Милетская школа
Полис Милет – богатая колония, находившаяся на торговом перепутье, куда часто заезжали мудрецы с Востока.
Представители Милетской школы:
Фалес (последнее десятилетие VII – первая половина VI вв. до н.э.), Анаксимандр (конец VII – вторая половина VI в.в. до н.э.), Анаксимен (VI в. до н.э.)
Основная проблема, которую решали милетцы - это проблема «архэ», т.е. первоначала всех вещей. Для Фалеса архэ – это вода (т.е. жидкость как таковая).
Анаксимандр ввел термин «первоначало» – архэ. Их архэ всё возникает, из него состоит и в него всё возвращается. У Анаксимандра архэ – это «апейрон» (беспредельное, бескачественное начало). Анаксимандр формулирует первые диалектические идеи: все вещи возникают из противоположностей «холодного» и «теплого». Всё изменяется и переходит из одного состояния в другое. Анаксимен - делает шаг назад - у него архэ – это конкретное вещество, воздух.
Элейская школа
Основатель: Ксенофан (расцвет /акмэ/ - 570 г. до н.э.)
Ксенофан первый осуществил антропологическую критику религии (каждый народ создает своих богов по своему идеальному образу); выдвинул идею космоса как бытия – шарообразного, неподвижного, неделимого и совершенного.
Парменид (вторая ½ VI –середина V вв. до н.э.). Парменид ввел в философию понятие «бытие». В своей работе «О природе» он утверждал: Есть два пути познания мира: путь мнения, который дает нам представление о кажущемся мире (т.е. небытии), этот мир изменчив, состоит из множества многообразных вещей; путь истины, путь знания (который дает нам представление о бытии). Бытие – то, что существует – оно не возникает, не уничтожается, оно неделимо, однородно и совершенно.
Зенон Элейский (конец V в. (начало V в. до н.э.)).
Он не создавал новые идеи, а доказывал идеи Парменида. Известно 40 доказательств против множественности, 4 апории против движения. Зенон является основателем субъективной диалектики, которая строится по принципу: «Если доказать, что что-то противоречиво, а значит оно не может мыслиться и поэтому неистинно, то обратное ему будет истинно».
3. Пифагорейская школа
Основатель - Пифагор (расцвет /акмэ/ - 530 г. до н.э.).
Он утверждал, что:
1. Космос подчиняется количественным закономерностям. Поэтому архэ – это число. Ранние пифагорейцы понимали число сначала как нечто вещественное, а поздние как числовую абстрактную единицу. Согласно пифагорейцам, мир состоит из четных и нечетных чисел.
2. У пифагорейцев возникают первые антропологические идеи: человек состоит из тела и души: душа – бессмертна, она покидает тело при смерти человека.
4. Атомистическая школа
Демокрит (родился в 460 г. до н.э.). Учитель Демокрита (легендарный основатель атомизма) – Левкипп ввел понятие атома. «Атом» буквально неделимый. По Демокриту, «бытие – это атомы, атомы являются архэ (из них вещи состоят, атомы соединяются - вещи возникают, распадаются - вещи исчезают). Атомы постоянно движутся в пустоте, отличаются друг от друга весом, размером и положением в пространстве. Из атомов состоят тела, которые соединяются в тела по необходимости.
Демокриту принадлежит одна из первых формулировок принципа детерминизма («детермо» = определяю): в мире нет случайности, а есть жесткая необходимость, неразрывная связь причин и следствий.
Теория познания Демокрита: Демокрит является представителем сенсуализма, согласно которому единственным надежным источником познания являются органы чувств, т.к. в нашем теле есть атомы, которые присутствуют и в вещах (подобное познается подобным). Душа по Демокриту, состоит из особых, светоносных атомов.
5. Гераклит
Гераклит (расцвет /акмэ/ 504-501 гг. до н.э.).
По Гераклиту, архэ – это огонь (важнейшая характеристика - изменчивость). У Космоса (природы) есть закон, подчиняющий себе всё существование природы – логос (слово). «Всё не только упорядочено, но и подчиненно закону существования космоса».
Гераклит развил и четко сформулировал диалектические идеи, появившиеся еще в философии милетцев. Диалектические идеи Гераклита: он развивает их положения об изменчивости и противоречивости всего существующего:
1. Всё в мире изменчиво. Вещи возникают, изменяются и гибнут (исчезают), возвращаясь к своему первоначалу.
2. Все изменения происходят благодаря борьбе противоположностей.
3. Противоположности находятся в гармоническом единстве.
Эти принципы характеризуют объективную диалектику мира, где господствуют противоречия.
II . КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Центром классической философии, классической культуры в целом становятся Афины после греко-персидских войн.
Классический период начинается с так называемого «гуманистического предпериода», для которого характерно зарождение антропологических идей, формирование в примитивной форме принципа антропоцентризма.
1. Софисты
Софисты – буквально платные учителя мудрости. Софистов можно разделить на: старших и младших.
После греко-персидских войн начинается кризис полисной системы и именно софистами осознается необходимость переоценки полисных ценностей. Софисты противопоставляют природе все созданное человеком (т.е. законы и ценности). Т.к. законы и ценности созданы человеком, они могут быть переосмыслены, переоценены. Критерием переоценки является человек как «мера всех вещей».
Старшие софисты:
Протагор (491 г. до н.э. – 381 г. до н.э.). Ему принадлежит знаменитая формула: «Человек – мера всех вещей». В ней можно увидеть первую (весьма примитивную) формулировку принципа антропоцентризма. Но, если человек выступает критерием для переоценки ценностей, то это может вести к релятивизму (т.е. к признанию относительности всех ценностей).
Горгий. Для его философии характерно доказательство относительности, как знаний, так и ценностей. Горгий полагал, что в мире нет абсолютного, всё – относительно. Поэтому истина не имеет значения, главное - умение логически доказать свою правоту (иногда запутав противника, даже путем логических ошибок).
2. Сократ
Сократ (469 г. до н.э. – 399 г. до н.э.). Сократ – оппонент софистов, основатель рационализма. Ученики Сократа: Платон, Евклид из Мегары, Диоген.
