Особенности обучения детей с нарушением слуха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. При нарушениях слухового анализатора страдают речь, психологическое развитие ребенка; происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Первичный дефект слухового анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые в свою очередь являются причиной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха второго, третьего, четвертого порядка все более искажает и обедняет структуру развития познавательной деятельности не слышащего ребенка.

В случае, если слабослышащий ребенок находится в массовом классе (группе) учитель должен в первую очередь проследить за тем, чтобы ребенку было хорошо слышно все, что происходит в классе. В связи с этим очень важно правильно посадить ребенка: лучше всего посадить его за первую или вторую парту. Кроме того, учитель должен постоянно контролировать работу такого ученика, чтобы выяснить, правильно ли он понял объяснения учителя, предложенное задание и т.п. Особенно важно это при письме под диктовку или выполнении других видов работ с опорой на слуховой анализатор.

Учителю, работающему в классе, в котором обучается слабослышащий ребенок, важно знать, как можно больше об особенностях глухих и слабослышащих, о своеобразии развития речи таких детей и восприятия ими речи окружающих, о том, какую роль выполняет слуховой аппарат и много другое.

Обучение детей с нарушением слуха рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов:

  • наглядности,
  • индивидуализации,
  • коммуникативности на основе использования информационных технологий, разработанного учебно-дидактического комплекса, включающего пакет специальных учебно-методических презентаций,
  • использования учебных пособий, адаптированных для восприятия детьми с нарушением слуха,
  • использования электронного контролирующего программного комплекса по изучаемым предметам для детей с нарушениями слуха.

Общей проблемой для всех детей с нарушенным слухом является быстрый темп речи педагогов, практическая невозможность быстро воспринимать предлагаемый материал, одновременно слушать и вы­полнять какие-либо инструкции педагогов.

Старайтесь делать небольшие паузы (3-4 мин) после объяснения какого-либо вопроса, чтобы ребенок мог понять воспринятое.

Не бойтесь два - три раза повторить основные положения предлагаемого материала. Используйте как можно шире иллюстративный материал.

Нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызва­ны непониманием инструкции, непривычной формулировкой вопроса, незнанием требований педагога. Следует обязательно проверить, как понято задание. Время, затраченное на проверку понимания инструк­ции или требования, окупается с лихвой при выполнении работы или ответе.

Не задавайте вопросов "Понял?", "Понятно?" Не верьте одно­сложным ответам школьников "Да" и "Нет". Потребуйте рас­крыть, что значит "Да", что скрывается за "Нет". Попросите повторить инструкцию полностью или фрагмен­тарно. Задавая вопрос, обязательно требуйте его повторения вслух.

Во время Вашего монолога следите за тем, насколько Ваш уче­ник Вас понимает. Время от времени просите повторить Ваши слова.

 

Начинать разговор необходимо с привлечения внимание своего собеседника. Если его слух позволяет, назовите его по имени, если нет – слегка положите ему руку на плечо. Не следует излишне выделять что-то. Кричать, особенно в ухо, нельзя.

Всегда располагайтесь лицом к источнику света. Прежде чем на­чать говорить что-либо, надо привлечь к своему лицу зрительное вни­мание человека с нарушенным слухом, дождаться или добиться, чтобы он на Вас посмотрел.

Всегда сами смотрите в лицо ребенку с нарушенным слухом при разговоре с ним, не только во время Вашего высказывания, но и когда слушаете его. Сразу повторяйте вслух его слова, как эхо, особенно если он задает вопрос.

Стройте фразу так, чтобы в ней был естественный порядок слов, чтобы начиналась фраза с заведомо воспринимаемых ("видимых") слов, ответ на вопрос ребенка начинайте или с двух-трех слов, содержащихся в вопросе, или с повторения вслух вопроса.

Во время говорения старайтесь не кивать головой, не размахивать руками (не жестикулировать), не прикрывать рот, не поворачиваться спиной к ученику или к классу.

