Упражнения для закрепления учебного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таблица 1. Распределите согласно этапам развития позитивизма его представителей

Представители

Этапы развития позитивизма

Первый позитивизм Эмпириокритицизм Неопозитивизм Постпозитивизм Тулмин, Спенсер, Виттгенштейн, Конт, Мах, Кун, Фейерабенд, Рассел, Милль, Авенариус, Поппер, Лакатос

2. Распределите по принадлежности к сцеинтической или антисцеинтической традиции следующие философские учения:

Экзистенциализм, позитивизм, аналитическая философия, герменевтика.

3. Разгадайте кроссворд:

По горизонтали:

1. Довод, доказательство, 2. Резкое противопоставление понятий, 3. Младшая ученая степень, 4. Научное предположение, 5. Высшее научное и учебное заведение 6. Первая ученая степень в российских западноевропейских университетах в старину (в Великобритании и России)

По вертикали:

1. Учение, руководящий научный или политический принцип, 2. Предписание о выполнении в определённом порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа, 3. Аксиома, 4. Одно из научных званий, 5. Способ рассуждения от частного к общему, 6. Высший коллегиальный совещательный орган управления в вузе 7. Один из способов логического рассуждения, 8. Сказуемое в логике высказывания

 

4. Проработайте учебный материал, проверьте свои знания, выполнив тест:

 

1. Выделите имена мыслителей, которые исходили из позиций технологического детерминизма в понимании истории и общества:

A) Д. Белл, О. Тоффлер, Дж. Грант, М. Кастельс;

B) М. Шелер, Э. Дюркгейм, О. Тоффлер;

C) Э. Дюркгейм, М. Хайдеггер, К. Ясперс;

D) Д. Белл, Х. Ортега-и-Гассет;

E) Л. Мэмфорд, М. Шелер.

 

2. Опасность техники, по Хайдеггеру, заключается в том, что она …

A) создает ложное представление о мире;

B) закрывает другие пути усмотрения истины;

C) вытесняет человека из его онтологической ниши;

D) противоречит сущности человека;

E) изменяет сущность человека.

 

3. Наука, занимающаяся интерпретацией текста не только реконструируя, но и конструируя смысл -

А) философия;                                            

В) этика;                                      

С) эстетика;

D) герменевтика;

Е) культурология.

 

4. Основателем психоанализа является:

А) К. Юнг;                                                    

В) Э. Фромм;                                                

С) О. Ранк;

D) З. Фрейд;

Е) Г. Маркузе.

 

5. Наибольшую известность в футурологических исследованиях получил:

A) Германский клуб;

B) Римский клуб;

C) Парижский клуб;

D) Московский клуб;

E) Австрийский клуб.

 

6. Автором концепции “осевое время” является:

A) Э. Тэйлор;

B) К. Ясперс;

C) О. Шпенглер;

D) М. Вебер;

E) Б. Малиновский.

 

7. Термин “ноосфера” означает:

А) объединение человечества в единую мировую систему;

В) сфера господства разума;

С) система глобального моделирования окружающей среды;

D) сфера духа, возвышающаяся над материей;

Е) божественный разум.

8. Какая школа очевидно не вписывается в последовательность?

A) Позитивизм;

B) Эмпириокритицизм;

C) Неопозитивизм;

D) Постпозитивизм;

E) Метапозитивизм.

9. Философия, исповедующая знание в его функции полезности —

A) прагматизм;

B) марксизм;

C) неотомизм;

D) неоэмпиризм;

E) персонализм.

10. Слова, типа “симулякр”, “ризома”, — безусловно из теоретического словаря:

A) структуралистов;

B) Митьков;

C) писателей-фантастов;

D) постмодернистов;

E) постпозитивистов.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Проблемы постнеклассической науки.

2. Рациональность в современной культуре.

3. Наука и псевдонаука.

4. Основные тенденции формирования науки будущего.

5. Главные изменения в подходе к научной политике на рубеже третьего тысячелетия.

6. Наука и глобальные проблемы современного человечества.

7. Современная научная картина мира.

8. Наука как основа инновационной системы современного общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Первоисточники

1. Тоффлер, Э. Шок будущего [текст] / Э. Тоффлер. —М.: «ACT»,  2002. -557

2. Фейерабенд, Пол. Наука в свободном обществе [текст] / Пол Фейерабенд. -М: ACT, 2010. -378

3. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции [текст] / Ф. Фукуяма. -М.: АСТ, 2004. -349 с.

4. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [текст] /  К. Ясперс. -М.: Республика, 1994. –527 с.

Основная литература

1. Крянев, Ю.В., Моторина, Л.Е. История и философия науки [текст]: учеб. пособие / Ю.В. Крянев, Л.Е. Моторина. –М.: НФРА-М, 2011. -416 с.

2. Лебедев, С.А. Современная философия науки [текст]: учеб. пособие / С.А. Лебедев —М.: МПСИ, 2010. -200 с.

3. Огородников, В.П. История и философия науки [текст]: учеб. пособие / В.П. Огородников. -СПб.: Питер. 2011. 368 с.

4. Степин, B.C. История и философия науки [текст]: Учебник / B.C. Степин. -М.: Трикста, 2011. —423 с.

 

 

Дополнительная литература

1. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: социология XXI века [текст]  /  И. Валлерстайн, -М.: Логос, 2004. 368 с.

2. Капица, Курдюмов, Малинецкий Синергетика и прогнозы будущего [текст]  / Капица и др. -М.: Едиториал УРСС, 2003. -288 с.

3. Лесков, Л. В. Футуросинергетика: универсальная теория систем [текст] / Л. В. Лесков. -М.: «Экономика», 2005. -170 с.

4. Липкин, А.И. Основания современного естествознания. Модельный взгляд на физику, синергетику, химию. [текст]  / А.И. Липкин. -М.: Вузовская книга, 2001. -300 с.

5. Мир нашего завтра: Антология современной классической прогностики  [текст]  / отв. ред. И.В. Бестужев. -М.: Издательство Эксмо, 2003. -512 с.

6. Новая технократическая волна на Западе [текст] / отв. ред. Гуревич П. С. М.: «Прогресс», 1986. -453 с.

7. Талеб, Нассим Николас. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. [текст] / Нассим Николас Талеб.  -М.: КоЛибри, 2009. -528 с.

8. Уинч, Питер. Идея социальной науки и ее отношение к философии [текст] / Питер Уинч -М.: Русское феноменологическое общество, 1996. -107 с.

Тема 5. Философия науки

Дата: 2018-12-28, просмотров: 281.