Результаты научно-исследовательской работы оформляют не только в виде курсовой или выпускной квалификационной (итоговой) работы. На уровне магистратуры они обобщаются также в тезисах докладов, статьях, методических и практических материалах и т.д. Поэтому научным публикациям магистрантов уделяется особое внимание.
Главные функции публикаций в самом широком смысле таковы:
- обнародование результатов научной работы;
- содействие установлению приоритета автора при аналогичных по содержанию научных статьях;
- свидетельство о личном вкладе ученого в разработку научной проблемы;
- подтверждение достоверности основных результатов и выводов научной работы, ее новизны и научного уровня, поскольку после выхода в свет публикация становится объектом изучения и оценки широкой научной общественностью;
- подтверждение факта апробации и внедрения результатов и выводов диссертации;
- отображение основного содержания, научного уровня и новизны исследования;
- обеспечение первичной научной информации общества, сообщение о появлении нового научного знания, передача его в общее пользование[14].
Как уже было сказано выше, научные публикации можно делать только после проведения определенной работы по поиску и анализу информации в рамках научного исследования, по формированию его концепции и структуры, а также после формирования собственных выводов магистранта по конкретным вопросам. Несмотря на это, начинать работу над публикациями надо практически сразу с момента начала обучения в магистратуре, нацеливаясь на эффективный результат.
Проще всего начинать с участия в научных конференциях, сопровождая его написанием тезисов доклада.
Тезисы как пример «малых форм» позволяют научиться четко и кратко формулировать собственные взгляды, проводя ёмкую аргументацию. Тезисы не должны содержать общеизвестные факты и утверждения, поскольку их ценность в изложении сути авторского подхода к решению проблемы, обозначенной в названии тезисов. В дальнейшем этот подход должен быть в полной мере реализован в ходе доклада на конференции.
Научная статья фактически является полноценным научным исследованием по очень узкой теме, предполагает изложение собственных выводов и промежуточных (или окончательных) результатов своего научного исследования, экспериментальной или аналитической деятельности. Статья может быть написана не только магистрантом единолично, но и в соавторстве.
Статья должна содержать авторские разработки, выводы, конкретные рекомендации[15]. Именно по этой причине редакционные коллегии в последнее время все чаще выдвигают требования к проценту авторства текста статей (обычно не меньше 80-85% оригинальности, что беспроблемно определяется системами Антиплагиат).
По сути, любой текст, вышедший из-под пера магистранта, является результатом интеллектуальной деятельности (хотя его объективная ценность и качество могут быть разными). Система Антиплагиат направлена на то, чтобы дать возможность магистрантам на этапе подготовки научного текста проверить свое творение на процент заимствований и не нарушить права иных авторов.
Как правило, объем полноценной научной статьи не может быть меньше 0,5 авторского листа (с учетом аннотации, ключевых слов и списка источников, обычно требуемых для любой статьи).
Авторский лист — это количественная единица измерения объёма литературного произведения, созданного автором[16], он составляет основу специальной системы подсчёта для определения объёма подготовленных к изданию рукописей и опубликованных работ.
В Российской Федерации применительно к научным публикациям авторский лист равен 40 000 печатных знаков (включая знаки препинания, цифры и пробелы между словами и до полей) или 3000 см² воспроизведённого авторского иллюстрационного материала (графиков, рисунков, таблиц).
Чтобы узнать подсчитать количество печатных знаков в тексте, набранном в программе Word, надо, открыв файл, найти в меню Worda раздел, как правило, именуемый «Рецензирование». В нем имеется функция «Статистика», «кликнув» по которой, можно увидеть характеристику файла: количество в нем страниц, слов, знаков и т.д. Количество знаков для определения объема в авторских листах подсчитывается вместе с пробелами.
Например, если в справке «Статистики» в отношении текста сказано: «Знаков (с пробелами) – 36846», то, поделив это число на 40 000 знаков (размер стандартного авторского листа), можно определить – данный текст составляет примерно 0,92 авторского листа («а.л.»).
Если говорить о предпочтительных источниках опубликования статей, то для их оптимального выбора магистрантам надо для начала зарегистрироваться на сайте elibrary.ru и разобраться с системой РИНЦ – Российского индекса научного цитирования[17].
Не все электронные и «бумажные» журналы, предлагающие сделать публикации статей «за отдельную плату» (да и бесплатно!), имеют вес в научной сфере. Чтобы избежать ошибки и не сделать публикацию в «мусорном» журнале, стоит внимательно изучить существующий перечень научных журналов с высоким индексом цитирования, включая перечень журналов, рекомендованных ВАК (Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации)[18]. Надо стремиться публиковать свои статьи только в журналах, признанных научным сообществом.
Кроме того, каждый журнал можно оценить по его импакт-фактору.
Импакт-фактор – это показатель цитируемости статей одного конкретного издания, негласный важнейший критерий оценки важности и популярности журналов. Сегодня импакт-фактор является нарицательным понятием, которое включает в себя различные методики расчёта влиятельности изданий различными институтами.
Например, выделяется РИНЦ - Российский индекс научного цитирования, который является библиографической базой данных научных публикаций российских ученых.
При расчете импакт-фактора число ссылок, сделанных в расчетном году из всех обрабатываемых в РИНЦ журналов на статьи, опубликованные в данном журнале за предыдущие два года (или пять лет), делится на общее число этих статей. То есть, по сути, данный показатель отражает среднее число цитирований одной статьи в журнале[19].
Ниже приведен рисунок 2, объясняющий основные характеристики источников научных публикаций [20].
Рис. 2. ISSN , ESSN , РИНЦ, Science index – основные связи
Магистрантам стоит учесть, что и тезисы докладов конференции, и статьи публикуются долго (статья может находиться в печати до 1 года с момента принятия в печать), поэтому многие действия, планируемые к защите магистерской диссертации, стоит предпринять заблаговременно.
Для отчета по НИР надо подтвердить факт публикации тезисов (статей). Общепринято, что следует представить источники публикации и обозначить их так называемые «выходные данные».
Если статья опубликована в журнале (сборнике материалов конференции и т.д.) на бумажном носителе, необходимо к отчету по НИР приложить в распечатанном виде:
- скан (копию) титульного листа журнала, отражающего его наименование, год издания, номер, выходные данные (ISSN, ESSN и т.д.);
- скан оглавления журнала, где указана фамилия, имя отчество магистранта, тема статьи и номера страниц журнала, на которых она опубликована;
- скан текста статьи.
Если статья опубликована в журнале (сборнике материалов конференции и т.д.) на электронном носителе, в отчете по НИР надо указать все вышеперечисленное (как для бумажного носителя) и приложить распечатанные сканы электронных страниц («скриншоты»). Кроме того, в отчете надо обязательно указать электронный адрес (ссылку), где находится журнал.
Стоит напомнить, что магистрантам при оформлении публикации обязательно указывать аффилиацию: магистрант юридического факультета Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Без этой аффилиации публикация не может быть учтена в отчете по НИР.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 299.