Ваша реакция на какую-либо ситуацию или реплику со стороны должна быть понятна или немедленно объяснена глухому (слабослышащему) человеку.

Будьте к собеседнику доброжелательным, не показывайте свое­го недовольства или раздражения, вызванного непониманием вашей речи.

Овладевайте способами оперативной помощи ему во время беседы или урока:

- повторить фразу в более медленном темпе с тем же поряд­ком слов;

- переставить слова во фразе;

- заменить то или иное слово без изменения смысла фразы;

- написать ключевое или непонимаемое слово;

- написать всю фразу.

 

Необходимо проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха, своевременно оказывать помощь каждому ребенку, развивать веру в собственные силы и возможности.

Учебно-методические презентации являются одной из организационных форм, которые можно использовать в процессе обучения детей с нарушением слуха. С целью сокращения объема записей целесообразно использовать опорные конспекты, различные схемы, придающие упрощенный схематический вид изучаемым понятиям.

    Читать таких детей учат с помощью таблички с печатными словами. Очень трудно научить слабослышащего произносить звуки, ему легче выговаривать слова целиком. Важно, чтобы ученик понимал значение слова, а не только умел его произносить.

Таких детей обучают письму параллельно чтению. Это не менее трудное занятие, чем чтение. Ребенку очень сложно научиться писать, не слыша звуков. Но вы должны подойти к этому процессу творчески. Используйте разные цвета пишущих предметов, позволяйте ему писать в произвольной форме на листе. Постарайтесь его заинтересовать, и обучение принесет свои плоды. Позже письмо станет более аккуратным.

 

Необходимо требовать от ребенка с нарушенным слухом, чтобы он всегда смотрел на говорящего. Важно следить за тем, чтобы слабослышащий ребенок быстро отыскивал говорящего и переводил взгляд с одного говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка. Для этого нужно постоянно контролировать ученика со сниженным слухом в разных формах, например: «повтори, что я сейчас сказала», «что сказал Боря?», «продолжи, пожалуйста», «расскажи, что мы изучали сегодня на уроке», «повтори, о чем рассказывала Вера» и т.п.

Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока. В то же время нельзя допускать, чтобы он не понял что-нибудь важное. Оставленный без внимания даже небольшой пробел в знаниях ведет к непониманию последующих разделов учебного предмета. Поэтому школьников со сниженным слухом нужно контролировать на каждом занятии.

Учителя часто предлагают слабослышащему ученику выполнять письменную самостоятельную работу в то время, когда класс работает устно. Так делать не рекомендуется, поскольку в этом случае ребенок «выпадает» из определенного вида работы и может даже не знать, чем занимались в это время одноклассники. Кроме того, ребенок не совершенствует своих умений и навыков в устной фронтальной работе.

 

Существует ряд особенностей в обучении младших школьников с нарушением слуха, которые учитель должен обязательно знать и учитывать в своей работе.

На уроках русского языка нужно работать над грамматической правильностью речи, нарушения которой характерны для детей с патологией слуха. Но плохослышащего младшего школьника нецелесообразно перегружать формально-языковыми упражнениями (поиски орфограмм в словах, грамматический разбор по членам предложения и частям речи, заучивание правил и т.п.). Учитель должен предложить ребенку такие задания, чтобы он мог как можно больше упражняться в составлении словосочетаний и предложений, коротких текстов в рамках изучаемой темы. Это будет способствовать корректированию и закреплению у слабослышащего ученика навыков грамматически правильной речи.

Учитель также должен уделять внимание коррекции звукобуквенного состава слов у слабослышащего ребенка. Для этого достаточно использовать возможности учебника.

Определенные трудности могут возникнуть у детей с нарушением слуха при написании диктантов и изложений. Если ребенок по состоянию слуха не способен воспринимать диктуемый текст, его лучше освободить от этого задания. Для такого ученика можно провести диктант отдельно, после уроков, обеспечив восприятие диктуемого текста на слухо-зрительной основе.