Значение Сократа в философии:
1. Именно Сократ заложил основание для рационалистической антропологии (учения о человеке). По Сократу, человека представляет собой единство тела и души, которая определяет сущность человека. Душа - это разум, а разум – это способность к приобретению знаний и к нравственному поведению. На основе рационалистической антропологии Сократ создает рационалистическую этику: нравственность человека, добродетель – это знания. Свобода – следование разуму, а не инстинктам, следование установленным законам полиса.
2. Сократ впервые поставил проблему метода. Метод Сократа: майевтика (это название определила профессия матери Сократа – повивальной бабки, он считал, что помогает родиться мысли так же, как его мама помогала родиться ребенку). Майевтика по форме представляла собой маску незнания («я знаю, что ничего не знаю») и иронию. Через иронические вопросы собеседнику Сократ старался придти к знанию. По содержанию майевтика представляла собой индукцию (умозаключение от частного к общему) и определение понятия. Сократ сделал вывод: существует нечто общее, что объединяет ряд предметов, но к ним не сводится. Это понятие - форма мысли, в которой фиксируется общее у ряда сходных предметов. Например, красота, добро и т.п.
Малые сократические школы
1. мегарская.
2. элидо-элитрейская. Это школы «спорщиков», занимавшихся логикой и диалектикой как искусством спора.
3. школа киренаиков; ее представители рассуждали о нравственности, о добродетели; они полагали, что философия должна быть не теоретической, а практической, определенным образом жизни.
4. школа киников (циников, «кинес» – собака). Основатель – Антисфен (446 г. до н.э. – 366 г. до н.э.). Яркий представитель – Диоген из Синопа. Киники также размышляли о добродетели, о благе (т.е. счастье). Они полагали, что истинное благо - это то, что нельзя отнять у человека. Это - свобода (прежде всего, внутренняя). Свободу они понимали как независимость от внешнего окружающего мира, от общества (абсолютное погружение в себя).
3. Платон
Платон (428 г. до н.э. – 347 г. до н.э.). Эволюция идей Платона: от Сократа через Гераклита, элейскую школу и пифагорейцев.
Следует отметить специфику мышления Платона, оно насыщено мифологическими образами, иллюстрирующими рациональные философские положения. Философская система Платона целостна, она включает в себя онтологию, гносеологию, философскую антропологию, социальную философию, этику и эстетику.
Онтология Платона: Платон выделяет три уровня бытия: 1. Подлинное бытие - мир идей, эйдосов (эйдос – образ, идея); 2. Кажущееся бытие – мир вещей (обычный мир); 3. Небытие – первоматерия. Мир идей – это идеальный прообраз мира вещей. Его подобие - мир вещей создается из небытия (первоматерии) Демиургом. Демиург – творец мира вещей по прообразу мира идей. Неподлинное бытие устроено по законам диалектики Гераклита: всё движется, все изменяется. Мир идей – прекрасен, неподвижен и неизменен. Идеи умопостигаемы. Они упорядочены по иерархическому принципу: истина, благо, красота – высшие ступени в этой иерархии. Гносеология Платона. В ее основе платоновская антропология: человек представляет собой единство души и тела. Платон – рационалист. Он полагает, что благодаря ощущениям мы можем получить знание (мнение), но оно не истинно; основной источник познания - разум. По Платону, «душа человека была когда-то идеей, находясь в мире идей, она приобрела знание, это означает, что она знает всё». Однако, попав в тело – «темницу души», она всё забыла. Следовательно, познать значит всё вспомнить. Теорию познания Платона можно назвать теорией анамнесиса - теорией припоминания.
Душа человека состоит из трех частей: вожделеющая, волевая и разумная. В зависимости от преобладания этих частей Платон выделяет три типа людей. И соответственно, три слоя общества: ремесленники (у них преобладает вожделеющая часть души); воины (у них преобладает волевая часть души); мудрецы-философы (у них преобладает разумная часть души). Они должны управлять государством. Государство возникает из потребностей людей, люди нуждаются в еде, защите, жилище и управлении. На этой основе он строит одну из первых социальных утопий. Каждой части души соответствует своя добродетель. 1. Преимущество вожделеющей части души: ремесленники. Для них добродетелью является воздержание 2. Преимущество волевой части души: воины. Для них добродетелью является стойкость. 3. Преимущество разумной части души: мудрецы (философы) – они должны править в обществе. Для них добродетелью является мудрость, а для всех это дает справедливость.
4. Аристотель
Аристотель (383 г. до н.э. – 322 г. до н.э.), ученик Платона, но он критиковал его философию (прежде всего, онтологию за теорию идей). Аристотель полагал, что Платон «удваивает мир», разрывая и противопоставляя идеи и вещи - сущности вещей и сами вещи. Важнейшие работы Аристотеля - «Метафизика (первая философия)», «Физика». Он был философом с естественнонаучной ориентацией (сын врача), энциклопедистом, сведущим во многих областях знания.
Аристотель систематизировал известные ему научные знания по цели и предмету:
1. Науки теоретические, их цель – знание. К ним относятся: метафизика (первая философия), физика и математика.
2. Науки практические их цель – руководство человеческим поведением. К ним относятся: этика, экономика и политика.
3. Творческие науки их цель – достижение пользы и ориентация на прекрасное. К ним относятся: поэтика, риторика и искусство.
Все они входили в сферу научных интересов самого Аристотеля.
Онтология Аристотеля. Ее основа – критика предшествующих концепций. Основной объект критики – теория идей Платона. Аристотель критикует Платона за удвоение мира, за необъяснение причастности идей вещам, за разрыв общего и единичного, сущности вещи и самой вещи. На основании данной критики Аристотель выдвигает учение о четырех причинах вещей: материальной, формальной, активной или действующей, финальной или целевой. Эти причины обязательны для появления любой единичной вещи, которую Аристотель называет субстанцией. Все причины их можно свести к двум: материи и форме. Например, чугунный шар состоит из материи - чугуна и формы - шара. Все вещи представляют собой единство материи и формы, имея в своей основе первоматерию, состоящую из пяти элементов: воды, огня, воздуха, земли и светоносного эфира.
