Имеющими тяжелые нарушения речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особое внимание уделяйте созданию условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма.

  • Уделяйте внимание созданию обстановки эмоционального благополучия детей в группе.
  • Воспитывайте общее и речевое поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания и сознательного восприятия речи.
  • Развивайте зрительную, слуховую, вербальную память.
  • Расширяйте кругозор детей на прогулках, в режимных моментах, бытовых ситуациях.
  • Уточняйте имеющийся словарь детей, расширяйте пассивный словарный запас, активизируйте его по лексико-тематическим циклам.
  • Формируйте обобщающие понятия.
  • Развивайте представления детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов.
  • Обучайте детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.
  • Развивайте общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
  • Обучайте детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.
  • Развивайте память детей путем заучивания речевого материала разного вида.
  • Формируйте навыки словообразования и словоизменения в различных играх и в повседневной жизни.
  • Формируйте предложения разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации.
  • Развивайте диалогическую речь детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
  • Развивайте умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий.

                                                                

Рекомендации педагогам по организации работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

 

На уроках, для данной категории учащихся, требуется особый речевой режим. Речь педагога должна быть небыстрой, четкой, разборчивой с подчеркнутой артикуляцией. Также она должна состоять из коротких и ясных по смыслу предложений. Чаще проводить совместное произношение коротких предложений (сопряженная речь), стихов, рассказов, ответы на вопросы, закрепляя самостоятельным повторением.

Задачи, которые учитель ставит в учебном процессе необходимо детализировать, инструкции должны носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.

    Способами организации индивидуального подхода на уроке при обучении школьника с ТНР могут быть различными. Назовем некоторые из них:

1. Использование специальных индивидуальных карточек и табличек, позволяющих перевести изучаемый материал на наглядную основу

- на уроке обучения грамоте использовать карточки-символы, позволяющие запомнить и отграничить написание смешиваемых букв;

- наглядное моделирование, графическое изображение предметного содержания задач на уроках математики, предметного содержания, введение предметно-практических способов решения задач.

2. Специальная организация словарной работы:

- семантизация незнакомых слов или слов, значение которых требует уточнения, проводится перед чтением текста с использованием приемов толкования, доступных ученику;

- лексические единицы группируются для предъявления ученикам не в порядке их следования в тексте, а в соответствии со способом семантизации. Это позволяет создать у учащихся ориентировочную основу и включить их в этот процесс, активизировав их собственные знания и представления.

3. Использование различные методов моделирования грамматического материала. Например: схемы предлогов с пространственным значением с целью формирования у детей обобщенных представлений о значениях этих предлогов.

4. Учителю необходимо учитывать, что у детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается недостаточность непроизвольного речевого внимания и памяти. Поэтому неправомерно рассчитывать на то, что учащиеся постепенно смогут неосознанно запомнить содержание многочисленных таблиц и табличек, помещенных на стенах класса. Большего эффекта можно добиться при условии, если учитель будет постоянно обращаться к содержанию памяток и плакатов, всякий раз добиваясь осознания их содержания детьми с ТНР, и специально из урока в урок обучать детей умению работать со справочным материалом.

5. Исправление ошибок в процессе учебного высказывания не должно мешать ребенку формулировать свою мысль, сбивать его, создавать психологический дискомфорт. Количество замечаний, их место (во время ответа или после), личность того, кто их делает (учитель, кто-то из детей, или за качеством речи следит весь класс), определяются степенью речевого недоразвития, способностью самого ребенка осуществлять самоконтроль. Выработке правильной речи способствуют также предварительная установка: «Говори правильно, красиво, не торопись, думай, как лучше рассказать о ... так, чтобы тебя все поняли» и т. п., и качественная оценка учителем ответа с точки зрения его грамматического оформления. Перед замечанием нужно сначала похвалить ребенка (хотя бы за то, что он постарался ответить самостоятельно), а затем подвести его к правильному ответу.

6. При проведении текущего опроса на уроке и контрольных мероприятий необходимо учитывать характер речевых нарушений, в частности:

- для заикающихся детей целесообразным является увеличение времени для устного ответа, предоставление времени на подготовку ответа, замена устного ответа письменным;

- для детей с нарушениями письма и чтения время выполнения задания может быть увеличено, может быть при необходимости представлена аудиозапись задания или задание зачитывается ребенку вслух.

Так же целесообразно использовать на уроках речевые разминки:

для уроков русского языка: проговаривание отдельных слов, трудных для произношения, правил, терминов;

для уроков математики: проговаривание терминов, выводов, правил, названий инструментов, измерительных приборов, мер, геометрических фигур, тел, названий действий и их компонентов, чтение примеров и т. д.;

для уроков истории: проговаривание дат, названий государств, городов, название войн и других исторических терминов;

для уроков географии: проговаривание географических названий, терминов, понятий, названий инструментов и приборов;

Для уроков биологии, химии, физики: проговаривание терминов, понятий, правил, трудных слов, чтение задач, упражнений;

для уроков ИЗО: проговаривание названий инструментов, красок, видов работ, терминов, проговаривание плана предстоящей или проделанной работы;

для уроков УФК: проговаривание спортивных терминов, названий инвентаря, видов упражнений, названий видов спорта и т. д.;

для уроков труда (технологии): проговаривание названий инструментов и материалов, операций, изделий, видов работ, названий профессий, проговаривание плана предстоящей или проделанной работы.

 

Все приемы и методы должны соответствовать возможностям учащихся с ТНР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 248.