Учебно-методическое пособие
по организации самостоятельной
внеаудиторной работы студентов
по дисциплине
«Теория государства и права»
код и наименование МДК/наименование дисциплины
для специальности
Право и организация социального обеспечения
код и наименование специальности/профессии
базовой подготовки
заочной формы обучения
базовой/углубленной
Введено в действие с | ― | 01.09.2017 |
Номер экземпляра: | 1 | |
Место хранения: | Кафедра СГДиП | |
Ярославль, 2017 г.
Лист согласования
Учебно-методическое пособие
по организации самостоятельной
внеаудиторной работы студентов
по дисциплине
Теория государства и права
код и наименование МДК/наименование дисциплины
СОГЛАСОВАНО: | ||||
Кафедра СГДиП
Руководитель кафедры
Разработчик:
Вечера Л.А., преподаватель кафедры СГДиП ГПОУ ЯО Ярославский градостроительный колледж.
Аннотация
Данная работа представляет собой учебно-методическое пособие по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Теория государства и права» для студентов специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Работа включает в себя рекомендации по работе с данным учебным пособием, задания для самостоятельной внеаудиторной работы, методические рекомендации по их выполнению, а также критерии оценки выполнения самостоятельной работы.
Данная работа предназначена для студентов и преподавателей. Материалы, изложенные в пособии, помогут студентам систематизировать и закрепить полученные на аудиторных занятиях теоретические знания, сформировать умения и навыки, активизировать учебно-познавательную деятельность.
Реестр рассылки
№ учтенного экземпляра | Подразделение | Количество копий |
1. | Кафедра СГДиП | 1 |
2. | Преподаватель Вечера Л. А. | 1 |
Размещено | ВОС Moodle/ 40.02.01 Право и организация социального обеспечения/ ОП.01 Теория государства и права / УМП «Теория государства и права» |
Содержание
1. Общие положения……………………………………………………………………………...3
2. Программа курса «Теория государства и права»………………………………………….…4
3. Методические рекомендации по изучению разделов и тем курса
«Теория государства и права»………………………………………………..…………………...12
4. Методические рекомендации по подготовке и сдаче экзамена…………………………….34
5. Перечень вопросов для подготовки к экзамену……………………………………………...35
6. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы………………………36
7. Перечень вариантов контрольной работы……………………………………………………37
8. Перечень литературы…………………………………………………………………………..39
Учебная дисциплина «Теория государства и права» является общепрофессиональной дисциплиной в структуре основной профессиональной образовательной программы по специальности 40.02.01.
Ее изучение предполагает достижение нескольких целей:
1. усвоить комплекс общетеоретических знаний о государственно-правовых явлениях;
2. получить представление об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права;
3. определить значение общетеоретических знаний для последующей практической деятельности.
При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Методы изложения учебного материала следует выбирать, исходя из того, какой их них наиболее приемлем для лучшего контакта со студентами и лучшего усвоения ими учебного материала. Необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими государственными стандартами. Данная дисциплина представляет собой синтез знаний накопленных отечественными и зарубежными исследователями-теоретиками, главный аспект которого – анализ проблем организации и функционирования государства, выявление и объяснение объективных принципов права.
Изучение дисциплины «Теория государства и права» начинается рассмотрением основных вопросов теории государства. Уяснив общие вопросы теории государства, студенты переходят к изучению общей теории права.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о закономерностях возникновения и функционирования государства и права;
- о роли государства в политической системе общества;
- о роли права и нормативного регулирования в жизни современного общества;
- об особенностях правосознания и правовой культуры.
знать:
- основные типы, формы и функции государства,
- основные принципы построения и функционирования системы права и системы законодательства,
- формы реализации правовых норм и особенности правоприменительной деятельности компетентных органов государства.
уметь:
- различать типы правового регулирования,
- различать и классифицировать функции государства,
- определять форму государства,
- классифицировать государственные органы,
- определять правовую систему по заданным признакам,
- различать правоприменительные и нормативные акты.
Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в форме комплексного междисциплинарного экзамена (с дисциплиной «История государства и права России»).
Тема 1.4. Формы государства
Студент должен
иметь представление:
- о соотношении формы государства и его типа,
- о достоинствах и недостатках монархической и республиканской форм правления,
- о политико-правовом режиме современных государств и Российской Федерации.
знать:
- особенности и признаки форм правления применительно к различным типам государства,
- виды монархий,
- виды республик,
- понятие формы государственного устройства,
- унитарные государства и федерации, конфедеративные образования,
- понятие и виды политических режимов.
уметь:
- определять форму государства,
- различать форму правления и форму государственного устройства.
Понятие и элементы форм государства Соотношение сущности, содержания и формы государства. Формы государственного правления: понятие и виды. Общая характеристика монархий и республик. Форма государственного правления России и ее развитие в современных условиях.
Соотношение типа и формы государства. Многообразие форм правления в пределах одного и того же типа государства.
Формы национально-государственного и административно-территориального устройства: понятие и виды. Унитарное государство и федерация. Федеративное устройство России: прошлое и современность. Конфедерация.
Политический (государственный) режим понятие и виды. Демократические и антидемократические режимы. Политический (государственный) режим современной России.
Раздел 2. Теория права.
Студент должен
иметь представление:
- об основных концепциях сущности права,
- о роли права в жизни общества.
знать:
- основные теории происхождения права,
- признаки права,
- функции и признаки права,
- понятие правовой системы,
- правовые семьи.
уметь:
- определять правовую систему по заданным признакам.
