1. Метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части называется:
A) анализом;
B) синтезом;
C) аналогией;
D) классификацией;
E) дедукцией.
2. К формам научного познания относятся:
A) научные факты, законы, гипотезы, научные идеи, научные проблемы, теории;
B) эксперимент, анализ, синтез, системный подход;
C) постановка проблемы, описание и объяснение фактов, создание гипотезы, проверка полученного знания;
D) эмпирическое и теоретическое познание;
E) воображение.
3. Дедуктивной теорией можно назвать:
A) физиологическую теорию можно И. Павлова;
B) теорию эволюции Ч. Дарвина;
C) электродинамику Д. Максвелла;
D) теорию Маркса;
E) “Начала” Евклида.
4. Установление эмпирического факта требует:
A) предвидения наблюдаемых явлений;
B) устранения субъективных аспектов наблюдения;
C) применения теоретических знаний;
D) соответствие с господствующей теорией;
E) объяснения наблюдаемых явлений.
5. В ходе теоретического познания исследователь проникает в сущность явлений посредством:
A) абстрактного мышления;
B) воображения;
C) анализа эмпирических фактов;
D) ощущения и восприятия;
E) умозаключения.
6. Научный факт может быть рассмотрен как:
A) компонент научный деятельности;
B) форма теоретического знания;
C) форма эмпирического знания;
D) элемент метода научного познания;
E) аксиома.
7. Научная проблема в узком значении – это:
A) начальная форма систематизации знаний;
B) форма мышления, характеризующая недостаточность имеющихся средств достижения цели научного познания;
C) затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования;
D) абстрактное определение научной идеи;
E) метод теоретического познания.
8. Философско-методологический анализ принадлежит сфере:
A) практической деятельности;
B) естествознания;
C) технических наук;
D) социально-исторического познания;
E) эмпирического познания.
9. Гипотеза является:
A) вероятным знанием;
B) ложным знанием;
C) достоверным знанием;
D) истинным знанием;
E) неполным знанием.
10. В перечне основных компонентов теории: исходная эмпирическая основа, исходная теоретическая основа, логика теории, - пропущен следующий компонент:
A) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами;
B) множество зафиксированных в данной области фактов, требующих теоретического объяснения;
C) правила логического вывода и доказательства;
D) первичные допущения, аксиомы, постулаты;
E) гипотеза.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.
2. Структура эмпирического исследования.
3. Структура теоретического исследования.
4. Основания науки и её роль в развитии цивилизации.
5. Метатеоретический уровень научного знания и его структура.
6. Методы метатеоретического познания.
7. Методы теоретического познания.
8. Методы философского анализа науки,
9. Методы эмпирического познания.
10. Индукция как метод научного познания. Индукция и вероятность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Первоисточники
1. Бэкон, Ф. Новый Органон [текст] / Ф. Бэкон. -Л.: ОГИ3 - СОЦЭКГИЗ, 1935. -384 с.
2. Декарт, Рене. Рассуждение о методе с приложениями Диоптрика, Метеоры, Геометрия [текст] / Рене Декарт. -Л.: Академия наук СССР. 1953. -657 с.
3. Лейбниц, Г.В. Сочинения в четырех томах [текст] / Лейбниц, Г.В. -М.: Мысль, 1982.
4. Поппер, К. Логика и рост научного знания [текст] / К. Поппер. М.: Прогресс, 198. –608 с.
Основная литература
1. Будко, В.В. Философия науки [текст]: Учебное пособие / В.В. Будко. Харьков: Консум, 2005. -268 с.
2. Кохановский, В.П. Основы философии науки [текст]: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. —603 с.
3. Розин, В.М. Наука. Происхождение, развитие, типология, новая концептуализация [текст] / В.М. Розин. -М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК. 2008. -600 с.
4. Франк, Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией [текст] / Ф. Франк. -М.: Издательство ЛКИ, 2007. -512
Дополнительная литература
1. Больцано, Б. Учение о науке (Наукоучение). Избранное [текст] / Б. Больцано -СПб.: Наука, 2003. -519с.
2. Кун, Томас. Структура научных революций [текст] / Томас Кун. -М.: Прогресс, 1977. -300 с.
3. Лакатос, И. Избранные произведения по философии и методологии науки [текст] / И. Лакатос. -М.: Трикста, 2008. —475 с.
4. Липкин, А.И. Основания современного естествознания. Модельный взгляд на физику, синергетику, химию [текст] / А.И. Липкин. -М.: Вузовская книга. 2001. -300 с.
5. Ойзерман, Т.И. Проблемы историко-философской науки [текст] / Т.И. Ойзерман. -М.: «Мысль», 1969. -398 с.
6. Xюбнер, Курт. Критика научного разума [текст] / Курт Xюбнер. -М.: ИФРАН, 1994. -326 с.
Тема 7. Модели развития науки
1. Научная рациональность и ее типы.
2. Циклические модели Т. Куна и И. Лакатоса.
3. Модель плюралистической эпистемологии П. Фейерабенда.
4. Модели приспособительного эволюционизма С. Тулмина и тематизации науки Дж. Холтона.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 276.