На основе отношения материи и формы Аристотель пытается объяснить появление единичных вещей. Материя пассивна, а форма активна. Материя - это возможность, а форма - действительность. Переход от возможности к действительности, т.е. соединение материи и формы дает единичную вещь – субстанцию. Это происходит благодаря движению. Движение становится объектом философии Аристотеля. Движение присуще вещам, его исходной причиной является неподвижный перводвигатель. Аристотель выделяет виды движения: возникновение, становление, гибель, перемещение, изменение.
Гносеология Аристотеля (как и у Платона, строится на основе философской антропологии). Человек – единство души и тела. Душа не бессмертна, присуща всему живому, в своем развитии она прошла несколько этапов. Душа состоит из частей. 1. Вегетативная часть души характеризуется функциями питания и размножения. Вегетативная часть души свойственна растениям (и затем животным). 2. Активная, двигательная часть души характеризуется функцией движения. Она свойственна животным. 3. Разумная часть души характеризуется функцией познания. Она свойственна только человеку. Познание начинается с органов чувств; источником знания является чувственное познание. Второй уровень – это разумное познание, разумом мы познаем сущность вещей, а высший уровень познания – научное, философское познание, осуществляемое при помощи категорий. Аристотель систематизировал категории, выделив десять основных.
По Аристотелю, «истина – соответствие знаний самому предмету». Аристотель – один из основателей корреспондентной теории истины (теории соответствия). Аристотель был создателем формальной логики (сформулировал основные законы формальной логики).
По Аристотелю, человек - это политическое, общественное животное. Он считал, что основой идеального общества является средний класс – нечто среднее: «небогатые, но и не бедные». Таким же образом он нашел идеальный тип правления - нечто среднее между хорошими и плохими типами правления. К хорошим типам правления Аристотель отнес монархию, аристократию, политию (идеальный тип правления), к плохим - тиранию, олигархию, демократию. Полития – это единство демократии и аристократии.
Этические взгляды Аристотеля. Он занимался поисками счастья для единичного человека. Счастье возможно лишь на основе добродетели. Аристотель выделил следующие виды добродетели. 1. Умеренные добродетели, которые связаны с тем, что человек ориентируется на разум и не потакает инстинктам. 2. Идеальные добродетели: справедливость, мужество, благородство; они ориентируются на ровное, спокойное существование духа (т.е. счастье).
I. Хронология.
Возникновение средневековой философии Запада и Византии связано с возникновением христианства, это философия является религиозной и зависимой от религии. Как правило, выделяют следующие хронологические (временные) рамки средневековой философии: I-II – XIV-XV века.
I. Хронология.
- Итальянский Ренессанс – конец XIII-XVI в.в.
- Северный Ренессанс, распространявшийся в странах севернее Альп от Италии - в Нидерландах, Германии, Франции – XV-XVI вв. По времени он совпал с Реформацией и Контрреформацией.
II . Основные характеристики эпохи Возрождения:
1. Возрождение античной культуры.
2. Возрождение интереса к человеку, его свободе и достоинству.
III . Характерные черты эпохи Возрождения:
1. Секуляризация – это процесс слома духовной диктатуры религии и церкви. В эпоху Ренессанса культура становится светской, а не религиозной.
- В Италии секуляризация происходила под влиянием гуманизма, который выступал как философия, идеология, как образ жизни, как программа воспитания и поведения.
- На «Севере» секуляризация осуществлялась под влиянием Реформации.
2. Гуманизм – учение о человека как высшей ценности мира, человеке свободном, достойном и создающем себя самого.
3. Антропоцентризм – принцип, заменивший теоцентризм. Согласно данному принципу, в центре картины мира находится человек, все проблемы решаются путем обращения не к Богу, а к человеку. Антропоцентризм является важнейшей характерной чертой ренессансного гуманизма.
4. Индивидуализм. Этический принцип, согласно которому человек – это индивидуальность и он должен полагаться только на себя и на свои силы. А также в этике Ренессанса был возрожден эпикуреизм как этика гедонизма (наслаждения).
5. Пантеизм (дословно всебожие) - принцип, распространенный, прежде всего в натурфилософии. Согласно данному принципу, Бог тождественен мир, он «растворен» в природе. Можно отметить отличие ренессансного пантеизма от средневекового: если в средневековом пантеизме природа растворена в Боге, то в Ренессансном пантеизме, наоборот, Бог растворен в природе.
6. Утопизм – согласно мыслителям-утопистам, идеальный человек должен жить в идеальном обществе: где нет частной собственности, все равны и все трудятся.
IV . Философские направления эпохи Возрождения:
1. Гуманизм
2. Неоплатонизм
3. Натурфилософия
4. Социально-политическое направление
V . Философия гуманизма
Хронология:
- XIV в. – этап становления; гуманизм выступал в форме филологического гуманизма, основанного на интересе к древним языкам, и на чтении и переводе древних рукописей.
- первая половина XV в. – ранний гуманизм, который уже выступал в форме философии и делился на гражданский и индивидуалистический.
- XV – начало XVI в. – зрелый гуманизм. В этот период возникает интерес к онтологической проблематике. Он связан, прежде всего, с деятельностью флорентийской неоплатонической академии.
- XVI в. – поздний гуманизм, для него характерен интерес к натурфилософской и социально-политической проблематике.
Представители этапа становления гуманизма и раннего гуманизма: Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка, Леонардо Бруни, Лоренцо Валла, К. Салютати
Основные идеи мыслителей указанных этапов:
1. Человек – это высшая ценность мира, он свободное и достойное существо; свобода и достоинство не даны ему от рождения, а достигаются собственными усилиями человека.
2. Свобода и достоинство человека заключаются в способности самосозидания.
3. Человек – индивидуалист и полагается только на себя и на свои силы, он проповедует этику гедонизма (наслаждения).
