Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА
Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"
Утверждаю Начальник кафедры БЖД Доцент В. Чернышев «_______» _________________ 2008 г. |
ЛЕКЦИЯ
Тема: «УПРАВЛЕНИЕ СПАСАТЕЛЬНОЙ ШЛЮПКОЙ И ПЛОТОМ ПРИ СИЛЬНОМ ВОЛНЕНИИ»
Обсуждена на заседании кафедры Протокол № __________ «____» _______________ 2008 г. |
Новороссийск 2008 г.
Учебные цели:
В результате изучения данной темы курсанты должны:
ЗНАТЬ: приемы использования спасательных средств и оборудования, а также методику постановки плавучего якоря.
БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ: с приемами использования спасательных средств и оборудования, а также методикой постановки плавучего якоря.
Учебные вопросы и расчет времени
I. Введение 5 мин.
II. Основная часть
Первый учебный вопрос: Сильное волнение моря и его влияние на судно - 15 мин.
Второй учебный вопрос: Управление спасательной шлюпкой, спасательным плотом при сильном волнении моря - 20 мин.
III. Заключение. 5 мин.
Учебный материал
Введение
Изучение курса «Специалист по спасательным шлюпкам и плотам, дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными и дежурными шлюпками» имеет главной целью подготовку курсантов в соответствии с требованиям, изложенных в Конвенции ПДМНВ 78/95 для подготовки и квалификации лиц командного состава флота к грамотным действиям при применении спасательных шлюпок и плотов, дежурных шлюпок, не являющимися скоростными и дежурными шлюпками в повседневных и экстремальных условиях.
Как правило, морские катастрофы происходят в тяжелых погодных условиях: во время урагана, шторма, бури и т.д. Оказавшись в таких экстремальных ситуациях моряк должен знать как управлять шлюпкой или плотом при сильном волнении моря и как выжить, победить в данной схватке со стихией.
Первый учебный вопрос:
Управление спасательной шлюпкой при сильном волнении.
Сильное волнение моря и его влияние на судно
Волны – это колебания воды, которые передаются окружающим частицам и распространяются по всем направлениям, образуя волны в идее последовательного чередования гребня и впадины.
Расстояние между двумя соседним гребнями или впадинами называются длиной волны.
Время в течение, которого волна проходит расстояние в одну длину волны называется периодом волны.
Волны бывают продольные и поперечные. В первом случае колебания частиц среды совершаются вдоль направления распространения волны, а во втором – поперек него.
Воздействие волн разнообразное – от зыби до шторма, когда волнам помогает ветер.
Судно для волн это препятствие, которое они раскачивают и об которое ударятся.
А) при следовании курсом параллельном фронту волны – судно испытывает бортовую качку, при этом углы крена и стремительность качки могут быть очень велики, качка и удары волн вызывают инерционные силы могущие сдвинуть с фундаментов механизмы, судовые устройства, сместить груз, и даже опрокинуть судно.
Б) при следовании курсом навстречу волне возникает деформация и трещины в наборе наружной обшивки корпуса и палубе судна, что при большой скорости судна неправильном распределении груза может привести к разлому судна. Дифферент приобретает форму слемига – от поперечных ударов об воду днища и кормовой частей судна.
Таким образом, При сильном волнении моря само судно представляет опасность для экипажа и пассажиров, так как меняет свое положение относительно волн и испытывает действия инерционных сил, приводящих к деформации или опрокидыванию.
Второй учебный вопрос: Управление спасательной шлюпкой, спасательным плотом при сильном волнении моря
ПЛАВАНИЯ
1. Для управления шлюпкой должна быть установлена круглосуточная вахта.
2. Управление шлюпкой осуществляется рулем.
3. На моторных шлюпках для изменения направления движения имеется рычаг переключения хода, который в зависимости от обстановки необходимо установить в положение «вперед» или «назад».
4. В качестве резервных средств передвижения на шлюпках имеются весла.
5. Для того чтобы подтянуться к судну, соседней шлюпке или оттолкнуться от них пользуйтесь отпорным крюком.
6. Для определения направления движения используйте магнитный компас.
7. При буксировке шлюпки используйте буксирный трос, стационарно установленный в носовой части.
8. Для обеспечения безопасности плавания требуется полное подчинение экипажа старшему по шлюпке.
9. Лучшим и наиболее безопасным положением шлюпки в шторм является положение против волны (носом на волну). Для удержания шлюпки в таком положении, а также для уменьшения скорости дрейфа при ветре используйте плавучий якорь. Для чего закрепите якорный канат в носу шлюпки, а якорь бросьте за борт. При подходе к берегу в штормовую погоду, во избежание выброса шлюпки на берег пользование плавучим якорем обязательно.