Детей с нарушением слуха следует специально готовить к написанию изложений. Таким детям нужно дать текст изложения для однократного прочтения «про себя». Потом они еще раз прослушают текст вместе со всеми. Если в тексте изложения встречаются слова, которые глухой или слабослышащий ученик может не знать, учитель должен заранее объяснить ему значение и правописание этих слов. Особенно следует остановиться на ключевых словах, образующих ядро текста. Ребенка следует заранее познакомить и с наиболее сложными грамматическими конструкциями текста. Если ребенок испытывает трудности уже в ходе письменного пересказа, рекомендуется дать ему заранее подготовленные вопросы по тексту.

На уроках чтения ребенку с нарушением слуха сложно сразу включиться в работу над литературным произведением. У него могут возникнуть как чисто языковые проблемы (непонятные слова или грамматические конструкции), так и проблемы в понимании смысла отдельных частей текста, диалогов, описания и т.д.

На уроках математики у детей с нарушением слуха может вызвать затруднение понимание словесного условия задачи. В таких случаях нужно проверить, как ученик понимает ситуацию, описанную в задаче. Особое внимание следует обратить на слова и словосочетания в задаче, которые несут математическую нагрузку («например», «поровну», «дали по...», «раздали каждому...», «больше на...», «меньше в...», «больше, чем...» и др.). Эти понятия достаточно сложны, поэтому лучше начать их отработку с глухими и слабослышащими учениками заранее с помощью наглядно-действенных упражнений.

Обучение и воспитание в массовой общеобразовательной школе детей с недостатками слуха, отличающихся характерными речевыми особенностями, — сложный трудоемкий процесс, требующий от педагога не только терпения и любви к ребенку, но и определенных специальных знаний.

 

 

6.2. Особенности обучения детей с нарушением зрения.

 

Учитель должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ученика. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой - на осязание, третий - на осязание и зрение.

1. В случае если у ребенка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

2. В процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой ученика с нарушением зрения, прежде всего в младших классах. Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения можно использовать подставки.

3. Учителю следует знать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 - 20 минут.

4. Учителю следует помнить, что темп письма и чтения слепого или слабовидящего ниже. В связи с этим используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.

5. На уроках математики необходимо использовать, с одной стороны, компенсаторные механизмы памяти (устный счет), с другой стороны - прибор прямого чтения.

6. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует или, когда проводит опыт.

7. Словарную работу следует проводить на каждом уроке, а не только на уроках родного языка, т.к. для многих слабовидящих характерен вербализм, который объясняется обедненностью опыта и отсутствием за словом конкретных представлений.

8. Необходимо проводить специальную работу по ориентировке. Работу по обучению ориентированию следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, с планом, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранённые и нарушенные анализаторы.

 

Организация работы в классе

• Очень важны порядок и точность. По возможности позаботьтесь о специальном шкафчике для школьных принадлежностей. Научите слабовидящего ученика самостоятельно находить свой материал. Введите определенную структуру.

• Предупреждайте ученика, если в классе меняется месторасположение стола и стульев.

• Не оставляйте двери и шкафы открытыми и приоткрытыми.

• Старайтесь как можно меньше стоять против света.

• Разрешайте ученику вставать со своего места, чтобы лучше Вас понять или лучше видеть дос­ку. Большая подвижность иногда лучше специального места ближе к доске, которое выделяет ученика и иногда мешает другим. Если же из-за организации класса такое отдельное место все же необходимо, способствуйте тому, чтобы слабовидящий ученик чувствовал себя среди од­ноклассников на равных.

• Мотивируйте слабовидящего ученика к активным движениям. Научиться двигаться и ориенти­роваться в пространстве очень важно для его самостоятельности. Научите его также ориенти­роваться в классе и в здании школы. Важны как систематические упражнения, так и поддержка навыков.

• На парте (регулируемой по высоте и с бортиками) у ученика должно быть дополнительное ме­сто для лампы, лупы и других тифлоприборов.

