Поиск литературных источников, анализ и обобщение материала по теме курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЕ»

 

 

Методические указания

по выполнению курсовой работы для студентов,

обучающихся по направлению 38.03.04

Государственное и муниципальное управление,

направленность «Региональное управление»

 

 

Санкт-Петербург

2017


 

УДК -----------

ББК -----------

Г--------

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию Методическим советом

Институт экономики, менеджмента и информационных технологий

 (протокол № ____ от 29 сентября 2016 г.)

 

 

Составитель:

 кандидат экономических наук, доцент Е.В. Фугалевич

Отв. редактор

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и государственного и муниципального управления Ушакова Е.В.

 

Рецензент:

Представитель работодателя (см. ОП ВО)

 

О-64 Выпускная квалификационная работа: методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления» для студентов / сост. Е.В. Фугалевич; С.-Петерб. ун-т технол. упр. и экон. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. — 34с.

ISBN 978-5-----------------------------

 

Методические указания разработаны на основании Макета методических указаний по выполнению курсовой работы для студентов, разработанного и утвержденного Институтом образовательных программ СПбУТУиЭ.

 

Методические рекомендации включают основные требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы. Приводятся правила оформления и порядок защиты выпускной квалификационной работы, образцы документов, необходимых для представления к защите.

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления» предназначены для студентов высших учебных заведений (бакалавров), обучающихся 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, направленность «Региональное управление», а также руководителям практики со стороны предприятий и организаций, руководителям практики со стороны выпускающей кафедры университета.

                                                         УДК ----------

ББК -----------

 

ISBN 978-5-----------------------------                   © Фугалевич Е.В. составление, 2017

                                                                                                      © СПбУТУиЭ, 2017


 



СОДЕРЖАНИЕ

Введение   4
1. Общие положения   5
2. Методические рекомендации к выполнению курсовой работы   5
2.1. Выбор темы курсовой работы   5
2.2. Поиск литературных источников, анализ и обобщение материала по теме курсовой работы   7
2.3. Структура курсовой работы   7
2.4. Требования к оформлению курсовой работы   10
2.4.1. Оформление титульного листа   10
2.4.2. Оформление заголовков и оглавления   10
2.4.3. Оформление текста   11
2.4.4. Правила цитирования   12
2.4.5. Правила оформления примечаний и ссылок   12
2.4.6. Оформление списка сокращений и условных обозначений   14
2.4.7. Оформление списка терминов   14
2.4.8. Оформление формул и единиц измерения величин   14
2.4.9. Оформление рисунков и иллюстраций   15
2.4.10. Оформление таблиц   16
2.4.11. Оформление списка литературы   17
2.4.12. Оформление приложений   18
3. Критерии оценки курсовой работы   18
4. Порядок и процедура защиты курсовой работы   19
Список рекомендуемой литературы   22
Приложение 1. Примерные темы курсовых работ   24
Приложение 2. Образец бланка для задания на выполнение курсовой работы   26
Приложение 3. Образец бланка титульного листа курсовой работы   27
Приложение 4. Образец оформления содержания курсовой работы   28
Приложение 5. Примеры оформления библиографических записей   29
Приложение 6. Форма заключения об оригинальности курсовой работы   30
Приложение 7. Образец бланка для отзыва руководителя на курсовую работу   31
Приложение 8. Бланк оценки качества выполнения курсовой работы   32

 


Введение

Основные цели дисциплины «Основы государственного и муниципального управление» – обучить будущих специалистов в области государственного и муниципального управления основным положениям теории и практики; помочь ориентироваться в многоплановых вопросах изучаемой дисциплины; подготовить специалистов, обладающих знаниями в области государственного и муниципального управления.

Задачи дисциплины - научить студентов:

- разбираться и оперировать понятийным аппаратом, полученным в процессе изучения данной дисциплины;

- ориентироваться в основных вопросах и проблемах государственного и муниципального управления;

- методам планирования, прогнозирования и проектирования в сфере государственного и муниципального управления.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний будущего специалиста в основных направлениях его профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления.



1.

Общие положения

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» разработаны с учетом современных требований к уровню подготовки высококвалифицированных кадров. В данных указаниях определены задачи работы, характер его содержания, этапы выполнения и предметная тематика.

Курсовая работа по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» выполняется после того, как студенты уже в течение предыдущего семестра, прослушали первую часть курса лекций и провели занятия по указанным дисциплинам. Параллельно продолжаются лекции, практические (семинарские) занятия и консультации.

Цель курсовой работы – развить способности и умение студентов в области анализа системы государственного и муниципального управления в современных условиях. Эта цель достигается посредством приложения полученных студентами знаний по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление».

Выполнение курсовой работы по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» невозможно без знания основ макро- и микроэкономики, ряда специальных дисциплин, а поэтому служит практическим итогом усвоения студентами пройденных ранее учебных курсов. С другой стороны, выполнение курсовой работы по актуальным направлениям имеет и другую важную задачу – подготовить студентов к сознательному выбору дипломного проекта (работы) и качественному его выполнению.

Опыт показывает, что навык, и наработки самостоятельных исследований студентов в процессе выполнения курсовой работы позитивно сказывается затем при выборе и выполнении ими дипломных работ (проектов).

Требования к содержанию курсовой работы по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» акцентируют внимание на разработке тактики и стратегии управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления. Нет сомнений в том, что приобретение будущими менеджерами таких навыков является важнейшим требованием к их профессиональной подготовке.

Итак, курсовой работы по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» является самостоятельной работой, позволяющей преподавателю оценить умение студента творчески, целенаправленно использовать полученные им ранее знания и служит важнейшим этапом подготовки студента к качественному написанию дипломного проекта.

2. Методические рекомендации к выполнению курсовой работы

Выбор темы курсовой работы

Курсовая работа по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» представляет собой в основном текстовое изложение выбранной темы, иллюстрированное теми или иными схемами, таблицами, графиками, расчетами, фактическим материалом.

Содержание и структура работы нужно учитывать цель и задачи, объект и предмет исследования.

Формулировки цели и задач должны начинаться со слов: «исследование...», «совершенствование (развитие)...», «проектирование (разработка)...», «анализ (оценка)...», «повышение (снижение)...», «улучшение...» и т. п. Допускается комбинация целей и задач. Например, «анализ и совершенствование...», «проектирование и оценка...».

Целевой блок идеи курсовой работы, т.е. формулировка цели корреспондируется с названием всего исследования исходя из его предмета.

При этом необходимо понимать, что перечисление задач имплицитно (т.е. логично подразумевает) задает план и внутреннюю логику текста всей работы.

В качестве объекта исследования при написании работы по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» могут выступать:

- Социально-экономические системы (в т.ч. территориальные) различных иерархических уровней.

- территориальное или муниципальное хозяйство в городах, регионах и т. д., включая жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт, связь, спорт, образование, учреждения культуры и отдыха и т. п.;

- органы государственного и муниципального управления;

- комплекс предприятий, отдельное государственное или муниципальное предприятие;

- сфера деятельности изучаемого объекта исследования.

В качестве предмета исследования могут выступать:

- структура (организационная, производственная, инфраструктура и т. д.);

- функция (планирование, организация, координация, стимулирование, контроль и т. д.);

- процесс (труд, управление и т. д.);

- характеристика (численность, эффективность и т. д.) и др.

