Упражнения для закрепления учебного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Впишите в таблицу фамилии представителей и сторонников теорий, концепций:

Антисциентические течения

Сциентические течения

Альтернативные учения

Экзистенциализм Философия жизни Герменевтика Неопозитивизм Неокантианство Прагматизм критика науки как «мифа современности» Концепция экологического сознания Концепция «конвенции духа»

2. Назовите основные этические проблемы которые существуют в различных областях научного знания:

Физики, химии, биологии

Проанализируйте основные глобальные проблемы. Дайте им краткую характеристику.

Характеристика проблемы Название проблем
1 Интерсоциальные
2 Экологические
3 Антропосоциальные

Проработайте учебный материал, проверьте свои знания, выполнив тест

1. Антисциентизм толкует науку как …

A) непосредственную производительную силу;

B) эталон всей культуры;

C) само развивающуюся систему;

D) ноосферу;

E) силу, чуждую и враждебную сущности человека.

 

2. Идеалом для сциентизма являются:

A) математика и кибернетика;

B) результаты и методы естественонаучного познания;

C) методологические знания;

D) гуманитарные науки;

E) философия.

 

3. Знания приобретаются человеком не только в научной деятельности, но и в политике, экономике, искусстве, обыденной жизни. Отличительной чертой науки является то, что:

A) истинность знаний подтверждается экспериментально;

B) в науке приобретаются истинные знания;

C) получение научных знаний – пререгатива ученых;

D) знания становятся массовыми;

E) в науке получение знаний является главной целью.

 

4. Представление о научном познании как о наивысшей культурной ценности характерно для …

A) экзистенциализма;

B) интернационализма;

C) сциентизма;

D) антисциентизма;

E) экзистенциализма.

 

5. Главной особенностью научного познания является:

A) изучение идеализированных объектов, специально сконструированных учеными;

B) постоянное развитие научного знания;

C) ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам;

D) экспериментальная проверяемость полученных знаний;

E) чистота знаний.

 

6. Наука и техника в современном мире - это:

A) единственное условие прогресса;

B) основа развития цивилизации;

C) панацея от всех бед;

D) двойственный феномен со своим позитивом и негативом;

E) причина упадка культуры кризиса духовности.

 

7. Модель объяснения феномена техники, где истоки последней считаются онтологически укорененными, называется парадигмой …

A) Шардена

B) Хайдеггера

C) Аристотеля

D) Платона

E) Ясперса

 

8. В Новое время мыслителем, который выводил нравственный прогресс из прогресса технического, был:

A) Кондорсе;

B) Декарт;

C) Лейбниц;

D) Вольтер;

E) Дидро.

 

9. Опасность техники, по Хайдеггеру, заключается в том, что она:

A) создает ложное представление о мире;

B) закрывает другие пути усмотрения истины;

C) вытесняет человека из его онтологической ниши;

D) противоречит сущности человека;

E) изменяет сущность человека.

 

10. С точки зрения Н. Бердяева, техника положила начало кризису …

A) ренессансного гуманизма;

B) классического рационализма;

C) античного органицизма;

D) первобытного холизма;

E) механицизма Нового Времени.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Место и роль науки в культуре техногенной цивилизации.

2. Специфика научного познания.

3. Социогенез и онтогенез научного познания.

4. Философско-социальные проблемы развития техники.

5. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в развитии общества.

6. Наука и культура: механизм взаимовлияния.

7. Наука и общество: формы взаимодействия.

8. Объектная и социокультурная обусловленность научного познания и его динамики.

9. Особенности науки как социального института.

10. Понятие социокультурного фона науки, его функции в развитии науки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Первоисточники

1. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера [текст] / В.И. Вернадский. -М.: Айрис-пресс. 2004. 576 с.

2. Дьюи, Д. Общество и его проблемы  [текст] / Д. Дьюи. -М.: Идея-Пресс. 2002. -162 с.

3. Фейерабенд, П. Наука в свободном обществе [текст] / П. Фейерабенд. -М.: ACT: ACT МОСКВА. 2010. 378 с.

4. Ясперс, Карл. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире [текст] / Карл Ясперс. -М.: «Канон+», 2012. -384 с.

Основная литература

1. Кохановский, В.П. Философия науки в вопросах и ответах [текст]: учеб. Пособие / В.П. Кохановский. Ростов н/Д: Феникс. 2006. -352 с.

2. Лебедев, С.А. Философия науки [текст]: учеб. Пособие / С.А. Лебедев, -М.: Альма Матер, 2007. -731 с.

3. Лешкевич, T.Г. Философия науки [текст]: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / T.Г. Лешкевич, -М.: ИНФРА-М, 2006. -272 с.

4. Франк, Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией [текст]: учеб. пособие / Ф. Франк. -М.: Издательство ЛКИ, 2007. -512 с.

 

Дополнительная литература

1. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века [текст] / П.П.  Гайденко. -М.: Республика. 1997. -495 с.