• Старайтесь словесное описание действий, предметов и ситуаций сочетать для слабовидящего ученика с собственным изучением материала на ощупь.

• Дети с нарушением зрения иногда имеют различные формы тика. Стремитесь к тому, чтобы они избавились от этого. Поддерживайте правильное поведение. Как можно больше привле­кайте такого ребенка к спортивным и игровым мероприятиям.

• Используйте парные и групповые формы работы на уроке, когда один ученик в паре/группе ви­дит лучше.

• Во время демонстрации учебных материалов давайте их по возможности ученику подержать в руках.

• Разрешайте учащимся во время работы с доской подходить к доске без специального разреше­ния.

• Поступающие в помещение прямые солнечные лучи могут создавать блики, которые ухудша­ют условия зрительной работы. Для защиты глаз от прямого слепящего действия солнечных лучей в учебных кабинетах рекомендованы к применению подъемно-поворотные жалюзи на окнах.

• Согласно существующим нормам в школах для слабовидящих детей уровень освещенности на рабочих местах (поверхность стола, парты) должен быть не ниже 500 люксов (лк). Оптималь­ный же уровень освещенности для этих школ— 1000—1500 лк (В. И. Белецкая). В актовых и спортивных залах, столовых, буфетах— 400 лк. В рекреациях, коридорах, изоляторах—300 лк, в спальных комнатах интернатов, вестибюлях, гардеробах, на лестницах—200 лк, в санузлах— 100 лк.

• Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или за­крыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, что­бы свет падал с противоположной стороны. Рекомендовано ношение солнцезащитных очков.

• Если обучающийся нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть осве­щено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика.

Работа с доской

• Классная доска и учебные парты не должны иметь глянцевую поверхность.

• Рекомендуется использовать указки с ярким наконечником.

• Важно правильно расположить школьную доску (желательно зеленого цвета). Введите струк­туру написанному на доске. Следите за почерком. Доска должна быть чистой. Используйте мягкий желтый или белый мел (сильнее нажимайте на мел).

• Всегда произносите вслух то, что пишете на доске.

• По возможности дайте ученику пособие, откуда Вы взяли урок или задания, вместо того, что­бы он все переписывал с доски.

Письмо

• Снизьте требования к письму. Не ждите, что слабовидящий ученик будет писать так же, как остальные ученики.

• С другой стороны, не преувеличивайте визуальные возможности ученика, исходя из его по­черка. Многие слабовидящие ученики могут писать красиво и аккуратно.

• Делайте исправления в письменных работах крупным шрифтом (ориентируйтесь на размер букв, написанных учеником).

• Используйте для письма листы с жирной разлиновкой, разрешите писать фломастером.

• В старших классах можно выполнять письменные задания на компьютере.

• В целях лучшей ориентировки при работе с карточками на листе срезается нижний правый угол. Это ориентир: верх - низ, право - лево.

• Ребенок с нарушением зрения всегда будет медленнее остальных учеников. Поэтому давайте ему больше времени или сократите количество упражнений, особенно если Вы уверены, что он понял материал.

• Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15-20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индиви­дуальных особенностей, она не должна превышать 10-20 минут.

• Словарную работу следует проводить на каждом уроке, а не только на уроках родного языка, т.к. для многих слабовидящих характерен вербализм, который объясняется обедненностью опыта и отсутствием за словом конкретных представлений.

• Слабовидящим обучающимся рекомендовано использовать ручки с черной (для записи учебно­го материала) и зеленой (для графических работ) пастой.

• Подготовка руки к письму осуществляется через коррекцию недостаточно сформированного тактильного восприятия, через различные виды предметно-практической деятельности (лепка, мозаика, конструирование, работа со штампами). Коррекция зрительно-двигательной и мотор­ной координации проходит через пальчиковую гимнастику, перевод крупных деталей через ко­пирку, штриховку и прорисовку мелких деталей.

 

Чтение

• Не делайте замечаний, если слабовидящий ученик держит учебник слишком близко к глазам. Но знайте: чем ближе к странице, тем меньше обзор.