Понятие и определение права. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, системность, волевой характер права. Право как государственный регулятор общественных отношений.
Основные концепции правопонимания: естественно-правовая, историческая, марксистская, нормативистская, психологическая, социологическая.
Экономика, политика, право. Принципы права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые. Справедливость как главный принцип права. Соотношение убеждения и принуждения в праве. Статика и динамика права.
Социальное назначение права. Инструментальная и гуманистическая ценность права. Функции права: понятие и виды.
Понятие типа права. Различные взгляды на типологию права. Исторические типы права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, выделенные на основе формационного подхода.
Правовая система общества: понятие и структура. Классификация правовых систем. Характеристика основных правовых семей народов мира: романо-германской, англосаксонской, религиозной, традиционной.
Право, правовая надстройка и правовая система. Национальная правовая система и международное право, их соотношение и взаимосвязь.
Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем.
Тема 2.2. Личность, право, государство
Студент должен
иметь представление:
- об эволюции идеи правового государства,
- об основах правового государства,
- о соотношении правового государства и прав человека,
- об основных механизмах защиты прав человека в мире и в Российской Федерации.
знать:
- признаки правового государства,
- понятие правового статуса личности,
- содержание основных международных документов о правах человека.
"Человек", "личность", "гражданин": соотношение понятий. Право и личность. Правовой статус личности: понятие, структура, виды. Основные права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация. Гарантии прав и свобод личности: понятие и виды. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Соотношение и взаимосвязь права и государства. Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание. Принципы правового государства: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, правовое ограничение государственной власти, разделение властей, верховенство закона, взаимная ответственность государства и личности и другие. Проблемы становления правового государства в России.
Соотношение общества и государства. Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Идея формирования гражданского общества в России: концепция и реальность.
Тема 2.5. Нормы права
Студент должен
знать:
- признаки и структуру правовой нормы,
- способы изложения и классификации правовых норм.
Понятие нормы права. Признаки правовой нормы, отличающие ее от других разновидностей социальных норм и индивидуальных правовых велений (предписаний). Общеобязательность, формальная определенность, связь с государством, микросистемность. Предоставительно-обязывающий характер юридических норм.
Логическая структура нормы права. Проблема элементного состава структуры правовой нормы. Общая характеристика гипотезы, диспозиции, санкции. Позитивные обязывания, дозволения и запреты в содержании правовых норм.
Нормы права и статьи нормативного акта: их соотношение. Способы изложения правовых норм в статьях нормативных актов.
Виды правовых норм. Научно-практическая значимость классификации норм права. Основания, по которым нормы права делятся на виды.
Студент должен
иметь представление:
- о правоотношении как одной из форм общественных отношений,
- о предпосылках возникновения, изменения и прекращения правоотношений,
- о взаимосвязи юридических прав и обязанностей.
знать:
- признаки и структурные элементы правоотношения,
- классификацию юридических фактов.
Понятие, признаки и структура правоотношений. Виды правоотношений. Предпосылки возникновения правоотношений. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность. Дееспособность. Объекты правоотношений. Содержание правоотношений: субъективные права и юридические обязанности. Юридические факты: понятие и классификация.
Тема 2.9. Реализация права
Студент должен
знать:
- нормы правоприменения
- средства и приемы юридической техники.
уметь:
- различать правоприменительные и нормативные акты,
Условия и юридические гарантии законного и обоснованного применения права.
Акты применения права: понятие, особенности, виды. Отличие правоприменительных актов от нормативных. Эффективность правоприменительного акта. Механизм правоприменения.
Пробелы в праве и пути их преодоления. Аналогия закона и аналогия права.
Юридические коллизии и способы их разрешения.
Понятие юридической техники. Средства формирования содержания юридических актов: нормативное построение, юридические конструкции, отраслевая типизация. Приемы изложения правовых предписаний. Понятие юридической практики. Компоненты юридической практики. Классификация юридической практики.
Тема 2.10. Толкование права
Студент должен
иметь представление:
- об использовании, исполнении и соблюдении права как основных способах его реализации,
- о значении толкования норм права для практической деятельности юриста.
знать:
- стадии процесса применения норм права,
- виды правоприменительных актов,
- приемы толкования правовых норм.
уметь:
- определять вид толкования права.
Понятие и необходимость толкования норм права. Уяснение, разъяснение и интерпретация содержания правовых норм. Субъекты толкования: государственные и негосударственные органы, должностные лица и граждане. Виды толкования по субъектам. Официальное и неофициальное толкование. Доктринальное толкование. Разновидности официального толкования. Нормативное и казуальное, легальное и авторское.
Способы (приемы) толкования правовых норм: филологическое (грамматическое), логическое, систематическое, историко-политическое, телеологическое (целевое), специально-юридическое, функциональное.
Толкование норм права по объему: буквальное (адекватное), распространительное и ограничительное.
Акты толкования норм права: понятие, особенности, виды. Юридическая природа и значение актов официального толкования (интерпретационных актов).
Юридическая практика: понятие, структура, виды. Пути совершенствования юридической практики в современной России.
Студент должен
иметь представление:
- о социальном назначении законности и правопорядка.
знать:
- основные принципы законности,
- средства, при помощи которых обеспечивается законность и правопорядок в обществе.
Понятие и принципы законности. Ее нормативные и социальные основы. Законы и законность. Права человека и гражданина и законность. Презумпция невиновности. Законность и целесообразность. Законность и культура.