2. Гуревич, П. С. Новая технократическая волна на Западе [текст] / П. С. Гуревич, -М.: «Прогресс», 1986. -453 с.

3. Дольник, В.Р. Непослушное дитя биосферы  [текст] / В.Р. Дольник. -СПб.: «Черо-на-Неве», 2004. -335 с.

4. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера [текст] / Н.Н. Моисеев. -М.: Молодая гвардия, 1990. -351 с.

5. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции [текст] / Ф.  Фукуяма. -М.: ОАО «ЛЮКС», 2004. -349 с.

6. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы [текст] / Ю. Хабермас. -М.: Весь Мир, 2002. -144 с.

Методические рекомендации по написанию реферата по истории И ФИЛОСОФИИ науки

Реферат является обязательным условием для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки. Реферат пишется по проблемам истории науки, либо обшей истории науки, либо истории развития отдельных научных дисциплин, концепций, теорий, направлений, школ и т.д. Методика работы над рефератом включает в себя следующие основные операции:

• выбор темы,

• изучение необходимой литературы,

• разработка общего рабочего плана и плана освещения отдельных вопросов реферата,

• письменное изложение.

Объем реферата - 1 печатный лист (18-20 машинописных страниц);

Реферат оформлен в папке:

    - титульный лист; (обязательна виза научного руководителя с надписью «Допускаю к защите»),

    - план-содержание;

    - введение;

    - основная часть работы (с практическим применением, т.е. связать с темой своей диссертации);

    - заключение;

    - список литературы (не менее 10-12 источников за последние 5 лет).

1. Выбор темы. При выборе темы следует прежде всего использовать список тем, рекомендуемых и утвержденных кафедрой.В этом списке диссертант должен правильно выбрать тему реферата по направлению своего диссертационного исследования: естественно-научное, техническое или социально-гуманитарное. Кроме этого, при согласовании с научным руководителем можно представлять реферат по историческим вопросам профильной дисциплины с условием  философского анализа и логико-методологического осмысления диссертационных проблем. Темой реферата может стать и развернутое творческое рецензирование философских работ по истории науки, дающее возможность аспирантам и соискателям показать собственное, оригинальное понимание дискуссионных вопросов истории науки.

2. Работа с научной литературой включает:

• выбор необходимой литературы,

• ее изучение,

• использование при написании реферата.

Выбор необходимой литературы. Аспирант должен уметь самостоятельно подбирать современную (за последние 5 лет) и актуальную литературу по избранной теме. Это важная часть методологической культуры молодого ученого, позволяющая ему основательно разобраться в изучаемых вопросах истории науки и рационально использовать личный бюджет времени.

Распространенными и эффективными способами самостоятельного поиска научной литературы являются:

—> использование библиотечных каталогов и специальных библиографических указателей. Каждая карточка каталога содержит первичную информацию о целесообразности использования данной литературы, ее краткий план и аннотацию;

—> предварительное общее ознакомление с литературой, ее внешними данными, просмотр содержания, введения, заключения (это поможет оперативно определить соответствие данной работы исследуемой проблематике), оценка языка, стиля, теоретического уровня работы, ее познавательной ценности;

—> использование сведений о научной литературе, встречающихся в средствах массовой информации, включая электронные носители и Интернет-ресурсы.

Чтение и запись изучаемого материала. Существуют три основных вида чтения научной литературы:

• первичное (ориентировочное),

• повторное (углубленное) и

• синтетическое (комбинированное).

Цель первичного чтения состоит в том, чтобы усвоить общую структуру и логику работы, предварительно ознакомиться с ее основными проблемами, их научной и практической ценностью. При первом, ориентировочном прочтении нет необходимости составлять конспект, тезисы или выписывать цитаты. Вместо этого целесообразно на отдельном листке бумаги составить план вопросов, рассматриваемых в изучаемой работе, с указанием соответствующих страниц. Это даст возможность
при углубленном чтении непосредственно обращаться к интересующим проблемам.

Повторное (углубленное) чтение необходимо для более продуманного и основательного усвоения материала. В его процессе следует выделять основные идеи, размышлять над ними, выяснять логику их доказательств. Неясные вопросы, понятия, термины уточняются в справочной литературе. Как правило, углубленное осмысление научной литературы требует записи отдельных положений текста.

 Синтетическое или комбинированное чтение соединяет в себе два предыдущих метода. Оно характерно для подготовленного читателя, хорошо ориентирующегося в изучаемой теории. В этом случае быстрое чтение работы сопровождается акцентированным вниманием к ее ключевым, интересующим исследователя вопросам.

В процессе работы с научной литературой возникает необходимость делать выписки из текста. Записывается самое главное: основные теоретические положения, формулировки законов, принципов, научных понятий, интересный фактический материал, логика доказательств, оригинальные термины и т.д. Выписки могут осуществляться своими словами, но могут быть и дословной записью отдельных положений автора. В этом случае выписка является цитатой. При цитировании необходимо точно (дословно) передавать мысли автора и указывать на исходные данные выписки. Выписки из цитаты позволяют сохранять и накапливать необходимую научную информацию и могут быть использованы не только для написания реферата, но и в будущей научной и практической работе. Такая форма записи может осуществляться на отдельных карточках, из которых составляются системные картотеки по определенным темам, проблемам. Современный метод накопления и систематизации информации связан с использованием компьютерных технологий.