Так же, как и цель (задачи) работы, предмет исследования может быть комплексным: «структура функций», «характеристика структуры» и т. д.

Одновременно, надо иметь ввиду, что объект (научного исследования) – это избранный элемент управленческой реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей действительная (например, территориальная социально-экономическая система любого иерархического уровня или явление, группа явлений, происходящих в ней), объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения.

Предмет (научного исследования) - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, среды, отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.

Объект и предмет исследовании как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направленно основное внимание студента, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как его заглавие.

Выполнение курсовой работы подразделяется на две части.

Первая – это изучение и глубокое осмысление общих принципов и свойств, тенденций в сфере государственного и муниципального управления.

Вторая – творческое и самостоятельное приложение общих принципов и свойств в сфере государственного и муниципального управления к практике.

Курсовая работа по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» должен раскрывать направление и характер управленческой деятельности на всех уровнях протекания процессов; с привлечением фактологического материала. Этот материал извлекается из различных источников: отчетов, аналитических справок, органов государственной и муниципальной власти всех уровней, справочной и научной литературы, периодической печати, рекламных публикаций, собственных исследований и т.п. Принцип выбора тем курсового проекта (работа) носит свободно-ограниченный характер. Выбор ограничен профилем исследования – в названии темы должен отражаться профиль, сущность данной учебной дисциплины. Ограничения связаны с объектом исследования, и получением фактологического материала.

В тоже время студентам предлагается свобода выбора в формулировании тем курсовой работы. Но при этом обязательным остается условие согласования темы с научным руководителем. Окончательным распределением тем курсовых работ, в том числе и для заочников занимается конкретный преподаватель, назначенный руководителем курсовых работ по данной учебной дисциплине.

Таким образом, ТЕМА курсовой работы для конкретного студента складывается из сознательного выбора:

1. Направления исследования в сфере государственного и муниципального управления, т.е. того или иного раздела учебной дисциплины.

2. Объекта и предмета исследования.

Структура курсовой работы

Курсовая работа по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» должен содержать:

а) текстовую, теоретическую часть;

б) проблемно- аналитическую часть.

Обе эти части специфичны для каждой темы и должны содержать ответы на ряд обязательных вопросов. Ответы на эти вопросы следует сопровождать расчетно-аналитическим материалом (таблицами, графиками, блок-схемами) построенном на конкретном примере, реальных или условных цифрах.

Основными элементами курсовой работы являются:

- титульный лист (приложение 2);

- содержание (приложение 4);

- введение;

- главы и параграфы основной части;

- заключение;

- список использованных источников и литературы (приложение 5);

- приложения.

В состав научно-справочного аппарата могут также входить список сокращений, глоссарий ключевых слов, которые должны быть сформулированы в приложении 1, если они представлены в курсовой работе.

В содержании указываются введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы (кроме приложений). Содержание помещается вслед за титульным листом.

Введение должно содержать:

- актуальность научного исследования (обоснование темы);

- цель работы, перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения цели;

- объект и предмет исследования;

- описание структуры работы.

При составлении критического обзора источников и литературы нужно определить, что они дают для изучения поставленной проблемы, а также обратить внимание, на какие источники опираются их авторы. При этом следует помнить, что критический анализ исследуемых источников и литературы нельзя подменять простым перечислением нормативно-правовых актов, работ и их авторов.

Обзор использованных источников и литературы должен быть построен по тематическому или предметному принципу, содержать авторскую оценку студента (т.е. его собственное отношение к прочитанному материалу).

Объем введения составляет примерно 10-15% от общего объема курсовой работы.

Содержание глав и параграфов основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать. Главы и параграфы должны продемонстрировать способность выпускника сжато, логично и аргументированно излагать собранный, систематизированный и проанализированный материал.

Основная часть курсовой работы, независимо от выбранной темы исследования, должна состоять из двух глав.

Исходя из логики построения работы, первую главу составляет информационно-теоретическая часть. Здесь раскрываются современные взгляды и подходы к решению исследуемой проблемы в контексте конкретной ситуации управленческой деятельности. Целесообразно показать решаемую проблему с использованием данных из правоприменительной практики в той или иной сфере государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы, которой посвящено исследование.

В этой главе можно подробно остановиться на освещении проблемно-теоретических аспектов исследования, рассмотреть их с различных методологических позиций. Для этого целесообразно провести обзор литературы по методам решения задач курсовой работы, выявить различия в основных подходах и точках зрения на рассматриваемую проблему, увязать главные теоретические положения с практикой конкретного государственного (муниципального) органа.

Каждая курсовая работа должна базироваться на основных закономерностях и принципах теории и организации государственного (муниципального) управления, на общих теоретических положениях науки управления, достижениях научной мысли, обоснованных и общепринятых утверждениях, представляя собой их конкретизацию (а чаще – следствие из них) по отношению к исследуемому объекту необходимой аргументацией.

Во второй главе, основываясь на положениях, сформулированных в теоретической части, проводится проблемно-аналитическая разработка задач курсовой работы.

Диагностический анализ государственного (муниципального) органа, организации государственного (муниципального) управления нацелен на:

- оценку достигнутого уровня организации государственного (муниципального) управления;

- оценку элементов системы управления, уровня и содержания функциональной специализации;

- сравнение фактических значений основных и характерных показателей государственной (муниципальной) управленческой деятельности с нормативными;

- выявление положительных и отрицательных сторон в организации и функционировании государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы;

- установление потерь неиспользованных возможностей в результате влияния недостатков в организации управления;

- выявление и анализ причин наличия недостатков, их проявлений и негативных последствий.

Анализ организации государственного (муниципального) управления осуществляется на основе достаточно полного описания объекта исследования и его предмета.

Источниками информации, аналитической характеристики объекта исследования, независимо от специфики темы курсовой работы, могут служить законы и подзаконные акты, положения, уставы, регламентирующие организацию и функционирование государственного (муниципального) органа, материалы текущего делопроизводства, статистические данные, отчетность отдельных подразделений и общие справочно-аналитические материалы и служебные документы, содержащие самые разнообразные сведения, представляющие интерес с точки зрения проводимого исследования.

В этой же главе проводится анализ фактических материалов, характеризующих особенности государственного (муниципального) управления, специфику выполняемых функций, компетенцию и реализуемые полномочия объекта (государственного или муниципального органа, подразделения, службы). Особое внимание уделяется анализу проблемных аспектов темы исследования соответствие с поставленными целями и задачами. Необходимо обратить внимание как на выявление и анализ положительных сторон управленческой и служебной деятельности, так и на имеющиеся здесь недостатки, а также изыскание резервов в повышении эффективности организации и функционирования системы государственного (муниципального) управления в целом и ее отдельных структур, элементов.

В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы.

Курсовая работа не должен носить описательный или излишне теоретизированный характер. Гарантией тому служит вторая глава работы.

В основной части курсовой работы целесообразно использование иллюстративных или цифровых материалов. Выбор формы представления иллюстративного материала (таблицы, диаграммы, рисунки, графики, схемы, фотодокументы и т. д.) зависит главным образом от цели и характера темы исследования.