Укрепление законности — условие формирования правового государства. Деформации законности в государстве: причины, формы, пути преодоления. Законность и произвол. Терроризм, захват заложников как крайние формы проявления произвола.
Гарантии законности: понятие и виды. Общие и специально-юридические меры и средства, обеспечивающие беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина.
Понятие, ценность и объективная необходимость правопорядка. Правопорядок и общественный порядок. Соотношение законности, правопорядка и демократии.
Понятие и виды дисциплины. Государственная дисциплина. Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ КУРСА «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Вопросы для самоконтроля
1. Каково содержание и структура общественной власти в первобытнообщинном строе?
2. Каковы особенности социальных норм догосударственной организации общества?
3. Почему общественную власть при родовом строе характеризуют как первобытную общинную демократию?
4. Какие объективные факторы обусловили возникновение государства?
5. Возможно ли в рамках одной научной теории объяснить закономерности происхождения государства у различных народов?
6. В чем выражается содержание естественно-правовой теории происхождения государства?
7. Какова суть психологической теории происхождения государства?
8. Каковы взгляды сторонников органической теории на процесс происхождения государства?
9. Какова роль обычного права в процессе происхождения права?
10. В чем выражалась роль судебных органов в становлении новых правовых норм?
Литература по теме
Тема 1.2. Сущность и типы государства
Методические рекомендации
Приступая к работе над темой следует проанализировать разнообразные определения государства, а затем сформулировать общее понятие. Исходя из понятия "государство" попытайтесь сформулировать основные общие характерные признаки государства, и признаки, отличающие государство от других общественных образований. Соотношение государства и права следует проследить с момента зарождения государства. Говоря о сущности государства необходимо выявить главное что, определяет его необходимость в обществе и уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Изучая заданную тему следует уделить внимание первым попыткам типизации государств, предпринятым Аристотелем, а в последующем рядом других теоретиков (Г.Еллинск, Г.Кульзен, Р.Дарендорф). Сформируйте понятие типа государства. Раскройте суть формационного подхода в типологии государств, акцентрируя внимание на понятие "общественноэкономическая формация". Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств принимается цивилизационный подход. Суть данного подхода определяется понятием "цивилизация", а в его основе лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Уяснив смысл указанных критериев выскажите свое мнение о их достоинствах и недостатках.
Общая характеристика отдельных типов государства должна проводиться по основным вопросам:
- экономическая основа;
- механизм государства;
- функции государства;
- классовая сущность государства;
- форма государства.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем объясняется наличие множества определений государства?
2. Что такое государство?
3. Каковы признаки государства как основной властвующей политической организации общества?
4. Что понимается под суверенитетом государства?
5. Каким образом определяется социальное назначение государства?
6. Какова служебная роль современного цивилизованного государства?
7. Какие объективные факторы являются основанием типологии государств?
8. В чем выражается цивилизационный подход к типологии государств?
9. Что такое тип государства?
Литература по теме
Тема 1.3. Функции государства
Методические рекомендации
Термин "функции государства" применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его сущность и социальное назначение. Исходя из этого понятия охарактеризуйте функции государства (определите их общие черты). Обратите внимание на соотношение функций государства и функций его конкретных органов. Ввиду многообразия государственные функции классифицируются по различным основаниям. Рекомендуется изучить их классификацию по сферам деятельности, по продолжительности действия, по социальной значимости, по правовым формам осуществления. При подготовке вопроса следует остановиться на характеристике внутренних и внешних функций государства. В юридической литературе выделяют правовые и организационные формы осуществления функций государства, попытайтесь дать характеристику этих форм.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы функции исполнительных органов государственной власти?
2. Каково состояние судебных органов государственной власти с представительными и исполнительными органами.
3. В чем единство и различие функций государства в сравнении с функциями его конкретных органов?
4. Раскройте содержание внутренних функций государства.
5. Как соотносятся внешние и внутренние функции современного государства?
Литература по теме
Тема 1.4. Формы государства
Методические рекомендации
Приступая к изучению вопроса следует исходить из понятия формы государства как организации государственной власти, отражающей особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень развития демократии и культуры населения. Для того, чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства необходимо проанализировать такие его основные признаки, как форму правления, форму государственного устройства и политический режим. По каждому из указанных признаков указываются элементы их определяющие. Например, форму правления определяют: структура и полномочия высших органов государственной власти; порядок их образования и взаимоотношений между собой; степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые решения.
Рассматривая каждый из признаков остановитесь на изучении различных форм государства (по форме правления - монархия и республика; по форме государственного устройства - унитарное государство, федерация, конфедерация; по форме политического режима - демократический и антидемократический). При этом следует обратить внимание на разновидности монархического государства и республики как одной из форм правления.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте понятие формы государства.
2. В чем отличие парламентарной республики от президентской?
3. Какова в соответствии с Конституцией форма государственного правления в Российской Федерации?
4. Что такое форма государственного устройства?
5. Что такое конфедерация?
6. Каковы характерные признаки федеративного государства?
7. Какими признаками характеризуется демократический режим?
Литература по теме
Вопросы для самоконтроля
Литература по теме
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте понятие политической системы общества.
2. Почему государство является основным элементом политической системы общества?
3. Какова роль государства в политической системе общества?
4. В чем выражается взаимосвязь государства с общественными организациями?