При разработке общего рабочего плана реферата и плана освещения отдельных вопросов полезно сопровождать эти элементы короткими записями, комментариями, замечаниями, цитатами. Таким образом, план превратится в план-конспект, на основе которого будет осуществляться дальнейшая работа над рефератом.

3. Письменное изложение реферата. Реферат должен быть правильно оформлен и содержать следующие структурные элементы:

• название темы,

• план,

• введение,

• основную часть,

• заключение,

• список используемой литературы,

• ссылки в тексте.

В целом по форме и содержанию он должен представлять собой научный доклад. Во введении обосновывается актуальность темы, степень ее разработанности, наличие в ней нерешенных проблем, формируется цель и задачи работы. Основная часть может включать два-три раздела, в которых излагается содержание рассматриваемых вопросов.

К содержанию реферата предъявляется ряд требований: в нем должна быть четко изложена концепция рассматриваемого вопроса с развернутым анализом основных проблем. Обязательным является наличие элементов исследования диссертанта, логически связанное изложение темы реферата с темой научного исследования, соответствие теоретического и практического материала современному уровню развития науки. Заключение реферата подводит краткий итог проделанной  исследовательской работы. После него приводится список используемой литературы.

Таковы общие методические советы по написанию реферата аспирантами и соискателями. Конкретные рекомендации по избранной теме можно получить в индивидуальном порядке на кафедре философии. В заключение следует еще раз напомнить, что работа над рефератом носит творческий характер. Ее задача состоит не только в том, чтобы показать знание истории и философии науки и ее различных фрагментов, но и в овладении современными методами получения новых историко-научных знаний, их анализа и изложения, что сближает реферат с научным исследованием.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

 

1. Предмет и основные концепции современной философской науки.

2. Наука в культуре современной цивилизации.

3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

4. Структура научного знания.

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

7. Особенности современного этапа развития науки.

8. Наука как социальный институт.

9. Образ математики как науки: философский аспект. Проблемы, предмет, метод и функции философии и методологии математики.

10. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики в культурном контексте.

11.  Закономерности развития математики.

12. Философские концепции математики.

13. Философия и проблемы обоснования математики.

14. Философско-методологические и исторические проблемы математизации науки.

15. Место физики в системе наук.

16. Онтологические проблемы физики.

17. Проблемы пространства и времени.

18. Проблемы детерминизма.

19. Познание сложных систем и физика.

20. Проблема объективности в современной физике.

21. Физика, математика и компьютерные науки.

22. Научный статус астрономии и космологии, их место в культуре.

23. Основания научного метода в астрономии и космологии.

24. Проблема объективности знания в астрономии и космологии.

25. Эволюционная проблема в астрономии и космологии.

26. Человек и Вселенная.

27. Специфика философии химии.

28. Концептуальные системы химии и их эволюция.

29. Тенденция физикализации химии.

30. Место географии в классификации наук и ее внутренняя структура.

31. Проблема пространства и времени в географии.

32. Географическая среда человеческого общества.

33. Биосфера и ноосфера.

34. География и экология.

35. Место геологии в генетической классификации наук.

36. Проблема пространства и времени в геологии.

37. Геохимическое учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

38. Геология и экология.

39. Предмет философии биологии и его эволюция.

40. Биология в контексте философии и методологии науки XX в.

41. Сущность живого и проблема его происхождения.

42. Принцип развития в биологии.

43. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму.

44. Проблема системной организации в биологии.

45. Проблема детерминизма в биологии.

46. Воздействие биологии на формирование новых форм, установок и ориентаций культуры.

47. Предмет экофилософии.

48. Человек и природа в социокультурном измерении.

49. Экологические основы хозяйственной деятельности.

50. Экологические императивы современной культуры.

51. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества.

52. Философия медицины и медицина как наука.

53. Философские категории и понятия медицины.

54. Сознание и познание.

55. Социально-биологическая и психосоматическая проблемы.

56. Проблема нормы, здоровья и болезни.

57. Рационализм и научность медицинского знания.

58. Философия техники и методология технических наук.

59. Техника как предмет исследования естествознания.

60. Естественные и технические науки.

61. Особенности неклассических научно-технических дисциплин.

62. Социальная оценка техники как прикладная философия техники.

63. История становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине XX в.

64. Информатика как междисциплинарная наука о функционировании развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники.

65. Интернет как метафора глобального мозга.

66. Эпистемологическое содержание компьютерной революции.

67. Социальная информатика.

68. Общетеоретические подходы.

69. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

70. Субъект социально-гуманитарного познания.

71. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

72. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

73. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.

74. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

75. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

76. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

77. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

78. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

79. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.

80. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.


ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

Дата: 2018-12-28, просмотров: 361.