4. Человек представляет собой гармоничное единство души и тела. В эпоху Ренессанса происходит реабилитация человеческой телесности и человеческой чувственности. Человек – это не только душа, но еще и тело. Человек – любимое творение Бога и он должен быть оправдан в своей земной жизни и как телесное существо.
5. Человек – микрокосм (микровселенная), равный макрокосмосу (макровселенной).
6. Человек по своим возможностям равен Богу. Ценность человека в свободе, в самосозидании.
VI. Неоплатонизм.
В XV в. гуманизм переориентируется на проблемы онтологии. Поскольку для Ренессанса характерно критическое отношение к средневековью, постольку для ренессансной философии характерна критика средневековых авторитетов, прежде всего Аристотеля, и, соответственно, обращение к философии Платона. Значительное количество неизвестных на Западе трудов Платона стали известны в Италии благодаря византийским мыслителям, в частности, благодаря Георгию Гемисту Плетону.
Основные проблемы неоплатонизма:
1. отношение Бога и мира;
2. отношение мира (Вселенной) и человека.
Решая указанные проблемы, ренессансные неоплатоники утверждали, что самая главная характеристика Бога - творчество. Бог, прежде всего творец, а мир – это творение Бога, следовательно, мир оправдан в своем существовании и необходим. Бог тождественен миру (природе): пантеизм неоплатоников вел к обожествлению человека как неотъемлемой части вселенной.
Представители неоплатонизма:
Марсилио Фичино (1422-1495 гг.), Джованни Пико делла Мирандола (1463-1495 гг.).
Мирандола выделил три уровня бытия: элементарное, ангельское и небесное. Их объединяет в себе Бог. Мирандола - пантеист, поскольку утверждает, что Бог тождественен миру, они едины. Бог во всем и все в Боге. Для Мирандолы, как и для других неоплатоников характерно сохранение иерархической средневековой картины мира, т.е. – «великой цепи бытия». (Ее истоки можно обнаружить в философии Платона). Мирандола считал, что человек пронизывает все сферы, является важнейшей, центральной сферой бытия. Человек отличается от всех иных существ способностью к самосозиданию и самовоспитанию. В философии неоплатонизма возрождается античная идея: человек как микрокосм равен макрокосму - Вселенной. Значение неоплатонизма: Поскольку Бог растворен в природе, постольку природа становится достойным объектом исследования. Пантеизм стал предпосылкой для исследования природы.
VII. Натурфилософия.
В XVI в. гуманизм переориентируется на исследование природы. Предпосылки становления натурфилософии:
- гелиоцентрическая гипотеза Коперника;
- Великие географические открытия;
- исследования Кеплера и Галилея;
- понимание математики как важнейшего средства исследования природы, ее языка (Леонардо да Винчи, Галилей);
- пантеизм.
Представители натурфилософии:
1. Николай Кузанский (1401-1464 гг.). Как неоплатоника его интересовали проблемы отношения Бога и мира, отношения Бога и человека.
Кузанский отрицательно относился к схоластике и философии Аристотеля и критиковал их в работе «Об ученом незнании». Он утверждал, что мир познается при помощи органов чувств и разума, но Бога мы познать не можем (ни разумом, ни органами чувств, ни верой). Бога можно постичь только интуитивно и, конечно, символически (посредством математических символов). Николай Кузанский использовал понятие бесконечности и утверждал, что Бог - это бесконечность. Эта бесконечность содержит в себе противоречие: единство максимума (вселенной) и минимума (человека). В этом положении Кузанского можно увидеть возрождение диалектических идей. Бог как бесконечность разворачивается в мире, т.е. в процессе развертывания Бог создает мир. (Т.е. Бог создал мир не за шесть дней!). Человек как неотъемлемая часть вселенной - это микрокосм, равный макрокосмосу, способный сам создать себя и быть свободным.
2. Джон Толанд. Для его философии характерны: идея активности (в противовес аристотелевской трактовке материи), самодвижения материи; первая формулировка деизма (Бог создал первичную материю, и она развивалась далее по своим собственным законам).
3. Джордано Бруно. Бруно находился под влиянием идей Коперника и Н. Кузанского. Он утверждал, что не только Вселенная бесконечна, но еще существует бесчисленное множество (возможно населенных) миров. Бруно считал, материя активна, объясняя ее активность наличием у мира души, которая и приводит его в движение.
4. Николай Коперник. 5. Леонардо да Винчи.
Основные черты ренессансной н атурфилософии:
1. Пантеизм.
2. Положение о бесконечности Вселенной (Кузанский, Бруно, Галилей).
3. Гелиоцентрическая концепция (Коперник, Кузанский).
4. Возрождение диалектических идей, представлений о противоречивости и изменчивости всего сущего (Кузанский, Бруно и др.)
5. Формирование представлений об активности материи, которой присуще самодвижение (Толанд, Бруно).
III. Проблема субстанции.
Субстанция – в переводе с латинского языка - сущность. Классическое определение субстанции дал Б. Спиноза. Он определил ее как «causa sui» (причина самой себя). Субстанция - это причина самой себя и всего существующего, не имеющая причин вне себя.
Теория познания Канта
1. Кант, пытаясь преодолеть недостатки эмпиризма и рационализма, выделяет три способа познания: чувственность, рассудок, разум. Он признает, что хотя наше познание начинается с опыта, мы обладаем априорным (доопытным) знанием.
2. Всё существующее, т.е. то, что мы пытаемся познать, делится на два вида: явления и вещи в себе.
3. Рассматривая чувственность (данные опыта), Кант обнаруживает априорные формы, позволяющие упорядочивать явления. Это пространство и время. Здесь Канта можно назвать субъективным идеалистом.
4. Рассматривая рассудок, Кант обнаруживает в нем также чистые априорные формы, т.е. категории, позволяющие упорядочивать явления, т.е. данные опыта. Рассудок – это способность судить, связывать понятия. Кант выделил следующие категории: качества, количества, отношения, модальность. Они все заключены в рассудке как чистые априорные формы, через которые мы воспринимаем мир.