Литература по теме
Раздел 2. Теория права
Тема 2.1. Сущность, принципы и функции права
Методические рекомендации
Данная тема дают возможность осмыслить право в целом. Право как социальное явление может быть раскрыто посредством анализа его функций. Право не имеет собственных задач, отличных от задач общественного целого, поэтому его функции социально. Функции права можно определить как направления его воздействия на поведение людей путем нормативного закрепления охраны предпосылок социально- значимой деятельности субъектов. Генеральной функцией права, как и государства , является обеспечение целостности общества ( для реализации которой государство и право используют различные методы). Функции права можно подразделить по сферам деятельности общества (закрепляющее условие воспроизводства человека, воспроизводство материальных блага и участия населения решении общих дел), а также на регулятивные и охранительные.
Необходимо иметь представление по определенным научным направлениям ( школам права), теории естественного права, исторической школы права, нормативистского направления в праве, социологической школы права, психологической теории права, материалистической теории права.
Вопросы для самоконтроля
Литература по теме
1. Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: сборник статей Международной научно-практической конференции (6 октября 2017 г., г. Челябинск). - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. – 186 с.
2. Вологдина А. А. Основы права: учебник и практикум для СПО— М.: Изд-во Юрайт, 2017. — 409 с.
3. Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран. - М.: Изд-во Юстиция, 2017. - 390 с.
4. Скурко Е. В. Основания современной гносеологии права (теоретический и практический аспекты). - М.: изд-во Статут, 2015. - 455 с.
Вопросы для самоконтроля
Литература по теме
1. Авакьян, С. А., Арбузкин, А. М. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс. - М.: Изд-во Юстицинформ, 2014. - 234 с.
2. Буряков, С. К. Государство и право в эпоху глобальных перемен: материалы международной научно- практической конференции. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. – 398 с.
3. Караманукян, Д. Т. Права человека в России: история, теория и практика: учебное пособие. - Омск: Омская юридическая академия, 2015. - 124 с.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие виды социальных норм выделяют?
2. Какое место в ряду социальных норм занимают правовые нормы?
3. Мораль и нравственность – это одно и то же?
4. В чем состоит единство права и морали?
5. Чем процесс правообразования отличается от процесса формирования морали?
6. Какова роль права в развитии и укреплении нравственных основ общества?
7. Как право и мораль воздействуют на сознание и поведение людей?
8. Каковы противоречия между правом и моралью?
9. Каково соотношение права и религии?
10. Чем право отличается от иных социальных норм?
Литература по теме
1. Верховский, Д.А. Мораль и право как социокультурные регуляции// Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - 2014. - №4. - с. 12.
2. Григорьев, И.В., Шайхатдинов, В.Ш. Право социального обеспечения: учебник для СПО. 3-е изд., пер. и доп. - М: Изд-во Юрайт, 2017. - 383 с.
3. Исаков, В. Б. Основы права. - М.: Изд-во Норма; ИНФРА-М, 2015. - 237 с.
4. Мальцев, Г.В. Нравственные основания права - М.: Изд-во Норма, 2015 - 399 с.
5. Социальные нормы в условиях современных рисков: сборник статей Международной научно-практической конференции (18-19 мая 2017 г., Челябинский государственный университет, г. Челябинск). – Западный Научно- исследовательский центр «АнтроВита», 2017. – 335 с.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности правосознания как формы общественного сознания?
2. Какие элементы образуют структуру правосознания?
3. Как соотносятся общественное и индивидуальное правосознание?
4. Каково значение правосознания для эффективной законодательной деятельности?
5. Что вкладывается в понятие правовой культуры?
6. Каковы основные задачи правового воспитания граждан?
Литература по теме
1. Зарубаева, Е. Ю. Современные особенности правосознания и правовой культуры российского общества: материалы Международной НПК (2 июня 2017 г., г. Иркутск).
2. Петров, А. В., Домнина, А. В. Профессиональное правосознание: объективные основания и особенности. - Н. Новгород, 2015. - 278 с.
3. Сорокотягин, И.Н., Маслеев, А.Г. Профессиональная этика юриста: учебник для СПО. 3-е изд. пер. и доп. - М: Изд-во Юрайт, 2017. - 262 с.
4. Трезубов, Е. С. Правовое образование. Гражданское общество. Справедливое государство: материалы конференции. - Кемерово: КемГУ, 2017. - 80 с.
Вопросы для самоконтроля
1. Каково соотношение понятий «форма права» и «источник права»?
2. Какие виды форм права утвердились в российской правовой системе?
3. Какова система нормативных актов в Российской Федерации?
4. Каково соотношение закона и подзаконного акта?
5. Какие виды законов в Российской Федерации существуют?
6. С какими обстоятельствами связывают прекращение действия нормативного акта?
7. Каковы особенности соотношения нормативных актов в федеративном государстве?
8. Какие существуют исключения из общего правила, согласно которому нормативный акт распространяется на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа?
9. В чем состоит своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации?
10. Какие исключения существуют из правила о том, что закон обратной силы не имеет?
Литература по теме
1. Кобзева, С. И. Источники права социального обеспечения Росси. - М.: Изд-во Проспект, 2013. - 266 c.
2. Карапетян, А. А. Судебная практика как источник права// Юридический вестник Самарского университета. - 2016. - № 10. - С.23.
3. Марченко, М.Н. Источники права. Учебное пособие. - М.: Изд-во Проспект, 2016. - 792 c.
4. Разуваев, Н.В. Источник права: классическая и постклассическая парадигмы. - М.: ИВЭСЭП, 2016. - 172 c.
Литература по теме
1. Бакулина, Л. Т. Проблемы теории права и правореализации: учебник. - М.: Изд-во Статут, 2017. - 346 с.
