции математики.
13. Философия и проблемы обоснования математики.
14. Философско-методологические и исторические проблемы математизации науки.
15. Место физики в системе наук.
16. Онтологические проблемы физики.
17. Проблемы пространства и времени.
18. Проблемы детерминизма.
19. Познание сложных систем и физика.
20. Проблема объективности в современной физике.
21. Физика, математика и компьютерные науки.
22. Научный статус астрономии и космологии, их место в культуре.
23. Основания научного метода в астрономии и космологии.
24. Проблема объективности знания в астрономии и космологии.
25. Эволюционная проблема в астрономии и космологии.
26. Человек и Вселенная.
27. Специфика философии химии.
28. Концептуальные системы химии и их эволюция.
29. Тенденция физикализации химии.
30. Место географии в классификации наук и ее внутренняя структура.
31. Проблема пространства и времени в географии.
32. Географическая среда человеческого общества.
33. Биосфера и ноосфера.
34. География и экология.
35. Место геологии в генетической классификации наук.
36. Проблема пространства и времени в геологии.
37. Геохимическое учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
38. Геология и экология.
39. Предмет философии биологии и его эволюция.
40. Биология в контексте философии и методологии науки XX в.
41. Сущность живого и проблема его происхождения.
42. Принцип развития в биологии.
43. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму.
44. Проблема системной организации в биологии.
45. Проблема детерминизма в биологии.
46. Воздействие биологии на формирование новых форм, установок и ориентаций культуры.
47. Предмет экофилософии.
48. Человек и природа в социокультурном измерении.
49. Экологические основы хозяйственной деятельности.
50. Экологические императивы современной культуры.
51. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества.
52. Философия медицины и медицина как наука.
53. Философские категории и понятия медицины.
54. Сознание и познание.
55. Социально-биологическая и психосоматическая проблемы.
56. Проблема нормы, здоровья и болезни.
57. Рационализм и научность медицинского знания.
58. Философия техники и методология технических наук.
59. Техника как предмет исследования естествознания.
60. Естественные и технические науки.
61. Особенности неклассических научно-технических дисциплин.
62. Социальная оценка техники как прикладная философия техники.
63. История становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине XX в.
64. Информатика как междисциплинарная наука о функционировании развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники.
65. Интернет как метафора глобального мозга.
66. Эпистемологическое содержание компьютерной революции.
67. Социальная информатика.
68. Общетеоретические подходы.
69. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.
70. Субъект социально-гуманитарного познания.
71. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
72. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
73. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
74. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.
75. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
76. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.
77. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.
78. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.
79. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.
80. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.
ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
Дата: 2018-12-28, просмотров: 406.