5. Кант приходит к выводу, что и в чувственности и в рассудке мы имеем дело только с явлениями, но не с вещами в себе. Разум выходит за пределы опыта, он направлен на постижение вещей в себе (душа, Бог, вселенная). Кант утверждает, что когда разум пытается постичь вещи в себе, он впадает в противоречия, например, рассуждая о Вселенной в целом, мы сталкиваемся с антиномиями. В философии Канта появляется понятие антиномии, обозначающее два положения одинаково истинные и недоказуемые, которые противоречат друг другу. Натолкнувшись на антиномии, разум не может постичь вещь в себе. Кант делает выводы о непознаваемости вещей в себе. Эту позицию мы можем назвать агностицизмом.
6. Выводы: а) В учении об антиномиях как о противоречиях познания Кант приходит к диалектическим идеям. (В этом его значение для философии как родоначальника классической немецкой философии - философии диалектической). б). Вывод Канта агностичен (агностицизм – учение о непознаваемости мира), так как для него с одной стороны мы посредством априорного знания конструируем мир, а с другой стороны, между явлениями и вещью в себе - пропасть и поэтому, вещи в себе непознаваемы.
Учение о нравственности.
Кант полагает, что в чистом разуме нет свободы, он ограничен априорными формами. Тогда Кант переходит к исследованию практического разума. В отличие от чистого разума – практический разум сам может устанавливать законы человеческого поведения. В учении о нравственности (этике) Кант развивает представление об активности практического разума, который создает нравственные законы. Основанием этих законов является наличие у человека души и, соответственно, свободной воли. Законы практического разума Кант называет императивами – повелениями. Он выделяет два вида императивов:
- Гипотетические, определяющие законы поведения в соответствии с этикой разумного эгоизма, когда люди поступают, преследуя какие-либо собственные цели, но без ущерба другим людям.
- Категорические, определяющие законы истинной нравственности, которая регулируется долгом и контролируется совестью.
Увидев категорические императивы, прежде всего, в библейских заповедях, Кант дал им следующие определения:
1. «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли, могла бы в то же время иметь силу всеобщего законодательства».
2. «Относись к человеку всегда как к цели, а не как к средству».
3. «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».
Теория прогресса по Канту. Кант считал, что исторический процесс бесконечен. Его причиной являются противоречивые отношения между людьми - антагонизмы, которые заставляют людей нравственно совершенствоваться и совершенствовать общество.
Вывод: Кант заложил основы диалектики, поставил проблемы перед теорией познания, создал новую концепцию нравственности.
IV. Философия Гегеля.
Создал диалектический метод и систему. Работы: «Феноменология духа», «Наука логики». 1812-1814 гг.
II. Философия Чаадаева.
Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856). Публикация (1836) его первого из восьми философических писем привело к закрытию журнала "Телескоп", высылке редактора в Сибирь, и объявлению Чаадаева сумасшедшим. В "Апологии сумасшедшего" он попытался объяснить свою (как казалось в те годы «антипатриотическую» позицию) и защититься.
Предпосылками философских размышлений Чаадаева явились:
1. Положение философии Шеллинга о том, что мировой дух по-разному проявляется в каждом народе.
2. Философские идеи французского мистика Жозефа де Местра, который говорил об особом предназначении каждого народа.
На основании этих положений Чаадаев сделал вывод: в силу заимствования православия из Византии и татаро-монгольского ига Россия отстала в своем развитии. Россия в силу определенных причин оказалась на обочине мировой истории. Есть разные народы – играющие роль в мировой истории и не играющие. К первым, прежде всего, относятся народы Западной Европы. Западный католицизм, неразрывно связанный с античной ученостью, был ориентирован на рационализм – и, поэтому вывел народы Европы вперед. У России же своя миссия, заложенная свыше, – дать всему миру урок, «как не следует жить» (последнее суждение Чаадаев добавил в «Апологии сумасшедшего»).
Несмотря на все усилия роль пророка у Чаадаева не получилась (здесь можно вспомнить письма А.С. Пушкина к Чаадаеву). Но он заложил основы философии истории в русской философии.
Направления русской философии
I . Славянофилы. Философия славянофильства прошла несколько этапов: раннее славянофильство (братья Киреевские, А. Хомяков, братья Аксаковы), почвенничество (Аполлон Григорьев, Ф.М. Достоевский), неославянофильство (К. Леонтьев).
Первое интеллектуальное объединение славянофилов (братья Киреевские, А. Хомяков, братья Аксаковы, Ю. Самарин) произошло в 1839 году.
Славянофилы как первые философы культуры обратились к исследованию западных и восточных начал в русской культуре и русском менталитете. По существу славянофилы выступали как философы культуры. К восточным началам в русской культуре они отнесли православие и общину, а к западным - образование, технику и т.п. (то есть то, что было привнесено после реформ Петра I).
Согласно славянофилам (прежде всего А.С Хомякову), православие усвоено Россией в чистой, неизмененной форме. Это означает, что в нем сохранен дух первоначального христианства.
Проблема соотношения веры и разума рассматривается и у И. Киреевского и А. Хомякова. Например, последний утверждал, что мир в его целостности разум постичь не может – необходимо обратиться к вере. Вместе они дадут истину. По мнению славянофилов, русский менталитет (в силу своей сердечности и любви к Богу) характеризуется стремлением к цельному знанию, т.е. к знанию, в котором объединены вера и разум. Кроме понятия «цельное знание» важным понятием в философии славянофилов является понятие «соборность», в котором «открывается истина православия». Данное понятие обозначает духовное единение всего народа перед лицом православной церкви. Только в сочетании с верой разум может возвыситься до истинного соборного сознания. (в социальной сфере основанием «соборности» у славянофилов выступает община).
II . Западники. Основная проблема философии западников – возможность и пути возврата России в лоно мировой истории (цивилизации).
