1. Определите центральные понятия в учении:
Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, С. Тулмина, Дж. Холтона
Определите характерные черты каждой из стадий исторического развития науки и заполните таблицу.
Классическая | Неклассическая | Постнеклассическая |
3. Распределите факторы развития науки согласно их характеру:
· обусловленность развития науки потребностями культуры и общественно-исторической практики;
· зависимость направленности и характера научных исследований
от доминирующих в обществе социально-ценностных ориентаций;
· влияние гуманитарной и этической составляющих на развитие научных исследований и оценку их результатов.
· огромный запас накопленного научного знания, способствующий
его относительно самостоятельному развитию;
· определенная степень преемственности в эволюции идей, принципов, теорий и методов науки;
· нелинейность развития научных знаний и возможность спонтанных
изменений траекторий их развития (в критических точках исчерпания
прежнего потенциала динамики и роста определенных исследовательских программ);
· взаимодействие и взаимопроникновение содержания и методов
различных отраслей науки, интеграция и дифференциация научного
знания;
· плюрализм научных взглядов, соперничество концепций, идей, теорий.
Внешние детерминанты развития науки (экстерналистский аспект) | Внутренние детерминанты развития науки (интерналистский аспект) |
Проработайте учебный материал, проверьте свои знания, выполнив тест
1. Революция в естествознании конца ХIХ – начала ХХ века привела к утверждению образа науки …
A) как системы устоявшихся знаний;
B) содержащей в окончательной форме ответы на основные вопросы о природе окружающего мира;
C) охватывающей все проблемы окружающей реальности;
D) находящейся в постоянном движении;
E) к синтезу с религией.
2. Всякий принципиально новый подход к научным проблемам с необходимостью требует:
A) разработки новых методов и способов исследования;
B) использования как можно большего количества методов;
C) всестороннего их рассмотрения;
D) приложения известных методов;
E) соответствия господствующей парадигме.
3. Первый этап становления научной рациональности начинается с …
A) Патристики;
B) Эпохи возрождения;
C) Схоластики;
D) Античности;
E) Средневековой философии.
4. Согласно Т. Куну научная рациональность определяется …
A) соответствию идей научной матрице, парадигме;
B) ростом научного знания;
C) доказательностью и системностью;
D) практической подтвержаемостью положений;
E) логике научных положений.
5. Дедуктивный тип научной рациональности есть …
A) знание полученное опытным путем;
B) логический вывод положений из общих предпосылок;
C) выход познания за научные рамки;
D) приведение знаний в соответствие с научной теорией;
E) взаимосвязь положений научного знания.
6. Рациональность в познании исключает …
A) опытное знание;
B) чувственное познание;
C) гипотетическое знание;
D) эмоции и мнения;
E) философское знание.
7. Апелляция к доводам разума и рассудка формирует …
A) эмпиризм;
B) научное познание;
C) обыденное познание;
D) рациональность;
E) научную теорию.
8. Наука своим возникновением и развитием обязана …
A) Арабо-мусульманской цивилизации;
B) Европейской цивилизации;
C) Славянской культуре;
D) Древнеиндийской культуре;
E) Древнекитайской культуре;
9. Первый этап развития научной рациональности характеризуется …
A) индуктивностью;
B) фальсификацией;
C) парадигмальностью;
D) доказуемостью и системностью;
E) дедуктивностью;
10. Критерием научной рациональности по Попперу является …
A) доказуемость знания;
B) проверяемость знания;
C) опровергаемость знания;
D) системность знания;
E) очевидность знания.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Феномен научных революций.
2. Внутридисциплинарные революции.
3. Научные революции и междисциплинарные взаимодействия.
4. Глобальные научные революции как изменение типа рациональности.
5. Логико-математический, естественно-научный и гуманитарный типы научной рациональности.
6. Научная рациональность, ее основные характеристики.
7. Основания научной теории.
8. Понятие научной революции. Виды научных революций.
9. Проблема выбора научной гипотезы, основания и механизм предпочтения.
10. Идеология науки и ее исторические типы.
11. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Первоисточники
1. Кун, Томас. Структура научных революций [текст] / Томас Кун. -М.: Прогресс, 1977. -300 с.
2. Лакатос, И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы [текст] / И. Лакатос. -М.: Наука, 1967. -152 с.
3. Тулмин, Ст. Человеческое понимание [текст] / Ст. Тулмин. -М.: Прогресс. 1984. -328 с.
4. Фейерабенд, П. Наука в свободном обществе [текст] / П. Фейерабенд. -М.: ACT, 2010. -378 с.
5. Холтон, Дж. Тематический анализ науки [текст] / Дж. Холтон. -М.: Прогресс, 1981. -384с.
Основная литература
1. Гришунин, С. И. Философия науки: Основные концепции и проблемы [текст] / Гришунин, С. И. -М.: «ЛИБРОКОМ», 2009. -224 с.
2. Лебедев, С.А. Философия науки [текст]: учеб. пособие / С.А. Лебедев -М.: Альма Матер, 2007. -731 с.
3. Мамзин, А.С. История и философия науки [текст]: Учебное пособие для аспирантов / А.С. Мамзин. -СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
4. Степин, B.C. История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук [текст] / B.C. Степин. -М.: Трикста, 2011. —423 с.
Дополнительная литература
1. Бряник, Н.В. Общие проблемы философии науки [текст]: Словарь для аспирантов и соискателей / Н.В. Бряник. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007.-318 с.
2. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум [текст] / П.П. Гайденко. -М.: Прогресс-Традиция. 2003. -528 с.
3. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв). Формирование научных программ нового времени [текст] / П.П. Гайденко. -М.: Наука, 1987. -447 с.
4. Коэн, М., Нагель, Э. Введение в логику и научный метод [текст] / М. Коэн, Э. Нагель. Челябинск: Социум, 2010. -655 с.
5. Мамчур, Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки [текст] / Е.А. Мамчур. -М.: РОССПЭН, 1997. 360 с.
6. Розин, В.М. Наука. Происхождение, развитие, типология, новая концептуализация [текст] / В.М. Розин. -М.: МПСИ, 2008. -600 с.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 343.