Экспериментальная часть выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экспериментальная часть (55% от общего объема работы), включает описание общей методики и основных методов исследования, описание проведения экспериментального исследования, математическую обработку полученных в ходе эксперимента данных,  анализ результатов исследования и краткие выводы по главе.

Практическая часть работы может быть представлена таблицами, чертежами, схемами, графиками, диаграммами и т.д. Её состав уточняет руководитель ВКР.

Экспериментальная часть работы представлена во второй главе, содержит описание программы самостоятельного экспериментального исследования и состоит из 2 – 3 параграфов. В этой главе должно быть подробно и последовательно изложено содержание выполненного исследования, описаны и проанализированы все полученные результаты.

В части, посвященной описанию экспериментального исследования, необходимо указать суть эксперимента, оценить точность и достоверность полученных данных, сопоставить их с теоретическими данными.

Планом исследования, реализованным во второй главе, предусматривается:

1. Подбор методического материала (конкретные психологические методики с данными об их валидности, надежности и объективности). Количество методик для выполнения исследования в рамках ВКР должно быть не менее четырех.

Основными методами научного исследования являются: общенаучные и психологические методы. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. В рамках  выпускной квалификационной работы чаще всего проводят психодиагностическое обследование с использованием небольшого набора методик. Количество методик, входящих в комплекс, зависит от цели и задач работы. На этапе планирования комплекс методик необходимо согласовать с научным руководителем.

При выборе методик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств. При этом следует помнить, что для всестороннего изучения какого-либо психического явления необходимо, чтобы в получаемых данных оно было представлено объемно:

Ø в качественных и количественных характеристиках;

Ø в сопоставлении актуального статуса и общих тенденций изменения и развития;

Ø в сочетании данных самонаблюдения, субъективных оценок и объективных данных, получаемых методами анализа продуктов деятельности, аппаратурной регистрации и т.д.

Рекомендуется отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению. В руководстве должны быть представлены развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, отражены количественные и качественные результаты апробации, даны рекомендации относительно формы и содержания заключения и другие необходимые составляющие в соответствии с требованиями стандартов. Подробное описание методик должно быть представлено в приложении работы со ссылками на первоисточники.

При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности.  Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели.

Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одной, могут быть подтверждены данными, полученными по другим методикам.

Перечисление методик в тексте выпускной работы должно сопровождаться кратким описанием цели их применения, т.е. для получения каких именно характеристик, показателей и свойств они использовались в исследовании.

2. Подбор выборки, на которой будет проводиться экспериментальное исследование.

Необходимо дать полное описание выборки испытуемых, участвующих в эксперименте: пол, возраст, класс (группа), школа (др. учреждение), другие характеристики (условия обучения и воспитания, наличие экспериментальных программ и специального режима и др.); а также обоснование репрезентативности выборки.

3. Очередность и сроки проведения серии экспериментов

Если планируется проведение констатирующих и формирующих экспериментов, то необходимо дать полное описание всех этапов, а также характеристики контрольной и экспериментальной групп.

4. Описание условий и процедуры эксперимента

5. Описание применяемых методов математико-статистической обработки данных, полученных в экспериментальном исследовании

Для определения способов математико-статистической обработки необходимо оценить тип решаемой задачи и характер распределения эмпирических данных.

Чаще всего в процессе экспериментального исследования в рамках квалификационной работы решаются такие типы задач:

Задача 1. Дать сжатую информативную характеристику психологических особенностей какой-либо выборки.

Задача 2. Выполнить группировку и классификацию объектов.

Для решения таких задач применяют вычисление мер центральной тенденции распределения (среднего арифметического значения выборки, моды, медианы) и стандартного отклонения (δ), графическое представление данных.

Задача 3. Сравнить между собой две или больше выборок (установить сходство или различие):

а) для оценки динамики изменения какого-либо признака: например, эффективности психокоррекционной, консультативной, терапевтической и др. работы;

б) для оценки значимости различий в уровне развития какого-либо признака между разными группами;

в) для оценки степени согласованности изменений двух и более признаков (корреляционный анализ).

Оценка полученных в эксперименте результатов производится также на основании определенных критериев, которые позволяют выполнить качественный анализ экспериментальных данных.

При выборе метода статистической обработки эмпирического материала можно воспользоваться следующей таблицей разработанной Л.В. Скрипко[5], приведенной в «Приложении И».

Исследование проводится в соответствии с намеченным планом и заключается в сборе и фиксации фактического материала, позволяющего подтвердить рабочую гипотезу и сделать предварительные выводы об изучаемом явлении.

Описание результатов исследования необходимо иллюстрировать графиками, таблицами, диаграммами. Полные копии протоколов эксперимента представляются научному руководителю на этапе сдачи чернового варианта работы, а исходные данные должны быть представлены в работе в виде сводных таблиц. Если таблицы громоздкие, то их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить и несколько наиболее интересных или типичных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых и т.д. Расчетные таблицы, как правило, в тексте второй главы не приводятся, а помещаются в приложении. В тексте используются обобщенные данные из расчетных таблиц: они служат аргументами при интерпретации результатов экспериментального исследования и формулировании выводов.

В конце второй главы необходимо сделать выводы по эмпирической части исследования. Выводы должны кратко отражать результаты анализа полученных в ходе исследования данных и обосновывать доказательство гипотезы.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 204.