II. Философия И. Канта - родоначальника классической немецкой философии делится на два периода: докритический и критический
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Докритический период в философии Канта продолжался до 1770 г. В качестве последователя Ньютона Кант выдвигает гипотезу, сейчас называемую гипотезой Канта-Лапласа. В этот период он является деистомдеизме Бог рассматривается как творец первоматерии, которая затем существует и развивается по своим собственным законам - законам Ньютона). Благодаря космогонической гипотезе Кант ввёл в естествознание диалектику, историзм (идея развития Солнечной системы и других планетных систем).

Кант пытался осмыслить проблему свободы человека, но она не совмещалась с его установками на Ньютоновскую классическую механику. Вывод Канта: Вся предшествующая философия зашла в тупик. Она рассуждает о высших предметах (Бог, душа, Вселенная), не исследовав условия и возможности их познания.

 

2. Критический период философии. Кант  предлагает реформировать предмет философии. По его мнению, философия должна ответить на вопросы: 1. Что я могу знать? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть истина». 2. Что я должен делать? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть добро». 3. На что я могу надеяться? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть красота». В работе «Критика чистого разума» Кант выявляет условия и границы нашего познания. Он пытается очистить теорию познания от недостатков рационализма и эмпиризма.

Кант согласен с эмпиризмом в том, что наше знание начинается с опыта. Но, он подчеркивает, что в опыте нам не даны математические знания, так как данные опыта не обладают всеобщностью и необходимостью. Значит, можно согласиться с рационализмом, что истоки нашего знания не ограничиваются опытом. Кант считает, что у человека нет врождённых идей, но некоторые знания человека являются априорными (т.е. доопытными) - они формируются в процессе ЭПИГЕНЕЗА чистого разума. Тем не менее, Кант  не согласен с рационализмом в том, что источником истинного знания является только разум.

 

Теория познания Канта

1. Кант, пытаясь преодолеть недостатки эмпиризма и рационализма, выделяет три способа познания: чувственность, рассудок, разум. Он признает, что хотя наше познание начинается с опыта, мы обладаем априорным (доопытным) знанием.

2. Всё существующее, т.е. то, что мы пытаемся познать, делится на два вида: явления и вещи в себе.

3. Рассматривая чувственность (данные опыта), Кант обнаруживает априорные формы, позволяющие упорядочивать явления. Это пространство и время. Здесь Канта можно назвать субъективным идеалистом.

4. Рассматривая рассудок, Кант обнаруживает в нем также чистые априорные формы, т.е. категории, позволяющие упорядочивать явления, т.е. данные опыта. Рассудок – это способность судить, связывать понятия. Кант выделил следующие категории: качества, количества, отношения, модальность. Они все заключены в рассудке как чистые априорные формы, через которые мы воспринимаем мир.

5. Кант приходит к выводу, что и в чувственности и в рассудке мы имеем дело только с явлениями, но не с вещами в себе.  Разум выходит за пределы опыта, он направлен на постижение вещей в себе (душа, Бог, вселенная). Кант утверждает, что когда разум пытается постичь вещи в себе, он впадает в противоречия, например, рассуждая о Вселенной в целом, мы сталкиваемся с антиномиями. В философии Канта появляется понятие антиномии, обозначающее два положения одинаково истинные и недоказуемые, которые противоречат друг другу. Натолкнувшись на антиномии, разум не может постичь вещь в себе. Кант делает выводы о непознаваемости вещей в себе. Эту позицию мы можем назвать агностицизмом.

6. Выводы: а) В учении об антиномиях как о противоречиях познания Кант приходит к диалектическим идеям. (В этом его значение для философии как родоначальника классической немецкой философии - философии диалектической). б). Вывод Канта агностичен (агностицизм – учение о непознаваемости мира), так как для него с одной стороны мы посредством априорного знания конструируем мир, а с другой стороны, между явлениями и вещью в себе - пропасть и поэтому, вещи в себе непознаваемы.

 

    Учение о нравственности.

     Кант полагает, что в чистом разуме нет свободы, он ограничен априорными формами. Тогда Кант переходит к исследованию практического разума. В отличие от чистого разума – практический разум сам может устанавливать законы человеческого поведения. В учении о нравственности (этике) Кант развивает представление об активности практического разума, который создает нравственные законы. Основанием этих законов является наличие у человека души и, соответственно, свободной воли. Законы практического разума Кант называет императивами – повелениями. Он выделяет два вида императивов:

- Гипотетические, определяющие законы поведения в соответствии с этикой разумного эгоизма, когда люди поступают, преследуя какие-либо собственные цели, но без ущерба другим людям.

- Категорические, определяющие законы истинной нравственности, которая регулируется долгом и контролируется совестью.

    Увидев категорические императивы, прежде всего, в библейских заповедях, Кант дал им следующие определения:

    1. «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли, могла бы в то же время иметь силу всеобщего законодательства».

    2. «Относись к человеку всегда как к цели, а не как к средству».

    3. «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».

    Теория прогресса по Канту. Кант считал, что исторический процесс бесконечен. Его причиной являются противоречивые отношения между людьми - антагонизмы, которые заставляют людей нравственно совершенствоваться и совершенствовать общество.

    Вывод: Кант заложил основы диалектики, поставил проблемы перед теорией познания, создал новую концепцию нравственности.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 191.