1. Рациональность – это: природная упорядоченности, отраженная в разуме;
способ концептуально-дискурсивного, рассудочного, понятийного, логического понимания мира; совокупность норм и методов научного исследования и деятельности.
Типы научной рациональности: классический тип научной рациональности - стремится при теоретическом объяснении и описании убрать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности; неклассический тип научной рациональности - учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности субъекта, которые направлены на получение этих знаний; постнеклассический тип рациональности - учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами субъективной деятельности.
2. Парадигмы предписывают: методы исследования, видение мира, формы представления проблемных ситуаций, стандарты решения проблем.
Эволюционная стадия развития науки: уточняет факты, породившие парадигму, взаимоуточняет и сближает факты с научной теорией, расширяет теории и уточняет парадигму.
Кризисный период развития научной теории: создает множество новых толкований старой парадигмы, ограничивающих либо отбрасывающих ее ограничения; меняет тематику исследований; увеличивает интерес к аномальным фактам.
Доводы принятия новой парадигмы: новые возможности при решении научных задач, простота, изящество, научный престиж ее авторов.
Основные черты циклической модели развития науки Т. Куна: нормальное состояние науки развивается в рамках парадигмы сообщества ученых; вид фактов, их объяснения и предсказания обусловлены парадигмой; язык парадигмы замкнут и несоизмерим с языками других парадигм; сопоставление парадигм невозможно ни по их отнесению к научным фактам, ни по особенностям теоретического содержания; достижения предшествующих парадигм отвергаются последующими парадигмами; развитие науки представляет собой сосуществование и последовательность революционно сменяемых парадигм, проходящих стадии возникновения, расширения, упадка и гибели (замены).
Исследовательская программа включает в себя: принятое по соглашению твердое, жесткое ядро – совокупность утверждений о структуре исследуемого аспекта реальности; методологию - позитивную и негативную эвристику.
Позитивная эвристика определяет: выбор проблем исследования; способы совершенствования создаваемых по плану программы теорий; контрпримеры и аномалии; изменения той или иной теории.
Негативная эвристика: является рядом правил, указывающих, каких путей, способов и методов следует избегать в научном исследовании; запрещает развивать теории, несовместимые с начальной исследовательской программой; направляет modus tollens (если ложно следствие, то ложна посылка) на «твердое ядро» программы и перенаправляет его на «защитный пояс» гипотез, которые выстраиваются вокруг ядра.
3. Принципы плюралистической модели П. Фейерабенда: Принцип пролиферации (размножения теорий) - разрешает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние достаточно подтверждены и общепризнанны; идея плюрализма теорий -наука как идеология научной элиты должна быть лишена своего центрального места и уравнена с мифологией, религией и даже магией.
Принципы развития науки модели П. Фейерабента: принципиальная нерегулируемость, распространяющаяся на познавательный процесс; наличие неравномерности в развитии научного познания, которая позволяет говорить о хаотичности и незакономерности развития науки как таковой; отрицание необходимости методология случайному и неупорядоченному росту знания.
Тезисы анархистской теории познания: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок; единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип «допустимо все»; можно использовать гипотезы, противоречащие хорошо подтвержденным теориям, развивать науку, действуя контриндуктивно; условие совместимости неразумно, поскольку оно сохраняет более старую, а не лучшую теорию, единообразие подвергает опасности свободное развитие индивида; не существует идеи, сколь бы устаревшей и абсурдной она ни была, которая не способна улучшить наше познание; если наука существует, разум не может быть универсальным и неразумность исключить невозможно.
4. Причины отсутствия общенаучных методов: отсутствие единой науки и наличие множества частных областей знания; непрестанное развитие науки, обусловливающее преходящий характер научных методов; несовместимость в полной мере концептуальных (дисциплинарных) и процедурно-детерминистских (профессиональных) аспектов науки; включенность науки в разнообразные социокультурные контексты, исключающей поиски общенаучных оснований и общие критерии рациональности; отсутствие разделительной линии между наукой и другими знаниями (политикой, этикой, искусством и т.д.), не позволяющего различить научную истину, заблуждения, слухи, предрассудки.
Модель развития науки С. Тулмина: развитие науки в гносеологическом аспекте - изменение популяции понятий, в социальном аспекте – изменение популяции ученых; история науки – это эволюция популяций в процессе их взаимного приспособления; познание опирается на психологию и поведение людей в конкретных ситуациях; такое понимание устанавливается популяцией ученых и передается от одного индивида или поколения к другому; наука как целое растворяется в индивидуализированных коллективах ученых, а дисциплинарный аспект (популяция понятий) обусловливается профессиональным аспектом (популяцией ученых); существенно не то, как отбираются концептуальные варианты, а то, как в конкурентной борьбе за авторитет в какой-либо научной специальности новые индивиды, ассоциации, журналы и научные центры сменяют друг друга.
Модель тематизации науки Дж. Холтона: возникновение нового знания оказывается событием, в котором нашли отражение индивидуальность ученого, состояние публичного научного знания в данное время и особенности социальных факторов, включая общий культурный контекст эпохи; тематический анализ науки состоит в показе обусловленности науки приверженностями ученых избранным темам, направлениям исследований еще до начала деятельности ученых, в процессе их формирования как творческих личностей в воспитании и образовании под влиянием социальной среды, мировоззрений, темперамента и других вненаучных факторов; изучение глубинных предубеждений, на которых основывается деятельность ученых, связывает анализ науки с рядом других областей исследований, включая исследования человеческого восприятия и познания, процессов обучения и мотивации и даже выбора профессии; сосредоточение на решении определенных преемственных, хотя и видоизменяющихся тем, служит стимулирующим фактором развития науки, выбора направлений исследований, формирования научных школ и длительных научных дискуссий.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое рациональность?
2. Что такое парадигма?
3. Что такое научная революция?
4. Какие существовали типы научной рациональности?
Тексты для анализа
Вопросы и задания к текстам
1. Как Л. Лаудан понимает научную рациональность?
2. Проведите анализ концепции научного развития Т. Куна.
3. Как происходит научное развитие согласно концепции П. Фейерабенда?
4. Опишите концепцию научного развития С. Тулмина?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 310.