Опорный конспект теоретического материала

1. Основные стороны бытия науки: процесс получения нового знания, т.е. познавательная деятельность; органическая система знаний; социальный институт со своей инфраструктурой организации науки; особая сфера культуры, взаимодействующая с другими формами общественного сознания.

Аспекты бытия науки: наука, как форма познавательной деятельности; наука, как система дисциплинарных знаний; наука, социальный институт.

Наука как социальный институт может функционировать при наличии: сообщества ученых, деятельность которых регулируется принципами научного этоса; совокупности конкретных научных учреждений (исследовательских центров, лабораторий, университетов и т.п.), выполняющих социально регламентированную деятельность.

Функции науки как социального института: наука становится непосредственной производительной силой, стимулирующей непрерывный процесс формирования и развития нового знания; осуществляет объективную оценку значимости тех или иных открытий, изобретений и т.п.; систематизирует полученные теоретические и технологические знания; осуществляет трансляцию полученных знаний во все сферы общества; осуществляет подготовку научных кадров; выполняет образовательную функцию.

2. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический.

Формы чувственного познания: ощущение - субъективный образ объективно существующих предметов, явлений, процессов, т.е. непосредственное соприкосновение человека с внешним миро (зрительное, вкусовое, слуховое и т.д.); восприятие - форма чувственного познания, отражающая свойства предмета в совокупности; представление - целостный образ предмета, сохраненный и вызываемый в сознании при посредстве памяти.

Методы эмпирического познания: описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент.

Уровни мышления: рассудок - исходный уровень мышления, способность последовательно и ясно рассуждать, согласно установленным правилам; разум - высший уровень мышления, который дает возможность оперирования абстракциями, и создает новые правила и методы.

Формы рационального познания: понятие - форма мышления, в которой обобщены внутренние существенные признаки предмета или процесса; суждение - форма мышления, отражающая процессы действительности, их свойства, связи и отношения; умозаключения - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание.

Сложные формы рационального познания: проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком; гипотеза - форма теоретического знания, которая возникает в ходе решения проблемы и содержащая предположение, что нуждается в доказательстве; теория - развитая форма научного знания, дающая наиболее целостное представление о предмете

3. Особенности научного познания: открытие объективных законов действительности; системность, т.е. упорядочения знания и включение их в систему понятий, в состав теории; объективность, ориентация на истину; доказательность - т.е. знание должно быть подтверждено аргументами и фактами.

Критерии научности:

Истинность: Нельзя отождествлять научность и истинность. Абсолютного истинного знания в науке не существует. История науки показывает, что в науке происходит постоянный процесс изменения истинного знания.

Проблемность: Источником развития науки является постоянный процесс нахождения и решения проблемных ситуаций.

Обоснованность: Каждое научное утверждение должно быть обоснованно, но не каждое высказывание должно быть доказано; наука опирается на предпосылки, которые принимаются без доказательства. С течением времени очевидность этих предпосылок может измениться; тогда происходит пересмотр предпосылок.

Интерсубъективная проверяемость. Научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом.

Системность: научное знание должно быть логически организовано.

Прогрессизм: научное знание должно самосовершенствоваться.

4. Научная картина мира: дает общее представление об устройстве окружающего мира и места человека в нем; имеет парадигмальный характер, что задает систему установок и принципов освоения универсума; влияет на формирование норм научного исследования.

Структура научной картины мира: относительно устойчивое теоретическое ядро; фундаментальные допущения, условия принимаемые за неопровержимое; частные теоретические модели.

Функции научной картины мира: интегративная, которая обеспечивает синтез базовых научных знаний, на основе идеи развития и взаимосвязи природных процессов и общества; нормативная, которая задает систему установок и принципов освоения универсума, обеспечивающая формирование научного мировоззрения, дающая представление о закономерностях, развивающегося универсума и определяющая жизненные позиции, программы поведения людей; кумулятивное (собирательное) накопление научных знаний; парадигмальная, которая обеспечивает установление на достаточно продолжительный срок устойчивой системы научных данных и идей, знаний и постулатов, стандартов научной практики.

Исторические формы научной картины мира: классическая картина мира сформировалась под влиянием идей Галилея и Ньютона и в дальнейшем получает название механистической, которая была основной парадигмой до середины XIX века, где все в мире объяснялось с помощью механики и все состояние мира можно было просчитать и предсказать; неклассическая картина мира пришла на смену классической под влиянием открытия специфики законов микро-, макро- и мегамира в физике (раскрытие сложной структуры атома, рождение квантовой и релятивистской физики) и космологии, где прослеживалась иерархическая организованность Вселенной и новая картина мира рассматривалась как постоянно уточняемая и развивающаяся система знаний о мире; постнеклассическая картина мира сформировалась под влиянием идей термодинамики неравновесных процессов, что привело к возникновению синергетики.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие определения науки вы знаете?

2. Какие существуют уровни научного знания?

3. Какие существуют критерии научного знания?

4. Для чего служит научная картина мира?

 

 

Тексты для анализа

Вопросы и задания к текстам

1. Как Э. Кассирер определяет предмет научного знания?

2. Как описывает Гёте отношение между теорией и гипотезой?

3. Определите критерий научности Поппера.

4. Опишите физическую картину мира согласно представлениям М. Планка.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 25.