Однако следует учитывать, что любой иллюстративный материал, помещаемый в основную часть курсовой работы, должен нести максимум новой полезной информации. Так, например, приведенные в тексте основной части таблицы должны носить аналитический характер, являться результатом обработки и анализа цифровых показателей. Таблицы, содержащие исходные статистические данные, следует приводить в отдельных приложениях к работе.

Обязательным требованием, предъявляемым к языку написания курсовой работы, является безупречная грамотность. Наличие орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок, а также стилистических погрешностей снижают ценность любого, пусть даже новаторского по содержанию, научного исследования. Язык изложения материала исследования (анализа, проектирования и т. д.) позволяет судить о культуре письменной речи ее автора, а, следовательно, необходимо научное и литературное редактирование текста курсовой работы.

Научное редактирование предполагает проверку подбора терминов, точности логических посылок и выводов, достоверности привлекаемых источников и т. д. Литературное редактирование, в свою очередь, предполагает проверку соблюдения норм современного литературного языка. Оба вида редактирования направлены на устранение всевозможных ошибок (семантических, стилистических, грамматических) и повышение содержательности текста курсовой работы.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, в обобщенном виде излагаются выводы изучения вопросов, сформулированных в цели и задачах курсовой работы. Студент должен обоснованно изложить свои взгляды на основные вопросы, рассмотренные в работе. Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов и т.п., а выводы должны логически вытекать из основного текста работы. Примерный объем заключения 3-5 страниц.

В списке сокращений должны быть расшифрованы используемые в работе сокращения наименований учреждений, структурных подразделений, библиографических данных, понятий и слов и т. д.

2.4. Требования к оформлению курсовой работы

Представленная к защите работа должна быть выполнена с помощью компьютера на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4 (210 мм * 297 мм).

Листы работы должны быть пронумерованы и сброшюрованы таким образом, при котором исключается возможность выпадения отдельных листов. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер на нем не ставится.

Для оформления работы целесообразно использовать папку-скоросшиватель.

Оформление титульного листа

Оформление титульного листа работы производится в соответствие с приложением 3.

Оформление заголовков и оглавления

Главы и части (параграфы) работы должны иметь заголовки, которые четко и кратко отражают содержание глав и параграфов. Заголовки следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, без переноса слов. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Необходимо предусмотреть один отступ от основного текста после воспроизведения заголовков глав или частей (параграфов).

Пример:

Оформление текста

Объем текста работы должен быть не менее 60 страниц.

Оформление текста работы выполняется в соответствии со следующими требованиями:

− в текстовом редакторе WORD;

− автоматический перенос слов;

− формат страницы А4, параметры страницы 210-297 мм;

− поля: левое– 30 мм , правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм;

− шрифт – кегль 14, Times New Roman;

− качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц и другого графического материала должно удовлетворять требованиям их четкого воспроизведения;

− повреждения листов работы, помарки, следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются;

− межстрочный интервал – 1,5;

− интервал между словами – 1 знак;

− абзац – 1,25, одинаковый по всему тексту работы;

− выравнивание – по ширине;

− страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки;

− номер страницы на титульном листе не проставляют, включая его в общую нумерацию страниц работы;

− иллюстрации, таблицы и другой графический материал, расположенные на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц;

− иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитываются как одна страница;

− нумерация страниц работы и приложений, входящих в ее состав, должна быть сквозная;

− сокращения слов – общепринятые;

− возможно сокращение слов по решению автора работы, которое допускается после первого упоминания в тексте с обязательным приведением полного и сокращенного названия;

− главы, части (параграфы) следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа;

− главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах текста, за исключением приложений;

− номер части (параграфа) включает номер раздела и порядковый номер подраздела разделенные точкой:

Пример: 1.1, 1.2 и т.д.

− после номера главы, части (параграфа) в тексте точку не ставят;

− внутри подразделов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис, точку или строчную букву (за исключением е, з, о, г, ь, й, ы, ъ). В случае обозначения перечислений строчными буквами, после них ставиться скобка без точки.

Правила цитирования

Научная работа без цитирования невозможна. Тонкая грань между плагиатом и цитированием заключается в соблюдении правил, описанных в ГОСТ Р 7.0.5-2008. Приложение 6.

При написании работы не стоит увлекаться чрезмерным цитированием. Законодательные акты и другие нормативные документы, труды специалистов следует цитировать только в тех случаях, когда Вы стремитесь подкрепить свои рассуждения ссылкой на их авторитет или хотите цитатой положить начало своему изложению. В остальных случаях старайтесь излагать материал своими словами.

Основные требования к цитированию:

1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.

2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.

3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.

4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.

5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав - ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник

2.4.5. Правила оформления примечаний и ссылок

Оформление примечаний

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать.

Примечания приводят, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста работы, таблиц или графического материала.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Пример:

Примечание – Данные деятельности Комитета за 2015 г.

Оформление ссылок

В работе допускаются ссылки на документы, стандарты, учебники, учебно-методические пособия и другие источники информации при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений при чтении текста.

Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, таблиц и иллюстраций данной работы.

Ссылки на источник (документ) – библиографические ссылки – по месту расположения бывают:

− внутритекстовые (непосредственно в строке после текста, к которому относятся);

− подстрочные – (помещаются в нижней части страницы, под строками основного документа);

− затекстовые (размещенные за основным текстом всей работы или каждой главы);

− комбинированные.

Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда они являются частью основного текста. Описание подобных ссылок содержит: имя автора, заглавие, которое заключается в кавычки, в круглых скобках приводятся данные о месте издания, издательстве, годе издания.

Пример:

Методики внедрения процессного подхода к управлению представлены в учебнике В.Г. Елиферова, В.В. Репина «Бизнес-процессы: Регламентация и управление» (М.: ИНФРА-М, 2004).

В подстрочных ссылках обычно приводится краткое библиографическое описание источника и указывается страница, на которой размещена цитата.

Пример:

1 Из архива Б. Муравьева // Вопросы философии. 1992. № 1. С. 99.

2 Из архива Б. Муравьева // Вопросы философии. 1992. № 1. С. 117.

 

Нумерация подстрочных ссылок может быть сквозной по всей РАБОТА или самостоятельной для каждой страницы.

При использовании затекстовых ссылок достигается значительная экономия в объеме текста работы, так как устраняется необходимость подстрочных ссылок на библиографические источники при использовании цитат из этих источников или сведений из них.

Под затекстовыми ссылками понимается указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце работы.

Ссылка на источник в целом оформляется в виде номера библиографической записи, который ставится после упоминания автора или коллектива авторов, либо цитаты из работы.

Пример:

В.И. Мухин [12] считает, что управленческая деятельность менеджера предусматривает знания общей методологии и особенностей анализа и синтеза технических, человеко-машинных и организационных систем управления.

А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий [25] считают, что комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия помогает разобраться в причинах возникновения проблем в организациях и рекомендует пути их решения.

Ссылки на определенный фрагмент источника приводится с указанием страниц цитируемого документа.

Пример:

А.Д. Сахаров [27, с. 201-202] писал, что …

Комбинированные ссылки применяются, когда необходимо указать страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников.

