Проработайте учебный материал, проверьте свои знания, выполнив тест

1. Метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части называется:

A) анализом;

B) синтезом;

C) аналогией;

D) классификацией;

E) дедукцией.

 

2. К формам научного познания относятся:

A) научные факты, законы, гипотезы, научные идеи, научные проблемы, теории;

B) эксперимент, анализ, синтез, системный подход;

C) постановка проблемы, описание и объяснение фактов, создание гипотезы, проверка полученного знания;

D) эмпирическое и теоретическое познание;

E) воображение.

 

3. Дедуктивной теорией можно назвать:

A) физиологическую теорию можно И. Павлова;

B) теорию эволюции Ч. Дарвина;

C) электродинамику Д. Максвелла;

D) теорию Маркса;

E) “Начала” Евклида.

 

4. Установление эмпирического факта требует:

A) предвидения наблюдаемых явлений;

B) устранения субъективных аспектов наблюдения;

C) применения теоретических знаний;

D) соответствие с господствующей теорией;

E) объяснения наблюдаемых явлений.

 

5. В ходе теоретического познания исследователь проникает в сущность явлений посредством:

A) абстрактного мышления;

B) воображения;

C) анализа эмпирических фактов;

D) ощущения и восприятия;

E) умозаключения.

 

6. Научный факт может быть рассмотрен как:

A) компонент научный деятельности;

B) форма теоретического знания;

C) форма эмпирического знания;

D) элемент метода научного познания;

E) аксиома.

 

7. Научная проблема в узком значении – это:

A) начальная форма систематизации знаний;

B) форма мышления, характеризующая недостаточность имеющихся средств достижения цели научного познания;

C) затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования;

D) абстрактное определение научной идеи;

E) метод теоретического познания.

 

8. Философско-методологический анализ принадлежит сфере:

A) практической деятельности;

B) естествознания;

C) технических наук;

D) социально-исторического познания;

E) эмпирического познания.

 

9. Гипотеза является:

A) вероятным знанием;

B) ложным знанием;

C) достоверным знанием;

D) истинным знанием;

E) неполным знанием.

 

10. В перечне основных компонентов теории: исходная эмпирическая основа, исходная теоретическая основа, логика теории, - пропущен следующий компонент:

A) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами;

B) множество зафиксированных в данной области фактов, требующих теоретического объяснения;

C) правила логического вывода и доказательства;

D) первичные допущения, аксиомы, постулаты;

E) гипотеза.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

2. Структура эмпирического исследования.

3. Структура теоретического   исследования.

4. Основания науки и её роль в развитии цивилизации.

5. Метатеоретический уровень научного знания и его структура.

6. Методы метатеоретического познания.

7. Методы теоретического познания.

8. Методы философского анализа науки,

9. Методы эмпирического познания.

10. Индукция как метод научного познания. Индукция и вероятность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Первоисточники

1. Бэкон, Ф. Новый Органон [текст] / Ф. Бэкон. -Л.: ОГИ3 - СОЦЭКГИЗ, 1935. -384 с.

2. Декарт, Рене. Рассуждение о методе с приложениями Диоптрика, Метеоры, Геометрия [текст] / Рене Декарт. -Л.: Академия наук СССР. 1953. -657 с.

3. Лейбниц, Г.В. Сочинения в четырех томах [текст] / Лейбниц, Г.В. -М.: Мысль, 1982.

4. Поппер, К. Логика и рост научного знания [текст] / К. Поппер. М.: Прогресс, 198. –608 с.

 

Основная литература

1. Будко, В.В. Философия науки [текст]: Учебное пособие / В.В. Будко. Харьков: Консум, 2005. -268 с.

2. Кохановский, В.П. Основы философии науки [текст]: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. —603 с.

3. Розин, В.М. Наука. Происхождение, развитие, типология, новая концептуализация [текст] / В.М. Розин. -М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК. 2008. -600 с.

4. Франк, Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией [текст] /  Ф. Франк. -М.: Издательство ЛКИ, 2007. -512

 

Дополнительная литература

1. Больцано, Б. Учение о науке (Наукоучение). Избранное [текст] / Б. Больцано -СПб.: Наука, 2003. -519с.

2. Кун, Томас. Структура научных революций [текст] / Томас Кун. -М.: Прогресс, 1977. -300 с.

3. Лакатос, И. Избранные произведения по философии и методологии науки  [текст] / И. Лакатос. -М.: Трикста, 2008. —475 с.

4. Липкин, А.И. Основания современного естествознания. Модельный взгляд на физику, синергетику, химию [текст] / А.И. Липкин. -М.: Вузовская книга. 2001. -300 с.

5. Ойзерман, Т.И. Проблемы историко-философской науки [текст] / Т.И. Ойзерман. -М.: «Мысль», 1969. -398 с.

6. Xюбнер, Курт. Критика научного разума [текст] / Курт Xюбнер. -М.: ИФРАН, 1994. -326 с.

 

Тема 7. Модели развития науки

1. Научная рациональность и ее типы.

2. Циклические модели Т. Куна и И. Лакатоса.

3. Модель плюралистической эпистемологии П. Фейерабенда.

4. Модели приспособительного эволюционизма С. Тулмина и тематизации науки Дж. Холтона.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 15.