2. Бачило, И.Л. Информационное право: учебник для СПО. 5-е изд. пер. и доп. М: Изд-во Юрайт, 2017. — 419 с.
3. Кашанина, Т. В. Кашанин, А. В. Российское право 2-e изд., пересмотр. - М.: Изд-во Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 784 с.
4. Ковалева, Н.Н. Информационное право России: учебное пособие. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 289 с.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы специфические признаки правоотношения?
2. При наличии каких условий возникают, изменяются и прекращаются правоотношения?
3. Каков состав правоотношения?
4. Какие отношения не могут быть подвергнуты правовому регулированию?
5. Какие виды правоотношений по степени конкретизации выделяют?
6. В чем состоит взаимосвязь нормы права и правоотношения?
7. Как соотносится правоспособность и дееспособность субъекта правоотношения?
8. От каких факторов зависит содержание и объем дееспособности?
9. В чем состоит различие юридического факта и юридического поступка?
10. Какие основные презумпции действуют в российском праве?
11. Что подразумевается под всеобщностью правоспособности?
Литература по теме
Тема 2.9. Реализация права
Методические рекомендации
Рассматривая понятие реализации норм права как их осуществление, воплощение их предписаний в жизнь, следует исходить из характера правореализующих действий, осуществляемых в соответствии с предписаниями норм права. Выделяют четыре формы реализации норм права: а) соблюдение (воздержании от поступков, запрещенных нормами права; б) исполнение (активные действия по выполнению обязанностей); в) использование (осуществление субъективных прав лица по его усмотрению); г) применение (реализация норм права через активно-властную деятельность компетентных органов и должностных лиц по разрешению конкретных дел).
Применение норм права как особая форма их реализации непосредственно связана с функционированием государственного аппарата и с точки зрения теоретического анализа является наиболее сложным вопросом. Следует учесть, что данная деятельность осуществляется в строгой правовой форме и носит процедурный характер, распадается на стадии. Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. Правоприменение характеризуется следующими признаками: а) оно осуществляются государственными органами и их должностными лицами; б) имеет государственно-властный характер; в) его результатом является индивидуально-конкретное предписание (индивидуальный правоприменительный акт); г) осуществляется в определенных процедурных формах; д) представляет собой сложный, стадийный процесс; е) выступает формой управленческой деятельности государства и его органов; ж) носит творческий характер.
Акты применения норм права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами: они представляют собой письменные акты-документы, исходят от государства; обладают юридической силой. В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правоприменительных актов является индивидуальные властные предписания. Следует уяснить основания классификации указанных актов в виду их многочленности.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы формы реализации правовых норм?
2. Каковы основные стадии процесса применения норм права?
3. Как соотносятся понятия «аналогия закона» и «аналогия права»?
4. В чем отличие акта применения права от нормативного правового акта?
5. Какова процедура стадии установления юридической основы дела?
6. Каковы условия и юридические гарантии законного и обоснованного применения права?
7. Каковы способы преодоления пробелов в праве в процессе применения правовых норм?
8. Какие способы разрешения юридических коллизий существуют?
Литература по теме
1. Гомола, А.И. Теория государства и права: учебник для СПО. – М.: Юстиция, 2017. — 205 с.
2. Гребенников, В. В, Грудцына, Л. Ю. Доказывание в гражданском и арбитражном процессе и модернизация судебной системы России// Вестник Российского университета дружбы народов, юридические науки. - 2015. - № 8. – 40 с.
3. Перевалов, В.Д. Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО. - М: Изд-во Юрайт, 2017. - 341 с.
4. Сапожков, А. А. Актуальные проблемы права, государства и экономики: VIII Всероссийская научная конференция, Санкт-Петербург, 22 апреля 2017 года: материалы Ч. 2. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. — 188 с.
5. Тихомиров, Ю. А. Правовое государство: проблемы формирования и развития// Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2015. - № 5. - С. 10-17.
6. Штатина, М. А. Административный процесс: учебник. - М.: изд-во Юрайт, 2015. — 364 с.
Тема 2.10. Толкование права
Методические рекомендации
Цель толкования норм права состоит в том, чтобы выявить их точный смысл и содержание. Для более полного уяснения данного вопроса необходимо основательно разобраться в следующих его аспектах:
- чем вызвана необходимость толкования норм права;
- смысл и соотношение уяснения и разъяснения нормы права в понятии толкования;
- способы толкования норм права (грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, целевой);
- виды толкования по субъектам (виды официального и неофициального толкования норм права);
- толкования норм права по объему (буквальное, расширительное и ограничительное);
- акты толкования норм права: понятие и виды;
- следует обратить особое внимание на уяснение понятий толкование-уяснение и толкование-разъяснение, которое связано с пояснением смысла правовой нормы для других лиц. Оно подразделяется на официальное (аутентическое и легальное) и неофициальное (обыденное, профессиональное и доктринальное). Нужно разобраться также в различии таких видов толкования-разъяснения, как нормативное и казуальное толкование.
Вопросы для самоконтроля
1. Зачем необходимо толкование норм права?
2. Какие объективные и субъективные причины необходимости толкования выделяют?
3. Какие виды толкования права по субъектам выделяют?
4. В чем состоит необходимость историко-политического толкования?
5. Какое значение имеет грамматическое и систематическое толкование норм права для практической деятельности юриста?
6. В чем различие нормативного и казуального толкования?
7. Какова цель толкования правовых норм по объему?
8. В каких случаях применяется ограничительное толкование?
9. Что должно выступать результатом толкования?