Пример:

Как видно из исследований [16, с. 7-9; с. 15; с. 56-60] целесообразно…

В случае если необходимо сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументированное в ряде работ одного и того же автора, то следует указать все порядковые номера источников информации, которые разделяются точкой и запятой.

Пример:

Исследованием ряда авторов [12; 15; 26; 31] установлено, что …

Оформление списка сокращений и условных обозначений

Сокращение слов и словосочетаний на русском и иностранных европейских языках оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.11 и ГОСТ 7.12.

Применение в работе сокращений, не предусмотренных вышеуказанными стандартами, или условных обозначений предполагает наличие перечня сокращений и условных обозначений.

Наличие перечня не исключает расшифровку сокращения и условного обозначения при первом упоминании в тексте.

Перечень помещают после основного текста.

Перечень следует располагать столбцом. Слева в алфавитном порядке или в порядке их первого упоминания в тексте приводят сокращения или условные обозначения, справа – их детальную расшифровку.

Наличие перечня указывают в содержание работы

Оформление списка терминов

При использовании специфической терминологии в диссертации должен быть приведен список принятых терминов с соответствующими разъяснениями.

Список терминов должен быть помещен в конце текста после перечня сокращений и условных обозначений.

Термин записывают со строчной буквы, а определение – с прописной буквы. Термин отделяют от определения двоеточием.

Наличие списка терминов указывают в содержании (оглавлении) работы.

Список терминов оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5.

Оформление формул и единиц измерения величин

Оформление формул

Уравнения и формулы создаются в редакторе формул и должны быть выделены из текста в отдельную строку. Ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+) или минус (-), умножения (х), деления (:) или других математически знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак (х).

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример:

А= а:b.                            (1)

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Пример:

Расчет представлен в формуле (1)

Допускается нумерация формул в пределах раздела работы. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой.

Пример:

Расчет представлен в формуле (3.2.5), где 3.2 – номер раздела, 5 – порядковый номер формулы.                                  

Пример:

Формулы оформляют в редакторе формул шрифтом таймс. Например, оптимальная партия поставки:

                   (2.1)

где А – потребность в заказываемом продукте, ед.;

С0 – стоимость выполнения заказ, руб.;

Схр – стоимость хранения, руб.

Обратите внимание, что все латинские названия, обозначения в формулах и экспликации пишутся курсивом. Описание показателей в формуле обязательно. Пишется без абзацного отступа.

Оформление рисунков и иллюстраций

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки и др.) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации должны быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, он обозначается «Рисунок 1» и его наименование располагают посередине строки. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

Пример: Рисунок 2.3.4 (где 2.3 – номер раздела, 4 – порядковый номер иллюстрации)

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:

Пример: Рисунок 1 - Детали выбора

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрами обозначения приложения.

Пример: Рисунок А.3 (где А – обозначение приложения, 3 – порядковый номер иллюстрации в приложении) или Рисунок 1.1 (где 1 – обозначение приложения, 1 –порядковый номер иллюстрации в приложении)

При ссылках в тексте на иллюстрации следует писать: «… в соответствии с рисунком 2».


Пример:

Рисунок 1.1 –Название рисунка по центру

На рисунке 1.1 обратите внимание, нет ни одной рамки (ни для легенды, ни для области построения), все подписи сделаны шрифтом таймс, размер 12 или 14, без выделения.


Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и название указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями справа пишут слово «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы.

Пример:

Продолжение таблицы 1.1

 

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставят прочерк.

Пример оформления таблицы:

Таблица 1.1 – Показатели эффективности использования основных средств

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Пример:

Таблица 1.2 – Название таблицы пишется от начала страницы и выравнивается по левому краю, в названии нет переносов

Название столбца 1 (НЕ использовать № п/п) В таблицу не включается столбец «Единицы измерения) Название столбца 3
Название строки Не допускается наличие пустых ячеек в таблице Если же нет данных, значит надо поставить прочерк
Название строки   - -
Название строки   - -

Продолжение таблицы 1.1

Название столбца 1 Название столбца 2 Название столбца 3
При разрыве таблице в правом углу пишется продолжение таблицы 1.1 В таблице допускается шрифт не менее 12 Возможно альбомное расположение таблицы
Таблицы, как и рисунки, идут в тексте как можно ближе к их первому упоминанию - -

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Пример: Таблица В.1 (где В – обозначение приложения, 1 - порядковый номер таблицы в приложении)

Заголовки граф строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Заголовки граф таблицы, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф, при этом для прочтения заголовка страницу необходимо повернуть по часовой стрелке.

Оформление списка литературы

Библиографический список составляется в ходе выполнения работы, он должен содержать не менее 15 источников, которые необходимо разместить в следующем порядке:

- законодательные и нормативно-правовые документы;

- учебная, специальная литература и другие источники информации отечественных авторов; иностранные источники информации;

- интернет-ресурсы.

Источники в каждом разделе библиографического списка следует располагать в алфавитном порядке.

Каждая библиографическая запись в списке должна иметь свой порядковый номер и начинаться с красной строки.

Общая схема библиографического описания отдельно изданного документа включает следующие обязательные элементы:

- заголовок (фамилия, имя, отчество автора или первого из авторов, если их два, три и более);

- заглавие (название книги, указанное на титульном листе);

- сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.);

- подзаголовочные данные (сведения об ответственности содержат информацию об авторах, составителях, редакторах, переводчиках и т.п.; об организациях, от имени которых опубликован документ; сведения об издании содержат данные о повторности издания, его переработке и т.п.);

- выходные данные: место издания (название города, где издан документ); издательство или издающая организация; дата издания; объем (сведения о количестве страниц, листов).

Источником сведений для составления библиографического описания является титульный лист или иные части документа, заменяющего его.

Примеры описания источников информации представлены в Приложение 5.

Оформление приложений

В приложения могут быть вынесены те материалы, которые не являются необходимыми при написании собственно работы: графики, промежуточные таблицы обработки данных, таблицы большого размера и т.п. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают арабскими цифрами. После слова «Приложение» следует его номер.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.

Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение данного приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

В приложении помещаются формы статистической и бухгалтерской отчетности, расчеты на ЭВМ и т.п. Таблицы, вносимые в приложения, имеют самостоятельное название и нумерацию. Все прилагаемые документы должны быть достоверны. На каждом из приложений в правом углу пишется слово «Приложение» и ставится порядковый номер в той последовательности, в какой их данные используются в работе. В тексте работы обязательно делается ссылка на номера используемых приложений.

Подготовка доклада и презентации курсовой работа

Процедура защиты курсовой работы включает доклад студента, важным элементом которого является презентация курсовой работы – представление основных результатов, полученных студентом. Презентация обеспечивает наглядность представляемых материалов, дает возможность преподавателю оценить, как научную и практическую значимость результатов курсовой работы, так и способность студента дать их компактное изложение.

Выступление должно в первую очередь давать представление о объекте, предмете и методах исследования, положениях, выносимых на защиту.

Основная часть доклада должна содержать: краткую характеристику объекта и предмета исследования, результаты проведенного студентом исследования.

В заключении приводятся выводы по результатам курсовой работы.

Презентация должна включать:

- приветствие, которое позволяет представить курсовая работа и назвать его тему;

- собственно презентацию, состоящую из вступления и основной части;

- заключение.