• Используйте подставки для книг и настольное освещение.

• Больше материала излагайте на бумаге. Применяйте соответствующий шрифт, например, Arial (курсив или жирные буквы часто усложняют чтение).

• Мотивируйте учащихся на использование вспомогательных увеличительных тифлосредств.

• Тщательно нумеруйте страницы (например, как в словарях, где выделена начальная буква слов). Используйте закладки или скрепки, чтобы проще находить нужные страницы или главы.

• Учитель начальной школы обязательно должен использовать шаблон при чтении. Это окошеч­ко, куда помещаются два-три слова или две-три строчки.

• По возможности копируйте текст с увеличением.

• Структурируйте текст по абзацам.

• Используйте полуторный или двойной интервал между строк.

• Выделяйте маркировкой ключевые слова или главную мысль в тексте.

• Уделяйте особое внимание материалу для чтения. Учитывайте то, какая контрастность лучше всего подойдет слабовидящему ученику (подскажет дефектолог). Обратите внимание на каче­ство раздаточного материала: бумага должна быть матовая, а не глянцевая.

• Используйте фоны, улучшающие зрительное восприятие при демонстрации объектов. Наибо­лее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), ко­ричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать пред­мет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях. Предметы должны быть крупными, яркими по цвету, точными по форме и деталям.

• При рассматривании картин, иллюстраций ребенок должен находиться ближе к демонстраци­онному материалу.

• При изготовлении наглядных материалов соблюдайте пропорциональные отношения величин, соотношение с реальным цветом объектов, высокий цветовой контраст, четкое выделение ближнего и дальнего плана.

• Давайте ученику возможность заранее готовить тексты к урокам литературы, истории, геогра­фии.

• Желательно проводить специальную работу по ориентированию на всех занятиях, где матери­ал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, с планом, на занятиях по рисованию. При этом важно использовать все сохранённые и нару­шенные анализаторы.

• Дополнительно используйте ручные лупы (подбирается индивидуально с не менее чем 4-х кратным увеличением), полоски темно-зеленого цвета 5*20 см (используется в 1-2 классах при построчном чтении).

• Через каждые 10-15 минут ученик должен 1-2 минуты отдохнуть, делая специальные упражне­ния для глаз.

 

Признаки утомления глаз

• боль в глазах,

• болит голова,

• зуд или жжение в глазах,

• нарушение координации, замедленность выполнения мелких движений,

• длительные отвлечения, зевота,

• глаза слезятся,

• чрезмерная светочувствительность,

• покрасневшие глаза.

 

 

6.3. Особенности обучения детей с нарушением

Опорно-двигательного аппарата (ОДА).

 

 

Дети с ДЦП представляют собой многочисленную группу лиц, имеющих различные двигательные патологии, которые часто сочетаются с нарушениями в познавательном, речевом, эмоционально-личностном развитии. Обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях:

  • посильная медицинская коррекция двигательного дефекта;
  • терапия нервно-психических отклонений;
  • купирование соматических заболеваний, должно сочетаться с лечением на базе поликлиники, занятиями ЛФК и логопедическими занятиями на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра.

Специфика поражений ОДА может замедленно формировать такие операции, как сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственной зависимости, неточность употребляемых понятий. При тяжелом поражении нижних конечностей руки присутствуют трудности при овладении определенными предметно-практическими действиями. Поражения ОДА часто связаны с нарушениями зрения, слуха, чувствительности, пространственной ориентации. Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить фигуры, складывать из частей целое. В письме выявляются ошибки в графическом изображении букв и цифр (асимметрия, зеркальность), начало письма и чтения с середины страницы; Нарушения ОДА проявляются в расстройстве внимания и памяти, рассредоточенности, сужении объема внимания, преобладании слуховой памяти над зрительной. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, проявлении страхов, склонности к колебаниям настроения.