10. По каким основаниям можно классифицировать интерпретационные акты?
11. Что значит аутентичный акт толкования?
Литература по теме
Вопросы для самоконтроля
1. Какова субъективная сторона правомерного поведения?
2. Каково значение правомерного поведения для развития общества и государства?
3. Какие виды правомерного поведения выделяют?
4. Всегда ли поведение, противоречащее нормам права, является правонарушением?
5. Какие факторы лежат в основе классификации правонарушений?
6. Почему правонарушением признается только виновное противоправное поведение?
7. В чем состоит отличие проступков от преступлений?
8. Каковы основные признаки юридической ответственности?
9. Каким образом соотносятся виды юридической ответственности с видами правонарушений?
10. Что является целью юридической ответственности?
11. Какие обстоятельства исключают противоправность деяния и юридическую ответственность?
Литература по теме
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные элементы механизма правового регулирования?
2. Какие признаки правовых средств выделяют?
3. По каким основаниям классифицируют правовые средства?
4. Какие различия существуют между правовым регулированием и правовым воздействием?
5. Что является целью механизма правового регулирования?
6. Какие факторы обеспечивают эффективность правового регулирования?
7. Какие стадии и элементы механизма правового регулирования выделяют?
8. Каковы пути повышения эффективности правового воздействия в современной России?
9. Что является основным элементом совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права?
10. Каковы формы выражения актов реализации субъективных прав и юридических обязанностей?
Литература по теме
1. Малько, А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. - М.: изд-во Статут, 2014. - 364 с.
2. Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник, — 6-е изд., пер. и доп. - М.: изд-во Юрайт,2017. - 464 с.
3. Романчук, И. С. Власть и право: опыт методологического анализа// Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2015. - № 6. - с. 14 -21.
4. Салыгин, Е. Н. Основы правоведения. - М.: изд-во Статут, 2016. - 298 с.
Тема 2.13. Законность, правопорядок, дисциплина
Методические рекомендации
При изучении этого вопроса необходимо обратить внимание на наличие различающихся формулировок понятия законности. При этом большинство авторов едины во мнении, что основу, суть законности составляет строгое и неуклонное соблюдение закона. Наиболее дискуссионными являются следующие вопросы:
- законность присуща любому государству или только демократическому;
- требования законности обращены ко всем субъектам права или исключительно к государственным органам и должностным лицам;
- законности выражается в соблюдении всех существующих норм права или только закрепленных в законодательстве.
Анализируя содержание законности, следует учесть, что в правовой действительности она проявляется в трех аспектах, в том числе как:
- принцип функционирования правовой системы общества;
- метод осуществления государственной власти;
- режим общественно-политической жизни.
Что же касается принципов законности, то в монографической литературе приводится различное их количество. При этом все авторы выделяют верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.
Что же касается правопорядка и общественного порядка, то необходимо исходить из того, что они характеризуют состояние упорядоченности общественных отношений, урегулированных соответствующими социальными нормами. Правопорядок представляет собой часть общественного порядка, его ядро.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы существенные признаки законности?
2. Какие элементы законности выделяют?
3. В чем выражается действие принципов законности в сфере правотворческой деятельности и в процессе реализации правовых норм?
4. Как реализуется принцип равенства всех перед законом и судом в
Российской Федерации?
5. Какие факторы являются гарантиями законности и правопорядка?
6. Каково соотношение правопорядка с законодательством и законностью?
7. Какие элементы структуры правопорядка выделяют?
8. Каковы основные функции правопорядка?
Литература по теме
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА
Цель экзамена – завершить курс обучения конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить уровень полученных знаний, на базе которого он приобретает умения и навыки анализировать и синтезировать государственно-правовые явления. Тем самым экзамены содействуют решению главной задачи среднего профессионального образования – подготовке квалифицированных специалистов. Основными функциями экзаменов являются обучающая, оценивающая и воспитательная.
Обучающая функция экзаменов состоит в том, что студент в период экзаменационной сессии вновь обращается к пройденному учебному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники информации. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Во-первых, именно во время экзаменов «старые» знания обобщаются и переводятся тем самым на качественно новый уровень – на уровень системы как упорядоченной совокупности данных, что позволяет студенту понять логику предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарских занятиях: отдельных тем, предложенных для самостоятельного изучения, новейшей научной литературы (монографий, статей и т.п.) и нормативной базы (законов и т.п.).
Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они не только обучают, но и подводят итоги, как знаниям студентов, так и в определенной степени всей учебной работе по данному предмету.
Если экзамены принимаются объективно и доброжелательно, то они, конечно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, уважения к науке и преподавателям.
Кроме того, в процессе подготовки к экзамену студент формирует свою правовую культуру, профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствующей юридической деятельностью. Как всякая наука, теория государства и права, имеет свою систему понятий, и студент, запоминая конкретную учебную информацию, учится выражать свои мысли на ее языке, а не на уровне обыденного понимания. Это может привести к искажению содержания рассматриваемых проблем, что недопустимо.
Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать информацию своими словами, сочетая запоминание и понимание, простое воспроизведение учебной информации и работу мысли.
Обычно автор советует студентам подготовить заранее «шпаргалки» на наиболее трудные с точки зрения студента вопросы, чтобы быть уверенным на экзамене. Такое тезисное записывание вынуждает студента тщательно проработать учебный материал и включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти.