Если взять всю продолжительность выступления за 100%, то эти составляющие должны соотноситься как 10/80/10. Продолжительность доклада, сопровождающегося презентацией 5-7, 10 минут.

Презентация иллюстрируется визуальными материалами, представляемыми в виде электронного слайд-фильма и выполненными в среде MS POWERPOINT.

Использование визуальных материалов позволяет, во-первых, сфокусировать внимание участников заседания и преподавателя на наиболее важных элементах курсовой работы, во-вторых, подкрепить вербальное (словесное) сообщение, не повторяя его дословно, и, в-третьих, проиллюстрировать те факты, которые трудно представить устно.

При подборе иллюстративных материалов необходимо использовать принципы простоты и краткости. Графики и таблицы должны быть информативны, но их нельзя перегружать многочисленными данными.

В табличных материалах используется максимум 30 чисел. Каждое число должно состоять не более чем из 5 цифр. Например, число 18922 считается одним числом. Превышение такой разрядности чисел производит впечатление перегруженности, и внимание участников заседания и преподавателя рассеивается.

В тексте одного слайда используется максимум 36 слов, исключая заголовок. Материал излагается максимум на 6 строках, в каждой из которых дается не более 6 слов. Цель текста — подкрепить основные идеи курсовой работы. Для структуризации текстовой информации лучше использовать списки. В целях совместимости электронных презентаций для различных версий POWERPOINT все надписи необходимо выполнять шрифтом Arial.

Используются следующие виды диаграмм:

- процент, когда необходимо сравнить данные как процентные доли от целого (секторная, круговая диаграмма); доли, если надо сравнить или ранжировать данные (горизонтальные или вертикальные гистограммы);

- время, если необходимо показать изменения за период времени (линейные графики);

- частота, если необходимо показать количество предметов в увязке с различными числовыми диапазонами или характеристиками (линейные графики);

- корреляции, если необходимо показать взаимосвязь между переменными (линейный график и точечная диаграмма).

В слайдах используются следующие типы заголовков:

- название предмета, когда нет необходимости передавать конкретное послание, а нужно только представить информацию;

- тематический заголовок, для того чтобы сообщить участникам заседания и преподавателю о том, какая информация будет извлечена из представленных данных;

- заголовок-утверждение, когда надо изложить вывод, сделанный докладчиком на основании представленных выше данных.

Слайды не следует перегружать эффектами анимации. Надо помнить о том, что скорость работы того компьютера, на котором делаются слайды, и того, на котором они будут демонстрироваться, может быть различной. Это несоответствие может привести к возникновению нежелательных пауз.

При оформлении фона слайдов следует четко разграничивать его с текстом. Если в качестве фона используется какое-либо изображение, следует проверить, хорошо ли виден на таком фоне текст.

После подготовки всех визуальных материалов следует провести предварительную репетицию, что позволит должным образом отрегулировать темп речи докладчика и скорость показа слайдов.

Список рекомендуемой литературы

Литература:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция)

3. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (последняя редакция)

4. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (последняя редакция)

5. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция)

6. Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ (последняя редакция)

7. Алексеева, Марина Борисовна. Шедько, Юрий Николаевич. Система государственного и муниципального управления [Электронный ресурс]: Учебник / Шедько Ю.Н. - Отв. ред. — 2-е изд., пер. и доп.— М.: Издательство Юрайт, 2016. — 462. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-6718-0: 162.28, 100. — ЭБС Юрайт.

8. Мухаев, Рашид Тазитдинович. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1 [Электронный ресурс]: Учебник / Мухаев Р.Т. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 301. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7327-3: 162.28, 4. — ISBN 978-5-9916-7328-0: 162.28, 4. — ЭБС Юрайт.

9. Мухаев, Рашид Тазитдинович. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2 [Электронный ресурс]: Учебник / Мухаев Р.Т. — 3-е изд., пер. и доп.— М.: Издательство Юрайт, 2016. — 594. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7328-0: 162.28, 4. — ISBN 978-5-9916-7329-7: 162.28, 4. — ЭБС Юрайт.

10. Василенко, Ирина Алексеевна. Государственное и муниципальное управление [Электронный ресурс]: Учебник / Василенко И.А. — 6-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 494. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3279-9: 162.28, 20. — ЭБС Юрайт.

11. Осейчук, Владимир Иванович. Теория государственного управления [Электронный ресурс]: Учебник и практикум / Осейчук В.И. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 342. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8689-1: 162.28, 4. — ЭБС Юрайт.

Интернет-ресурсы

- Библиотека Гумер - гуманитарные науки / http://www.gumer.info/

- Библиотека: Интернет-издательство / http://www.magister.msk.ru/library/

- Единое окно доступа к образовательным ресурсам / http://window.edu.ru/window/library

- Мировая цифровая библиотека / http://wdl.org/ru//

- Публичная Электронная Библиотека / http://lib.walla.ru/

- Университетская библиотека / http://www.biblioclub.ru/

- Электронная библиотека Российской государственной библиотеки / http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/

- Электронная библиотека учебников / http://studentam.net/

- Электронная библиотека IQlib / http://www.iqlib.ru/

- http://www.sovetmo-spb.ru Совет муниципальных образований Санкт-Петербурга

- http://lenobl.ru/local_government/asociaciya/ Совет муниципальных образований Ленинградской области

- http://www.consultant.ru Компьютерная справочная правовая система «Консультант Плюс»



Приложение 1

Примерные темы курсовых работ

1. Система федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации (на конкретном примере)

2. Система федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации (на конкретном примере)

3. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на конкретном примере)

4. Система органов законодательной власти субъекта Российской Федерации (на конкретном примере)

5. Местное самоуправление в Российской Федерации

6. Местное самоуправление: зарубежный опыт и возможности его использования в Российской Федерации (на конкретном примере)

7. Органы местного самоуправления (на конкретном примере)

8. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации (на конкретном примере)

9. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (на конкретном примере)

10. Территориальное общественное самоуправление (на конкретном примере)

11. Особенности муниципального управления в городах федерального значения (на конкретном примере)

12. Экономические основы и развитие экономики муниципального образования (на конкретном примере)

13. Межмуниципальное сотрудничество (на конкретном примере)

14. Проблемы взаимоотношений федеральных и региональных органов государственного управления (на конкретном примере)

15. Взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления (на конкретном примере)

16. Взаимодействие органов власти со СМИ: состояние и перспективы развития (на конкретном примере)

17. Социально-экономичное развитие региона (муниципального образования) (на конкретном примере)

18. Управление инвестиционной деятельностью в регионе (в муниципальном образовании) (на конкретном примере)

19. Формирование социальной политики и ее реализация в регионе (в муниципальном образовании) (на конкретном примере)

20. Государственная/региональная (муниципальная) молодежная политика (на конкретном примере)

21. Управление социальным развитием в регионе (в муниципальном образовании) (на конкретном примере)

22. Управление системой образования в регионе (в муниципальном образовании) (на конкретном примере)

23. Развитие системы социальной защиты населения в регионе (в муниципальном образовании) (на конкретном примере)

24. Развитие физической культуры и спорта в регионе (в муниципальном образовании) (на конкретном примере)

25. Совершенствование механизма регулирования межбюджетных отношений в регионе (на конкретном примере)

26. Развитие регионального рынка продовольственных товаров (на конкретном примере)

27. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в регионе (в муниципальном образовании) (на конкретном примере)

28. Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления) (на конкретном примере)

29. Институт государственной (муниципальной) службы в государственном (муниципальном) управлении (на конкретном примере)

30. Современные информационные технологии в государственной (муниципальной) службе (на конкретном примере)



Приложение 2

 

Образец бланка для задания на выполнение курсовой работы

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ

И ЭКОНОМИКИ»

 

Институт __________________________________________________________

Кафедра _________________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующий кафедрой

____________ И.О. Фамилия

«___» _____________ 201_ г.