К западникам принадлежали представители кружков московских интеллектуалов – Т. Грановского, В. Боткина («молодой» В.Г. Белинский, «молодой» М. Бакунин, «молодой» А.И. Герцен). Как правило, западники были гегельянцами: они принимали гегелевскую схему развития мира и мировой истории. Западники критически относились и к православию, и к самодержавию: последнее они рассматривали как причину подавления личности в России. Первым шагом возвращения России в русло мировой истории западники считали либеральные реформы. По их мнению, свобода слова, печати, вероисповедания и т.п. позволит решить проблему угнетения личности в современной им России. Наиболее известными представителями западничества конца XIX века являются К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин.
Милетская школа
Полис Милет – богатая колония, находившаяся на торговом перепутье, куда часто заезжали мудрецы с Востока.
Представители Милетской школы:
Фалес (последнее десятилетие VII – первая половина VI вв. до н.э.), Анаксимандр (конец VII – вторая половина VI в.в. до н.э.), Анаксимен (VI в. до н.э.)
Основная проблема, которую решали милетцы - это проблема «архэ», т.е. первоначала всех вещей. Для Фалеса архэ – это вода (т.е. жидкость как таковая).
Анаксимандр ввел термин «первоначало» – архэ. Их архэ всё возникает, из него состоит и в него всё возвращается. У Анаксимандра архэ – это «апейрон» (беспредельное, бескачественное начало). Анаксимандр формулирует первые диалектические идеи: все вещи возникают из противоположностей «холодного» и «теплого». Всё изменяется и переходит из одного состояния в другое. Анаксимен - делает шаг назад - у него архэ – это конкретное вещество, воздух.
Элейская школа
Основатель: Ксенофан (расцвет /акмэ/ - 570 г. до н.э.)
Ксенофан первый осуществил антропологическую критику религии (каждый народ создает своих богов по своему идеальному образу); выдвинул идею космоса как бытия – шарообразного, неподвижного, неделимого и совершенного.
Парменид (вторая ½ VI –середина V вв. до н.э.). Парменид ввел в философию понятие «бытие». В своей работе «О природе» он утверждал: Есть два пути познания мира: путь мнения, который дает нам представление о кажущемся мире (т.е. небытии), этот мир изменчив, состоит из множества многообразных вещей; путь истины, путь знания (который дает нам представление о бытии). Бытие – то, что существует – оно не возникает, не уничтожается, оно неделимо, однородно и совершенно.
Зенон Элейский (конец V в. (начало V в. до н.э.)).
Он не создавал новые идеи, а доказывал идеи Парменида. Известно 40 доказательств против множественности, 4 апории против движения. Зенон является основателем субъективной диалектики, которая строится по принципу: «Если доказать, что что-то противоречиво, а значит оно не может мыслиться и поэтому неистинно, то обратное ему будет истинно».
3. Пифагорейская школа
Основатель - Пифагор (расцвет /акмэ/ - 530 г. до н.э.).
Он утверждал, что:
1. Космос подчиняется количественным закономерностям. Поэтому архэ – это число. Ранние пифагорейцы понимали число сначала как нечто вещественное, а поздние как числовую абстрактную единицу. Согласно пифагорейцам, мир состоит из четных и нечетных чисел.
2. У пифагорейцев возникают первые антропологические идеи: человек состоит из тела и души: душа – бессмертна, она покидает тело при смерти человека.
4. Атомистическая школа
Демокрит (родился в 460 г. до н.э.). Учитель Демокрита (легендарный основатель атомизма) – Левкипп ввел понятие атома. «Атом» буквально неделимый. По Демокриту, «бытие – это атомы, атомы являются архэ (из них вещи состоят, атомы соединяются - вещи возникают, распадаются - вещи исчезают). Атомы постоянно движутся в пустоте, отличаются друг от друга весом, размером и положением в пространстве. Из атомов состоят тела, которые соединяются в тела по необходимости.
Демокриту принадлежит одна из первых формулировок принципа детерминизма («детермо» = определяю): в мире нет случайности, а есть жесткая необходимость, неразрывная связь причин и следствий.
Теория познания Демокрита: Демокрит является представителем сенсуализма, согласно которому единственным надежным источником познания являются органы чувств, т.к. в нашем теле есть атомы, которые присутствуют и в вещах (подобное познается подобным). Душа по Демокриту, состоит из особых, светоносных атомов.
5. Гераклит
Гераклит (расцвет /акмэ/ 504-501 гг. до н.э.).
По Гераклиту, архэ – это огонь (важнейшая характеристика - изменчивость). У Космоса (природы) есть закон, подчиняющий себе всё существование природы – логос (слово). «Всё не только упорядочено, но и подчиненно закону существования космоса».
Гераклит развил и четко сформулировал диалектические идеи, появившиеся еще в философии милетцев. Диалектические идеи Гераклита: он развивает их положения об изменчивости и противоречивости всего существующего:
1. Всё в мире изменчиво. Вещи возникают, изменяются и гибнут (исчезают), возвращаясь к своему первоначалу.
2. Все изменения происходят благодаря борьбе противоположностей.
3. Противоположности находятся в гармоническом единстве.
Эти принципы характеризуют объективную диалектику мира, где господствуют противоречия.
II . КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Центром классической философии, классической культуры в целом становятся Афины после греко-персидских войн.
Классический период начинается с так называемого «гуманистического предпериода», для которого характерно зарождение антропологических идей, формирование в примитивной форме принципа антропоцентризма.
1. Софисты
Софисты – буквально платные учителя мудрости. Софистов можно разделить на: старших и младших.
После греко-персидских войн начинается кризис полисной системы и именно софистами осознается необходимость переоценки полисных ценностей. Софисты противопоставляют природе все созданное человеком (т.е. законы и ценности). Т.к. законы и ценности созданы человеком, они могут быть переосмыслены, переоценены. Критерием переоценки является человек как «мера всех вещей».
Старшие софисты:
Протагор (491 г. до н.э. – 381 г. до н.э.). Ему принадлежит знаменитая формула: «Человек – мера всех вещей». В ней можно увидеть первую (весьма примитивную) формулировку принципа антропоцентризма. Но, если человек выступает критерием для переоценки ценностей, то это может вести к релятивизму (т.е. к признанию относительности всех ценностей).