В идеале, к экзаменам необходимо начинать готовиться с началом учебного процесса по данному курсу (с первой лекции, семинара и т.п.). По большому счету возможности для этого преподавателями создаются. Однако далеко не все студенты сразу хотят «включаться» в такую долгосрочную подготовку. Зачастую студенты выбирают «штурмовой метод», когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы «свалить» экзамен. Однако они не могут образовать в уме прочных ассоциаций с другими понятиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, менее прочные и надежные, бессистемные и формальные. Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные знания.
При подготовке к экзамену следует, прежде всего, уделить особое внимание конспектам «живых» лекций, а уж затем учебникам, курсам лекций и другой подобной печатной продукции. Лекции обладают рядом преимуществ: они более детальные, иллюстрированные и оперативные, позволяют оценивать современную ситуацию, отразить новую научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие аудиторию в данный момент вопросы.
Каким учебником пользоваться при подготовке к экзамену? Однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различных научных школ, направлений, по разному, в частности, интерпретирующих философские проблемы государства и права и т.п., и поэтому в каждом из них есть свои плюсы и минусы, сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Для сравнения учебной информации и полноты картины желательно использовать два и более учебных пособия.
Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.
На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые – в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Иногда студент сознательно в своем ответе опускает какую-либо деталь с той целью, чтобы преподаватель задал по соответствующему пропуску вопрос. Блестящий ответ на поставленный уточняющий вопрос лишь усиливает эффект общего ответа студента. Но здесь есть и негативные стороны – студент может сам попасть в свою ловушку. Речь, например, идет о какой-либо неоднозначной проблеме, дискуссионном аспекте, многозначном понятии и т.п. Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене, оценивая ответ студента:
1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);
2) полнота и одновременно лаконичность ответа;
3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;
4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;
5) логика и аргументированность изложения;
6) грамотное комментирование, использование примеров, аналогий;
7) культура речи.
Это значит, что преподаватель оценивает как знания данного предмета (содержания), так и форму изложения их студентом.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Понятие и предмет теории государства и права, традиции и типы правопонимания
2. Методология теории государства и права
3. Теории, объясняющие происхождение и сущность государства и права
4. Власть и ее роль в жизни общества
5. Понятие и признаки государства
6. Классификация типов государства
7. Функции государства
8. Понятие и формы государства
9. Форма правления
10. Форма государственного устройства
11. Государственно-правовой режим
12. Механизм государства
13. Понятие и типы органов государства
14. Политическая система общества
15. Факторы, определяющие место и роль государства в политической системе общества
16. Понятие и признаки правового государства
17. Понятие, признаки и функции права
18. Право в системе других социальных норм
19. Понятие и виды источников права
20. Нормативный правовой акт: понятие, признаки
21. Закон: понятие, виды
22. Подзаконные акты: понятие, виды
23. Законотворческий процесс
24. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
25. Понятие законодательства и систематизация законодательства
26. Понятие и классификация правовых систем (семей)
27. Понятие и признаки нормы права
28. Структура нормы права
29. Виды правовых норм
30. Понятие, сущность и способы реализации права
31. Применение права, правоприменительный акт
32. Понятие и структура правоотношения
33. Виды правоотношений
34. Юридические факты
35. Толкование права
36. Понятие и признаки правонарушения
37. Состав правонарушения
38. Виды правонарушений
39. Понятие и виды юридической ответственности
40. Функции и принципы юридической ответственности
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Цель контрольной работы
Контрольная работа является одной из форм обучения студентов. Целью контрольной работы является проверка знаний, полученных студентом в процессе обучения. Студенты должны усвоить, что знание теории государства и права закладывает фундамент общей правовой культуры, юридического мышления.
ПЕРЕЧЕНЬ ВАРИАНТОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Вариант 1
Норму с управомочивающей диспозицией. Норму с альтернативной санкцией.
Вариант 2
1. Причины и формы возникновения государства. Общее и особенное в происхождении государства у различных народов.
2. Правоотношения как особая разновидность общественных отношений.
3. Найдите в правовых актах и выпишите по два примера каждого требуемого вида. Обоснуйте свой выбор.
Коллизионную норму. Норму, при изложении которой использовался абстрактный способ.
Вариант 3
Диспозитивную норму. Норму, которая изложена в нескольких статьях.
Вариант 4
Норму с абстрактной гипотезой. Норму с абсолютно-определенной санкцией.
Вариант 5
Норму, при изложении которой использовался бланкетный способ. Норму с управомочивающей диспозицией.
Вариант 6
Норму с альтернативной гипотезой. Норму с возместительной санкцией.
Вариант 7
Статью, в которой содержится две или более нормы. Норму с обязывающей диспозицией.
Вариант 8
Норму со сложной гипотезой. Норму с запрещающей диспозицией.
Вариант 9
Императивную норму. Норму, при изложении которой использовался ссылочный способ.
Вариант 10
1. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды.
2. Соотношение законности, правопорядка и демократии.
3. Найдите в правовых актах и выпишите по два примера каждого требуемого вида. Обоснуйте свой выбор.
Статью, в которой содержится две или более нормы. Норму с простой гипотезой.
Перечень литературы
1. Авакьян, С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. - М.: изд-во Юстицинформ, 2015. - 640 с.
2. Артемов, В. В., Лубченков, Ю. Н. История (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования — 2-е изд., испр.— М.: Издательский центр «Академия», 2013.— 256 с.
3. Гаджиев К.С. Политология: учебное пособие для СПО. 2-е изд., пер. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. – 213 с.
4. Гомола, А.И. Теория государства и права : учебник для СПО/ М : Юстиция, 2017. — 205 с.