ЗАДАНИЕ

Приложение 3

Образец бланка титульного листа курсовой работы

ЧОУ ВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Управления»

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

«ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ»

 

Тема работы: «_______________________________________»

 

 

Направление подготовки                38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Направленность (профиль)                Региональное управление         

Квалификация (степень) выпускника:  Студент

Форма обучения:                                 Очная, очно-заочная, заочная

Выполнила: студент(ка) группы № _____

____________________________________

 

Зачетная книжка № ____________________

Научный руководитель

                                                                                        

(оценка)

                                                                                        

(дата защиты)

                                                                                        

(подпись)

 

Санкт-Петербург

2017


Приложение 4

Образец оформления содержания курсовой работы

СОДЕРЖАНИЕ (ОГЛАВЛЕНИЕ)

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. НАИМЕНОВАНИЕ ГЛАВЫ……………………………………………….. 4
1.1. Наименование первого параграфа……………………………………..…… 4
1.2. Наименование второго параграфа………………………………………..… 8
1.3. Наименование второго параграфа………………………………………..… 11
ГЛАВА II. НАИМЕНОВАНИЕ ГЛАВЫ…………………………………………….. 12
2.1. Наименование первого параграфа……………………………………..…… 12
2.2. Наименование второго параграфа………………………………………..… 18
2.3. Наименование второго параграфа………………………………………..… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….. 40
Приложение 1. Название приложения……..………………………………...….. 41
Приложение 2. Название приложения……..………………….……………..….. 43

 

 



Приложение 5

Примеры оформления библиографических записей



Приложение 6

Приложение 7

ОТЗЫВ

Приложение 8

Примечания

1. Каждый пункт в блоке оценивается положительно или отрицательно           (+ или -).

2. В первом блоке «Оценка содержания работы» каждый (+) оценивается в два балла (К1=2). Во втором блоке «Оценка качества проведённого исследования» каждый (+) оценивается в семь баллов (К2=7). В третьем блоке «Оценка качества оформления» каждый (+) оценивается в один балл (К3=1). 

3. При подсчете показателя «Всего количество плюсов ПN за блок КN » все «+» суммируются.

4. Общая оценка К в баллах подсчитывается по формуле: 

 

К = (П1×К1) + (П2×К2) + (П3×К3).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЕ»

 

 

Методические указания

по выполнению курсовой работы для студентов,

обучающихся по направлению 38.03.04

Государственное и муниципальное управление,

направленность «Региональное управление»

 

 

Санкт-Петербург

2017


 

УДК -----------

ББК -----------

Г--------

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию Методическим советом

Институт экономики, менеджмента и информационных технологий

 (протокол № ____ от 29 сентября 2016 г.)

 

 

Составитель:

 кандидат экономических наук, доцент Е.В. Фугалевич

Отв. редактор

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и государственного и муниципального управления Ушакова Е.В.

 

Рецензент:

Представитель работодателя (см. ОП ВО)

 

О-64 Выпускная квалификационная работа: методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления» для студентов / сост. Е.В. Фугалевич; С.-Петерб. ун-т технол. упр. и экон. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. — 34с.

ISBN 978-5-----------------------------

 

Методические указания разработаны на основании Макета методических указаний по выполнению курсовой работы для студентов, разработанного и утвержденного Институтом образовательных программ СПбУТУиЭ.

 

Методические рекомендации включают основные требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы. Приводятся правила оформления и порядок защиты выпускной квалификационной работы, образцы документов, необходимых для представления к защите.

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления» предназначены для студентов высших учебных заведений (бакалавров), обучающихся 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, направленность «Региональное управление», а также руководителям практики со стороны предприятий и организаций, руководителям практики со стороны выпускающей кафедры университета.

                                                         УДК ----------

ББК -----------

 

ISBN 978-5-----------------------------                   © Фугалевич Е.В. составление, 2017

                                                                                                      © СПбУТУиЭ, 2017


 



СОДЕРЖАНИЕ

Введение   4
1. Общие положения   5
2. Методические рекомендации к выполнению курсовой работы   5
2.1. Выбор темы курсовой работы   5
2.2. Поиск литературных источников, анализ и обобщение материала по теме курсовой работы   7
2.3. Структура курсовой работы   7
2.4. Требования к оформлению курсовой работы   10
2.4.1. Оформление титульного листа   10
2.4.2. Оформление заголовков и оглавления   10
2.4.3. Оформление текста   11
2.4.4. Правила цитирования   12
2.4.5. Правила оформления примечаний и ссылок   12
2.4.6. Оформление списка сокращений и условных обозначений   14
2.4.7. Оформление списка терминов   14
2.4.8. Оформление формул и единиц измерения величин   14
2.4.9. Оформление рисунков и иллюстраций   15
2.4.10. Оформление таблиц   16
2.4.11. Оформление списка литературы   17
2.4.12. Оформление приложений   18
3. Критерии оценки курсовой работы   18
4. Порядок и процедура защиты курсовой работы   19
Список рекомендуемой литературы   22
Приложение 1. Примерные темы курсовых работ   24
Приложение 2. Образец бланка для задания на выполнение курсовой работы   26
Приложение 3. Образец бланка титульного листа курсовой работы   27
Приложение 4. Образец оформления содержания курсовой работы   28
Приложение 5. Примеры оформления библиографических записей   29
Приложение 6. Форма заключения об оригинальности курсовой работы   30
Приложение 7. Образец бланка для отзыва руководителя на курсовую работу   31
Приложение 8. Бланк оценки качества выполнения курсовой работы   32

 


Введение

Основные цели дисциплины «Основы государственного и муниципального управление» – обучить будущих специалистов в области государственного и муниципального управления основным положениям теории и практики; помочь ориентироваться в многоплановых вопросах изучаемой дисциплины; подготовить специалистов, обладающих знаниями в области государственного и муниципального управления.

Задачи дисциплины - научить студентов:

- разбираться и оперировать понятийным аппаратом, полученным в процессе изучения данной дисциплины;

- ориентироваться в основных вопросах и проблемах государственного и муниципального управления;

- методам планирования, прогнозирования и проектирования в сфере государственного и муниципального управления.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний будущего специалиста в основных направлениях его профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления.



1.

Общие положения

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» разработаны с учетом современных требований к уровню подготовки высококвалифицированных кадров. В данных указаниях определены задачи работы, характер его содержания, этапы выполнения и предметная тематика.