Горгий. Для его философии характерно доказательство относительности, как знаний, так и ценностей. Горгий полагал, что в мире нет абсолютного, всё – относительно. Поэтому истина не имеет значения, главное - умение логически доказать свою правоту (иногда запутав противника, даже путем логических ошибок).
2. Сократ
Сократ (469 г. до н.э. – 399 г. до н.э.). Сократ – оппонент софистов, основатель рационализма. Ученики Сократа: Платон, Евклид из Мегары, Диоген.
Значение Сократа в философии:
1. Именно Сократ заложил основание для рационалистической антропологии (учения о человеке). По Сократу, человека представляет собой единство тела и души, которая определяет сущность человека. Душа - это разум, а разум – это способность к приобретению знаний и к нравственному поведению. На основе рационалистической антропологии Сократ создает рационалистическую этику: нравственность человека, добродетель – это знания. Свобода – следование разуму, а не инстинктам, следование установленным законам полиса.
2. Сократ впервые поставил проблему метода. Метод Сократа: майевтика (это название определила профессия матери Сократа – повивальной бабки, он считал, что помогает родиться мысли так же, как его мама помогала родиться ребенку). Майевтика по форме представляла собой маску незнания («я знаю, что ничего не знаю») и иронию. Через иронические вопросы собеседнику Сократ старался придти к знанию. По содержанию майевтика представляла собой индукцию (умозаключение от частного к общему) и определение понятия. Сократ сделал вывод: существует нечто общее, что объединяет ряд предметов, но к ним не сводится. Это понятие - форма мысли, в которой фиксируется общее у ряда сходных предметов. Например, красота, добро и т.п.
Малые сократические школы
1. мегарская.
2. элидо-элитрейская. Это школы «спорщиков», занимавшихся логикой и диалектикой как искусством спора.
3. школа киренаиков; ее представители рассуждали о нравственности, о добродетели; они полагали, что философия должна быть не теоретической, а практической, определенным образом жизни.
4. школа киников (циников, «кинес» – собака). Основатель – Антисфен (446 г. до н.э. – 366 г. до н.э.). Яркий представитель – Диоген из Синопа. Киники также размышляли о добродетели, о благе (т.е. счастье). Они полагали, что истинное благо - это то, что нельзя отнять у человека. Это - свобода (прежде всего, внутренняя). Свободу они понимали как независимость от внешнего окружающего мира, от общества (абсолютное погружение в себя).
3. Платон
Платон (428 г. до н.э. – 347 г. до н.э.). Эволюция идей Платона: от Сократа через Гераклита, элейскую школу и пифагорейцев.
Следует отметить специфику мышления Платона, оно насыщено мифологическими образами, иллюстрирующими рациональные философские положения. Философская система Платона целостна, она включает в себя онтологию, гносеологию, философскую антропологию, социальную философию, этику и эстетику.
Онтология Платона: Платон выделяет три уровня бытия: 1. Подлинное бытие - мир идей, эйдосов (эйдос – образ, идея); 2. Кажущееся бытие – мир вещей (обычный мир); 3. Небытие – первоматерия. Мир идей – это идеальный прообраз мира вещей. Его подобие - мир вещей создается из небытия (первоматерии) Демиургом. Демиург – творец мира вещей по прообразу мира идей. Неподлинное бытие устроено по законам диалектики Гераклита: всё движется, все изменяется. Мир идей – прекрасен, неподвижен и неизменен. Идеи умопостигаемы. Они упорядочены по иерархическому принципу: истина, благо, красота – высшие ступени в этой иерархии. Гносеология Платона. В ее основе платоновская антропология: человек представляет собой единство души и тела. Платон – рационалист. Он полагает, что благодаря ощущениям мы можем получить знание (мнение), но оно не истинно; основной источник познания - разум. По Платону, «душа человека была когда-то идеей, находясь в мире идей, она приобрела знание, это означает, что она знает всё». Однако, попав в тело – «темницу души», она всё забыла. Следовательно, познать значит всё вспомнить. Теорию познания Платона можно назвать теорией анамнесиса - теорией припоминания.
Душа человека состоит из трех частей: вожделеющая, волевая и разумная. В зависимости от преобладания этих частей Платон выделяет три типа людей. И соответственно, три слоя общества: ремесленники (у них преобладает вожделеющая часть души); воины (у них преобладает волевая часть души); мудрецы-философы (у них преобладает разумная часть души). Они должны управлять государством. Государство возникает из потребностей людей, люди нуждаются в еде, защите, жилище и управлении. На этой основе он строит одну из первых социальных утопий. Каждой части души соответствует своя добродетель. 1. Преимущество вожделеющей части души: ремесленники. Для них добродетелью является воздержание 2. Преимущество волевой части души: воины. Для них добродетелью является стойкость. 3. Преимущество разумной части души: мудрецы (философы) – они должны править в обществе. Для них добродетелью является мудрость, а для всех это дает справедливость.
4. Аристотель
Аристотель (383 г. до н.э. – 322 г. до н.э.), ученик Платона, но он критиковал его философию (прежде всего, онтологию за теорию идей). Аристотель полагал, что Платон «удваивает мир», разрывая и противопоставляя идеи и вещи - сущности вещей и сами вещи. Важнейшие работы Аристотеля - «Метафизика (первая философия)», «Физика». Он был философом с естественнонаучной ориентацией (сын врача), энциклопедистом, сведущим во многих областях знания.
Аристотель систематизировал известные ему научные знания по цели и предмету:
1. Науки теоретические, их цель – знание. К ним относятся: метафизика (первая философия), физика и математика.
2. Науки практические их цель – руководство человеческим поведением. К ним относятся: этика, экономика и политика.
3. Творческие науки их цель – достижение пользы и ориентация на прекрасное. К ним относятся: поэтика, риторика и искусство.
Все они входили в сферу научных интересов самого Аристотеля.