10. Важным фактором безопасности является взаимная помощь, поэтому стремитесь к совместному плаванию всех шлюпок и плотов потерпевшего аварию судна. Для этого все плоты и шлюпки по возможности должны быть соединены друг с другом концами длиной 15-18 м. совместное плавание поможет быстро найти вас в море, экономить сигнальные ракеты, фальшфейеры, вести наблюдение лучше.
БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ ШЛЮПКИ
1. Борьба за живучесть очень важна для сохранения жизни на шлюпке.
2. В дождливое время и штормовую погоду поставьте защитное закрытие, которое защитит шлюпку от попадания внутрь воды.
3. Следует помнить, что наполненная водой шлюпка плохо сопротивляется переворачиванию.
4. На шлюпке имеются ведра, черпак и ручной насос при помощи которых, следует немедленно удалять воду из шлюпки, не давая ей накапливаться в больших количествах.
Заключение
- Волны – это колебания воды, которые передаются окружающим частицам и распространяются по всем направлениям, образуя волны в идее последовательного чередования гребня и впадины.
- При сильном волнении моря само судно представляет опасность для экипажа и пассажиров, так как меняет свое положение относительно волн и испытывает действия инерционных сил, приводящих к деформации или опрокидыванию.
- Основная задача управления спасательным средством в условиях сильного волнения моря: удерживать шлюпку «носом на волну» и уменьшать ее дрейф плавучим якорем
ЛИТЕРАТУРА:
1. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, измененная конференцией 1995 года вместе с документами конференции Глава VI. – СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 1996.
2. Консолидированный текст конвенции СРЛАС-74. Глава III Спасательные средства и устройства. СПб: ЦНИИМФ, 1996.
3. Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА).- СПб: АОЗТ ЦНИИМФ, 1996.
4. Андреннков В.Г. Безопасность жизнедеятельности на море. Учебное пособие для вузов водного транспорта. – Новороссийск: НГМА, 1998.
5. Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах; (Справочник) Ю.Г. Глотов, В.А. Семченко, Т.Н. Сологуб и др. – М: Транспорт, 2000.
6. Начальная (базовая) подготовка по безопасности на море в вопросах и ответах. Часть 1: Учебное пособие / В.Ф. Чернышев, Ю.В. Канатов, А.П. Ремнев, Б.Г. Демидов. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2007.
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА
Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"
Утверждаю Начальник кафедры БЖД Доцент В. Чернышев «_______» _________________ 2008 г. |
ЛЕКЦИЯ
Тема: «УПРАВЛЕНИЕ СПАСАТЕЛЬНОЙ ШЛЮПКОЙ И ПЛОТОМ ПРИ СИЛЬНОМ ВОЛНЕНИИ»
Обсуждена на заседании кафедры Протокол № __________ «____» _______________ 2008 г. |
Новороссийск 2008 г.
Учебные цели:
В результате изучения данной темы курсанты должны:
ЗНАТЬ: приемы использования спасательных средств и оборудования, а также методику постановки плавучего якоря.
БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ: с приемами использования спасательных средств и оборудования, а также методикой постановки плавучего якоря.
Учебные вопросы и расчет времени
I. Введение 5 мин.
II. Основная часть
Первый учебный вопрос: Сильное волнение моря и его влияние на судно - 15 мин.
Второй учебный вопрос: Управление спасательной шлюпкой, спасательным плотом при сильном волнении моря - 20 мин.
III. Заключение. 5 мин.
Учебный материал
Введение
Изучение курса «Специалист по спасательным шлюпкам и плотам, дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными и дежурными шлюпками» имеет главной целью подготовку курсантов в соответствии с требованиям, изложенных в Конвенции ПДМНВ 78/95 для подготовки и квалификации лиц командного состава флота к грамотным действиям при применении спасательных шлюпок и плотов, дежурных шлюпок, не являющимися скоростными и дежурными шлюпками в повседневных и экстремальных условиях.
Как правило, морские катастрофы происходят в тяжелых погодных условиях: во время урагана, шторма, бури и т.д. Оказавшись в таких экстремальных ситуациях моряк должен знать как управлять шлюпкой или плотом при сильном волнении моря и как выжить, победить в данной схватке со стихией.
Первый учебный вопрос:
Управление спасательной шлюпкой при сильном волнении.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 533.