Курсовая работа по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» выполняется после того, как студенты уже в течение предыдущего семестра, прослушали первую часть курса лекций и провели занятия по указанным дисциплинам. Параллельно продолжаются лекции, практические (семинарские) занятия и консультации.

Цель курсовой работы – развить способности и умение студентов в области анализа системы государственного и муниципального управления в современных условиях. Эта цель достигается посредством приложения полученных студентами знаний по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление».

Выполнение курсовой работы по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» невозможно без знания основ макро- и микроэкономики, ряда специальных дисциплин, а поэтому служит практическим итогом усвоения студентами пройденных ранее учебных курсов. С другой стороны, выполнение курсовой работы по актуальным направлениям имеет и другую важную задачу – подготовить студентов к сознательному выбору дипломного проекта (работы) и качественному его выполнению.

Опыт показывает, что навык, и наработки самостоятельных исследований студентов в процессе выполнения курсовой работы позитивно сказывается затем при выборе и выполнении ими дипломных работ (проектов).

Требования к содержанию курсовой работы по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» акцентируют внимание на разработке тактики и стратегии управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления. Нет сомнений в том, что приобретение будущими менеджерами таких навыков является важнейшим требованием к их профессиональной подготовке.

Итак, курсовой работы по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» является самостоятельной работой, позволяющей преподавателю оценить умение студента творчески, целенаправленно использовать полученные им ранее знания и служит важнейшим этапом подготовки студента к качественному написанию дипломного проекта.

2. Методические рекомендации к выполнению курсовой работы

Выбор темы курсовой работы

Курсовая работа по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» представляет собой в основном текстовое изложение выбранной темы, иллюстрированное теми или иными схемами, таблицами, графиками, расчетами, фактическим материалом.

Содержание и структура работы нужно учитывать цель и задачи, объект и предмет исследования.

Формулировки цели и задач должны начинаться со слов: «исследование...», «совершенствование (развитие)...», «проектирование (разработка)...», «анализ (оценка)...», «повышение (снижение)...», «улучшение...» и т. п. Допускается комбинация целей и задач. Например, «анализ и совершенствование...», «проектирование и оценка...».

Целевой блок идеи курсовой работы, т.е. формулировка цели корреспондируется с названием всего исследования исходя из его предмета.

При этом необходимо понимать, что перечисление задач имплицитно (т.е. логично подразумевает) задает план и внутреннюю логику текста всей работы.

В качестве объекта исследования при написании работы по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» могут выступать:

- Социально-экономические системы (в т.ч. территориальные) различных иерархических уровней.

- территориальное или муниципальное хозяйство в городах, регионах и т. д., включая жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт, связь, спорт, образование, учреждения культуры и отдыха и т. п.;

- органы государственного и муниципального управления;

- комплекс предприятий, отдельное государственное или муниципальное предприятие;

- сфера деятельности изучаемого объекта исследования.

В качестве предмета исследования могут выступать:

- структура (организационная, производственная, инфраструктура и т. д.);

- функция (планирование, организация, координация, стимулирование, контроль и т. д.);

- процесс (труд, управление и т. д.);

- характеристика (численность, эффективность и т. д.) и др.

Так же, как и цель (задачи) работы, предмет исследования может быть комплексным: «структура функций», «характеристика структуры» и т. д.

Одновременно, надо иметь ввиду, что объект (научного исследования) – это избранный элемент управленческой реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей действительная (например, территориальная социально-экономическая система любого иерархического уровня или явление, группа явлений, происходящих в ней), объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения.

Предмет (научного исследования) - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, среды, отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.

Объект и предмет исследовании как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направленно основное внимание студента, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как его заглавие.

Выполнение курсовой работы подразделяется на две части.

Первая – это изучение и глубокое осмысление общих принципов и свойств, тенденций в сфере государственного и муниципального управления.

Вторая – творческое и самостоятельное приложение общих принципов и свойств в сфере государственного и муниципального управления к практике.

Курсовая работа по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» должен раскрывать направление и характер управленческой деятельности на всех уровнях протекания процессов; с привлечением фактологического материала. Этот материал извлекается из различных источников: отчетов, аналитических справок, органов государственной и муниципальной власти всех уровней, справочной и научной литературы, периодической печати, рекламных публикаций, собственных исследований и т.п. Принцип выбора тем курсового проекта (работа) носит свободно-ограниченный характер. Выбор ограничен профилем исследования – в названии темы должен отражаться профиль, сущность данной учебной дисциплины. Ограничения связаны с объектом исследования, и получением фактологического материала.

В тоже время студентам предлагается свобода выбора в формулировании тем курсовой работы. Но при этом обязательным остается условие согласования темы с научным руководителем. Окончательным распределением тем курсовых работ, в том числе и для заочников занимается конкретный преподаватель, назначенный руководителем курсовых работ по данной учебной дисциплине.

Таким образом, ТЕМА курсовой работы для конкретного студента складывается из сознательного выбора:

1. Направления исследования в сфере государственного и муниципального управления, т.е. того или иного раздела учебной дисциплины.

2. Объекта и предмета исследования.

Поиск литературных источников, анализ и обобщение материала по теме курсовой работы

Подготовку к написанию курсовой работы следует начинать со знакомства с литературой, включая монографии, учебные пособия и научные статьи; которые помогут студенту оценить степень изученности выбранной темы.

В процессе работы над источниками и литературой рекомендуется делать выписки по фактам и событиям, относящимся к той или иной исследуемой проблеме. Выписки целесообразно делать на одной стороне листа, что в большинстве случаев облегчает группировку и обработку материалов. При этом следует точно указывать выходные данные источников и литературы, откуда сделаны выписки.

В своей работе студент должен проверять достоверность документов, учитывать, чьи взгляды выражали их составители, в каких целях и точно ли использовали эти документы те или иные исследователи.

После изучения источников и литературы необходимо составить подробный план курсовой работы и согласовать его с научным руководителем, а при необходимости – и с научным консультантом. План может уточняться в процессе работы. Его окончательный вариант составляется после проработки основных источников и литературы, изменение которого возможно только с согласия руководителя.

По мере написания введения, основной части (глав) и заключения студент представляет их научному руководителю и научному консультанту и дорабатывает с учетом их замечаний и сроков.

Список использованных источников и литературы содержит источники и литературу, использованные студентом в ходе подготовки и написания курсовой работы, и состоит из не менее 15 наименований в зависимости от темы исследования. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003. При этом все законодательные и нормативно-методические материалы, научные, учебные и периодические издания, использованные при написании работы, должны содержать полное библиографическое описание (место издания, наименование издательства, год опубликования или издания (Приложение 5).

Все материалы, дополняющие и иллюстрирующие основное содержание курсовой работы, выносятся в приложения к работе. В них, как правило, помещают схемы, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы, а также различного рода текстовые, организационно-правовые, справочные, рекламные и другие документы.

Структура курсовой работы

Курсовая работа по дисциплине «Основы государственного и муниципального управление» должен содержать:

а) текстовую, теоретическую часть;

б) проблемно- аналитическую часть.

Обе эти части специфичны для каждой темы и должны содержать ответы на ряд обязательных вопросов. Ответы на эти вопросы следует сопровождать расчетно-аналитическим материалом (таблицами, графиками, блок-схемами) построенном на конкретном примере, реальных или условных цифрах.

