в режиме образовательного учреждения
Год
Содержание
1. Общие положения
2. Законодательные основы образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов
3. Понятия, категории, критерии
4. Характеристика нарушений
5. Общие принципы и правила коррекционной работы
6. Рекомендации учителям по обучению детей-инвалидов и детей с ОВЗ
6.1. Особенности обучения детей с нарушением слуха
6.2. Особенности обучения детей с нарушением зрения
6.3. Особенности обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА)
6.4. Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР)
6.5. Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
6.6. Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
6.7. Особенности обучения детей с легкой умственной отсталостью
7. Рекомендации по формированию толерантного отношения обучающихся к детям-инвалидам и к детям с ОВЗ
Терминологический словарь
Список литературы
Приложение:
Конспект занятия для детей 6-7 лет по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ «Пойми меня»
Классный час по толерантности в начальной школе (1-4 классы)
Классный час «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди» (5 – 7 классы)
Классный час «Не зовите меня Франкенштейном» (8 класс)
Классный час «Сострадание. Право на лучшую жизнь» (8–9-е классы)
Классный час «Формирование толерантности» (5 – 7 классы)
Общие положения
Образование – право каждого человека,
имеющее огромное значение и потенциал. На
образовании строятся принципы свободы,
демократии и устойчивого развития… нет
ничего более важного, никакой другой миссии,
кроме образования для всех…
Кофи Аннан, 1998
В мае 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о начале Десятилетия детства в России, которое охватывает период с 2018 года и до конца 2027 года. Поддержка семей, имеющих детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья нашла отражение в плане мероприятий Десятилетия детства. Один из разделов этого плана (п. 99) подразумевает реализацию мероприятий, направленных на организацию инклюзивного общего и дополнительного образования детей инвалидов, внедрение новых направлений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Сегодня родители ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в том числе ребенка-инвалида, могут привести его в любую ближайшую образовательную организацию (школу, дошкольное образовательное учреждение), и администрация образовательной организации будет не вправе отказать в приеме.
Но как учителю, в чьем классе оказался такой ребенок, работать с ним, особенно если у учителя нет специального дефектологического образования?
Учитель оказывается в чрезвычайно сложной ситуации, когда ему зачастую не хватает навыков и знаний об особенностях детей. Поэтому, как особому ребенку требуется процесс адаптации к инклюзивному классу, так и учителю в инклюзивном классе нужна дополнительная подготовка и поддержка.
Следует помнить, что дети–инвалиды и лица с ОВЗ отличаются от здоровых сверстников. Зная особенности таких детей, педагогам будет легче разработать и внедрить в практику работы задачи их успешной социализации в доступные виды деятельности и социальные отношения, учитывая:
- характер инвалидности (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические, и общие заболевания);
- психофизиологические особенности (тип ВНД, темперамент, характер психических процессов и др.).
- недостатки физического здоровья (соматическая ослабленность);
- ограниченные возможности детей-инвалидов, которые не позволяют участвовать в соответствующей их возрасту деятельности (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), что лишает их нормальной социализации. Как следствие, взрослые стремятся уберечь такого ребенка от взаимодействия с социумом, что не способствует формированию и развитию личности ребенка.
Рекомендации содержат описание основных нарушений у детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендации адресованы педагогам, работающим с детьми данных категорий и всем интересующимся вопросами специальной педагогики и психологии.
Представленные материалы по организации работы с обучающимися, которые имею статус «обучающийся с ОВЗ» и (или) медицинский статус «ребенок-инвалид»:
• дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие);
• дети с нарушением зрения (слепые и слабовидящие);
· дети с тяжелыми нарушениями речи;
• дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
• умственной отсталостью;
· дети с задержкой психического развития
• расстройствами аутистического спектра.
Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, что это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий. В связи с этим в методических рекомендациях освещены ключевые вопросы: понятия дети-инвалиды и дети с ОВЗ, группы инвалидности и критерии, краткая характеристика нарушений, общие принципы и правила коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ и инвалидность, а также особенности обучения детей разных нозологических групп.
Материалы, обобщенные в данных рекомендациях, позволят педагогам более обоснованно, грамотно и продуктивно организовать свою работу, а также осуществлять взаимодействие с другими специалистами, включенными в процесс психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. Законодательные основы образования обучающихся с ограниченными
Дата: 2019-02-02, просмотров: 245.