Упражнения для закрепления учебного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Определите центральные понятия в учении:

Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, С. Тулмина, Дж. Холтона

 

Определите характерные черты каждой из стадий исторического развития науки и заполните таблицу.

Классическая Неклассическая Постнеклассическая

3. Распределите факторы развития науки согласно их характеру:

· обусловленность развития науки потребностями культуры и общественно-исторической практики;

· зависимость направленности и характера научных исследований
от доминирующих в обществе социально-ценностных ориентаций;

· влияние гуманитарной и этической составляющих на развитие научных исследований и оценку их результатов.

· огромный запас накопленного научного знания, способствующий
его относительно самостоятельному развитию;

· определенная степень преемственности в эволюции идей, принципов, теорий и методов науки;

· нелинейность развития научных знаний и возможность спонтанных
изменений траекторий их развития (в критических точках исчерпания
прежнего потенциала динамики и роста определенных исследовательских программ);

· взаимодействие и взаимопроникновение содержания и методов
различных отраслей науки, интеграция и дифференциация научного
знания;

· плюрализм научных взглядов, соперничество концепций, идей, теорий.

 

Внешние детерминанты развития науки (экстерналистский аспект) Внутренние детерминанты развития науки (интерналистский аспект)
   

 







Проработайте учебный материал, проверьте свои знания, выполнив тест

1. Революция в естествознании конца ХIХ – начала ХХ века привела к утверждению образа науки …

A) как системы устоявшихся знаний;

B) содержащей в окончательной форме ответы на основные вопросы о природе окружающего мира;

C) охватывающей все проблемы окружающей реальности;

D) находящейся в постоянном движении;

E) к синтезу с религией.

 

2. Всякий принципиально новый подход к научным проблемам с необходимостью требует:

A) разработки новых методов и способов исследования;

B) использования как можно большего количества методов;

C) всестороннего их рассмотрения;

D) приложения известных методов;

E) соответствия господствующей парадигме.

 

3. Первый этап становления научной рациональности начинается с …

A) Патристики;

B) Эпохи возрождения;

C) Схоластики;

D) Античности;

E) Средневековой философии.

 

4. Согласно Т. Куну научная рациональность определяется …

A) соответствию идей научной матрице, парадигме;

B) ростом научного знания;

C) доказательностью и системностью;

D) практической подтвержаемостью положений;

E) логике научных положений.

 

5. Дедуктивный тип научной рациональности есть …

A) знание полученное опытным путем;

B) логический вывод положений из общих предпосылок;

C) выход познания за научные рамки;

D) приведение знаний в соответствие с научной теорией;

E) взаимосвязь положений научного знания.

 

6. Рациональность в познании исключает …

A) опытное знание;

B) чувственное познание;

C) гипотетическое знание;

D) эмоции и мнения;

E) философское знание.

 

7. Апелляция к доводам разума и рассудка формирует …

A) эмпиризм;

B) научное познание;

C) обыденное познание;

D) рациональность;

E) научную теорию.

 

8. Наука своим возникновением и развитием обязана …

A) Арабо-мусульманской цивилизации;

B) Европейской цивилизации;

C) Славянской культуре;

D) Древнеиндийской культуре;

E) Древнекитайской культуре;

 

9. Первый этап развития научной рациональности характеризуется …

A) индуктивностью;

B) фальсификацией;

C) парадигмальностью;

D) доказуемостью и системностью;

E) дедуктивностью;

 

10. Критерием научной рациональности по Попперу является …

A) доказуемость знания;

B) проверяемость знания;

C) опровергаемость знания;

D) системность знания;

E) очевидность знания.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Феномен научных революций.

2. Внутридисциплинарные революции.

3. Научные революции и междисциплинарные взаимодействия.

4. Глобальные научные революции как изменение типа рациональности.

5. Логико-математический, естественно-научный и гуманитарный типы научной рациональности.

6. Научная рациональность, ее основные характеристики.

7. Основания научной теории.

8. Понятие научной революции. Виды научных революций.

9. Проблема выбора научной гипотезы, основания и механизм предпочтения.

10. Идеология науки и ее исторические типы.

11. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Первоисточники

1. Кун, Томас. Структура научных революций [текст] / Томас Кун. -М.: Прогресс, 1977. -300 с.

2. Лакатос, И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы [текст] / И. Лакатос. -М.: Наука, 1967. -152 с.

3. Тулмин, Ст. Человеческое понимание [текст] / Ст. Тулмин. -М.: Прогресс. 1984. -328 с.

4. Фейерабенд, П. Наука в свободном обществе [текст] / П.  Фейерабенд. -М.: ACT, 2010. -378 с.

5. Холтон, Дж. Тематический анализ науки [текст] / Дж. Холтон. -М.: Прогресс, 1981. -384с.

Основная литература

1. Гришунин, С. И. Философия науки: Основные концепции и проблемы [текст] / Гришунин, С. И. -М.: «ЛИБРОКОМ», 2009. -224 с.

2. Лебедев, С.А. Философия науки [текст]: учеб. пособие / С.А. Лебедев -М.: Альма Матер, 2007. -731 с.

3. Мамзин, А.С. История и философия науки [текст]: Учебное пособие для аспирантов / А.С. Мамзин. -СПб.: Питер, 2008. — 304 с.

4. Степин, B.C. История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук [текст] / B.C. Степин. -М.: Трикста, 2011. —423 с.

 

Дополнительная литература

1. Бряник, Н.В. Общие проблемы философии науки [текст]: Словарь для аспирантов и соискателей / Н.В. Бряник. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007.-318 с.

2. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум [текст] / П.П. Гайденко. -М.: Прогресс-Традиция. 2003. -528 с.

3. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв). Формирование научных программ нового времени [текст] / П.П. Гайденко. -М.: Наука, 1987. -447 с.

4. Коэн, М., Нагель, Э. Введение в логику и научный метод [текст] / М. Коэн, Э. Нагель. Челябинск: Социум, 2010. -655 с.

5. Мамчур, Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки [текст] / Е.А. Мамчур. -М.: РОССПЭН, 1997. 360 с.

6. Розин, В.М. Наука. Происхождение, развитие, типология, новая концептуализация [текст] / В.М. Розин. -М.: МПСИ, 2008. -600 с.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 343.