5. Демин, А. А. Договор и соглашение: соотношение понятий// Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2016. - № 2. - С. 23-26.
6. Иконникова, С.Н. История мировой культуры: учебник и практикум для СПО - М: Изд-во Юрайт, 2017. - 282 с.
7. История России XX - начала XXI века : учебник для СПО / Чураков, Д.О. [и др.] ; под ред. Чуракова, Д.О., Саркисяна, С.А. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : изд-во Юрайт, 2017. — 270 с.
8. Конституционное право Российской Федерации: учебник/ Алжеев И. А. [и др.]. - М.: Изд-во Статут, 2014. - 168 с.
9. Некрасова Б.М. История России: учебник и практикум для СПО. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2016. — 357 с.
10. Перевалов, В.Д. Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО. - М: Изд-во Юрайт, 2017. - 341 с.
11. Рассказов, Л.П. Теория государства и права. Углубленный курс: Учебник. – М.: Изд-во Риор, Инфра. – М., 2015. - 559 с.
12. Степанюк, Н.В. Толкование гражданско-правового договора: проблемы теории и практики. - М.: Изд-во Юрайт, 2013. - 256 с.
13. Флоринский, М. Ф. История России 1914 -2015: учебник для СПО. 8-е изд., пер. и доп. - М: изд-во Юрайт, 2016. - 500 с.
14. Шахрай, С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 4-е изд., изм. и доп. – М.: изд-во Статут, 2017. - 356 с.
Учебно-методическое пособие
по организации самостоятельной
внеаудиторной работы студентов
по дисциплине
«Теория государства и права»
код и наименование МДК/наименование дисциплины
для специальности
Право и организация социального обеспечения
код и наименование специальности/профессии
базовой подготовки
заочной формы обучения
базовой/углубленной
Введено в действие с | ― | 01.09.2017 |
Номер экземпляра: | 1 | |
Место хранения: | Кафедра СГДиП | |
Ярославль, 2017 г.
Лист согласования
Учебно-методическое пособие
по организации самостоятельной
внеаудиторной работы студентов
по дисциплине
Теория государства и права
код и наименование МДК/наименование дисциплины
СОГЛАСОВАНО: | ||||
Кафедра СГДиП
Руководитель кафедры
Разработчик:
Вечера Л.А., преподаватель кафедры СГДиП ГПОУ ЯО Ярославский градостроительный колледж.
Аннотация
Данная работа представляет собой учебно-методическое пособие по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Теория государства и права» для студентов специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Работа включает в себя рекомендации по работе с данным учебным пособием, задания для самостоятельной внеаудиторной работы, методические рекомендации по их выполнению, а также критерии оценки выполнения самостоятельной работы.
Данная работа предназначена для студентов и преподавателей. Материалы, изложенные в пособии, помогут студентам систематизировать и закрепить полученные на аудиторных занятиях теоретические знания, сформировать умения и навыки, активизировать учебно-познавательную деятельность.
Реестр рассылки
№ учтенного экземпляра | Подразделение | Количество копий |
1. | Кафедра СГДиП | 1 |
2. | Преподаватель Вечера Л. А. | 1 |
Размещено | ВОС Moodle/ 40.02.01 Право и организация социального обеспечения/ ОП.01 Теория государства и права / УМП «Теория государства и права» |
Содержание
1. Общие положения……………………………………………………………………………...3
2. Программа курса «Теория государства и права»………………………………………….…4
3. Методические рекомендации по изучению разделов и тем курса
«Теория государства и права»………………………………………………..…………………...12
4. Методические рекомендации по подготовке и сдаче экзамена…………………………….34
5. Перечень вопросов для подготовки к экзамену……………………………………………...35
6. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы………………………36
7. Перечень вариантов контрольной работы……………………………………………………37
8. Перечень литературы…………………………………………………………………………..39
Учебная дисциплина «Теория государства и права» является общепрофессиональной дисциплиной в структуре основной профессиональной образовательной программы по специальности 40.02.01.
Ее изучение предполагает достижение нескольких целей:
1. усвоить комплекс общетеоретических знаний о государственно-правовых явлениях;
2. получить представление об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права;
3. определить значение общетеоретических знаний для последующей практической деятельности.
При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Методы изложения учебного материала следует выбирать, исходя из того, какой их них наиболее приемлем для лучшего контакта со студентами и лучшего усвоения ими учебного материала. Необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими государственными стандартами. Данная дисциплина представляет собой синтез знаний накопленных отечественными и зарубежными исследователями-теоретиками, главный аспект которого – анализ проблем организации и функционирования государства, выявление и объяснение объективных принципов права.
Изучение дисциплины «Теория государства и права» начинается рассмотрением основных вопросов теории государства. Уяснив общие вопросы теории государства, студенты переходят к изучению общей теории права.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о закономерностях возникновения и функционирования государства и права;
- о роли государства в политической системе общества;
- о роли права и нормативного регулирования в жизни современного общества;
- об особенностях правосознания и правовой культуры.
знать:
- основные типы, формы и функции государства,
- основные принципы построения и функционирования системы права и системы законодательства,
- формы реализации правовых норм и особенности правоприменительной деятельности компетентных органов государства.
уметь:
- различать типы правового регулирования,
- различать и классифицировать функции государства,
- определять форму государства,
- классифицировать государственные органы,
- определять правовую систему по заданным признакам,
- различать правоприменительные и нормативные акты.
Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в форме комплексного междисциплинарного экзамена (с дисциплиной «История государства и права России»).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 240.