Онтология Аристотеля. Ее основа – критика предшествующих концепций. Основной объект критики – теория идей Платона. Аристотель критикует Платона за удвоение мира, за необъяснение причастности идей вещам, за разрыв общего и единичного, сущности вещи и самой вещи. На основании данной критики Аристотель выдвигает учение о четырех причинах вещей: материальной, формальной, активной или действующей, финальной или целевой. Эти причины обязательны для появления любой единичной вещи, которую Аристотель называет субстанцией. Все причины их можно свести к двум: материи и форме. Например, чугунный шар состоит из материи - чугуна и формы - шара. Все вещи представляют собой единство материи и формы, имея в своей основе первоматерию, состоящую из пяти элементов: воды, огня, воздуха, земли и светоносного эфира.
На основе отношения материи и формы Аристотель пытается объяснить появление единичных вещей. Материя пассивна, а форма активна. Материя - это возможность, а форма - действительность. Переход от возможности к действительности, т.е. соединение материи и формы дает единичную вещь – субстанцию. Это происходит благодаря движению. Движение становится объектом философии Аристотеля. Движение присуще вещам, его исходной причиной является неподвижный перводвигатель. Аристотель выделяет виды движения: возникновение, становление, гибель, перемещение, изменение.
Гносеология Аристотеля (как и у Платона, строится на основе философской антропологии). Человек – единство души и тела. Душа не бессмертна, присуща всему живому, в своем развитии она прошла несколько этапов. Душа состоит из частей. 1. Вегетативная часть души характеризуется функциями питания и размножения. Вегетативная часть души свойственна растениям (и затем животным). 2. Активная, двигательная часть души характеризуется функцией движения. Она свойственна животным. 3. Разумная часть души характеризуется функцией познания. Она свойственна только человеку. Познание начинается с органов чувств; источником знания является чувственное познание. Второй уровень – это разумное познание, разумом мы познаем сущность вещей, а высший уровень познания – научное, философское познание, осуществляемое при помощи категорий. Аристотель систематизировал категории, выделив десять основных.
По Аристотелю, «истина – соответствие знаний самому предмету». Аристотель – один из основателей корреспондентной теории истины (теории соответствия). Аристотель был создателем формальной логики (сформулировал основные законы формальной логики).
По Аристотелю, человек - это политическое, общественное животное. Он считал, что основой идеального общества является средний класс – нечто среднее: «небогатые, но и не бедные». Таким же образом он нашел идеальный тип правления - нечто среднее между хорошими и плохими типами правления. К хорошим типам правления Аристотель отнес монархию, аристократию, политию (идеальный тип правления), к плохим - тиранию, олигархию, демократию. Полития – это единство демократии и аристократии.
Этические взгляды Аристотеля. Он занимался поисками счастья для единичного человека. Счастье возможно лишь на основе добродетели. Аристотель выделил следующие виды добродетели. 1. Умеренные добродетели, которые связаны с тем, что человек ориентируется на разум и не потакает инстинктам. 2. Идеальные добродетели: справедливость, мужество, благородство; они ориентируются на ровное, спокойное существование духа (т.е. счастье).
III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Философские школы:
- киников
- эпикурейцев
- стоиков
- скептиков
- неоплатоников
- неопифагорейцев
Основная проблема: Как достичь блага (счастья)? Представители эллинистической философии считали, что это возможно, только построив свою картину мира (при помощи физики) и объяснив, как мы познаем мир (при помощи логики).
1. Философская школа киников.
Диоген утверждал, что истинное благо то, которое у человека отнять невозможно. Это внутренняя свобода. Отрицал теоретическую философию, признавал практическую.
2. Философские школы эпикурейцев, стоиков и скептиков
Философия представителей указанных школ делится на три части:
- физика (учение о мире)
- логика (учение о познании)
- этика (учение о благе и счастье)
Физика и этика существовали для обоснования логики.
Эпикур. Его последователи: Филодем, Силон (ок. 1 в. до н.э.), Тит Лукреций Кар (99-55 г.г. до н.э.). Эпикуреизм развивает основные положения атомизма: в мире есть атомы и пустота, но атомы отличаются весом и формой. Для объяснения соединений атомов в тела, Эпикур ввел понятие «клинамен» (свобода). Атомы соединяются в тела и распадаются в силу отклонения, клинамена - свободы. Поскольку душа состоит из атомов, то она не вечна. Человек боится смерти и надо ему объяснить, что ее бояться не следует, а нужно ценить каждый миг жизни. Истинная ценность – наслаждение (гедоне) – отсутствие страданий. Поэтому этику Эпикура называют гедонизмом. Но наслаждение, по Эпикуру, означает отсутствие страданий, а страдания вызывают неосуществленные желания. Поэтому, чтобы быть счастливым необходимо ничего не хотеть и не желать, и находиться в спокойном, ровном состоянии духа.
Стоики. Основателем стоицизма является Зенон из Китиона; его последователи: Клеанф, Хрисипп – греки; Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – римляне.
По мнению стоиков, весь мир пронизывает душа, судьба, воле которой невозможно противостоять. Истинный философ (мудрец) должен смириться с судьбой ради блага (счастья). Главный принцип смирения – апатия; человек не должен ничего желать, должен покориться судьбе.
Скептики. Основатель – Пиррон из Элиды, один из представителей - Секст Эмпирик.
Цель рассуждений скептиков – доказать относительность всего. Скептики вырабатывали положения (тропы), представляющие собой сравнения. Например, мед для здорового человека сладок, для больного - горек. Кто из них прав? Все относительно. На этом основании следует воздерживаться от суждений – эпохэ. Воздержание от суждений ведет к воздержанию от действий, т.е. к поведению истинного мудреца.
3. Философские школы неоплатоников и неопифагорейцев
Неоплатонизм представляет собой «мостик» между античной философией и философией средних веков. Филон Александрийский предложил читать Священное писание как совокупность символов, аллегорий, иносказаний, таким образом, соединив античную философию и Ветхий Завет. Неоплатоники положили начало христианско-религиозной философии.
Основные черты средневековой философии
I. Хронология.
Возникновение средневековой философии Запада и Византии связано с возникновением христианства, это философия является религиозной и зависимой от религии. Как правило, выделяют следующие хронологические (временные) рамки средневековой философии: I-II – XIV-XV века.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 243.