ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятия «стресс» и «стрессоустойчивость»

Проблема изучения стресса и стрессоустойчивости достаточно многогранна и рассматривается специалистами различных областей знаний – педагогики, психологии, биологии, физиологии, медицины и др. Используемые соответственно областям знаний средства и методы позволяют характеризовать стресс с разных точек зрения:

1) как биологическую реакцию организма на воздействие определенных факторов;

2) как состояние характеризующееся активизацией адаптационных механизмов.

Впервые термин «стресс» (в переводе с англ. – давление, нажим, напряжение) был представлен канадским ученым Г. Селье. Ученый рассматривал стресс с позиции биологической реакции организма на действие физических, химических и органических факторов и определил его как совокупность стереотипных филогенетических запрограммированных неспецифических реакций организма, обеспечивающих его первичную подготовку к физической активности, борьбе или бегству.


Приложение Д


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы. Актуальность проблемы развития познавательного интереса на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса ДОУ. Выделение проблемы развития познавательного интереса в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества.

В многочисленных исследованиях доказано, что познавательный интерес оказывает позитивное влияние на качество мыслительной деятельности и усвоение знаний, а также является стимулом для развития волевых качеств (Л.С. Выготский, А.К. Дусавицкий, В.Н. Мясищев, Н.Г. Морозова, А.И. Сорокина и др.), служит основой для совершенствования способностей и склонностей к различным видам творческой деятельности (Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес и др.).

Однако, несмотря на то, что идея саморазвития личности дошкольника прочно утвердилась в педагогических исследованиях, в практике дошкольных образовательных учреждений она не находит должной реализации.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы дошкольных образовательных учреждений, собственной деятельности в качестве преподавателя института дополнительного профессионально-педагогического образования была определена и сформулирована проблема исследования, которая заключается в выявлении педагогических средств развития познавательного интереса у старших дошкольников, обеспечивающего личностное развитие ребенка-дошкольника.

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические средства развития познавательного интереса у старших дошкольников.

Объект исследования – педагогическая деятельность ДОУ по развитию познавательного интереса у дошкольников.

Предмет исследования – педагогические средства развития познавательного интереса у старших дошкольников в ДОУ.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить сущность, структуру, содержание и значение познавательного интереса в развитии личности ребенка-дошкольника; выявить теоретические и практические основания развития познавательного интереса ребенка в педагогической деятельности ДОУ.

2. На основе личностно-деятельностного подхода разработать структурно-функциональную модель развития познавательного интереса у дошкольников, реализуемую в педагогической деятельности ДОУ.

3. Теоретически выявить и экспериментально проверить педагогические средства развития познавательного интереса у старших дошкольников.

4. Разработать рекомендации по развитию познавательного интереса у старших дошкольников.

    Гипотезой исследования является предположение о том, что применение педагогических средств будет способствовать формированию познавательного интереса у старших дошкольников.

При выполнении работы  использовался комплекс методов:

1. общетеоретические (анализ понятийно-терминологической системы, анализ исследований, выполненных в области возрастной и педагогической психологии, изучение и анализ методической литературы по проблеме, построение гипотез, прогнозирование, моделирование);

2. эмпирические (наблюдение, беседа, изучение педагогических средств развития личности в ДОУ, обобщение педагогического опыта);

3. социологические (анкетирование, интервьюирование, опрос воспитателей и родителей);

4. прогностические (моделирование, проектирование), описательные (самоотчет, диалогическая беседа);

5. экспериментальные (констатирующий и опытно-поисковый эксперименты);

6. математическая и статистическая обработка экспериментальных данных.

    Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. на основе личностно-деятельностного подхода спроектирована структурно-функциональная модель развития познавательного интереса у старших дошкольников в педагогической деятельности ДОУ, отражающая процесс перехода от развития к саморазвитию личности дошкольника на уровне устойчивого познавательного интереса;

2. выявлены и экспериментальным путем проверены педагогические средства, включающие субъект-субъектное взаимодействие педагогов, детей и родителей, внедрение активных методов и форм организации познавательно-игровой деятельности, развитие рефлексивных способностей у старших дошкольников в процессе познания;

3. дано авторское определение понятия «процесс развития познавательного интереса у дошкольников», под которым понимается целенаправленный и педагогически организованный процесс перехода от любознательности дошкольника к устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс деятельности, осуществляемый на основе рефлексии и субъект-субъектного взаимодействия взрослого и ребенка в различных видах детской деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволили определить педагогические средства развития познавательного интереса у старших дошкольников. Автором разработаны методические рекомендации по реализации педагогических средств, способствующих эффективности развития познавательного интереса у дошкольников, которые могут быть использованы педагогами ДОУ в практической деятельности, а также в процессе профессиональной подготовки воспитателей ДОУ и системе курсов повышения их квалификации.

Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа, объемом 59 страниц текста с 8 рисунками и 4 таблицами, состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников информации из 41 наименования и 1 приложения.

 


Приложение Е

Пример оформления заключения


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить феномен познавательного интереса, который рассматривается нами как активное природное свойство субъекта деятельности в процессе познания окружающей действительности, максимально развивающегося при реализации следующих педагогических средств: субъект-субъектное взаимодействие педагогов, детей и родителей; внедрение активных методов и форм организации познавательно-игровой деятельности; развитие рефлексивных способностей у старших дошкольников в процессе познания.

2. Рассмотрение в педагогике сущности понятия «познавательный интерес» позволило выделить наиболее значимые позиции: познавательная мотивация, избирательная направленность личности, обращенная к познанию предметной стороны (содержанию) и процессу деятельности, в ходе которого осуществляется развитие рефлексии на внешние практические действия уже в дошкольном возрасте. Объектом рефлексии выступает опыт знаний ребенка о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире и в самом себе; опыт ориентации на определенные условия работы, уровень достижения успеха; опыт сотрудничества, соотносимый с умением осуществлять взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

3. На основе личностно-деятельностного подхода спроектирована структурно-функциональная модель развития познавательного интереса у старших дошкольников, отражающая процесс перехода от развития к саморазвитию личности дошкольника на уровне устойчивого познавательного интереса.

4. Необходимым и достаточным для развития познавательного интереса у старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ, обеспечивающим личностное развитие ребенка-дошкольника, является комплекс следующих педагогических средств: субъект-субъектное взаимодействие педагогов, детей и родителей; внедрение активных методов и форм организации познавательно-игровой деятельности; развитие рефлексивных способностей у старших дошкольников в процессе познания.


Приложение  Ж


Примеры библиографических записей

в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»

Характеристика источника Пример оформления
1 2

Однотомные издания

Описание книги одного автора Немов, Р. С. Психология: учебник для вузов / Р. С. Немов. – М.: Высш. образование, 2008. – 639 с.

Описание книги

2, 3-х авторов

Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.  
Гладилин, А. В. Эконометрика: учеб. пособие для вузов / А. В. Гладилин, А. Н. Герасимов, Е. И. Громов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 297 с.
Переводные Гроссе, Э. Химия для любознательных: основы химии и занимательные опыты / Э. Гроссе,  Х.  Вайсмантель  / пер. с нем., 3-е изд., стер. – Л.: Химия, Ленингр. отд-ние, 1987. – 392 с.

Издания, не имеющие индивидуального автора

Материалы съездов, конференций

Сибирь в исторической перспективе и проблемы сохранения народов и культур: тез. докл. Всерос. науч. конф., приуроченной к Году истории России. (г. Новосибирск, 9-10 ноября 2012 г.). – Новосибирск, 2012. – 120 с.    
 Марьинских, Д. М. Разработка ландшафтного плана как необходимое условие устойчивого развития города / Д. М. Марьинских  // Экология ландшафта и планирование землепользования: тезисы докл. Всерос. конф. (Иркутск, 11-12 сент. 2000 г.). – Новосибирск, 2000. – С.125-128.  
 Скот, Д. Молекулярные механизмы индукции структурных хромосомных мутаций / Д. Скот // XIV Междунар. генет. конгр.: Тез. докл. – М., 1978. – С. 214.  
Сборник научных трудов Актуальные проблемы теории и истории международных отношений: сб. науч. тр. / под ред. Ю. П. Ивонина. – Новосибирск: НГУЭУ, 2013. –256 с.

М ноготомные издания

Издание в целом История русской литературы: в 4 т. / редкол.: А. С. Бушмин, Е. Н. Купреянова, Д. С. Лихачев. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981-1983. – 4 т.
Отдельный том в многотомном издании Жизнь животных: в 7 т. Т. 1. Беспозвоночные / Под ред. Ю. И. Полянского. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 333.