Педагогу важно знать и учитывать, что все дети с наруше­ниями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни и обучения. Воздействие на ребенка, имеющего отклонения в развитии, должно способствовать достижению двух целей:

1. Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Педагог всег­да должен учитывать состояние ребенка в конкретный момент времени. Важно помнить, что первая за­дача - создать базис, на основе которого ребенок смо­жет изменяться, почувствует себя лучше и будет готов проявлять самостоятельную активность. Только после этого можно будет сделать следующий шаг в познании окружающего мира.

2. Границы возможностей ребенка должны расширяться. Важно стимулировать все способности ребёнка и доби­ваться его максимально возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна.

О.В. Титова предлагает этапы коррекционно-развивающей работы:

1 этап. Обучение ориентировке в схеме собственного тела.

2 этап. Обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве.

3 этап. Обучение восприятию пространственных отношений между предметами.

4 этап. Обучение ориентировке на плоскости.

Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с недостаточностью опорно-двигательного аппарата во многом решаются с опорой на предметно-практическую деятельность. Технология обучения захвату. Разработка мелкой моторики.

При реализации содержательного компонента необходимо:

1.  Постановка практических и познавательных задач.

2.  Целенаправленные действия с дидактическими материалами.

3.  Многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения; дидактические игры; создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

4.  Наглядные методы: обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира; рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

5.  Словесные методы: речевая инструкция, беседа, описание предмета; указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания; метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком); вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие); педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

6. Информационные методы — беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, Интернет-сети, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи;

7.  Практически-действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность;

8.  Нетрадиционные методы — арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), ритмика, иппотерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами верховой езды);

9.  Побудительно-оценочные методы: педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание

При общении с ребенком в инвалидной коляске, нужно сделать так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. На неё нельзя облокачиваться. Нельзя начать катить коляску без согласия, сидящего в ней. Нужно спросить, необходима ли помощь, прежде чем оказать ее. Необходимо предложить помощь при открытии дверей или наличии в помещениях высоких порогов. Если предложение о помощи принято, необходимо спросить, что нужно делать, четко следуя инструкциям. Передвигать коляску нужно медленно, поскольку она быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Всегда необходимо лично убеждаться в доступности мест, где запланированы занятия.

При общении с людьми, испытывающими затруднения в речи, не следует: – перебивать и поправлять. Необходимо быть готовым к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет больше времени. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка. При общении с людьми с гиперкинезами (непроизвольными движениями тела или конечностей):

  • во время разговора не отвлекайтесь на непроизвольные движения собеседника, потому что можете пропустить что-то важное;
  • при гиперкинезах встречаются затруднения в речи.

Рекомендации для педагогов при работе с детьми с нарушениями ОДА.

1. У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно вне­запно, может вызвать резкое усиление спазма, поэтому: следует избегать резких внешних воздействий; педагог должен приближаться к ребёнку со стороны лица, а если это невозможно, нужно словесно обозначить свои дейс­твия; нельзя сажать детей с ДЦП спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку.

2. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; на­пример, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания).

3. В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).

4. Необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.

5. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, не­обходимое число повторений, подчеркнутое артику­лирование.

6. Так как темп деятельности у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата замедленный, следует увеличить время, отведённое на выполнение за­даний, и категорически исключить задания на время.

7. На занятиях соблюдать двигательный режим, обязателен перерыв на физкультминутку.

8. Ребенку с нарушениями ОДА необходима сопровождающая помощь дефектолога, специального психолога, логопеда.

9. При обучении письму необходимо сформировать готовность руки с помощью специальных упражнений

10. Понаблюдав за ребенком первое время, педагогу необходимо определить, как ребенку лучше отвечать: стоя или сидя.

11.  Варьировать объём и формы выполнения письменных работ, чтоб ребенок успевал за темпом работы, не переутомлялся. Чтоб была возможность для формирования учебных навыков.

 

Дифференцированный и индивидуальный подход, а также создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особен­ности детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, поможет ребёнку лучше усваивать программу.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 241.