С детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

в режиме образовательного учреждения

 

                                                            

Год

Содержание

1. Общие положения

2. Законодательные основы образования обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья и детей-инвалидов

3. Понятия, категории, критерии

4. Характеристика нарушений

5. Общие принципы и правила коррекционной работы

6. Рекомендации учителям по обучению детей-инвалидов и детей с ОВЗ

6.1. Особенности обучения детей с нарушением слуха

6.2. Особенности обучения детей с нарушением зрения

6.3. Особенности обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА)

6.4. Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР)

6.5. Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

6.6. Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

6.7. Особенности обучения детей с легкой умственной отсталостью

7. Рекомендации по формированию толерантного отношения обучающихся к детям-инвалидам и к детям с ОВЗ

Терминологический словарь

Список литературы

Приложение:

Конспект занятия для детей 6-7 лет по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ «Пойми меня»

Классный час по толерантности в начальной школе (1-4 классы)

Классный час «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди» (5 –   7 классы)

Классный час «Не зовите меня Франкенштейном» (8 класс)

Классный час «Сострадание. Право на лучшую жизнь» (8–9-е классы)

Классный час «Формирование толерантности» (5 – 7 классы)

 

 

Общие положения

Образование – право каждого человека,
имеющее огромное значение и потенциал. На
образовании строятся принципы свободы,
демократии и устойчивого развития… нет
ничего более важного, никакой другой миссии,
кроме образования для всех…
Кофи Аннан, 1998

В мае 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о начале Десятилетия детства в России, которое охватывает период с 2018 года и до конца 2027 года. Поддержка семей, имеющих детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья нашла отражение в плане мероприятий Десятилетия детства. Один из разделов этого плана (п. 99) подразумевает реализацию мероприятий, направленных на организацию инклюзивного общего и дополнительного образования детей инвалидов, внедрение новых направлений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Сегодня родители ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в том числе ребенка-инвалида, могут привести его в любую ближайшую образовательную организацию (школу, дошкольное образовательное учреждение), и администрация образовательной организации будет не вправе отказать в приеме.

Но как учителю, в чьем классе оказался такой ребенок, работать с ним, особенно если у учителя нет специального дефектологического образования?

Учитель оказывается в чрезвычайно сложной ситуации, когда ему зачастую не хватает навыков и знаний об особенностях детей. Поэтому, как особому ребенку требуется процесс адаптации к инклюзивному классу, так и учителю в инклюзивном классе нужна дополнительная подготовка и поддержка. 

Следует помнить, что дети–инвалиды и лица с ОВЗ отличаются от здоровых сверстников. Зная особенности таких детей, педагогам будет легче разработать и внедрить в практику работы задачи их успешной социализации в доступные виды деятельности и социальные отношения, учитывая:

- характер инвалидности (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические, и общие заболевания);

- психофизиологические особенности (тип ВНД, темперамент, характер психических процессов и др.).

- недостатки физического здоровья (соматическая ослабленность);

- ограниченные возможности детей-инвалидов, которые не позволяют участвовать в соответствующей их возрасту деятельности (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), что лишает их нормальной социализации. Как следствие, взрослые стремятся уберечь такого ребенка от взаимодействия с социумом, что не способствует формированию и развитию личности ребенка.

Рекомендации содержат описание основных нарушений у детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендации адресованы педагогам, работающим с детьми данных категорий и всем интересующимся вопросами специальной педагогики и психологии.

Представленные материалы по организации работы с обучающимися, которые имею статус «обучающийся с ОВЗ» и (или) медицинский статус «ребенок-инвалид»:

• дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие);

• дети с нарушением зрения (слепые и слабовидящие);

· дети с тяжелыми нарушениями речи;

• дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

• умственной отсталостью;

· дети с задержкой психического развития

• расстройствами аутистического спектра.

 

Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, что это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий. В связи с этим в методических рекомендациях освещены ключевые вопросы: понятия дети-инвалиды и дети с ОВЗ, группы инвалидности и критерии, краткая характеристика нарушений, общие принципы и правила коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ и инвалидность, а также особенности обучения детей разных нозологических групп.

Материалы, обобщенные в данных рекомендациях, позволят педагогам более обоснованно, грамотно и продуктивно организовать свою работу, а также осуществлять взаимодействие с другими специалистами, включенными в процесс психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

2. Законодательные основы образования обучающихся с ограниченными







Дата: 2019-02-02, просмотров: 212.