Основными элементами курсовой работы являются:

- титульный лист (приложение 2);

- содержание (приложение 4);

- введение;

- главы и параграфы основной части;

- заключение;

- список использованных источников и литературы (приложение 5);

- приложения.

В состав научно-справочного аппарата могут также входить список сокращений, глоссарий ключевых слов, которые должны быть сформулированы в приложении 1, если они представлены в курсовой работе.

В содержании указываются введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы (кроме приложений). Содержание помещается вслед за титульным листом.

Введение должно содержать:

- актуальность научного исследования (обоснование темы);

- цель работы, перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения цели;

- объект и предмет исследования;

- описание структуры работы.

При составлении критического обзора источников и литературы нужно определить, что они дают для изучения поставленной проблемы, а также обратить внимание, на какие источники опираются их авторы. При этом следует помнить, что критический анализ исследуемых источников и литературы нельзя подменять простым перечислением нормативно-правовых актов, работ и их авторов.

Обзор использованных источников и литературы должен быть построен по тематическому или предметному принципу, содержать авторскую оценку студента (т.е. его собственное отношение к прочитанному материалу).

Объем введения составляет примерно 10-15% от общего объема курсовой работы.

Содержание глав и параграфов основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать. Главы и параграфы должны продемонстрировать способность выпускника сжато, логично и аргументированно излагать собранный, систематизированный и проанализированный материал.

Основная часть курсовой работы, независимо от выбранной темы исследования, должна состоять из двух глав.

Исходя из логики построения работы, первую главу составляет информационно-теоретическая часть. Здесь раскрываются современные взгляды и подходы к решению исследуемой проблемы в контексте конкретной ситуации управленческой деятельности. Целесообразно показать решаемую проблему с использованием данных из правоприменительной практики в той или иной сфере государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы, которой посвящено исследование.

В этой главе можно подробно остановиться на освещении проблемно-теоретических аспектов исследования, рассмотреть их с различных методологических позиций. Для этого целесообразно провести обзор литературы по методам решения задач курсовой работы, выявить различия в основных подходах и точках зрения на рассматриваемую проблему, увязать главные теоретические положения с практикой конкретного государственного (муниципального) органа.

Каждая курсовая работа должна базироваться на основных закономерностях и принципах теории и организации государственного (муниципального) управления, на общих теоретических положениях науки управления, достижениях научной мысли, обоснованных и общепринятых утверждениях, представляя собой их конкретизацию (а чаще – следствие из них) по отношению к исследуемому объекту необходимой аргументацией.

Во второй главе, основываясь на положениях, сформулированных в теоретической части, проводится проблемно-аналитическая разработка задач курсовой работы.

Диагностический анализ государственного (муниципального) органа, организации государственного (муниципального) управления нацелен на:

- оценку достигнутого уровня организации государственного (муниципального) управления;

- оценку элементов системы управления, уровня и содержания функциональной специализации;

- сравнение фактических значений основных и характерных показателей государственной (муниципальной) управленческой деятельности с нормативными;

- выявление положительных и отрицательных сторон в организации и функционировании государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы;

- установление потерь неиспользованных возможностей в результате влияния недостатков в организации управления;

- выявление и анализ причин наличия недостатков, их проявлений и негативных последствий.

Анализ организации государственного (муниципального) управления осуществляется на основе достаточно полного описания объекта исследования и его предмета.

Источниками информации, аналитической характеристики объекта исследования, независимо от специфики темы курсовой работы, могут служить законы и подзаконные акты, положения, уставы, регламентирующие организацию и функционирование государственного (муниципального) органа, материалы текущего делопроизводства, статистические данные, отчетность отдельных подразделений и общие справочно-аналитические материалы и служебные документы, содержащие самые разнообразные сведения, представляющие интерес с точки зрения проводимого исследования.

В этой же главе проводится анализ фактических материалов, характеризующих особенности государственного (муниципального) управления, специфику выполняемых функций, компетенцию и реализуемые полномочия объекта (государственного или муниципального органа, подразделения, службы). Особое внимание уделяется анализу проблемных аспектов темы исследования соответствие с поставленными целями и задачами. Необходимо обратить внимание как на выявление и анализ положительных сторон управленческой и служебной деятельности, так и на имеющиеся здесь недостатки, а также изыскание резервов в повышении эффективности организации и функционирования системы государственного (муниципального) управления в целом и ее отдельных структур, элементов.

В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы.

Курсовая работа не должен носить описательный или излишне теоретизированный характер. Гарантией тому служит вторая глава работы.

В основной части курсовой работы целесообразно использование иллюстративных или цифровых материалов. Выбор формы представления иллюстративного материала (таблицы, диаграммы, рисунки, графики, схемы, фотодокументы и т. д.) зависит главным образом от цели и характера темы исследования.

Однако следует учитывать, что любой иллюстративный материал, помещаемый в основную часть курсовой работы, должен нести максимум новой полезной информации. Так, например, приведенные в тексте основной части таблицы должны носить аналитический характер, являться результатом обработки и анализа цифровых показателей. Таблицы, содержащие исходные статистические данные, следует приводить в отдельных приложениях к работе.

Обязательным требованием, предъявляемым к языку написания курсовой работы, является безупречная грамотность. Наличие орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок, а также стилистических погрешностей снижают ценность любого, пусть даже новаторского по содержанию, научного исследования. Язык изложения материала исследования (анализа, проектирования и т. д.) позволяет судить о культуре письменной речи ее автора, а, следовательно, необходимо научное и литературное редактирование текста курсовой работы.

Научное редактирование предполагает проверку подбора терминов, точности логических посылок и выводов, достоверности привлекаемых источников и т. д. Литературное редактирование, в свою очередь, предполагает проверку соблюдения норм современного литературного языка. Оба вида редактирования направлены на устранение всевозможных ошибок (семантических, стилистических, грамматических) и повышение содержательности текста курсовой работы.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, в обобщенном виде излагаются выводы изучения вопросов, сформулированных в цели и задачах курсовой работы. Студент должен обоснованно изложить свои взгляды на основные вопросы, рассмотренные в работе. Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов и т.п., а выводы должны логически вытекать из основного текста работы. Примерный объем заключения 3-5 страниц.

В списке сокращений должны быть расшифрованы используемые в работе сокращения наименований учреждений, структурных подразделений, библиографических данных, понятий и слов и т. д.

2.4. Требования к оформлению курсовой работы

Представленная к защите работа должна быть выполнена с помощью компьютера на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4 (210 мм * 297 мм).

Листы работы должны быть пронумерованы и сброшюрованы таким образом, при котором исключается возможность выпадения отдельных листов. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер на нем не ставится.

Для оформления работы целесообразно использовать папку-скоросшиватель.

Оформление титульного листа

Оформление титульного листа работы производится в соответствие с приложением 3.

Оформление заголовков и оглавления

Главы и части (параграфы) работы должны иметь заголовки, которые четко и кратко отражают содержание глав и параграфов. Заголовки следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, без переноса слов. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Необходимо предусмотреть один отступ от основного текста после воспроизведения заголовков глав или частей (параграфов).

Пример:

Дата: 2019-02-02, просмотров: 237.